Требования к проектированию групповых ячеек-трансформеров. Опыт г. Москвы

150

Светлана Яхкинд, канд. архитектуры, зам. нач. управления научно-технической политики – нач. отдела типового проектирования Департамента градостроительной политики г. Москвы

В сентябре 2014 г. в Юго-Восточном административном округе г. Москвы был построен первый в России детский сад – трансформер. Планировочное решение групповых ячеек в таком детском саду позволяет оптимизировать пространство, сформировать больше групп и решить проблему дефицита мест. В данной статье рассмотрим особенности проектирования трансформируемых групповых ячеек и нормативные требования к их строительству.

Групповые ячейки-трансформеры – помещения, в которых для увеличения площади свободной игровой зоны используются трансформируемые (выкатные или переносные) кровати, а также трансформируемая перегородка.

В период с января по апрель 2014 г. Департаментом градостроительной политики г. Москвы изучался вопрос проектирования детских садов с групповыми ячейками-трансформерами и рассматривалась возможность строительства таких зданий дошкольных организаций по конкретным адресам.

К этому времени в соответствии с технологическими заданиями Департамента образования г. Москвы проекты детских садов с трансформируемыми групповыми ячейками уже разрабатывались рядом проектных организаций по заказу управления гражданского строительства г. Москвы. Для обсуждения проектных и аналитических материалов были проведены совещания, в которых принимали участие представители Департамента градостроительной политики г. Москвы, Департамента образования г. Москвы, управления гражданского строительства г. Москвы, Мосгосэкспертизы, территориального управления Роспотребнадзора по г. Москве, а также проектных организаций: «Проект-Реализация», «Терра Аури», «Капстройпроект», Московского научно-исследовательского и проектного института типологии, экспериментального проектирования (МНИИТЭП).

В ходе обсуждения были выявлены следующие проблемы в реализации указанного планировочного решения групповой ячейки:

1. Расхождение требований нормативных правовых актов. Согласно приложению № 1 к СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13), рекомендуемая площадь буфетной зоны внутри групповой ячейки составляет 3 м2. А в соответствии с п. 4.3 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утв. приказом Минрегионразвития России от 01.09.2009 № 390 (далее – СНиП 31-06-2009), помещение буфетной в группе дошкольной организации должно иметь площадь 3,8 м2. Причем если в СанПиН 2.4.1.3049-13 площади помещений, в т. ч. спальни и групповой, указаны как рекомендуемые, то по СНиП 31-06-2009 площади помещений должны быть строго не менее значений, которые приведены в данных строительных нормах.

2. При условии применения трансформируемых перегородок и трансформируемых кроватей в дошкольных организациях у фирм-производителей должны быть сертификаты соответствия мебели и оборудования требованиям Роспотребнадзора и Росстандарта.

3. Необходимость получения разъяснений МЧС России в части определения требований к количеству эвакуационных выходов из групповой ячейкии требований пожарной безопасности к трансформируемой перегородке.

4. Определение оптимальной площади трансформируемой групповой ячейки. Первоначально с целью оптимизации площадей дошкольных организаций в технологических заданиях Департамента образования г. Москвы была заложена площадь групповой ячейки, равная 85 м2. При этом в соответствии с приложением № 1 к СанПиН 2.4.1.3049-13 площади групповой (игровой) и спальни определяются из расчета не менее чем по 2 м2 на ребенка. С учетом данного требования, а также фактических условий проектирования, расстановки оборудования и специфики принимаемых архитектурно-конструктивных решений площадь трансформируемого планировочного модуля «групповая спальня» должна составлять 105–110 м2.

5. Выполнение требований СанПиН 2.4.1.3049-13 к расстановке кроватей (которая должна обеспечивать свободный проход детей между кроватями, кроватями и наружными стенами, кроватями и отопительными приборами); наличию в спальнях индивидуальных мест для хранения постельного белья; режиму проветривания помещений и др.

В ходе решения данных вопросов вносились изменения в существующие проекты детских садов с трансформируемыми групповыми ячейками.

Так, например, были проработаны проектные и технологические решения в виде планов с расстановкой оборудования для трансформируемых ячеек типа «групповая–спальня» площадью от 85 до 105–110 м2. При этом планировочные схемы были разработаны для различных режимов функционирования помещений: сон, питание, занятия, проветривание и др. По результатам рассмотрения данных предложений Мосгосэкспертизой и территориальным управлением Роспотребнадзора по г. Москве в протоколах совещаний Департамента градостроительной политики г. Москвы было закреплено решение отказаться от проектирования трансформируемых групповых ячеек площадью 85 м2 при строительстве детских садов по конкретным адресам.

Использование раздвижной перегородки

В п. 4.11 СанПиН 2.4.1.3049-13 определен следующий состав групповой ячейки детского сада:

  • раздевальная (приемная);
  • групповая;
  • спальня;
  • буфетная;
  • туалетная (совмещенная с умывальной).

Необходимость в отдельных помещениях групповой и спальни обосновывается в т. ч. требованием их поочередного проветривания.

Тем не менее возможность функционирования групповой и спальни в двух вариантах: как отдельных помещений (при закрытой перегородке) и как единого пространства с увеличенной площадью для подвижных игр (при раскрытой перегородке) не вызвала возражений при согласовании с территориальным управлением Роспотребнадзора по г. Москве.

Более того, на объединение помещений групповой и спальни в дошкольной образовательной организации было получено разрешение заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

При проектировании групповой допускается предусматривать наличие раздвижной (трансформируемой) перегородки для выделения спальных мест (спальни), которые оборудуются раскладными кроватями с жестким ложем или на трансформируемыми (выдвижными, выкатными) одно–трехуровневыми кроватями. СанПиН 2.4.1.3049-13. П. 6.12. Абз. 2

Управлением гражданского строительства г. Москвы были разработаны два варианта разделения (объединения) помещений спальни и групповой:

  • конструктивно-техническое решение раздвижной перегородки, монтируемой в ходе строительства;
  • применение сертифицированных готовых трансформируемых перегородок.

Для выяснения требований пожарной безопасности к трансформируемым перегородкам управлением гражданского строительства г. Москвы был направлен запрос во Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России. В ответ были получены разъяснения по устройству групповой ячейки с раздвижными (трансформируемыми) перегородками согласно п. 5.2.12 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 № 171 (далее – СП 1.13130.2009):

  • групповую ячейку в дошкольной организации допускается считать одним помещением;
  • перегородки, в т. ч. раздвижные (трансформируемые), внутри групповых ячеек следует выполнять с ненормируемым пределом огнестойкости.

При этом дополнительные ограничения к пределам огнестойкости трансформируемых перегородок внутри групповых ячеек дошкольных организаций отсутствуют как в СП 1.13130.2009, так и в СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», утв. приказом МЧС России от 21.11.2012 № 693.

Использование трансформируемых кроватей

В ходе разработок проектов трансформируемых групповых ячеек было установлено, что размещение трансформируемых (выкатных и переносных) кроватей с учетом требований п. 6.13 СанПиН 2.4.1.3049-13 к расстановке кроватей может быть реализовано в ячейке площадью 100–110 м2.

Департаментом градостроительной политики г. Москвы была проведена работа по сбору данных о наличии сертификатов на раздвижные кровати (рассылались запросы фирмам-производителям данной мебели) и определены рекомендуемые производители трансформируемых кроватей.

Для каждого проекта детского сада рекомендуемые к применению типы трансформируемых кроватей должны подбираться индивидуально. Так, первоначально Департамент образования г. Москвы рекомендовал применять переносные (мобильные) кровати с жестким ложем, обес печивающие фиксированное складывание в модули не менее чем по пять штук друг на друга, изготовленные из прочного пластика, способного выдержать нагрузку не менее 80 кг.

Однако при проектировании уже по первому адресу строительства были подобраны и применены выкатные трехъярусные кровати. При этом учитывались рекомендованные Департаментом образования г. Москвы размеры спального ложа: длина – 140–145 см, ширина – 60–65 см. В сложенном виде кровати сдвигаются к стене или перегородке.

При рассмотрении проектных решений с трансформируемыми групповыми ячейками территориальное управление Роспотребнадзора по г. Москве отметило необходимость соблюдения требований, предъявляемых СанПиН 2.4.1.3049-13 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 к отоплению и вентиляции с обеспечением необходимых параметров микроклимата и кратности воздухообмена, глубине групповых ячеек с учетом обеспечения нормативных значений естественного и искусственного освещения помещений.

Рекомендации по проектированию групп-трансформеров

Проделанная работа по решению проблем проектирования трансформируемых групповых ячеек позволила сделать следующие выводы.

1. В детских садах можно проектировать помещения групповых ячеек, в которых между спальней и игровой устанавливается трансформируемая перегородка, а также используются трансформируемые кровати (в приложении приведены рабочие варианты плана групповой ячейки). Все это помогает освободить дополнительное пространство для игр воспитанников.

2. Рекомендуемая площадь трансформируемой групповой ячейки с учетом расстановки оборудования и устройства эвакуационных выходов составляет 105–110 м2.

3. Не требуется устройство дополнительных эвакуационных выходов из групповой ячейки с трансформируемой перегородкой между спальней и игровой.

4. При закрытой перегородке возможно поочередное проветривание спальни и игровой.

5. Глубина помещения спальни, в т. ч. с зоной трансформируемых кроватей, ограничивается нормативными требованиями к естественной освещенности помещений дошкольных образовательных организаций.

6. Особенности организации спальни в данном проектном решении:

  • расстановка кроватей с соблюдением требований к расстояниям между длинными и короткими сторонами (без примыкания блоков раздвижных кроватей друг к другу);
  • размещение в спальне мест для хранения постельных принадлежностей;
  • организация проходов для эвакуации из помещения.

Результаты проведенной работы были практически сразу реализованы в проектах дошкольных образовательных организаций нового типа.

Приложение

Вариант 1

Функционирование групповой и спальни как единого пространства (при раскрытой перегородке) с увеличенной площадью для подвижных игр

Требования к проектированию групповых ячеек-трансформеров. Опыт г. Москвы

Вариант 2

Функционирование групповой и спальни как отдельных помещений (при закрытой перегородке) при организации дневного сна детей

Требования к проектированию групповых ячеек-трансформеров. Опыт г. Москвы

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль