Программа тренинга ассертивности для детей старшего дошкольного возраста

131

А.Б. Павлова, педагог-психолог МАДОУ детский сад комбинированного вида «Гнездышко», г. Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий автономный округ

Программа разработана в 2012 г. и предназначена для детей 5–7 лет с проблемами в эмоционально-волевой сфере (тревожность, застенчивость) и вытекающими отсюда трудностями общения со сверстниками.

Цели программы: повышение уверенности дошкольников в себе, снижение уровня тревожности, застенчивости, улучшение коммуникативных навыков и детско-родительских взаимоотношений.

Задачи:

  • формирование умения смотреть собеседнику в глаза, обращаться к нему по имени, делать комплименты;
  • выработка умения слушать собеседника, не перебивая;
  • выработка умения выражать свои мысли и чувства;
  • формирование позитивного отношения к своему «Я», к сверстникам;
  • обучение приемам расслабления, снятия мышечного напряжения;
  • создание возможностей для самовыражения;
  • психологическое просвещение родителей по вопросам воспитания тревожных, застенчивых детей.

Преимущество данной программы (приложение) заключается в том, что работа с детьми проводится в тесном сотрудничестве с их родителями и педагогами (комплексный подход). Перед началом и по завершении тренинга для детей и родителей проводится групповая консультация, на которой помимо ответов на вопросы педагог-психолог рассказывает о стилях воспитания, делая акцент на возможных последствиях неправильного взаимодействия. Кроме того, после каждого проведенного занятия важно получить обратную связь от родителей, провести консультации с педагогами, на которых обсудить вопросы взаимодействия с тем или иным ребенком.

Предварительная диагностика, проводимая с детьми, включает следующие методики: «Несуществующее животное», «Анкета по выявлению тревожного ребенка» (по Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко). Также для диагностики используется информация, полученная в ходе беседы с родителями и путем наблюдения за детьми.

Критерии эффективности программы: повышение коммуникативных навыков; снижение уровня тревожности; умение при общении смотреть в глаза, здороваться, обращаться по имени к собеседнику; уверенное выражение своих мыслей и чувств; повышение уровня самооценки; уверенность в себе.

Тренинг для детей в ДОУ проводится в течение 10 занятий, 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 30 мин. Количество детей в группе – 5–6.

Приложение

Конспекты занятий по программе

Материалы: музыкальный центр, карандаши, бумага, «датчик настроения».

Музыкальное сопровождение: ритмичная и релаксационная музыка.

ЗАНЯТИЕ 1. «Давайте познакомимся!»

Задачи: знакомство участников друг с другом; знакомство с правилами группы; создание эмоционально благоприятной атмосферы; развитие навыков позитивного социального поведения.

Ход занятия

1. Приветствие. Принятие правил группы

Инструкция. Дети рассаживаются на стульчики по кругу. Приветствуя их, педагог-психолог представляется и предлагает познакомиться с помощью игры «Кто в домике живет?». Дети «забираются в домики» – для этого каждый ребенок смыкает руки уголком над головой в виде крыши. Педагог-психолог подходит к каждому из них со словами: «Кто в домике живет?» Ребенок называет свое имя, после чего педагог-психолог выясняет, что он больше всего любит делать и какие у него любимые игрушки.

После игры детям рассказывается о содержании занятий (будем играть в разные игры, общаться, слушать сказки, рисовать), и вводятся правила группы.

Правила проведения наших занятий

Чтобы нам было весело общаться, заниматься и играть, шесть правил нужно выполнять:

1) игру всем вместе начинать;

2) по очереди отвечать, друг друга не перебивать;

3) активным быть, всё выполнять;

4) по имени всех называть;

5) друг над другом не смеяться, а лучше чаще улыбаться;

6) и еще не забывать нам друг другу помогать.

2. Упражнение «Давайте поздороваемся»

Инструкция. Дети ходят молча по комнате. По сигналу педагога-психолога они должны поздороваться друг с другом определенным образом: глазами, руками, плечами, ушами, лбами, пятками и проч.

3. Упражнение «Я очень хороший»

Упражнение направлено на создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.

Инструкция. Детям предлагается сказать о себе «Я очень хороший (хорошая)». Но сначала они должны произнести «я» следующим образом: шепотом, обычным голосом, прокричать. Те же действия проводятся со словами «очень» и «хороший» («хорошая»), после чего дети дружно произносят всю фразу. Далее им предлагается присоединить к этой фразе свое имя и произнести ее любым способом (шепотом, обычным голосом, прокричав), например: «Я – Катя! Я – очень хорошая!» В завершение упражнения все встают в круг, берутся за руки и хором произносят: «Мы очень хорошие!» (шепотом, обычным голосом, прокричав).

4. Игра «Паровозик»

Инструкция. Дети встают друг за другом, кладут руки на плечи стоящего впереди. Задача «машиниста» – вести паровоз в разном темпе (быстро, медленно). «Паровоз» может пыхтеть, свистеть. По завершении происходит «крушение» – дети падают на ковер.

5. Упражнение «Самый-самый»

Инструкция. Педагог-психолог говорит о том, что дети хорошо общались, дружно играли, и поэтому он дарит им разные качества, например: самая солнечная, самый вежливый, самый веселый, самый активный, самая ласковая и т. д. Важно отметить каждого ребенка.

6. Упражнение на расслабление «Доброе животное»

Инструкция педагога-психолога: Представьте, что мы превратились в одно доброе животное. Послушайте, как оно дышит... Сделаем вдох-выдох... Теперь делаем шаг вперед – вдох, шаг назад – выдох. Животное дышит ровно и спокойно. Послушайте, как бьется его сердце... Стук – шаг вперед, стук – шаг назад.

7. Рефлексия

Вопросы для рефлексии: что понравилось больше всего? Что было сложно делать? Что нового вы сегодня узнали? С каким настроением уходите?

8. Ритуал прощания «Спасибо за прекрасный день!»

Инструкция. Дети встают в круг, улыбаются друг другу и хором произносят: «Спасибо за прекрасный день!»

ЗАНЯТИЕ 2. «Если что, я с тобой!»

Задачи: создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе; повышение уверенности в себе; обучение приемам расслабления, снятия мышечного напряжения; сплочение коллектива.

Ход занятия

1. Приветствие. Повторение правил работы в группе

2. Упражнение «Если что, я с тобой!»

Инструкция. Дети делятся на две команды, рассчитавшись на яблоко-апельсин. «Яблоки» образуют внутренний круг, «апельсины» – внешний. Круги стоят лицом друг к другу.

Каждый ребенок внутреннего круга здоровается с ребенком внешнего за руку и, глядя в глаза, спрашивает: «Как твои дела?» Затем хлопает по плечу со словами: «Если что, я с тобой», – после чего переходит к следующему участнику. И так дальше по кругу.

3. Упражнение с мячом «Ты мне нравишься»

Инструкция. Дети садятся в общий круг. Тот, к кому попадет мяч, должен посмотреть на своего соседа добрым взглядом, назвать его по имени и сказать: «Ты мне нравишься, потому что...»

Примечание. В ходе выполнения упражнения необходимо проследить, чтобы каждый ребенок получил мяч и сказал своему соседу добрые слова. Если у кого-то из дошкольников возникнут сложности с произнесением начальной фразы «Ты мне нравишься...», то можно ее заменить, например, словами «Мне понравилось, как ты...». Также важно объяснить детям, что у каждого ребенка в группе есть нечто, достойное уважения и любви.

4. Упражнение «Почеши спинку»

Упражнение дает детям возможность приблизиться друг к другу, пережить чувство общности с группой, расслабиться, чтобы вновь сосредоточить свое внимание.

Инструкция: Дети встают в круг, в затылок друг за другом, кладут руки на плечи стоящего впереди. Задача – погладить, а затем помассировать спину. Педагог-психолог показывает, как это сделать.

5. Упражнение «Да, нет»

Инструкция педагога-психолога: Ребята! Сейчас я буду задавать вопросы, вы вместо ответа «да» должны подпрыгнуть, а вместо «нет» – присесть.

Программа тренинга ассертивности для детей старшего дошкольного возраста

6. Упражнение на релаксацию «Волшебный сон»

Инструкция. Дети ложатся на ковер по кругу, ноги – в центр круга, руки вдоль тела ладонями вверх, глаза закрыты. Педагог-психолог дает установку: «Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему, будете всё слышать и чувствовать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока не проснетесь. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. Пусть каждому приснится хороший, добрый сон. Реснички опускаются. Глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем (2 раза), сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают. Отдыхают, засыпают (2 раза). Шея не напряжена, а расслаблена. Губы чуть приоткрываются, всё чудесно расслабляется (2 раза). Дышится легко, ровно, глубоко. Напряженье улетело, и расслаблено все тело (2 раза). Будто мы лежим на травке, греет солнышко сейчас. Ноги теплые у нас. Дышится легко, ровно, глубоко. Губы теплые и вялые, нисколько не усталые. (Длительная пауза, после которой дети выводятся из сна.) Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали. (Громко, быстро, энергично.) Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем. Потянуться, улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!»

7. Рефлексия занятия. Ритуал прощания

ЗАНЯТИЕ 3. «Датчик настроения»

Задачи: осознание своего эмоционального состояния; снижение психоэмоционального напряжения; развитие навыков позитивного социального поведения, сплочение коллектива.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия. Повторение правил работы в группе

2. Упражнение «Цвет настроения»

Инструкция. Детям предлагается подумать и сказать, какого цвета в данный момент их настроение, на что оно похоже.

3. Упражнение «Датчик настроения»

Инструкция. Педагог-психолог подводит детей к «датчику настроения», на котором изображены различные эмоции, каждый ребенок должен показать, какое у него сейчас настроение.

4. Упражнение «Превращения»

Инструкция. Детям предлагается попеременно: нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек; позлиться, как злая волшебница, голодный волк, как ребенок, у которого отняли мяч; испугаться, как заяц, увидевший волка (птенец, упавший из гнезда); улыбнуться, как кот на солнышке (хитрая лиса, само солнышко).

5. Упражнение «Классификация эмоций»

Инструкция. Педагог-психолог знакомит детей с различными эмоциональными состояниями людей, показывая соответствующие карточки с изображениями. Задача детей – изобразить эмоции, показанные на карточках. В завершение упражнения детям предлагается ответить на ряд вопросов: когда человек удивляется? когда человек получает удовольствие? когда бывает стыдно? когда бывает страшно? когда человек злится? когда бывает радостно? когда человек грустит? как вы думаете, почему детям больше нравятся книжки с картинками? что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши? что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету? как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание? что чувствует кошка, когда за ней гонится собака? что чувствует собака, когда другая собака утащила у нее кость? что почувствует человек, если у него пропадет любимое животное?

6. Медитация «Дивный сад»

Инструкция педагога-психолога: Ребята, сейчас я попрошу вас сделать два-три глубоких вдоха и выдоха, закрыть глаза. Представьте себе, что вы находитесь в самом необыкновенном месте на земле – в дивном саду. Здесь нет суеты, тревоги. Здесь царят безмятежность и спокойствие. Вокруг полно чудес. Вас окружают великолепные цветы, источающие необыкновенный аромат. Пригнитесь к одному из них и вдохните его запах – это аромат нежности. Теперь ваша душа будет наполнена нежностью. Двигайтесь дальше по тропинке. Вот к вам подбежал котенок. Он трется у ваших ног и призывно мурлычет. Возьмите его на руки и погладьте. Как приятно чувствовать теплый, пушистый комочек в своих руках! Ваше сердце наполняется лаской. Вот котенок спрыгнул с ваших рук и исчез. Вы идете дальше. Перед вами дерево, на котором созрели диковинные фрукты, они такие сочные, спелые. Вы не в состоянии сдержаться, чтобы не попробовать один из них, ведь он созрел именно для вас. Вы откусываете маленький кусочек и чувствуете очень приятный вкус. Ваша душа наполняется щедростью, которой поделилось с вами это необыкновенное дерево. Вот вы подошли к беседке, увитой растениями. Присядьте на скамью, отдохните. Вокруг летают бабочки, поют диковинные птицы. Насладитесь этой красотой. Сейчас вы видите, что перед вами на столе стоит кувшин. Для вас в нем припасен нектар мудрости. С каждым глотком ваш разум наполняется мудростью. Вы идете дальше. И вот вашему взору открывается водоем. Вода в нем прозрачная и теплая-теплая. Вам так хочется окунуться в нее. Вы с удовольствием входите в воду и ощущаете, как она делится с вами своим спокойствием. Накупавшись вдоволь, вы выходите из воды, солнышко нежно ласкает вашу кожу своими лучами.

Оно дарит вам свою любовь. Вы чувствуете радость, удовлетворение от этой прогулки.

Ваши сердце, душа, разум наполнены нежностью, лаской, мудростью, спокойствием, любовью. Но вот настала пора возвращаться. Медленно пройдите весь путь через сад обратно. В конце садовой тропинки лежит мешочек. Возьмите его, развяжите веревочку. В нем находится то, чего вам недостает для полного счастья. Пусть всё то, чем поделился этот дивный сад, останется с вами. Сделайте глубокий вдох. Вернитесь в нашу комнату. Медленно потянитесь, откройте глаза, улыбнитесь.

7. Рефлексия. Ритуал прощания

ЗАНЯТИЕ 4. «Я могу»

Задачи: развитие навыков позитивного социального поведения, сплочение коллектива; развитие уверенности в себе; обучение приемам расслабления, снятия мышечного напряжения.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия. Повторение правил работы в группе

2. Упражнение «Комплимент»

Инструкция. Дети вместе с педагогом-психологом разбирают значение слова «комплимент», после чего им предлагается по кругу сказать друг другу комплименты. При этом необходимо соблюдать правила: смотреть соседу в глаза и называть его по имени; благодарить того, кто сделал комплимент, также называя его имя.

3. Упражнение с мячом «Я могу»

Инструкция педагога-психолога: Вы уже большие дети и много чего можете. Подумайте и скажите, что вы умеете хорошо делать. Например, я умею кататься на велосипеде…

Дети, перебрасывая друг другу мячик, громко перечисляют, что они умеют делать.

4. Упражнение «Сиамские близнецы»

Инструкция. Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга за пояс, ставя одну ногу рядом с ногой партнера. В таком положении они должны походить по комнате, присесть, лечь, встать, порисовать.

5. Игра «Умники и умницы»

Инструкция. Каждому участнику задаются несложные вопросы, например: что бывает красным или желтым, холодным, легким, прозрачным, тяжелым, горячим? При ответе можно просить помощи. Если ребенок ответил правильно, остальные демонстрируют восхищение – поднимают открытые ладошки вверх.

6. Релаксация «Полет бабочки»

Инструкция педагога-психолога: Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите спокойно, легко и глубоко. Представьте, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день.

Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок.

Проследите за движениями ее крыльев. Они легки и грациозны. Теперь каждый пусть вообразит, что он – бабочка с большими красивыми крыльями. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз, вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый из них и постепенно начинайте приближаться к нему. Вы уже чувствуете аромат этого цветка. Медленно и плавно сядьте на мягкую пахучую серединку цветка, рассмотрите его и цветы вокруг. Вдохните еще раз цветочный аромат и... откройте глаза.

7. Рефлексия. Ритуал прощания

ЗАНЯТИЕ 5. «Браво!»

Задачи: формирование активности, уверенности в себе; развитие произвольности движений, внимания; мотивирование к осознанию своего эмоционального состояния.

Ход занятия

1. Приветствие. Повторение правил работы в группе

2. Упражнение «Датчик настроения» (см. занятие 3)

3. Игра «В магазине зеркал»

Инструкция. Педагог-психолог предлагает детям посетить магазин зеркал. Один ребенок играет роль обезьянки, остальные изображают зеркала. «Обезьянка» заходит в магазин и видит в «зеркалах» свое отражение. Думая, что это другие обезьянки, она начинает корчить им рожицы, грозить кулаком, топать ногами. «Зеркала» должны в точности повторять ее движения.

4. Разминка «Тропинка, кочка, копна»

Инструкция. Дети берутся за руки, образуя круг. По сигналу педагога-психолога они начинают движение по кругу, пока не будет произнесено одно из слов-заданий: «тропинка» – дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего; «копна» – направляются в центр круга, руки вверх и по направлению к центру; «кочки» – приседают, положив руки на голову.

5. Упражнение «Браво!»

Инструкция педагога-психолога: Наверняка все вы бывали в театре, цирке, на концерте и видели, как публика рукоплещет артистам в конце представления. Каждому из нас иногда хочется оказаться на сцене и заслужить бурные аплодисменты. Скажу больше – каждый из вас заслуживает аплодисментов.

Давайте поставим стул в центре комнаты, плотно окружим его со всех сторон. Кто из вас хочет первым встать на этот пьедестал и насладиться громом наших аплодисментов?..

6. Упражнение «Пожелание соседу»

Инструкция. Детям предлагается сказать друг другу добрые пожелания. Упражнение выполняется по кругу. При выполнении необходимо соблюдать правила общения: смотреть в глаза собеседнику, называть его по имени и не забывать благодарить.

7. Рефлексия занятия. Ритуал прощания

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник педагога-психолога. Детский сад» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль