Аэробика для дошкольников как средство оздоровления

803

Кулаева А.В., заведующий МДОАУ детский сад «Солнышко», пос. Светлый Оренбургской обл.

Сотникова Л.М., инструктор по физической культуре  МДОАУ детский сад «Солнышко», пос. Светлый Оренбургской обл.

Аэробика для дошкольников, на сегодняшний день, имеет важное значение. Современные дети большую часть времени проводят в статическом положении — за столами, телевизорами, компьютерами. Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, ожирение и излишний вес, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств — быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

Одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогическим коллективом детского сада — организовать двигательный режим ребенка таким образом, чтобы максимально утолить его «двигательный голод» и одним из методов эффективного решения проблемы является аэробика для дошкольников.

С 2013 г. в нашем детском саду реализуется программа «Са-Фи-Дансе» ( Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина). В рамках данной программы мы обучаем детей танцевально-игровой гимнастике (аэробике для дошкольников). Систематические занятия аэробикой способствуют формированию координации движений, развивают у детей гибкость, пластичность, умение владеть своим телом и легко управлять им в движении. Музыкальные ритмы, сопровождающие комплексы аэробики для дошкольников, способствуют созданию атмосферы эмоционального комфорта, эмоциональной отзывчивости, раскрепощенности, самостоятельности и творческой активности малышей.

Аэробика для дошкольников является и эффективным оздоровительным средством. Во время движений под музыку у детей регулируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, стимулируется память и внимание, нормализуются эмоционально-волевые процессы.

Цели и задачи аэробики для дошкольников

Цель программы «Са-Фи-Дансе»: развитие двигательной активности через использование элементов аэробики для дошкольников.

Задачи:

  • совершенствовать музыкально-ритмические способности детей с помощью элементов аэробики;
  • способствовать формированию осанки, корректировать нарушения осанки, плоскостопие;
  • развивать чувство темпа и ритма движений, внимание, пространственную ориентацию;
  • формировать навыки взаимодействия друг с другом;
  • способствовать улучшению психического состояния воспитанников: снижению тревожности, эмоционального и мышечного напряжения;
  • формировать потребность в двигательной активности.

Организация занятий по аэробике для дошкольников

Режим занятий: Аэробика для дошкольников проводится два раза в неделю. Продолжительность — 25–35 мин (в зависимости от возрастной группы детей). Одежда — яркая спортивная.

Занятия по аэробике для дошкольников проводятся в спортивном зале, требуется наличие спортивного инвентаря, ковриков.

Структура занятия:

Разминка. Начало проведения занятий по аэробике для дошкольников подразумевает гимнастические упражнения, танцевальные комплексы, выполняемые с небольшим объемом движений и меньшей интенсивностью. Разминка повышает настроение ребенка, активизирует его внимание, постепенно увеличивает эластичность мышц, сухожилий, связок.

Аэробная серия. Во время выполнения упражнений этой части аэробики для дошкольников, у них увеличивается и поддерживается в пределах тренировочной зоны, допустимой для детского организма. Нагрузка должна возрастать постепенно.

Первая заминка. Цель заминки — постепенное снижение ЧСС. В этой части занятия аэробика для дошкольников подразумевает комплекс движений с низкой интенсивностью.

Партерные упражнения (выполняемые на полу). Дети занимаются на ковриках. Упражнения направлены на развитие мышечной силы и силовой выносливости основных групп мышц. Роль отягощения играет вес тела и его части. В эту часть занятия по аэробике для дошкольников также включаются также упражнения для развития гибкости.

Заминка вторая, заключительная часть. Цель данной части занятий по аэробике для дошкольников – снижение мышечного напряжения. В этой части даются упражнения на гибкость, дыхательные и расслабляющие упражнения.

 Составляя новый комплекс упражнений, я стараюсь, чтобы сложные упражнения чередовались с более простыми. Каждому комплексу даю название. Целесообразна смена комплексов через 6–8 занятий.

При проведении аэробики для дошкольников, желательно использовать игровые ситуации и игровые приемы.

Между частями занятия по аэробике для дошкольников целесообразно применять дыхательные упражнения («задувание свеч», «согревание рук, озябших на морозе», «вдыхание запаха цветка», «надувание шарика» и т. д.).

Относительно простые по координации движения дети осваивают целостно, по показу; более трудные разучиваются отдельно, без музыки, поэтапно, под счет. Новые упражнения в комплексе аэробики для дошкольников выполняются сначала в медленном темпе, затем амплитуда постепенно увеличивается, осуществляется определенное количество повторений и только после этого темп ускоряется. Каждое движение имеет свое название —v-степ, «опен» степ, приставной шаг и другие (приложение).

 Достигнутые на занятиях аэробикой для дошкольников результаты демонстрируются на спортивных праздниках, концертах для родителей.

В аэробике для дошкольников и для взрослых музыка и движения непрерывно связаны, музыка позволяет задавать нужный темп, поэтому ее подбор исключительно важен. Произведения должны быть простыми по мелодии и ритму, а музыкальные фразы четко дифференцированными с хорошо различаемым темпом и ритмом. Правильно подобранное музыкальное сопровождение для проведения занятий по аэробике для дошкольников позволит им быстро запомнить композиции, точно организовать свои движения и контролировать их выполнение. Форма произведений должна быть простой, повторяемой.

Результаты

Итог реализации программы по обучению детей аэробике для дошкольников в учерждении — положительная динамика состояния здоровья, выявленная при сравнительном анализе данных диагностики до курса занятий и после.

У детей отмечается эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Воспитатели заметили, что у малышей повысилась выносливость в различных видах деятельности, умственная трудоспособность, усидчивость, они стали сдержаннее и внимательнее. Улучшилась осанка, в движениях появились свобода и непринужденность, разнообразие в жестикуляции и позах, речь стала более внятной и мелодичной. Нормализовалась и  эмоционально-двигательная сфера ребенка. Все это подтверждает эффективность использования аэробики для дошкольников в физкультурно-оздоровительной работе.

Приложение

Базовые движения классической аэробики

Основные движения ног

Обычная ходьба (марш)
Туловище держать прямо, без излишнего напряжения. Руки работают разноименно, колено опорной ноги слегка согнуто. Шаги выполняются мягко, без «удара» стопой об пол. Ходьба выполняется на месте; с продвижением вперед, назад, по диагонали, кругу; с пружинным движением коленей.

Ходьба ноги врозь ноги вместе (Straddle)
Из и. п. — основная стойка — шаг одной ноги в сторону, затем другой на слегка согнутых ногах или с полуприседом (стойка ноги врозь), вернуться в и. п. Выполняется на четыре счета.

V-Step
Выполняется на четыре счета. Из и. п. — ноги вместе, колени слегка согнуты: раз — правой (левой) вперед в сторону, два — шаг левой (правой) вперед в сторону, три — шаг правой (левой) назад — в и. п., четыре — то же, что счет три, но левой (правой) ногой. Разновидности V- шага: с продвижением назад (часто данную разновидность называют А-степ); с поворотом направо, налево, кругом.

Шаг с поворотом кругом (Pivot Turn)
Представляет собой разновидность обычной ходьбы (марша) с поворотом кругом, который выполняется на двух ногах. Затем движение повторяется. Полный цикл выполняется на четыре счета. Туловище прямое, колени слегка согнуты. Обращается внимание на четкий поворот туловища, плечи не должны отставать от движения всего тела.

Скрестный шаг (Cross-Step)
Выполняется на четыре счета, состоит из четырех шагов: раз — правая нога ставится скрестно левой ноге, два — шаг назад левой ногой, три — шаг вправо правой ногой, четыре — шаг вперед левой. Затем то же с другой ноги.

Открытый шаг (Open Step)
Выполняется на два счета. И. п. — широкая стойка ноги врозь, ступни слегка развернуты наружу, небольшой присед. Движение заключается в переносе тяжести тела с ноги на ногу, свободная нога касается пола полупальцами.

Приставной шаг (Step Touch)
Выполняется на два счета. Работающая нога ставится на пол с перекатом от носка к пятке, другая приставляется на полупальцы или всю стопу. Выполняется вперед, назад в сторону, по диагонали, с поворотом направо, налево, кругом, углом, зигзагом, с двойным и многократным выполнением в одном направлении.

Мамбо (Mambo)
Выполняется на четыре счета. Раз — шаг правой ногой вперед, два — переступить на левую; три — шаг правой назад, четыре — приставить левую к правой. Варианты: движение назад, движение в сторону.

Выставление ноги на пятку вперед, в сторону, назад, по диагонали (Heel Dig или Heel Touch)
Выполняется на два счета вперед, в сторону, назад (невыворотно), в диагональном направлении (назад в выворотном положении бедра).

Выставление ноги на носок (Push Touch или Toe Tap)
Выполняется на два счета вперед, в сторону назад или по диагонали с касанием носком пола, без переноса тяжести тела. Колени слегка согнуты, фиксированы, исключается пружинное движение пятки опорной ноги

Поднимание прямых ног (Leg Lift)
Выполняется вперед, в сторону, назад без шагов (на два счета) и с шагами (на четыре счета). Движение в сторону выполняется с невыворотном положением ноги (пятка назад), а в сторону — вперед с выворотным положением бедра — пятка вниз. Амплитуда ограничивается анатомически возможным движением в тазобедренном суставе.

Мах (Kick)
Одна нога выполняет невысокий мах вперед, носок оттянут, одновременно опорная нога выполняет пружинное движение. Затем маховая нога возвращается к опорной в и. п., одновременно вновь выполняется пружинное движение на опорной ноге. Кик выполняется вперед, назад, в сторону, по диагонали.

Выпад (Lunge)
Может выполняться вперед, назад, в сторону, по диагонали. Нога, на которую выполняется «падающий» шаг, может быть слегка согнута или явно в согнутом положении.

Прыжки ноги врозь (Jumping Jack)
Выполняются из и. п. ноги вместе в положении ноги врозь в широкую стойку.

Ча-ча-ча (Cha-Cha-Cha)
Представляет собой переступания с ноги на ногу (без подскока или с подскоком), часто выполняет функцию связующего элемента, в особенности для смены ноги. Выполняется на счет «раз — и — два».

Бег (Jogging или Jog)
Выполняется на месте, с продвижением вперед, в сторону, по диагонали. Необходимо обращать внимание на амортизирующую работу стопы — перекат с носка на пятку.

Основные движения рук

Упражнение для двуглавой мышцы плеча (Biceps Curl)
И. п. — руки согнуты, локти вниз, кисти в кулаке. Выпрямить руки вдоль туловища (локти остаются слегка согнутыми), вновь согнуть. Чаще всего данный тип движения сочетается с приставными и скрестными шагами

Упражнение для трехглавой мышцы плеча (Triceps Curl)
И. п. — руки согнуты, локти отведены назад. Выпрямить руки назад — книзу вдоль туловища. Чаще всего используется на приставных скрестных шагах, в выпадах.

Упражнение для круглого пронатора (Upright Row)
И. п. — слегка согнуты руки перед телом, кисти в кулаке, ладони вниз, согнуть руки перед грудью, опустить в и. п. Сочетается с приставными, скрестными шагами и их разновидностями.

Упражнение для латеральной головки трехглавой мышцы плеча (Front Laterals)
И. п. — слегка согнутые руки внизу, поднять руки внизу, поднять руки до уровня плеч, опустить в и. п. Имеет широкий спектр использования (сочетается с бегом, различного рода шагами, прыжками ноги врозь и т. п.).

Упражнение для грудных мышц (Chest Press)
И. п. — руки согнуты перед грудью, плечо и предплечье на одном уровне, ладони вниз. Выпрямить руки вперед (локти остаются слегка согнутыми), вернуться в и. п.

Упражнение для трапециевидной мышцы плеча (Side Laterals)
Упражнение аналогично предыдущему, но выполняется в стороны.

Упражнение для дельтовидной мышцы (Overhead Press)
Выполняется аналогично предыдущему, но с подъемом рук вверх (чуть впереди туловища).

Упражнение для мышц груди (Butterfly)
И. п. — руки согнуты в стороны, предплечье вверх, ладони внутрь. Сохраняя вертикальное положение — руки вперед, ладони к себе. Плечи опущены вниз, руки в стороны, не заводятся назад.

Основные виды перемещений

Вперед — назад, вправо — влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику, дуге, кругу, по «лестнице», по кривой линии, по параллелограмму.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль