Плюсы и минусы аутсорсинга

544

Галина Лапушинская, д-р экон. наук, проф., зав. каф. государственного управления Тверского государственного университета

Применение аутсорсинга основано на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (части второй) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в частности, главы 34, 37, 42, 48, 49, 51–53). Разъяснения по осуществлению аутсорсинга в образовательных организациях содержатся в <письме> Минобрнауки России от 04.02.2011 № 03-66 «О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования» (далее – Письмо Минобрнауки России № 03-66).

Так, согласно разд. Х Методических рекомендаций по применению частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования, направленных Письмом Минобрнауки России № 03-66, под аутсорсингом понимается деятельность внешних исполнителей (подрядчиков, поставщиков), осуществляющих на основании гражданско-правовых договоров функции обеспечения и управления ресурсами образовательных учреждений.

Важно отметить, что аутсорсинг – это передача на длительное время какой-либо непрофильной деятельности дошкольной организации, которую она могла бы осуществлять и своими силами. Не стоит относить к аутсор сингу любые услуги, оказываемые дошкольной организации внешними исполнителями.

Можно сказать, что, прибегая к услугам аутсорсера, дошкольная организация, как заказчик, получает структурное подразделение, которое в то же время является юридически независимым.

Для оценки перспектив внедрения аутсорсинга в дошкольной организации необходимо рассмотреть его плюсы и минусы с правовых, организационных и финансово-экономических сторон.

Прежде всего выделить общие преимущества и недостатки, оценив которые, руководитель может сделать выбор: реализовывать тот или иной вид деятельности самостоятельно или передать его сторонним исполнителям в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Преимущества аутсорсинга

Итак, можно отметить следующие преимущества внедрения аутсорсинга в дошкольной организации вне зависимости от вида передаваемых функций.

Во-первых, у заведующего освобождается время для выполнения своих основных функций: руководства деятельностью детского сада, управления персоналом, стратегического планирования развития дошкольной организации и совершенствования процесса предоставления услуг дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС).

Учитывая большую нагрузку, необходимо, чтобы у руководителя была не только возможность заниматься разрешением текущих проблем детского сада и организацией его бесперебойной деятельности, но и время на работу по развитию дошкольной организации, взаимодействие с родителями, партнерами, учредителем.

В этой ситуации передача непрофильных функций на аутсорсинг дает возможность сосредоточиться на приоритетных направлениях деятельности дошкольной организации.

Во-вторых, аутсорсинг позволяет получать услуги более высокого качества за счет привлечения профессионалов в той или иной сфере.

Зачастую найти квалифицированного работника на небольшую заработную плату очень сложно. А при трудоустройстве соискателя без опыта работы или с более низкой квалификацией возникает риск невыполнения заданных требований, ответственность за которые будет нести руководитель.

В-третьих, аутсорсинг позволяет уменьшить расходы дошкольной организации.

Передача некоторых функций аутсорсеру сэкономит значительную часть бюджета детского сада за счет того, что нет необходимости в дополнительных расходах на штатного работника (трудоустройство, выплату заработной платы, уплату налогов и взносов и т. д.).

В-четвертых, руководителю проще решать проблему некачественного выполнения работ.

Сменить поставщика услуг легче, чем обновить штатный персонал. К тому же компания-аутсорсер несет более серьезную ответственность перед дошкольной организацией (гражданско-правовую, финансовую), чем работники детского сада, ответственность которых обычно ограничивается дисциплинарным взысканием.

Недостатки аутсорсинга

Рассмотрим недостатки перехода на аутсорсинг.

Во-первых, аутсорсинг не освобождает заведующего от ответственности.

Вне зависимости от того, реализуется та или иная функция самой дошкольной организацией или она передана на аутсорсинг, руководитель несет ответственность за обеспечение деятельности детского сада, безопасность участников образовательного процесса и выполнение требований ФГОС.

В трудовом договоре с заведующим обычно прописан пункт об ответственности, предусматривающий не только дисциплинарное взыскание, но и увольнение. Поэтому при организации аутсорсинга от руководителя потребуется усиленное внимание и контроль исполнения условий заключенных договоров.

Во-вторых, многие непрофильные функции, переданные на аутсорсинг, влекут за собой большие издержки.

Пример

В мае 2014 г. возможность перехода на аутсорсинг обсуждалась на селекторном совещании в республиканском комитете профсоюза работников образования Республики Саха (Якутия). Согласно одному из докладов расчеты, произведенные в г. Нерюнгри, показали, что переход на аутсорсинг экономически невыгоден образовательным организациям. Так, уборка помещений и территории силами штатного персонала обходится образовательной организации в 1 239 439 руб. в год. Эта же услуга, предоставляемая клининговой компанией, будет стоить 4 245 748 руб. Разница в 3 006 309 руб.,т. е. в 3,4 раза, довольно ощутима для бюджета любой образовательной организации.

В-третьих, возникает необходимость пристального внимания к процедурным и правовым аспектам аутсорсинга. Руководителю недостаточно принять решение о переходе на аутсорсинг. Ему также необходимо, четко выполняя условия Закона № 44-ФЗ, посредством конкурсных процедур выбрать ту организацию, которая сможет качественно и по наименьшей цене выполнять работы (предоставлять услуги).

Кроме того, при выборе аутсорсера нужно по возможности учитывать особенности конкретной дошкольной организации, а при заключении договора на выполнение работ (оказание услуг) – внимательно отнестись ко всем нюансам и деталям взаимодействия.

Пример

Заключение контракта на озеленение территории должно обеспечить для дошкольной организации выполнение требований разд. III СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13). Поэтому в описании объекта закупки необходимо будет указать не только виды растений, разрешенные для посадки (запрет на посадку плодоносящих деревьев и кустарников, ядовитых и колючих растений установлен абз. 4 п. 3.1 СанПиН 2.4.1.3049-13), но и создание травяных беспыльных площадок, сохранение нормативного уровня освещения, регулярность проверки песка в песочницах на наличие возбудителей паразитарных болезней.

Таким образом, на планирование закупки, обоснование способа определения поставщика, расчет начальной (максимальной) цены контракта, проведение конкурсных процедур, выявление победителя и заключение контракта требуется немалое время, в течение которого дошкольная организация должна работать в привычном режиме.

Виды функций, передаваемых на аутсорсинг

Перечень функций, которые образовательные организации могут передавать на аутсорсинг, указан в абз. 2 разд. VIII Письма Минобрнауки России № 03-66. Условно их можно разделить на две группы:

  • функции, влияющие на предоставление услуг дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу;
  • функции, обеспечивающие поддержание жизнедеятельности дошкольной организации.

Каждая из данных групп по-своему важна для руководителя, т. к. имеет значимость для оценки результатов функционирования дошкольной организации и выполнения муниципального задания.

При использовании аутсорсинга в сфере услуг, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности дошкольной организации, совершенствование качества и эффективности управления детским садом происходит благодаря освобождению руководителя от необходимости контролировать те сферы деятельности, в которых компетенция администрации детского сада невысока (ремонт, техническое и аварийное обслуживание и т. д.).

Проблемы внедрения аутсорсинга

Если руководитель, взвесив все плюсы и минусы, все-таки решил отдать ту или иную функцию на аутсорсинг, необходимо учесть причины, препятствующие внедрению аутсорсинга. Их также можно разделить на две группы.

Существуют объективные причины, мешающие внедрению аутсорсинга, которые не зависят от дошкольной организации:

1. В разных муниципалитетах разные возможности использования такого инструмента, как аутсорсинг. В ряде территорий (преимущественно сельских) вывести часть функций детского сада на аутсорсинг затруднительно.

Проблема заключается либо в отсутствии специализированных организаций, либо в невыгодности аутсорсинга.

2. Организационно-правовая форма дошкольной организации (бюджетная, казенная, автономная) предполагает, с одной стороны, самостоятельное принятие решения об аутсорсинге, поиск аутсорсера и заключение договора, а с другой – требует согласования данных действий с учредителем. Поэтому некоторые виды функций могут быть переданы на аутсорсинг не по инициативе самих дошкольных организаций, а в связи с решением органов управления образованием.

3. Существенные различия в уровне расходов государственных (муниципальных) дошкольных организаций и коммерческих организаций, которые также готовы перевести аналогичные услуги на аутсорсинг. В ситуации, когда коммерческие организации готовы платить больше и не требуют от поставщика услуг прохождения конкурсных процедур (как было сказано, на них не распространяется действие Закона № 44-ФЗ), аутсорсерам (например, охранным предприятиям) гораздо выгоднее предоставлять услуги им, а не детским садам. В связи с этим дошкольная организация, проводя конкурсные процедуры, может не найти компанию для заключения договора.

4. Процедура закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ и способы финансирования заключенных договоров при казначейском сопровождении деятельности дошкольной организации и возможных ограничениях на авансирование работ.

Все платежи бюджетных организаций проходят через казначейства, которые следят за правильностью оформления документов, являющихся основанием к платежу. При обнаружении ошибок документы возвращаются на переоформление. Поэтому платежи не всегда осуществляются оперативно.

Кроме того, размер обеспечения исполнения контракта должен составлять 5–30% от начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса (п. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). То есть фактически для аутсорсеров авансовый платеж охватит лишь выведенные денежные средства под обеспечение исполнения контракта.

5. Перечень функций, передаваемых на аутсорсинг, указанный в абз. 2 разд. VIII Письма Минобрнауки России № 03-66, не включает ведение бухгалтерского учета. Однако детские сады активно пользуются услугами централизованных бухгалтерий, а это и есть аутсорсинг, выполняемый организацией, специально созданной учредителем детского сада.

Есть и субъективные причины, препятствующие внедрению аутсорсинга. Они связаны с тем, что руководитель не всегда готов взять на себя ответственность за принятие сложных в реализации решений, например, соблюдать организационно-правовые условия процесса привлечения аутсорсера, четко формулировать требования технического задания на выполнение работ, разработать процедуры контроля деятельности аутсорсера и т. д.

Кроме того, руководители часто не могут самостоятельно просчитать экономический эффект от перехода на аутсорсинг.

Этапы внедрения аутсорсинга

Для внедрения аутсорсинга в дошкольной организации рекомендуем следующий алгоритм действий.

Шаг 1. Определение целесообразности передачи на аутсорсинг той или иной функции.

Для этого необходимо проанализировать затраты дошкольной организации на услугу и определить основные проблемы, которые поможет решить аутсорсинг.

Шаг 2. Исследование рынка услуг аутсорсинга.

Поиск информации о других дошкольных организациях в данном муниципалитете, у которых уже есть опыт передачи функций на аутсорсинг. Поиск потенциальных аутсорсеров, информации об их особенностях и наличии или отсутствии претензий со стороны клиентов. Определение рыночной стоимости единицы услуги и возможности ее снижения.

Шаг 3. Оценка влияния аутсорсинга на деятельность дошкольной организации.

Выявление и анализ всех видов рисков, связанных с передачей услуг на аутсорсинг, и определение плана возможных действий при возникновении проблемных ситуаций. Следует продумать, чем дошкольной организации грозит нарушение договорных обязательств, как при нарушении условий договора можно исправить ситуацию.

Если спланировать порядок действий в критических ситуациях не получается, то передавать такие функции на аутсорсинг не стоит.

Шаг 4. Разработка описания количественных и качественных требований к функции, выбранной для передачи на аутсорсинг.

Например, требования к осуществлению комплексной услуги по организации питания воспитанников в детских садах г. Москвы для компании, победившей на конкурсе, должны включать:

  • поставку продуктов питания в детские сады;
  • приготовление пищи для детей;
  • обслуживание технологического оборудования пищеблока (электрических плит, пароконвектоматов, электрических мясорубок, картофелечисток, холодильников и др.);
  • ремонт и замену технологического оборудования пищеблока;
  • выплату заработной платы работникам пищеблока;
  • замену персонала пищеблока в случае болезни и отпусков работников;
  • организацию повышения квалификации поваров.

Техническое задание для проведения конкурса на выбор аутсорсера должно содержать:

  • наименование и описание передаваемых функций;
  • описание порядка выполнения функций;
  • основные количественные и качественные показатели выполнения функций;
  • место и сроки выполнения функций;
  • тарифы и (или) порядок расчета стоимости выполнения функций;
  • иные требования.

Фактически на данном этапе составляется техническое задание для проведения конкурса на выбор аутсорсера. Руководителю, как заказчику, нужно очень четко сформулировать не только виды передаваемых функций, но и ограничения, связанные с предоставлением услуг (выполнением работ), а также требования к качеству и результатам работы.

Кроме того, результаты работы, которые может контролировать заказчик, должны быть измеримы и понятны. Например, нельзя в техническое задание включить только обслуживание систем пожарной сигнализации – нужно уточнить виды работ по обслуживанию, указать сроки их выполнения.

Шаг 5. Выбор аутсорсера и заключение контракта.

Выбор аутсорсера осуществляется на конкурсной или договорной (заключение контракта с единственным поставщиком) основе в соответствии с законодательством РФ. Аутсорсинг осуществляется на возмездной основе по контракту или договору, заключаемому в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.

Чтобы свести к минимуму возможные риски, необходимо обратить особое внимание на детали договора, указанные в нем размер и порядок установления штрафных санкций за несвоевременное или некачественное исполнение условий контракта.

Если образовательная организация является автономной, то отбор аутсорсера осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Шаг 6. Разработка и внедрение административных решений, связанных с передачей функций на аутсорсинг.

Подготовка внутренней документации, регламентирующей взаимодействие с аутсорсером, доведение информации до обеих сторон договора об аутсорсинге, порядок осуществления контроля руководителем дошкольной организации и другими работниками в его отсутствие. Кроме того, разрабатывается план возобновления работы дошкольной организации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в процессе получения услуг аутсорсинга или расторжения договора из-за ненадлежащего выполнения аутсорсером своих обязанностей.

Шаг 7. Мониторинг и контроль качества выполнения функций, переданных на аутсорсинг.

Цель мониторинга – проверка соответствия деятельности, выполняемой в рамках аутсорсинга, условиям договора об аутсорсинге и технического задания, а также своевременное выявление и корректировка отклонений от договора.

При разработке системы мониторинга определяются:

  • исполнитель мониторинга;
  • периодичность мониторинга;
  • мероприятия в рамках мониторинга;
  • формы отчетности аутсорсера;
  • действия в случае обнаружения отклонений от условий договора на аутсорсинг и параметров технического задания.

Шаг 8. Оценка эффективности аутсорсинга.

Так как дошкольная организация несет ответственность за качество выполнения функций или видов деятельности, переданных на аутсорсинг, и за действия аутсорсера, то она постоянно осуществляет оценку эффективности аутсорсинга. Ненадлежащее выполнение аутсорсером своих функций влечет расторжение (досрочное прекращение) контракта или договора на аутсорсинг.

Таким образом, руководитель прибегает к аутсорсингу прежде всего тогда, когда видит реальные экономические выгоды для своего детского сада от передачи некоторых функций сторонним организациям. Возможность экономии за счет аутсорсинга обусловлена чаще всего тем, что аутсорсер может закупать, например, продукты питания оптом и дешевле; что дошкольная организация освобождается от затрат на приобретение оборудования и определенных видов продуктов, требующих особых условий хранения и др.; отпадает необходимость контроля использования расходных материалов, отслеживания изменений уровня рыночных цен; детский сад получает возможность приобретать услуги в тех объемах и в такие сроки, которые ему необходимы.

Решение о переходе на аутсорсинг чаще всего инициирует руководитель, который назначает должностное лицо (рабочую группу), ответственное за планирование аутсорсинга, подготовку соответствующего проекта решения и проведение процедуры передачи функций на аутсорсинг, – но все это обязательно согласовывается с учредителем.

Если передача функций на аутсорсинг проводится учредителем централизованно по всему муниципальному образованию, руководители получают реальную помощь (правовую и организационную) в повышении эффективности деятельности дошкольных организаций. Учредитель осуществляет оценку компетентности аутсорсера, проверяет наличие у него лицензии (если она требуется для данного вида деятельности), допуска и необходимой документации у сотрудников компании-аутсорсера и т. д. Кроме того, заключение аутсорсером договора не с одной, а сразу с несколькими дошкольными организациями влияет на снижение стоимости услуг по аутсорсингу.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль