Дополнительное образование выходит на новый уровень

90

Владимир Боровик, советник Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России

В соответствии с ч. 1 ст. 75 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» к 2020 г. Правительство РФ должно обеспечить увеличение числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, до 70–75%.

С целью исполнения данного указа была разработана и утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р Концепция развития дополнительного образования детей (далее – Концепция).

Концепция содержит анализ проблем в сфере дополнительного образования детей, описание основных целей, задач, механизмов и направлений его развития, а также результатов, которых позволит достичь реализация Концепции. Дается объективная оценка современного этапа развития дополнительного образования, при этом подчеркиваются несомненные достоинства существующей системы дополнительного образования: наличие обширной сети организаций дополнительного образования, применение в их работе новых образовательных форм и технологий, что позволяет на сегодняшний день охватить дополнительным образованием более 60% детей.

В Концепции также отражены существенные недостатки системы дополнительного образования:

  • отсутствие механизмов нормативной регламентации;
  • значительный дефицит квалифицированных работников;
  • отсутствие в большинстве организаций дополнительного образования соответствующей современной материально-технической базы;
  • недостаточная роль негосударственного сектора.

Важным моментом является установление в Концепции роли государства в развитии дополнительного образования – государство выступает гарантом получения детьми качественного дополнительного образования. В связи с этим Концепция предусматривает осуществление государственного регулирования и управления в сфере дополнительного образования, а также содержит перечень инновационных инструментов, на которых будет основываться государственное регулирование, в т. ч. принцип общественно-государственного партнерства.

Кроме того, в ходе реализации Концепции планируется:

  • совершенствование нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного образования;
  • повышение доступности и качества дополнительного образования;
  • обновление содержания дополнительного образования;
  • развитие инфраструктуры и кадрового потенциала системы дополнительного образования;
  • совершенствование финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования;
  • развитие негосударственного сектора в сфере дополнительного образования;
  • формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования;
  • создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием дополнительного образования.

Среди перечисленных направлений хотелось бы выделить расширение участия негосударственного сектора в сфере дополнительного образования детей. Частные образовательные организации более мобильны, чем государственные и муниципальные, в плане учета запросов родителей при предоставлении услуг их детям, а значит, могут активно внедрять программы дополнительного образования. Развивать негосударственный сектор планируется в основном за счет внедрения экономических механизмов, таких как доступ к бюджетному финансированию, меры налогового стимулирования, предоставление грантов, снижение ставок арендной платы в случае аренды государственного и (или) муниципального имущества.

К достоинствам Концепции можно отнести указание на необходимость расширения бюджетного финансирования сферы дополнительного образования. Следует подчеркнуть, что имеется в виду не привычное увеличение объема финансирования, а введение такого механизма, как персонифицированное финансирование дополнительного образования. Предусматривается определение и закрепление за ребенком денежных средств в объеме, необходимом для реализации выбранной им (его родителями) дополнительной общеобразовательной программы, с последующей передачей этих средств организации дополнительного образования или индивидуальному предпринимателю.

Следует отметить, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона № 273-ФЗ обеспечение получения дополнительного образования не относится к государственным гарантиям реализации права на получение детьми образования. Более того, ч. 3 ст. 5 Закона № 273-ФЗ не предусматривает получение детьми дополнительного образования на бесплатной основе.

Фактически это означает перекладывание части расходов в сфере дополнительного образования на его получателей, т. е. родителей дошкольников.

Расширение бюджетного финансирования, предусмотренное Концепцией, позволит сделать дополнительное образование частично бесплатным.

Согласно Концепции финансовая поддержка семей в получении дополнительного образования предполагает:

  • компенсацию части платы за дополнительное образование для малообеспеченных и многодетных семей;
  • включение дополнительного образования в состав направлений возможного расходования части подоходного налога (при внесении в законодательство права граждан распоряжаться частью подоходного налога);
  • рассмотрение возможности снижения процентной ставки по кредитам при получении гражданами потребительского кредита на обучение по дополнительным общеобразовательным программам.

Реализация Концепции будет осуществляться в два этапа: с 2014 по 2017 гг. и с 2018 по 2020 гг. С этой целью на федеральном уровне предусматривается разработка плана мероприятий, а на уровне субъектов РФ – программ развития дополнительного образования и соответствующих пилотных проектов.

Реализация Концепции позволит сформировать персонализированную систему дополнительного образования, в которой дети получат возможность реального выбора и освоения качественных программ дополнительного образования. Кроме того, как отмечено в Концепции, система дополнительного образования играет положительную роль в профилактике асоциального поведения детей и подростков, формировании моделей адресной работы с одаренными детьми и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (детьми сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми из семей, находящихся в социально опасном положении, детьми с ограниченными возможностями здоровья).

Минобрнауки России совместно с Минкультуры России и Минспортом России в течение трех месяцев после утверждения Концепции должны разработать план мероприятий по реализации Концепции и внести его в установленном порядке в Правительство РФ.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль