Программа «Солнечные лучики» по профилактике психо-эмоционального напряжения у детей 4–7 лет

127

М.В. Едемская, заведующий МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Апатиты Мурманской области

О.Н. Воробей, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Апатиты Мурманской области

В.П. Христюк, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Апатиты Мурманской области

И.С. Смирнова, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Апатиты Мурманской области

Е.А. Боровцова, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Апатиты Мурманской области

Л.И. Киселева, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Апатиты Мурманской области

Принимая во внимание актуальность проблемы профилактики психоэмоционального развития детей, проживающих в условиях Крайнего Севера, проанализировав полученные результаты реализации программы «Солнечные лучики» для воспитанников младшего дошкольного возраста, педагоги и специалисты МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Апатиты разработали содержание соответствующей программы для детей 4–7 лет.

Для этого были изучены и учтены различные подходы к профилактике психоэмоционального напряжения у дошкольников Заполярья с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В основу данной программы легли принципы, аналогичные принципам программы для детей 3–4 лет.

По результатам бесед с родителями и педагогами, а также проведенных наблюдений и диагностик эмоционального состояния детей 4–7 лет специалисты выявили наличие у них тревожности, агрессивности, импульсивности и т. д. Учитывая это, было определено содержание взаимодействия специалистов, воспитателей ДОО и родителей, направленного на обеспечение психологической безопасности образовательного пространства, снижение неблагоприятных факторов, способствующих появлению психоэмоционального напряжения у дошкольников.

Работа по профилактике психоэмоционального напряжения у детей проводится в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Апатиты с 2009 г. в результате обобщения различных подходов к проблеме профилактики психоэмоционального напряжения у детей заполярья педагогическим коллективом ДОО были разработаны: программа «Одуванчики» для детей 1–3 лет, программы «Солнечные лучики» для детей 3–4 лет и 4–7 лет.

Содержание данной программы ориентировано на совместную деятельность педагога и детей, построенную на принципе интеграции разных видов детской деятельности, а также использовании разных методов профилактики психоэмоционального напряжения у воспитанников в ходе режимных моментов. Работа с воспитанниками по профилактике психоэмоционального напряжения строится в соответствии с разработанными планами.

С целью формирования положительного эмоционального климата в группе, установления атмосферы сотрудничества между детьми и взрослыми, снятия психоэмоционального напряжения у воспитанников в период полярной ночи, развития коммуникативных навыков с ними проводятся беседы, упражнения на релаксацию, игры-тренинги, сюжетно-ролевые, дидактические, оздоровительные игры, ритмопластика, специально организованная образовательная деятельность и т. д.

Наукой доказана взаимообусловленность физического здоровья и психического состояния человека. Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в период дошкольного детства при нарушении условий для нормального физического развития ребенка. Ощущение физического здоровья, физических возможностей и телесного благополучия способствует устойчивому чувству комфорта. Лучшим средством для снятия нервного напряжения, по мнению ученых, является физическая нагрузка.

5 принципов программы «Солнечные лучики» для детей 4–7 лет:

  1. научная обоснованность и практическая применимость;
  2. адекватность дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками;
  3. единство воспитательных, развивающих и коррекционных задач;
  4. комплексно-тематическое планирование работы с детьми;
  5. интеграция образовательных областей и разных видов детской деятельности.

Так, например, использовать движения в качестве противовеса отрицательным эмоциям рекомендовала Н.П. Бехтерева. Известный русский физиолог И.П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение.

Учитывая это, особое внимание в рамках реализации программы «Солнечные лучики» было уделено использованию в работе с детьми разных форм двигательной деятельности: утренней гимнастики, занятий физической культурой в помещении и на воздухе, подвижных игр и т. д. Инструктором по физической культуре были разработаны конспекты физкультурных занятий, построенные по единому сюжету. В ходе этих занятий дошкольники не только выполняют основные виды движений, разные двигательные задания, но и учатся адекватно реагировать на свои победы и поражения, радоваться успехам сверстников, действовать в команде, оказывать помощь. Все это способствует формированию дружеских отношений между детьми, положительных эмоций от совместной деятельности, снятию психоэмоционального напряжения.

С целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей воспитанников данная программа предусматривает разные формы взаимодействия с ними, среди которых консультации, тренинги, информационные листы, папки-передвижки, фотовыставки и т. д. Для ознакомления родителей с играми, способствующими созданию благоприятного эмоционального климата в семье, проводятся практические занятия. Кроме того, в соответствии с разработанным планом организуется совместная деятельность взрослых и детей с использованием элементов предметно-развивающей среды, специально созданных с учетом целей и задач программы.

Несмотря на полученные положительные результаты реализации программы «Солнечные лучики», в ДОО продолжается работа по повышению компетентности педагогов в вопросах профилактики психоэмоционального напряжения у дошкольников. Это обусловлено не только спецификой условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, но и современными требованиями к поддержанию эмоционального благополучия воспитанников в период пребывания их в дошкольной образовательной организации.

В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н, педагог, занимающий должность воспитателя, кроме прочего должен содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития воспитанников, создавать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль