Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в школе

1327

В 2012 году в Москве была разработана и апробирована программа психолого-педагогического сопровождения основной образовательной программы (ООП). Разработанный учебный план применялся на двух уровнях: дошкольном (сопровождение воспитательно-образовательного процесса) и школьном (сопровождение учебной деятельности). Также разработанная программа включала программы психологического сопровождения, социализации, стратегии воспитания, и психологическое сопровождение программ коррекционной работы.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в школе (дошкольный уровень)

Сюда входят следующие направления деятельности педагога-психолога на базе образовательной организации:

  • адаптации детей на дошкольном уровне образования;
  • развития познавательной сферы детей дошкольного возраста (4-6 лет);
  • развития психологической готовности к школе (5-7 лет);
  • развития игровых и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста (3-6 лет);
  • развития эмоционально-волевой сферы (5-7 лет);
  • развития творческих способностей у детей (5-7 лет);
  • формирования толерантного отношения, профилактика конфликтного поведения для детей 5-7 лет.

Все программы предполагают их реализацию в групповой форме, т.е это групповая фронтальная работа педагога-психолога с детьми дошкольного уровня образования.

Вторая часть работы педагога психолога может быть реализована силами  психологической службы образовательного учреждения, либо по договору сетевого взаимодействия, запрошенного у ресурсного центра. Это работа по психолого-педагогическому и социальному сопровождению всех участников образовательного процесса:

  • мониторинг развития познавательной сферы дошкольников, психологической готовности к школьному обучению, развития игровых и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста;
  • индивидуальное консультирование родителей по результатам мониторингов;
  • консультирование педагогов по вопросам адаптации детей дошкольного возраста к условиям образовательной организации;
  • консультирование педагогов по соотвествующим вопросам.

Также при наличии в образовательной организации служб психолого-педагогического сопровождения может быть реализована такая работа, как психолого-педагогическое, социальное сопровождение, методическая помощь в осуществлении  образовательной деятельности для обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ. Эта работа предполагает сначала экспертизу психолого-педагогических условий реализации федерального государственного стандарта уровня дошкольного образования. После экспертизы проводится анализ психолого-педагогических условий образовательной  организации дошкольного уровня:

  • с точки зрения достижения личностных ориентиров дошкольников по основным образовательным порограммам;
  • с точки зрения вариативности содержания образовательных программ.

После мониторинга рекомендовано провести семинар для педагогов по вопросам создания психолого-педагогических условий реализации федерального государственного стандарта. 

Психолого-педагогическое сопровождение основной образовательной программы

Деятельность психолога по освоению основной образовательной программы может быть регламентирована следующими программами психологического сопровождения:

  • процесс адаптации обучающихся 1-х классов, на начальном уровне общего образования;
  • процессы перехода 4-х классов на основной общий уровень образования;
  • процесс адаптации обучающихся 5-х классов на основном общем уровне образования;
  • профориентация и подготовка к сдаче итоговой аттестации 6-11 класс;
  • сопровождение обучающихся группы риска;
  • сопровождение внутришкольной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • развитие коммуникативных навыков обучающихся.

Реализация этих программ возможна как силами службы образовательной организации по психолого-педагогическому сопровождению, так и в рамках сетевого взаимодействия специалистами  Центра психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения, либо специалистами другой ресурсной организации.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в школе и реализация коррекционных программ

Программы реализации программ коррекционной работы  требуют либо заключения консилиума образовательной организации, если это категория детей, испытывающих трудности в освоении ООП, социализации, адаптации. Им должна быть предоставлена психолого-педагогическая помощь на базе образовательной организации, либо в Центре на основе договора. Либо проведение коррекционной работы с обучающимися возможно при наличии протокола психолого-медико-педагогической комиссии, где будет обозначено, что этот ребенок нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания и будут обозначены те программы, которые могут быть реализованы в образовательной организации. Также следует отметить: профориентация дошкольников должна продолжаться в школе, в рамках реализации основной образовательной программы. 

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник педагога-психолога. Детский сад» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль