Дошкольное образование детей с ОВЗ: нормативы

2135

На территории Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Согласно действующему законодательству (Конституция РФ, «Закон об образовании», «Закон о социальной защите инвалидов»), в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов и муниципалитетов должны создаваться условия, необходимые для отсутствия дискриминации в сфере образования по отношению ко всем лицам, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В этой связи создаются условия для оказания таким детям ранней коррекционной помощи на основе специальных методов обучения детей с ОВЗ, подходов, наиболее подходящих для таких лиц языков, методов и способов общения. Помимо этого в сфере дошкольного образования для детей с ОВЗ  должны создаваться условия, в максимальной степени способствующие получению специального образования этими лицами, в том числе посредством организации инклюзивного образования.

В статье 5 Федерального «Закона об образовании» в РФ (вступил в силу с 1 сентября 2015 г.) закреплено право на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Таким образом, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами каждому гражданину в стране гарантируется общедоступность и бесплатность любого образования, если он получает его впервые.

Право на дошкольное образование детей с ОВЗ закреплено также статьей 19-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», где предусмотрено обеспечение образовательными организациями совместно с органами здравоохранения дошкольного, внешкольного воспитания и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов.

Ключевые понятия «Закона об образовании» касательно дошкольного образования детей с ОВЗ

Достаточно полно все вопросы дошкольного образования детей с ОВЗ регулирует «Закон об образовании». В нем установлены особенности организации образовательного процесса для лиц с ОВЗ. В законе впервые дается понятие «обучающегося с ОВЗ»: это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. В этом законе особенностям организации обучения таких лиц отведена статья 79. Такая практика в РФ встречается впервые.

Также в законе вводится понятие «инклюзивное образование»: это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и их индивидуальных возможностей.

Почему образовательное учреждение может отказать в дошкольном образовании детей с ОВЗ

Для обеспечения инклюзивного образования сейчас очень важно проговорить вопрос приема детей в общеобразовательные организации. Очень часто ДОУ отказывают в приеме на дошкольное образование детей с ОВЗ, мотивируя это тем, что работа с дошкольниками с ОВЗ не может проводится ввиду отсутствия специальных условий, незнанием способов адаптации образовательных программ, отсутствием специальных подготовленных педагогических кадров и т. д. Но статья 67 «Закона об образовании» четко прописывает порядок установления правил приема в образовательные организации и четко регламентирует случаи, при которых ребенку может быть отказано в приеме. Таких случаев несколько:

  • При отсутствии в образовательной организации свободных мест. В этом случае родители ребенка с ОВЗ, как и любого другого ребенка, должны обратиться по вопросу устройства в орган исполнительной власти субъекта. Он обязан решить вопрос устройства этого ребенка в другую образовательную организацию.
  • В случае проведения индивидуального отбора образовательной организации, при реализации в школе углубленного изучения отдельных школьных предметов или профильного обучения по каким-то направлениям.
  • Если в ДОУ проводится конкурс или индивидуальный отбор.
  • Если учреждение реализует дополнительные интегрированные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры, спорта либо в области искусств.

Других случаев, в которых ребенку с ОВЗ может быть отказано при приеме в детский сад или школу, законом не предусмотрено. Поэтому если в образовательную организацию обращается ребенок с ОВЗ, эта организация обязана принять его и создать для его обучения специальные условия.

Подробная информация о воспитании и образовании детей с ограниченными возможностями здоровья читайте в статье «Дети с ОВЗ в ДОУ»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль