Создание детско-родительского сообщества в ДОО

784

И.Н. Минибаева, педагог-психолог МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад “Медвежонок”», пос. Таксимо, Муйский р-н, Республика Бурятия

Работа по установлению партнерских, доверительных взаимоотношений педагогов и специалистов детского сада и родителей воспитанников в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад “Медвежонок”» (далее ДОО) проводится по следующим направлениям:

  1. Актуализация потребностей родителей в образовании и социально-личностном развитии собственного ребенка.
  2. Педагогическое просвещение родителей как заказчиков образовательных услуг ДОО.
  3. Партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений и приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на социально-личностное развитие ребенка.

Рассмотрим основные блоки в работе педагога-психолога с родителями (таблица 1) и формы и условия организации мероприятий (таблица 2).

Таблица 1

Основные блоки в работе с родителями

Блок

Основная задача

Форма работы

1

2

3

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Повышение психолого-педагогической грамотности родителей

Общее родительское собрание.

Групповые родительские собрания.

Круглые столы.

Просмотр видео, презентация на мультимедиа деятельности детей в детском саду, прослушивание аудиозаписей.

Письма, памятки и рекомендации по воспитанию и обучению детей.

Консультации (администрация, специалисты, воспитатели).

Анкеты-ответы, анкеты-опросники, тесты.

Индивидуальная беседа.

Дни открытых дверей.

Информационные стенды в холлах детского сада и в группах.

Тематические выставки

Включение родителей в деятельность ДОО

Создание условий для включения родителей в организационно-педагогическую деятельность

Родительский комитет.

Семинар-практикум (специалисты, воспитатели).

Тренинговые занятия.

Анкеты-ответы, анкеты-опросники, тесты.

День самоуправления.

Обмен опытом семейного воспитания.

Презентация опыта семейного воспитания.

Исследование истории своей семьи «Генеалогическое дерево».

«Творческая мастерская» (воспитатель ИЗО).

Дни здоровья; соревнования «Папа, мама и я – спортивная семья».

Праздники: День знаний, День пожилого человека, Осенины, День матери, Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, День защитника Отечества, 8 Марта, «Юморина», День Победы, Выпускной бал, Международный День защиты детей.

Театральная гостиная – спектакли.

Шахматные турниры.

Конкурсы (семейного творчества и др.)

Фотовыставки.

Мастер-класс (привлечение родителей для рассказа о своей профессии).

Организация экскурсий.

Выполнение практического домашнего задания.

Участие родителей в улучшении и создании развивающей среды ДОО.

Участие в оформлении группы.

Участие в благоустройстве ДОО и территории.

Отзывы родителей.

Чаепитие

Таблица 2

Формы и условия организации мероприятий, праздников

Формы

Условия

Результат

1

2

3

Презентация ДОО

Одна из новых форм работы с родителями, которая используется на первом заседании клуба «Кроха» для родителей детей раннего дошкольного возраста. Она помогает познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития, задачами социально-личностного развития ребенка, коллективом педагогов; позволяет в доступной, наглядной и увлекательной форме рассказать о ДОО

У родителей сформировано представление о деятельности ДОО.

Родители с доверием и большими надеждами относительно развития ребенка приводят его в ДОО

Создание детско-родительского проекта в ДОУ, заседания клубов, родительское собрание

Каждой встрече с родителями предшествует объявление, которое отражает важность предлагаемой темы для воспитания и развития ребенка.

Иногда в объявление вносятся вопросы для обсуждения.

У родителей формируется интерес к предстоящей встрече, происходит рост посещаемости родителями и другими старшими членами семьи мероприятий по педагогическому просвещению.

Чтобы родители прониклись темой и содержанием встречи, для создания атмосферы понимания в помещении, где проходит встреча, размещаются цитаты.

На заседаниях клубов и родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути беседы, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.

Обязательное использование во время встреч аудио-, видеозаписи или презентации с комментариями на мультимедиа – по актуальной теме деятельности детей в детском саду (организация игровой деятельности, экспериментальной, двигательной деятельности или физкультурно-оздоровительной работы в детском саду и др.).

Традиционно родители уходят с памятками, рекомендациями, брошюрами по воспитанию и социально-личностному развитию детей, в которых изложены основные мысли по теме встречи

В процессе встречи происходит активизация всех присутствующих родителей (100%).

Рост активности участников при обсуждении актуальных проблем.

Увеличение числа вопросов к педагогу, касающихся формирования личности ребенка.

Увеличение и изменение характера вопросов родителей к воспитателям, специалистам, руководителям детского сада, касающихся формирования социально-личностного развития ребенка.

Размышления вслух о правильности используемых родителями методов и приемов.

Использование родителями педагогической литературы, игр-ситуаций, тестов, практических заданий.

Родители проникаются задачами, стоящими перед педагогическим коллективом, решение которых направлено на социально-личностное развитие ребенка, узнают о содержании работы в детском саду, используют полученные рекомендации в семье.

Происходят изменения, положительные сдвиги в неблагоприятных семьях

Обмен опытом семейного воспитания

Готовясь к таким встречам уже с младшего возраста, выявляются семьи, которые могут поделиться положительным опытом семейного воспитания по актуальной проблеме.

Помощь семье сделать презентацию опыта, фотовыставку.

На первых порах участвуют только активные и коммуникабельные родители, в дальнейшем удивляют даже самые скромные родители (например, делятся секретами оздоровительных отваров, опытом организации активного отдыха и т. д.)

У родителей формируется стремление анализировать собственный опыт и опыт других родителей

Консультативная помощь

Групповые консультации.

Консультации по запросам родителей.

Индивидуальные консультации

Традиционно специалисты ДОО проводят консультации с показом практической деятельности или с использованием мультимедиа – родители получают при этом огромный багаж знаний и практических умений, получив ответ на все интересующие вопросы.

Консультация педагога-психолога состоит из нескольких частей: беседа, дискуссия, игровые упражнения, решение педагогических ситуаций. В конце каждой встречи проводится рефлексия, которая дает толчок к развитию самонаблюдения, самооценки, к установлению обратной связи – посмотреть на ситуацию глазами ребенка.

Всегда проходит в форме диалога: родители озвучивают проблему – работники ДОО помогают ее решить при тесном взаимодействии

Практические занятия

Семинар-практикум.

Творческая мастерская

Родители обучаются нетрадиционным техникам рисования, получают практические навыки по созданию творческих коллективных работ и др.

Спортивно-оздоровительные мероприятия (праздники, Дни здоровья, развлечения)

С целью пропаганды физической культуры и спорта, популяризации здорового образа жизни в средних, старших группах ежегодно проводятся спортивные праздники «Папа, мама и я – спортивная семья».

Перед началом встречи традиционно проходит небольшая беседа о родительском авторитете и роли родителей в формировании у ребенка основ здорового образа жизни-

97% активного участия родителей – в основном папы (3% присутствуют в качестве болельщиков и в качестве жюри).

Большинство родителей приобретают первый позитивный опыт активного взаимодействия со своим ребенком, родительской и педагогической общественностью.

Ребенок рядом с активными родителями получает наглядный пример; с еще большим уважением и гордостью относится к своим родителям

День открытых дверей

Проходят традиционно в течение многих лет в каждой возрастной группе.

В вестибюле вывешивается расписание всех образовательных мероприятий

У родителей появляется возможность увидеть все виды образовательных мероприятий; такая форма работы с семьей позволяет:

  • дать родителям информацию психолого-педагогического содержания, повысить их педагогическую компетентность;
  • наглядно продемонстрировать родителям удачи и недоработки в развитии их детей, причем выводы об этом родители делают самостоятельно, наблюдая за своим ребенком;
  • организовать экспресс-консультацию со специалистами и воспитателями сразу после мероприятий;
  • продемонстрировать приемы и методы работы с детьми

День самоуправления

Проходит традиционно в День дошкольного работника в каждой возрастной группе. Мамы и папы пробуют себя в роли воспитателей, помощников воспитателей. Педагогический процесс протекает в обычном режиме

Позволяет родителям глубже понять нелегкую работу воспитателей, их ответственность за детей, широту их души, частичку которой они отдают каждому ребенку.

Развивает сотворчество процессов в детско-родительском коллективе.

Развивает креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.

Появляется еще одна возможность повысить авторитет педагога в глазах родителей

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник педагога-психолога. Детский сад» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль