Как развивается ребенок от трех до шести лет

82

М.М. Безруких, доктор биологических наук, профессор, академик РАО

Три года – переломный возраст, который характеризуется важными качественными изменениями многих функций организма; социально признанная граница между ясельным и детсадовским периодами.

Физиологическое развитие

После 3 лет интенсивность ростовых процессов снижается. Пропорции тела продолжают изменяться, ребенок вытягивается, его туловище постепенно становится относительно более узким. В 4 года – 5 лет начинают проявляться пока еще слабо выраженные половые различия в строении тела. С 5 до 7 лет увеличивается скорость роста тела в длину (происходит полуростовой скачок), причем конечности в это время растут быстрее туловища. С учетом этого разработан так называемый филиппинский тест. Ребенку предлагается поднять руку над головой и коснуться противоположного уха, как показано на рисунке. Если полуростовой скачок еще не прошел – он не может дотянуться до уха, если завершен – свободно дотягивается до верхнего края ушной раковины или даже до ее середины на уровне козелка (небольшого хрящевого выступа на внешнем ухе в передней части ушной раковины).

Выполнение филиппинского теста характеризует не только физиологическое развитие ребенка, но и перестройку практически всех процессов функционирования организма и его способность к адаптации.

Как развивается ребенок от трех до шести лет

Изменения в пропорциях и темпах роста затрагивают и кости черепа. Черепная коробка достигает 4/5 своего окончательного размера, после чего ее рост замедляется. Начинают сильно меняться кости, составляющие каркас лица. Челюсти увеличиваются, молочные зубы перестают соответствовать их размеру, что обусловливает неизбежность замены на постоянные. Начало, очередность и темп смены зубов – важнейшие показатели биологического созревания организма (зубной возраст). Начавшись в этом возрасте, смена зубов происходит в течение 4–5 лет.

Продолжается окостенение многих элементов скелета, по данному процессу можно оценить наступление так называемого костного возраста (на основании рентгенографического исследования). Поэтому в возрасте 3–4 лет особенно важно следить за формированием правильной осанки и обеспечивать профилактику плоскостопия.

К моменту завершения полуростового скачка созревают механизмы мышечной координации: ребенок уже с легкостью ловит мяч средних размеров и пытается бросать маленький (теннисный) мячик в цель. В это же время продолжается развитие мышц рук.

К 5–6 годам формируются весьма тонкие координационные способности, позволяющие переходить к графическим движениям с использованием ручки и к подготовке к письму. Примерно с пятилетнего возраста в играх начинает преобладать созидательный мотив, ребенок пытается что-то самостоятельно строить (домик из песка или кубиков и т.п.). Это свидетельствует о созревании психических функций, реализация которых становится возможной лишь благодаря достижению определенной (необходимой) стадии скелетными мышцами и нервными центрами, управляющими их активностью и координацией. Степень развития скелетных мышц и уровень скоординированности движений во многом определяют облик ребенка в этом возрасте.

Работоспособность и устойчивость к нагрузкам еще невелики. Нетренированный ребенок в 6–7 лет способен выдерживать не более 5–7 мин сравнительно небольшой физической нагрузки, мощность которой не превышает 1,5 Вт на 1 кг массы тела. Его устойчивость к статическим физическим нагрузкам еще меньше. Это накладывает большие ограничения на форму занятий с детьми. Необходимость неподвижно сидеть за столом, долго сохранять одно и то же положение тела предъявляет к организму ребенка неадекватные требования, ребенок очень быстро устает, и это хорошо заметно по резкому нарушению позы уже через 3–5 мин.

Для данного возраста характерен высокий уровень обменных процессов во всех тканях. В покое расход энергии организмом ребенка 6 лет достигает 2 Вт в расчете на каждый килограмм массы тела (у взрослого 1 Вт/кг). Этот сравнительно высокий уровень энергозатрат обеспечивается у детей более интенсивной работой сердца (частота сокращений 94–98 ударов в минуту [у взрослых около 70]) и дыхания (частота дыхания составляет 24–27 дыхательных циклов в минуту [у взрослых 12–18]). Это обусловливает низкую выносливость детей к длительным физическим и интеллектуальным нагрузкам.

С шестилетнего возраста начинается быстрое совершенствование сосудодвигательных реакций периферических, в т. ч. кожных сосудов. Наиболее интенсивно происходит теплоотдача с конечностей, поэтому закаливающие процедуры целесообразно начинать с тренировки сосудов ног. Смысл подобных процедур заключается в том, чтобы посредством холодовой нагрузки приучить организм наиболее экономичным образом реагировать на снижение температуры окружающей среды.

Развитие двигательных функций

Развитие движений у детей 3–7 лет связано с созреванием мозга и всех его структур, а также с изменением структуры и функциональных возможностей скелетных мышц. В период с 3 до 6–7 лет совершенствуется и становится более устойчивой структура локомоций и перемещений рук при игровых и бытовых ситуациях. Однако вплоть до 7 лет биодинамика движений верхних и нижних конечностей у детей отличается наличием лишних колебаний и неравномерностью изменений скорости и ускорения. Даже такой формирующийся раньше других вид локомоций, как ходьба, по своим биомеханическим показателям и биоэлектрической активности мышц еще несовершенен: отсутствует зависимость между темпом ходьбы и длиной шага, длина шагов непостоянна, содружественные движения рук и ног еще только формируются. Перечисленные особенности процесса совершенствования двигательных функций не мешают детям овладевать многими сложными двигательными навыками: плаванием, ездой на велосипеде, катанием на коньках, лыжах, лазанием. С 4 лет дети сравнительно легко и без ошибок выполняют попеременные движения ногами. В то же время им пока еще с трудом даются прыжки, предполагающие синхронную работу обеих ног.

Период с 4 до 6 лет характеризуется активным освоением и совершенствованием новых инструментальных движений, в т. ч. действий с карандашом и ручкой. В 3,5–4 года ребенок уже может держать карандаш и достаточно свободно манипулировать им. К этому возрасту совершенствуются координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными. Рисунки разнообразны по сюжетам. Причем дети не только рисуют, но и пытаются подписывать свои рисунки с помощью букв, хотя их штрихи еще неровные, имеют разные высоту и наклон, овалы нечеткие, разор ванные, встречается много зеркальных вариантов букв. Именно в этом возрасте необходимо определить, какая рука является ведущей – правая или левая.

В 5 лет дети уже хорошо выполняют горизонтальные и вертикальные штрихи, способны ограничивать их длину, линии становятся более ровными и четкими, этому помогает изменение способа захвата ручки. Рисунки 5-летних детей показывают их способность выполнять вертикальные, горизонтальные и циклические движения. Они все чаще пытаются писать буквы.

В 6 лет дети хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы – завершенными. Фактически в этом возрасте детям доступны любые графические движения, любые штрихи и линии. Регулярные занятия рисованием совершенствуют движения, тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создают основу для успешного обучения письму.

Специальная работа по выполнению графических движений создает «предпосылки» письма. Практика показывает, что 6-летние дети, с которыми специально не занимаются, пишут многие буквы зеркально, не соблюдают размерность и соотношение штрихов, что свидетельствует о недостаточной сформированности зрительного восприятия и координации движений. Попытки писать письменными буквами часто закрепляют неправильную конфигурацию, неверную траекторию движений.

Для того чтобы ребенок правильно усвоил способ движения, недостаточно подражания или показа, необходима специальная организация деятельности ребенка под руководством взрослого.

Наиболее эффективный результат дает сочетание словесной инструкции и наглядного показа. В 3 года ребенку требуется полное сопровождение с показом, объяснениями и контролем со стороны взрослого. В 3–5 лет дети уже концентрируют свое внимание на определенном действии и актив-

но повторяют то, что им показывают и объясняют. В 6–7 лет они способны самостоятельно действовать по словесной инструкции, сопровождаемой показом.

К 4 годам дети могут не только бегать, прыгать, лазать, но и менять темп бега, имитировать простые танцевальные движения. Как правило, двигательная активность ребенка является его внутренней потребностью, он пробует, испытывает себя, проверяет свои возможности и очень радуется, добиваясь чего-то нового.

Развитие восприятия

В 3–4 года еще сохраняется тесное взаимодействие зрительного восприятия и двигательных действий. Практические манипуляции с объектом (схватывание, ощупывание) являются необходимым фактором опознания. К концу дошкольного возраста зрительное и осязательное обследование предмета становится более организованным и систематичным. Выделяемые признаки соотносятся между собой и целостным представлением объекта, что способствует формированию дифференцированного и более адекватного сенсорного образа. К 5–6 годам повышается успешность обнаружения различных модификаций объекта.

В дошкольном возрасте по мере накопления индивидуального опыта снижается удельный вес ощупывания в узнавании объекта, усиливается зрительное восприятие, при этом существенно преобразуются движения глаз. С помощью кинорегистрации установлено, что у детей 3–4 лет при первом ознакомлении с объектом немногочисленные глазные движения осуществляются внутри фигуры. При этом вероятность узнавания сложных, незнакомых ребенку предметов находится на уровне случайности (50%). В возрасте 4–5 лет число движений внутри фигуры нарастает, длительность отдельных фиксаций сокращается, обнаруживаются размашистые движения по оси, имитирующие измерение объекта. В результате достигаются более высокие показатели узнавания. В 5–6 лет система восприятия переходит на качественно иной уровень. Вероятность узнавания объекта достигает 100%.

Дети при первом ознакомлении с новым предметом прослеживают по контуру всю фигуру, как бы создавая внутреннюю модель формы. На основе построения перцептивного образа при по следующем восприятии предмета создаются условия для сопоставления этого образа с наличным объектом. Эти опознавательные действия, ведущие к формированию обобщенного эталона, отличаются от перцептивных. Происходит сокращение прослеживающих глазных движений, опознание осуществляется на основе наиболее информативных для данной задачи отдельных признаков, при дифференцированном анализе которых возрастает роль микродвижений глаз, возможно, осуществляющих считывание информации со следа на сетчатке. Очевидно, эти движения являются важным инструментом, обеспечивающим возможность «перемещения» направленного внимания в микропространстве отдельных признаков, и свидетельствуют о роли скрытых движений глаз в структуре внимания.

Возможность формирования в старшем дошкольном возрасте сложных эталонов, включающих иерархическую структуру интегрированных признаков, облегчает процесс опознания и категоризацию на основе не только сенсорных, но и концептуальных характеристик объекта (общие свойства всех его вариантов).

При изучении времени реакции и скорости опознания разных по сложности объектов отчетливо проявляются различия механизмов опознания в 3–4 года и в 5–6 лет. В 3–4 года нейрофизиологические механизмы определяют возможность опознания только простых признаков за счет выработанных эталонов. Об этом свидетельствуют незначительные изменения времени опознания при многократных повторениях объекта в идентичных условиях решения сенсорной задачи.

В 6 лет опознание основано на выделении сложного признака, оно требует больше времени и зависит от количества различаемых на его основе изображений. В ходе тренировки это время сокращается и перестает зависеть от количества стимулов в наборе. Механизмы такого опознания связываются с вырабатываемыми в опыте внутренними эталонами.

Это свидетельствует о значительно возрастающих в течение дошкольного возраста возможностях ознакомления ребенка с внешним миром, о переходе механизмов, лежащих в основе информационных процессов, на качественно иной уровень. Именно эти механизмы применяются для обучения детей чтению и письму.

В возрасте 3–4 лет данные механизмы являются еще незрелыми, что осложняет и тормозит процесс раннего обучения.

Развитие внимания и памяти

С формированием сенсорной функции тесно связано развитие внимания. Созревание сенсорных систем и совершенствование воспринимающей функции мозга определяют возможность привлечения внимания к более сложным признакам объекта, что, в свою очередь, способствует более глубокому и полному описанию и опознанию.

В начале дошкольного периода сохраняется значимость новизны как основного возбудителя внимания. Приблизительно в 4 года у ребенка отмечается всплеск интереса ко всему новому, активный поиск новизны проявляется в бесконечных «почему?».

Специфика этого периода состоит в том, что к имевшемуся в раннем возрасте предпочтению новизны добавляется стремление к разнообразию.

Важное значение в изменении характеристик внимания имеют и возрастные преобразования системы восприятия от 3–4 лет к 6 годам, приводящие к быстрому нарастанию объема внимания. Поведенческая реакция на очень интересное новое проявляется в застывании с приоткрытым ртом и фиксации предмета глазами (ввод информации).

Развитие речи позволяет ребенку запоминать сказки, стихи, вспоминать то, что ему читали, а значит – способствует формированию памяти. Исследователи обнаружили, что дошкольники достаточно хорошо выполняют задания на узнавание, но их способность воспроизводить по памяти только формируется, обе эти формы памяти развиваются постепенно от 2 до 5 лет.

При выполнении задания на узнавание малышей 2–5 лет просили указать предметы, которые были показаны им лишь один раз.

При этом даже самые маленькие смогли правильно указать 81% предметов, в то время как дети постарше – уже 91%.

Для выполнения задания на воспроизведение памяти детей в возрасте от 2 до 4 лет просили назвать объекты, которые им только что показал экспериментатор. При этом 3-летние малыши смогли назвать 22% из них, а 4-летние – 40%. Таким образом, способность узнавания у дошкольников развита значительно лучше способности воспроизведения, но с задачами воспроизведения они могут справляться намного успешнее, если те, кто занимается их воспитанием, будут регулярно задавать им различные вопросы на проверку памяти.

Речевое развитие

Чем больше взрослые разговаривают с ребенком в возрасте 3–5 лет, тем богаче его словарный запас, тем лучше развивается речь, а также способность передавать содержание интонацией и темпом речи. В то же время при общении с ребенком нельзя ограничиваться только речью взрослого. Это приведет к тому, что малыш не будет успевать говорить сам и привыкнет к односложным ответам.

Очень важно, старается ли взрослый говорить для ребенка, возникает ли при этом необходимость включиться в разговор самому ребенку, прислушиваются ли к нему. Задача взрослого – побудить малыша к разговору, а не просто передать ему какую-то информацию. Хорошими вариантами в данном случае являются совместное чтение, обсуждение, вопросы, дающие толчок творчеству и воображению.

Дети 3–5 лет любят придумывать разные истории. Сказки взрослых к картинкам, мультики, стихотворения и прочее стимулируют данный процесс. С их помощью можно не только многое рассказать ребенку, но и узнать, что знает он. Следующим этапом будет классификация картинок, формирование понятий. Рассказы, составленные по последовательным картинкам (например, по нескольким картинкам, передающим сюжет сказки), учат ребенка не просто описывать то, что нарисовано, но и составлять связный рассказ.

Нередко дети 4–6 лет, играя, разговаривают сами с собой. По мнению Л.С. Выготского, речь для себя служит тому, чтобы управлять собственным поведением. Наблюдая за детьми, игравшими в одиночку, исследователи выделили три стадии в развитии личной (внутренней) речи ребенка:

  1. речь для себя следует за действием: «Я сделал большую картину»;
  2. она сопровождает действие: «Картинка становится все темней и темней потому, что я крашу»;
  3. речь для себя предшествует действию: «Сейчас я нарисую какую-нибудь страшную картину».

По-видимому, на каждой стадии речь, предназначенная для себя, призвана контролировать или направлять действия ребенка при выполнении им какой-то задачи. Исследователи полагают, что эти этапы соответствуют развитию его мыслительного процесса.

На последней стадии, когда речь предваряет поведение, ребенок планирует ход действий. Изменения в личной речи, происходящие при продвижении от первой к третьей стадии, иллюстрируют развитие процесса мышления, направляющего поведение ребенка, и процесса речевого развития.

Игровая деятельность

Основным видом деятельности ребенка остается игра, но ее характер, содержание, цель постепенно меняются. В период с 3 до 4 лет у ребенка постепенно формируются (если взрослые уделяют этому внимание) навыки общения и вырабатывается способность играть со сверстниками. Примерно с 3 лет дети начинают делиться друг с другом игрушками, способны сотрудничать в игре. Однако возможны обиды, слезы, агрессия, если что-то не нравится, идет не так, как хочется. Ребенок 3–4 лет может играть с другими детьми в коллективные игры, способен усвоить и соблюдать правила, но ему сложно воспринимать ситуацию проигрыша, поэтому игра-соревнование, особенно на скорость, для него не лучший вариант.

Игры детей 3–6 лет можно разделить на:

  • сенсорные – дети всё трогают, щупают, пробуют, узнавая свойства и формы предметов, поверхностей, учатся различать запахи, вкусы и проч. Такие игры очень увлекательны и познавательны. По мере усложнения задач дети учатся сравнивать, наблюдать, рассуждать, делать простые выводы;
  • моторные – необходимы для двигательного развития, способствуют коммуникации, учат действовать по правилам, формируют произвольную регуляцию;
  • речевые – игры в звуки, слова, рифмование и проч. Они развивают диалогическую и монологическую речь, расширяют запас слов, формируют грамматические конструкции;
  • игры с конструктором – развивают творчество, воображение, внимание, мышление. Они начинаются с простейшего выкладывания кубиков и мозаик и заканчиваются сборкой сложнейших конструкций.

Все перечисленные игры эффективны, если задача четко сформулирована, показаны алгоритм и способы ее решения (самостоятельно выработать алгоритм решения задачи дети еще не могут).

Особое значение для дошкольника имеют сюжетно-ролевые игры. Это основа для развития социальных и коммуникативных навыков, общения со сверстниками, осознания своего «я». В таких играх познаются отношения между людьми, ребенок учится управлять собственными действиями и эмоциями, считаться с партнером, согласовывать свои замыслы, рассуждать, договариваться.

Любая правильно организованная игра способствует комплексному развитию ребенка, является эмоционально привлекательной, а значит, и эффективной.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник педагога-психолога. Детский сад» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль