Повышение квалификации руководителей дошкольных организаций по энергосбережению

183

Светлана Федорова, канд. техн. наук, науч. рук. образовательного проекта Минэнерго России по Свердловской области, зам. нач. управления развития персонала ООО «УГМК-Холдинг»

Важной задачей экономики Свердловской области является снижение потребления энергоресурсов, в частности, бюджетными организациями, более 60% которых являются образовательными. Для этого необходимо повышать грамотность руководящих работников сферы образования в вопросах энергосбережения.

В соответствии с государственной программой РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики», утв. распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 № 512-р, Минэнерго России был разработан обучающий проект «Повышение квалификации специалистов бюджетных организаций».

Цель проекта – профессиональная подготовка руководителей и специалистов бюджетной сферы к решению конкретных задач в соответствии с государственной политикой в области энергосбережения.

Обучение проводится для государственных служащих федеральных и региональных исполнительных и представительных органов власти, муниципальных служащих, руководителей и специалистов организаций бюджетной сферы, независимо от организационно-правовой формы, работников коммерческих организаций, имущество которых принадлежит на праве собственности РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям.

Слушатели поделены на две целевые группы, для каждой из них обучение проводится по отдельной программе. Обучающая программа для первой группы состоит из двух модулей по 16 ч и ориентирована на руководителей, ответственных за разработку и реализацию государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на всех уровнях государственного и муниципального управления.

Вторая группа слушателей – работники организаций бюджетной сферы (в т. ч. образовательных) – обучается по 144-часовой программе на образовательных площадках в субъектах РФ.

Проект Минэнерго в Свердловской области

В Свердловской области обучение в рамках проекта Минэнерго проводилось по программе повышения квалификации «Практические вопросы реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

Реализация программы для слушателей Свердловской области была поручена Научному межотраслевому центру повышения квалификации и дополнительного профессионального образования совместно с Техническим университетом Уральской горно-металлургической компании (далее – УГМК).

В период с 28 апреля по 30 сентября 2014 г. по проекту были обучены 871 человек из 22 городских округов Свердловской области. Из них более 50% – это руководители образовательных организаций и их заместители по административно-хозяйственной работе. Как видно из таблицы, большая часть слушателей – работники дошкольных организаций (данная группа слушателей была инициирована управлением образованием г. Екатеринбурга).

Контингент слушателей программы повышения квалификации от образовательных организаций Свердловской области

Организация

Количество слушателей

Чел.

% от общего числа слушателей

Дошкольные организации

256

38

Общеобразовательные организации

199

29

Организации среднего профессионального образования

112

16

Организации дополнительного образования детей

87

13

Детские дома / школы-интернаты

28

4

В рамках обучения было организовано сетевое взаимодействие нескольких образовательных организаций (Московский институт стали и сплавов, Казанский государственный энергетический университет, Технический университет УГМК и др.), что позволило реализовать практико-ориентированную модульную программу обучения и привлечь высококвалифицированных преподавателей.

Кроме того, в процессе реализации проекта Минэнерго было выстроено взаимодействие с региональными министерствами и ведомствами.

Содержание программы повышения квалификации

Обучающая программа повышения квалификации работников бюджетных организаций разработана Санкт-Петербургским филиалом Высшей школы экономики и состоит из трех модулей:

1) очные лекции и практические семинары в объеме 24 академических часов;

2) дистанционное обучение в объеме 96 академических часов. Каждому слушателю был создан личный кабинет в информационном сервисе TeachBase и выдавались задания для самостоятельного выполнения;

3) очная защита индивидуального прикладного проекта по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

В настоящее время в Свердловской области происходит реорганизация детских садов посредством объединения 7–12 дошкольных организаций.

Для эффективного обеспечения объединенных образовательных организаций топливно-энергетическими ресурсами необходим не только постоянный контроль их использования, но и управление энергосбережением. Все это требует внедрения энергоменеджмента в управление дошкольной организацией.

Поэтому в рамках обучения слушатели осваивали систему энергоменеджмента. Система основана на лучших международных практиках, является ключевым инструментом успешной реализации программ повышения энергоэффективности организаций благодаря систематизации подхода к управлению энергопотреблением.

В ходе практических занятий слушатели обучались заполнению энергетических деклараций – новых отчетных документов по энергопотреблению.

При подготовке прикладного проекта работники детских садов и школ проводили анализ динамики энергопотребления в зданиях своих образовательных организаций, рассчитывали потенциал энергосбережения, разрабатывали конкретные мероприятия, приводящие к повышению энергоэффективности.

Слушателями были предложены такие меры рационального использования энергоресурсов, которые позволят получить экономию даже при увеличении количества воспитанников в детском саду:

  • использование энергоэффективных ламп и системы управления освещением в зданиях как приоритетное энергосберегающее мероприятие (основные расходы электроэнергии в детских садах приходятся на систему освещения и электрооборудование пищеблоков);
  • модернизация пищеблоков с использованием индукционных электрических плит, обеспечивающих кроме экономии электроэнергии приготовление здоровой пищи;
  • применение электрических теплых полов (позволяет значительно снизить потребление тепловой энергии и плату за нее).

Для образовательных организаций, особенно дошкольных, энергоэффективность должна рассматриваться как степень рационального использования энергоресурсов с целью формирования комфортных условий для воспитанников и персонала. Поэтому прикладные проекты, разработанные слушателями для зданий своих детских садов, были направлены не только на получение экономического эффекта (снижение расходов на энергоресурсы), но и на повышение комфортности, что, безусловно, взаимосвязано со сбережением здоровья детей и педагогических работников.

Проведение открытых защит прикладных проектов способствовало возникновению дискуссий и инициированию слушателями предложений, направленных на практическую реализацию своих идей. В частности, актуальной является задача разработки системы мотивации к энергосбережению как на уровне организации, так и в управлении образованием городского округа, а затем и на уровне области.

Бережное отношение к энергоресурсам необходимо формировать уже в дошкольном возрасте и продолжать развивать и поддерживать через систему непрерывного образования в течение всей жизни. Важную роль в обеспечении этого процесса играют воспитатели и специалисты дошкольных организаций, обладающие соответствующей психолого-педагогической подготовкой.

Вот почему для дошкольных организаций важно рассматривать не только нормативно-правовую базу энергосбережения или технические мероприятия по модернизации зданий с целью снижения энергетических потерь, но и психолого-педагогические аспекты формирования мотивации к энергосберегающему поведению.

Результаты повышения квалификации

Пройдя обучение по программе повышения квалификации, руководители образовательных организаций предложили:

  • провести обсуждение проблем энергосбережения в общественном совете при министерстве общего и профессионального образования Свердловской области;
  • создать условия для направления сэкономленных средств на стимулирование персонала, приобретение энергосберегающего оборудования и т. д.;
  • внедрить методы оценки энергоэффективности образовательных организаций посредством составления рейтинга энергоэффективности для целевого распределения бюджетных средств;
  • использовать показатель эффективности управления энергохозяйством имущественного комплекса при оценке деятельности руководителей образовательных организаций.

Всеми участниками программы повышения квалификации было отмечено, что образовательный проект Минэнерго необходимо продолжать и в 2015 г.

При этом содержание программы повышения квалификации целесообразно дополнить вопросами управления энергосбережением и методикой иерархической оценки энергоэффективности на уровне функционально-территориального образования, области, региона.

Практическим результатом образовательного проекта должны стать переработанные образовательными организациями программы энергосбережения в детском саду и повышения энергетической эффективности, внедрение систем мониторинга энергопотребления и оценки энергоэффективности бюджетных организаций.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль