Дополнительное образование выходит на новый уровень

88

Владимир Боровик, советник Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России

В соответствии с ч. 1 ст. 75 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» к 2020 г. Правительство РФ должно обеспечить увеличение числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, до 70–75%.

С целью исполнения данного указа была разработана и утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р Концепция развития дополнительного образования детей (далее – Концепция).

Концепция содержит анализ проблем в сфере дополнительного образования детей, описание основных целей, задач, механизмов и направлений его развития, а также результатов, которых позволит достичь реализация Концепции. Дается объективная оценка современного этапа развития дополнительного образования, при этом подчеркиваются несомненные достоинства существующей системы дополнительного образования: наличие обширной сети организаций дополнительного образования, применение в их работе новых образовательных форм и технологий, что позволяет на сегодняшний день охватить дополнительным образованием более 60% детей.

В Концепции также отражены существенные недостатки системы дополнительного образования:

  • отсутствие механизмов нормативной регламентации;
  • значительный дефицит квалифицированных работников;
  • отсутствие в большинстве организаций дополнительного образования соответствующей современной материально-технической базы;
  • недостаточная роль негосударственного сектора.

Важным моментом является установление в Концепции роли государства в развитии дополнительного образования – государство выступает гарантом получения детьми качественного дополнительного образования. В связи с этим Концепция предусматривает осуществление государственного регулирования и управления в сфере дополнительного образования, а также содержит перечень инновационных инструментов, на которых будет основываться государственное регулирование, в т. ч. принцип общественно-государственного партнерства.

Кроме того, в ходе реализации Концепции планируется:

  • совершенствование нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного образования;
  • повышение доступности и качества дополнительного образования;
  • обновление содержания дополнительного образования;
  • развитие инфраструктуры и кадрового потенциала системы дополнительного образования;
  • совершенствование финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования;
  • развитие негосударственного сектора в сфере дополнительного образования;
  • формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования;
  • создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием дополнительного образования.

Среди перечисленных направлений хотелось бы выделить расширение участия негосударственного сектора в сфере дополнительного образования детей. Частные образовательные организации более мобильны, чем государственные и муниципальные, в плане учета запросов родителей при предоставлении услуг их детям, а значит, могут активно внедрять программы дополнительного образования. Развивать негосударственный сектор планируется в основном за счет внедрения экономических механизмов, таких как доступ к бюджетному финансированию, меры налогового стимулирования, предоставление грантов, снижение ставок арендной платы в случае аренды государственного и (или) муниципального имущества.

К достоинствам Концепции можно отнести указание на необходимость расширения бюджетного финансирования сферы дополнительного образования. Следует подчеркнуть, что имеется в виду не привычное увеличение объема финансирования, а введение такого механизма, как персонифицированное финансирование дополнительного образования. Предусматривается определение и закрепление за ребенком денежных средств в объеме, необходимом для реализации выбранной им (его родителями) дополнительной общеобразовательной программы, с последующей передачей этих средств организации дополнительного образования или индивидуальному предпринимателю.

Следует отметить, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона № 273-ФЗ обеспечение получения дополнительного образования не относится к государственным гарантиям реализации права на получение детьми образования. Более того, ч. 3 ст. 5 Закона № 273-ФЗ не предусматривает получение детьми дополнительного образования на бесплатной основе.

Фактически это означает перекладывание части расходов в сфере дополнительного образования на его получателей, т. е. родителей дошкольников.

Расширение бюджетного финансирования, предусмотренное Концепцией, позволит сделать дополнительное образование частично бесплатным.

Согласно Концепции финансовая поддержка семей в получении дополнительного образования предполагает:

  • компенсацию части платы за дополнительное образование для малообеспеченных и многодетных семей;
  • включение дополнительного образования в состав направлений возможного расходования части подоходного налога (при внесении в законодательство права граждан распоряжаться частью подоходного налога);
  • рассмотрение возможности снижения процентной ставки по кредитам при получении гражданами потребительского кредита на обучение по дополнительным общеобразовательным программам.

Реализация Концепции будет осуществляться в два этапа: с 2014 по 2017 гг. и с 2018 по 2020 гг. С этой целью на федеральном уровне предусматривается разработка плана мероприятий, а на уровне субъектов РФ – программ развития дополнительного образования и соответствующих пилотных проектов.

Реализация Концепции позволит сформировать персонализированную систему дополнительного образования, в которой дети получат возможность реального выбора и освоения качественных программ дополнительного образования. Кроме того, как отмечено в Концепции, система дополнительного образования играет положительную роль в профилактике асоциального поведения детей и подростков, формировании моделей адресной работы с одаренными детьми и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (детьми сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми из семей, находящихся в социально опасном положении, детьми с ограниченными возможностями здоровья).

Минобрнауки России совместно с Минкультуры России и Минспортом России в течение трех месяцев после утверждения Концепции должны разработать план мероприятий по реализации Концепции и внести его в установленном порядке в Правительство РФ.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль