Условия реализации инклюзивного образования для воспитанников ДОУ

349

Понятие инклюзивного образования раскрывается в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно Закону под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Условия реализации инклюзивного дошкольного образования в детских садах закреплены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13» (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13), утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26.

Условия для инклюзивного образования в ДОУ: организация безбарьерной среды

Условия реализации инклюзивного образования предполагают формирование адаптированной образовательной среды в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Материально-техническое оснащение должно обеспечивать создание безбарьерной среды и физической доступности объектов, наличие условий и средств для обучения и воспитания, а также своевременной коррекции нарушений в развитии детей с учетом структуры подобных нарушений.

Организация безбарьерной среды на территории дошкольной образовательной организации предусматривает:

  • оборудование входа в здание специальным наклонным пандусом с перилами, подъемным механизмом для инвалидов-колясочников;
  • оборудование расширенного дверного проема для беспрепятственного доступа в здание;
  • устройство уклонов в местах перепада высот пешеходных дорожек и тротуаров на территории детского сада. Если детский сад посещают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, то уклон дорожек и тротуаров предусматривается не более 5 градусов, ширина дорожек и тротуаров – не менее 1,6 м. На поворотах и через каждые 6 м они должны иметь площадки для отдыха. На территории дошкольной образовательной организации для слепых и слабовидящих детей ширина прогулочных дорожек для безопасности передвижения должна быть не менее 3 м и иметь двустороннее ограждение двух уровней: перила на высоте 90 см и планка на высоте 15 см;
  • обеспечение наружного искусственного освещения территории детского сада. Если детский сад посещают слабовидящие дети, уровень искусственной освещенности в вечернее время должен быть не менее 40 лк.

Условия для инклюзивного образования в ДОУ обязывают оборудовать на территории дошкольной образовательной организации удобные подъездные пути и подходы от остановок общественного транспорта. Все подъезды и подходы к зданию должны быть асфальтированы или иметь другое твердое покрытие.

Деревья, кустарники, столбы и другие объекты, находящиеся на территории, не должны быть препятствием для ходьбы, прогулок и игр детей.

Около поворотов, вблизи перекрестков, у зданий, около столбов и других препятствий дорожки должны иметь крупнозернистую структуру покрытий, шероховатая поверхность которых служит сигналом для замедления ходьбы. Асфальтированные дорожки должны иметь дугообразный профиль в зависимости от их ширины (середина дорожки возвышается над боковыми сторонами на 5–15 см), удовлетворяя условиям реализации инклюзивного образования.

Игровое и спортивное оборудование на территории инклюзивного детского сада должно не только соответствовать возрастным особенностям детей, учитывать состояние их здоровья, быть безопасным в использовании, но и позволять проводить коррекционные занятия на участке.

Условия для инклюзивного образования в ДОУ: оснащение и планировка детского сада

Размещение помещений для воспитанников инклюзивных дошкольных образовательных организаций должно обеспечивать возможность удобного перемещения внутри здания, гарантируя условия реализации процесса инклюзивного образования в ДОУ.

Состав и площади помещений групповых ячеек для дошкольников с нарушениями слуха, зрения и интеллекта при проектировании должны приниматься в соответствии с рекомендуемыми (в кв. м на 1 ребенка):

Помещения

Нарушения

слуха

зрения

интеллекта

слабовидящие

косоглазие и амблиопия

Раздевальная

1,0

1,0

0,8

1,0

Помещение для личных вещей детей

0,4

0,4

0,3

0,4

Групповая

3,0

4,2

3,3

4,2

Спальня

2,5

3,0

2,4

3,0

Буфетная

3,0

3,0

3,0

3,0

Туалетная

12 кв. м для групп детей младенческого и раннего возраста;

16 кв. м для дошкольных групп

Плеопто-ортоптическая комната

0

2,0

1,6

Логопедическая комната

1,0

Состав и площади помещений групповых ячеек для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата при проектировании также должны приниматься в соответствии с рекомендуемыми (в кв. м на 1 ребенка):

Помещения

Групповые ячейки детей до 3 лет

Групповые ячейки детей от 3 до 7 лет

Раздевальная (приемная)

1,0

1,0

Помещение для личных вещей детей

0,4

0,4

Игральная (столовая)

3,0

3,1

Спальня

4,1

4,1

Помещение для раздачи пищи и мойки посуды (буфетная)

3,0

3,0

Туалетная (горшечная)

0,25

0,25

Комната логопеда

0,83

0,83

Веранда неотапливаемая (для 50% детей)

3,0

3,0

Двери входов в здания, помещения для детей при открывании не должны создавать препятствия для прохода. В помещениях следует избегать устройства внешних углов, а имеющиеся углы округлять.

Лестницы должны иметь двусторонние поручни и ограждение высотой 1,8 м или сплошное ограждение сеткой.

Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата лестницы оборудуются двусторонними поручнями, которые устанавливаются на двух уровнях: поручень на высоте 0,9 м и дополнительный нижний поручень на высоте 0,5 м. При необходимости оборудуют пандусы с уклоном 1 : 6. Пандусы должны иметь резиновое покрытие. В туалетных комнатах необходимо предусмотреть расширенный дверной проем и специальные поручни.

Нормативные условия для инклюзивного образования в ДОУ предусматривают установку лифтов в здании. При отсутствии лифта для перемещения инвалидов-колясочников по лестницам используют различные подъемные устройства.

При обучении и воспитании детей с нарушениями зрения и полностью незрячих детей в помещениях детского сада должны быть обеспечены условия для беспрепятственного передвижения. С этой целью на стенах групповых устанавливают тактильные направляющие и обеспечивают безопасность углов. Окраска дверей и дверных наличников, выступающих частей зданий, границ ступеней, мебели и оборудования должна контрастировать с окраской стен. Поверхности перил и края ступеней лестниц должны быть также контрастными по фактуре. Чтобы облегчить ориентацию и обеспечить безопасность детей, двери оснащают визуальными маркерами.

Уровень искусственной освещенности для слепых и слабовидящих детей в игровых, учебных помещениях, музыкальных и спортивных залах должен быть не менее 600–800 лк; для детей, страдающих светобоязнью, в игровых, учебных помещениях, музыкальных и спортивных залах – не более 300 лк. Для создания комфортных световых условий детям со светобоязнью над их учебными столами предусматривается обязательное раздельное включение отдельных групп светильников общего освещения.

Детская мебель и оборудование помещений должны гарантировать условия реализации инклюзивного образования, оставаясь безвредными для здоровья детей и учитывая специфику организации педагогического процесса и лечебно-восстановительных мероприятий, а также соответствуя росту и возрасту детей.

В помещениях групповых для слабовидящих детей и детей с умственной отсталостью рекомендуются одноместные универсальные столы с регулируемыми параметрами, простой и надежной конструкции.

В помещениях групповых для детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих) и расстройствами речи рекомендуется предусматривать одноместные столы с индивидуальными пультами (микрофонный комплект, слуховое оборудование); стол для воспитателя с пультом управления (с усилителем и коммутатором), с подводкой слаботочной линии к пульту управления каждого стола. Слуховое оборудование монтируется на стационарно закрепленных столах для детей и воспитателя. При использовании звукоусиливающей аппаратуры предусматривается звукоизоляция перекрытий и стен (перекрытия и стены должны обладать высокими звукоизолирующими свойствами).

В помещениях групповых для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусматривается специальная мебель.

Большим подспорьем для физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы в инклюзивном детском саду является бассейн. Ключевые условия для инклюзивного образования в ДОУ – наличие и эксплуатация бассейна в ДОУ, оборудованного подъемным устройством для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Для детей с нарушениями зрения (слепых и слабовидящих) необходимо обеспечить дополнительные меры предосторожности:

  • края ванны бассейна должны быть обтянуты резиной;
  • неглубокая часть ванны отделяется ограничительной доской из пенопласта (расположенной поперек ванны) и сеткой с грузилами;
  • для спуска в бассейн оборудуются две дополнительные лестницы с перилами;
  • вокруг ванны и вдоль ее стен должны быть предусмотрены перила на высоте 30 и 50 см от пола.

Помещения медицинского назначения могут быть использованы не только для организации оздоровительно-профилактических мероприятий, но и для лечебной и коррекционно-восстановительной работы. Состав этих помещений должен быть расширен (в соответствии с профилем детского сада) в зависимости от заболеваний, соответствующих основным дефектам в развитии детей.

Следует иметь в виду, что пространственно-развивающая среда инклюзивного детского сада направлена как на воспитание обычных детей, так и на воспитание и коррекцию детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому во всех групповых помещениях рекомендуется предусмотреть наличие разнообразных зон, в которых представлены пособия и игры для различных категорий детей.

Условия для инклюзивного образования в ДОУ: наполняемость групп

Инклюзивное образование в детском саду предполагает пониженный уровень наполняемости дошкольных групп. Согласно требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в детских садах осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

Рекомендуемая наполняемость групп комбинированной направленности установлена п. 1.12 СанПиН 2.4.1.3049-13 в зависимости от категории детей и возраста всех детей в группе:

1) до трех лет – не более 10 детей, в т. ч. не более трех детей с ограниченными возможностями здоровья;

2) старше трех лет:

  • не более десяти детей, в т. ч. не более трех глухих или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной или тяжелой степени, или детей со сложным дефектом;
  • не более 15 детей, в т. ч. не более четырех слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой не более 17 детей, в т. ч. не более пяти детей с задержкой психического развития.

Часто практикуется следующий подход к формированию инклюзивных групп: две трети составляют воспитанники с нормальным психофизическим развитием, оставшуюся треть – дети с ограниченными возможностями здоровья (например, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта) либо дети раннего возраста без выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в т. ч. дети с нарушением эмоционально-волевой сферы). Общая наполняемость группы при этом сокращается, что сохраняет условия реализации инклюзивного образования.

Контингент детей с ограниченными возможностями здоровья может варьироваться, однако главным условием включения в группу является готовность ребенка к посещению детского сада в режиме 12-часового пребывания.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам документ с примерными вопросами мониторинга педагогических компетенций воспитателей в ходе реализации требований ФГОС ДО.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль