Как регулируются формы сетевого взаимодействия в образовании

83

Одной из важнейших новелл Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») выступает сетевая форма взаимодействия образовательных учреждений (далее – сетевая форма) и ее регулирование. Потребность в этом назрела уже давно, т. к. данная форма фактически была опробована на практике многими образовательными учреждениями, осуществляющими инновационную деятельность.

Впервые принципы сетевого взаимодействия образовательных организаций и образовательных систем в рамках деятельности федеральных экспериментальных площадок были закреплены приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1123 «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования». Очевидно, что сетевую форму использовали в первую очередь организации-лидеры, обладающие значительным творческим потенциалом.

Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013–2020 годы», утв. распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-р, предусматривает в качестве одного из инструментов реализации – стимулирование инициативы, активности и самостоятельности отдельных организаций и инновационных сетей. В качестве результата реализации программы для детей и семей указано обеспечение возможности выбора в старших классах для всех учащихся профиля обучения и индивидуальной траектории освоения образовательной программы (в образовательных организациях всех форм собственности и их сетях, в формах семейного, дистанционного образования, самообразования).

Согласно ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сетевая форма взаимодействия образовательных учреждений обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в т. ч. иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Таким образом, сетевая форма предусматривает использование ресурсов нескольких юридических лиц, в т. ч. не относящихся к сфере образования.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, содержащиеся в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, указывают на сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений как на механизм, направленный на повышение эффективности образовательного процесса.

На уровне регионов сетевая форма взаимодействия образовательных учреждений при реализации образовательных программ закрепляется программными документами, определяющими направления и мероприятия модернизации региональных систем общего образования и повышения их эффективности, а также региональными стратегиями действий в интересах детей, концепциями образовательной политики.

Сетевая форма взаимодействия образовательных учреждений в действии

Согласно ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы могут участвовать:

  • организации, осуществляющие образовательную деятельность;
  • научные организации;
  • медицинские организации;
  • организации культуры;
  • физкультурно-спортивные организации;
  • иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность. В связи с этим они также могут быть участниками договора о сетевой форме реализации образовательных программ.

Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее – Закон № 127-ФЗ) дает следующее определение научной организации: «юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации» (ч. 1 ст. 5).

Научные организации подразделяются:

  • на научно-исследовательские;
  • опытно-конструкторские;
  • проектно-конструкторские;
  • проектно-технологические;
  • научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования;
  • иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.

Закон № 127-ФЗ предусматривает, что научная организация в целях подготовки и переподготовки научных работников и специалистов может осуществлять обучение по образовательным программам послевузовского профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования.

Кроме того, она может осуществлять сотрудничество и координацию своей деятельности с образовательными учреждениями высшего профессионального образования, в т. ч. на договорной основе, а также путем создания объединений научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования в форме ассоциаций или союзов в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, условия участия научной организации в сетевой форме реализации образовательных программ фактически урегулированы Законом № 127-ФЗ.

Медицинской организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К физкультурно-спортивным организациям относятся физкультурно-спортивные и спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, студенческие спортивные лиги, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Термин «организация культуры» может включать в себя широкий спектр организаций, осуществляющих деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. К их числу можно отнести театры, филармонии, цирки, творческие центры, организации исполнительских искусств, библиотеки, музеи, депозитарии произведений культуры и искусства, выставочные залы и картинные галереи, парки культуры и отдыха, учреждения клубного типа (дома и дворцы культуры, клубы, социально-культурные и другие специализированные и многофункциональные комплексы и объединения), центры культуры и искусства, научно-методические центры народного творчества и другие аналогичные организации.

Формы сетевого взаимодействия в образовании: заключение договора

Основными механизмами, обеспечивающими реализацию и использование сетевой формы, являются:

  • договор между организациями – участниками сетевой формы;
  • совместная разработка и утверждение несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ.

Особенности содержания договора о сетевой форме отражаются в ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

По своему статусу данный договор имеет гражданско-правовую природу, т. к. заключается между обособленными субъектами, обладающими юридически равным положением, автономной волей, организационной и имущественной самостоятельностью.

Содержание договора о сете вой форме включает условия и порядок осуществления образовательной деятельности по реализуемой образовательной программе, в т. ч.:

  • распределение обязанностей между сторонами договора;
  • порядок реализации образовательной программы;
  • характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы.

То есть содержание договора во многом регулирует также имущественные и личные неимущественные отношения между образовательными и иными организациями.

Договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ)).

Целесообразно, чтобы учредительные документы организаций – участников договора о сетевой форме, не относящихся к сфере образования, содержали положения, предусматривающие их право заключать договоры с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в т. ч. договоры о сетевой форме реализации образовательных программ.

Большинство образовательных организаций, включая дошкольные и общеобразовательные, обладают статусом бюджетных учреждений. Как любые иные юридические лица, бюджетные учреждения в соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Приобретение гражданских прав и принятие гражданских обязанностей бюджетными учреждениями и иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, осуществляется через орган юридического лица, наделенный соответствующими полномочиями. Как правило, в качестве такового выступает руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность. Если договор заключается иным кроме руководителя лицом, ему потребуется доверенность, содержащая полномочие на заключение договоров и (или) договора (в т. ч. о сетевой форме) от имени образовательного учреждения.

С точки зрения типологии договор о сетевой форме взаимодействия образовательных учреждений невозможно отнести к какому-либо типу гражданско-правовых договоров, урегулированных в части второй Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее – ГК РФ). Наиболее близким к нему по содержанию выступает договор простого товарищества. Согласно п. 1 ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

Договор о сетевой форме может быть как возмездным, так и безвозмездным – в зависимости от выбранных сторонами способов взаимодействия.

Помимо обязательных условий, предусмотренных ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», договор может содержать иные условия, определяемые по усмотрению сторон.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль