Инструкция по разработке устава в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

35

Действия образовательной организации по внесению изменений в устав и исключению из него чрезмерной информации.

Действия образовательной организации

Пояснения, примеры формулировок

Нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», иных федеральных законов и подзаконных актов

1

2

3

Общие положения

Указать наименование образовательной организации

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») предъявляет два требования к наименованию: оно должно содержать указание на организационно-правовую форму (для большинства организаций – учреждение),  а также на тип образовательной организации в строгом соответствии со ст. 23. В случае расхождений наименование типа необходимо привести в соответствие с законом. Кроме того, в наименовании образовательной организации могут содержаться иные слова, указывающие на особенности осуществления образовательной деятельности (например, математический, полного дня, интернат, санаторного типа, коррекционное и т. п.). Можно использовать и имя собственное (в кавычках): например, «Солнышко», «Мир знаний» и т. п.

Наименование автономного учреждения должно включать указание на собственника его имущества.

Части 5, 6 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Часть 2 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ)

Указать место нахождения образовательной организации

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического  лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного  органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического  лица без доверенности

Часть 2 ст. 52 ГК РФ

Указать тип образовательной организации и ее организационно-правовую форму

Например, общеобразовательное учреждение или дошкольное образовательное учреждение

Часть 2 ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Указать тип государственного (муниципального) учреждения

Казенное, бюджетное или автономное

Пункт 2 ст. 9.1, ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ)

Указать учредителя образовательной организации, собственника имущества

Пример формулировки: «Учредителем образовательной организации и собственником ее имущества является ___________________ (публично-правовое образование). Функции и полномочия учредителя исполняет ________________ (государственный или муниципальный орган). Функции и полномочия собственника имущества исполняет _______________ (государственный  или муниципальный орган)»

Часть 2 ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Указать предмет и цели деятельности образовательной организации

Пример формулировки: «Целями деятельности образовательной организации являются:

_________________________;

_________________________;

_________________________».

Статья 49, ч. 2 ст. 52 ГК РФ

Указать филиалы и представительства. Рассмотреть вопрос о целесообразности указания иных структурных подразделений

Структурные подразделения образовательной организации, в т. ч. филиалы и представительства, не являются юридическими  лицами и действуют на основании устава и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации. Осуществление образовательной деятельности в представительстве запрещается

Часть 4 ст. 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Статья 55 ГК РФ

Виды деятельности образовательной организации

Указать основные виды деятельности образовательной организации.

Рассмотреть вопрос включения таких видов деятельности, как проведение промежуточной и итоговой аттестации для экстернов, обучение на дому и в медицинских организациях, предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, предоставление родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного  образования, методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи

В перечень основных видов деятельности могут войти не только являющиеся согласно ст. 23 Федерального закона «Об образовании  в Российской Федерации» основными целями деятельности образовательной организации, но и не отнесенные данной статьей к основным целям деятельности виды. По основным видам деятельности может быть доведено государственное (муниципальное) задание.

Виды образовательных программ  должны быть указаны с уровнем и (или) направленностью

Части 1–4 ст. 23, ч. 2 ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Указать иные виды деятельности, разрешенные для образовательной организации в качестве видов деятельности, приносящей доход

Целесообразно формулировать перечень видов деятельности на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

Виды образовательных программ должны быть указаны с уровнем и (или) направленностью

Часть 2 ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Система управления образовательной организацией

Рассмотреть вопрос о целесообразности особого порядка назначения руководителя образовательной организации

Например, руководитель назначается учредителем или избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем

Часть 1 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Зафиксировать порядок формирования, полномочия, структуру и пр. таких органов управления, как общее собрание работников и педагогический совет

Федеральный  закон «Об образовании в Российской Федерации» предполагает обязательное формирование таких органов, как общее собрание работников образовательной организации и педагогический совет.

Пример формулировки: «Общее собрание действует бессрочно и включает в себя работников образовательной организации  на дату проведения общего собрания, работающих на условиях полного рабочего дня по основному месту работы в данной образовательной организации.

Компетенция общего собрания: _________________. Общее собрание считается состоявшимся, если на нем присутствовало более половины работников образовательной организации.

Решения общего собрания принимаются простым большинством голосов.

Решения по вопросам _________________ принимаются большинством голосов в две трети (три четверти).

Общее собрание вправе действовать от имени образовательной организации по вопросам: _________.

По вопросам: ____________________не выступает от имени образовательной организации». Аналогичные нормы вводятся в устав о педагогическом совете

Части 4, 5 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Для автономных учреждений предусмотреть создание наблюдательного совета

Полномочия наблюдательного совета фиксируются на основании Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ)

Статьи 10–12 Закона № 174-ФЗ

Принять решение о том, какие органы управления из не обязательных для создания целесообразно иметь в образовательной организации. Отредактировать их наименования на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», решить вопрос о необходимости изменения порядка формирования, срока полномочий, компетенции

Вместо органов общественного самоуправления Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предполагает создание коллегиальных органов управления образовательной организацией. Могут быть созданы любые такие органы, с закреплением порядка их формирования, компетенции и срока полномочий в уставе

Части 4, 5 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Выяснить наличие созданных в организации советов обучающихся, советов родителей (законных представителей), иных органов, представительных органов обучающихся. В случае наличия решить вопрос о целесообразности указания факта их создания в уставе, а также описания порядка учета их мнения при принятии локальных нормативных актов, выборе меры дисциплинарного взыскания

Администрация образовательной организации не создает данные органы, не фиксирует их структуру, порядок работы и т. п. Данные органы являются не коллегиальными органами управления, а представительными, т. е. неким аналогом профсоюзов. В уставе может быть зафиксирован лишь факт их наличия либо порядок взаимодействия с ними

Часть 6 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Продумать вопрос фиксации в уставе порядка принятия иных локальных нормативных актов образовательной организации. Если в принятии  локальных актов целесообразно участие коллегиальных органов управления, закрепить их полномочия в уставе

По общему правилу в уставе можно оставить следующую формулировку: «локальные нормативные акты принимаются руководителем организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и уставом».

Участие коллегиальных органов  управления может выражаться в форме учета их мнения (обязательное представление проекта до его принятия руководителем и рассмотрение официально выраженного мнения органа), получения согласия (руководитель не вправе принять акт без такого согласия), разработки проекта локального нормативного акта

Часть 1 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Имущество образовательной организации

Указать источники формирования имущества образовательной организации

Пункт 3 ст. 14 Закона № 7-ФЗ

Указать порядок направления имущества в случае ликвидации

Например, имуществом может распоряжаться учредитель, при этом направляя его на цели развития подведомственной сети образовательных учреждений

Часть 3 ст. 102 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Внесение изменений в устав

Указать порядок  внесения изменений в устав

Формулировка составляется на основании нормативного правового акта учредителя о порядке изменения уставов подведомственных учреждений

Часть 3 ст. 14 Закона № 7-ФЗ

Исключение информации из устава

Продумать вопрос об исключении из устава информации, которая в соответствии с законом не обязательно включается в устав, в частности норм, регулирующих ведение образовательной деятельности, статус обучающихся и работников и пр.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предъявляет немного требований к уставу в части обязательной для включения информации (всего четыре пункта). Кроме них в уставе необходимо отразить наименование образовательной организации, организационно-правовую форму, указать собственника имущества, место нахождения, филиалы и представительства, порядок внесения изменений в устав. Необходимо также указать предмет и цели деятельности, перечень основных видов деятельности и иных разрешенных видов деятельности, приносящей доход, источники формирования имущества, порядок использования имущества в случае ликвидации. Остальные вопросы могут быть исключены из устава и внесены в локальные нормативные  акты образовательной организации

Часть 2 ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль