Диагноз «бронхиальная астма» у детей: причины, симптомы, лечение

132

Здоровье детей – забота любого родителя, но даже действуя по всем рекомендациям, иногда приходится столкнуться с неприятностями самого различного рода. Так диагноз «бронхиальная астма» у детей является наиболее распространенным среди всех хронических заболеваний. По данным ВОЗ, от этого недуга страдают около 235 млн человек в мире. При этом число больных неуклонно увеличивается.

ПАТОГЕНЕЗ
механизм развития заболевания

Диагноз «бронхиальная астма» у детей и взрослых до сих пор не имеет медицинского объяснения. Большинство исследователей склоняется к тому, что это хроническое воспаление дыхательных путей (нередко аллергической природы), основной признак которого — приступ удушья, возникающий в результате сужения просвета гладкой мускулатуры бронхиального дерева и отека слизистой оболочки бронхов. Нередко проявляется в сочетании с другими заболеваниями, в частности с аллергическим ринитом

 ОБСТРУКЦИЯ
нарушение проходимости бронхов

Диагноз «бронхиальная астма» у детей: Патогенез

Воспалительный процесс при БА формирует четыре механизма бронхиальной обструкции: 

 ТРИГГЕР
пусковой (курковый) фактор

Острый бронхоспазм вследствие резкого преобладания бронхоконстрикторных механизмов.

Подострый отек стенки бронха из-за  экссудативных процессов и накопления клеточных элементов в слизистой оболочке и стенке бронхиального дерева. Отек возникает и подвергается обратному развитию значительно медленнее, чем острый бронхоспазм. 

 БРОНХОКОНСТРИКТОРЫ
вещества, сужающие бронхи

Слизистые пробки. Они образуются еще медленнее. Слизистые пробки способны обтурировать (закупорить) мелкие, а порой и среднего калибра, бронхи. Таким образом, формируется хроническая обтурация бронхиального дерева слизью. 

 РЕМОДЕЛИРОВАНИЕ
процесс изменения существующей структуры, ее переустройство или дополнениеПри длительном (годами) течении воспалительного процесса происходит накопление соединительной ткани, фиброз и склероз с исходом в необратимую перестройку бронхиальной стенки, т. е. ее ремоделирование.

Один из ключевых аспектов рекомендаций по БА  GINA-2014 — строгая верификация диагноза БА до назначения медикаментозной терапии. 

 ВЕРИФИКАЦИЯ
установление, подтверждение

ИНТЕРЕСНО
ВОЗ о причинах возникновения астмы
 Основополагающие причины астмы полностью не выяснены. Диагноз «бронхиальная астма» у детей часто ставят при наличии аналогичных проблем у родителей в сочетании с вдыхаемыми веществами и частичками, которые находятся в окружающей среде и могут провоцировать аллергические реакции или раздражать воздушные пути. Особенности бронхиальной астмы у детей предусматривают возможное проявление заболевания при наличии таких аллергенов:
• аллергены внутри помещений (например, клещи домашней пыли в постельных принадлежностях, коврах и мягкой мебели, загрязнение воздуха и перхоть животных);
• аллергены вне помещений (цветочная пыльца и плесень);
• табачный дым;
• химические раздражающие вещества на рабочих местах;
• загрязнение воздуха.Другие провоцирующие факторы — холодный воздух, крайнее эмоциональное возбуждение, такое как гнев или страх, физические упражнения. Астму могут спровоцировать и некоторые лечебные средства, такие как аспирин и другие нестероидные противовоспалительные лекарства, а также   бета-блокаторы (используемые для лечения гипертонии, болезней сердца и мигрени). Считается, что диагноз «бронхиальная астма» у детей стал ставиться чаще и из-за урбанизации однако точный характер этой связи неясен.

Клиническая картина

Типичными симптомами БА являются:

  • внезапно возникающие свистящие хрипы;
  • затруднение дыхания;
  • скованность в грудной клетке;
  • кашель.

Обычно отмечаются более одного из перечисленных симптомов. Особенности бронхиальной астмы у детей и взрослых заключаются в волнообразной интенсивности симптомов: чаще они возникают или усиливаются в ночное время и при пробуждении, а также при вирусных инфекциях.

Характерно провоцирование симптомов физическими нагрузками, смехом, воздействием аллергенов, вдыханием холодного воздуха (триггерные факторы).

Диагноз «бронхиальная астма» у детей: Диагностика

Диагноз «бронхиальная астма» у детей устанавливают благодаря двум основным параметрам:

наличие варьирующих по времени и интенсивности респираторных симптомов, таких как свистящие хрипы, затруднение дыхания, скованность в грудной клетке, кашель;инструментальное подтверждение вариабельной бронхиальной обструкции.

Тяжесть БА оценивается исходя из необходимого для контроля симптомов объема терапии. Тяжесть БА не статичная характеристика, и она может изменяться на протяжении месяцев и лет. 

 СПИРОМЕТРИЯ
метод исследования функции внешнего дыхания, включающий в себя измерение объемных и скоростных показателей дыхания

Диагноз «бронхиальная астма» у детей может быть установлен при помощи спирометрии – измерения дыхательных объемов, позволяющего произвести оценку наличия, выраженности и обратимости бронхиальной обструкции. Объем форсированного выдоха за первую секунду (ОФВ1) и форсированную жизненную емкость легких (ФЖЕЛ) определяют с помощью спирометра при форсированном выдохе. При БА эти показатели бывают существенно снижены. Спирометрическим критерием, подтверждающим наличие обструкции, является отношение ОФВ1/ФЖЕЛ, составляющее менее 0,7.

Характер и особенности бронхиальной астмы у детей определяются на основании следующих диагностических мероприятий:
• изучение анамнеза и осмотр;
• спирометрия (снижение ФЖЕЛ, ОФВ1, ПСВ, ОФВ1/ФЖЕЛ);
• компьютерная бронхофонография (у детей младше 5 лет);
• анкетирование, опрос (АСТ тест, контроль над астмой (ACQ));
• пробное лечение (изучается ответ на противоастматическую терапию);
• рентгенограмма грудной клетки;
• аллергологическое обследование: кожные пробы, обнаружение специфических IgE антител.

Критерием диагностики БА также в течение длительного времени считается наличие обратимости бронхиальной обструкции после ингаляции 400 мкг сальбутамола ( т. е. после проведения бронходилатационного теста).

Еще одним методом, позволяющим выявить наличие и особенности бронхиальной астмы у детей, а также определить эффективность терапии, является пикфлоуметрия — измерение пиковой скорости выдоха (ПСВ). Изменение ПСВ в течение суток более чем на 10% указывает на наличие БА.

Оценка аллергического статуса. Особенности бронхиальной астмы у детей и взрослых заключаются и в тесной взаимосвязи заболевания с различными атопическими состояниями, особенно — аллергическим ринитом. Выявление у больных БА аллергии (подтвержденной с помощью кожных проб или определения специфических IgE в сыворотке крови) позволяет четко установить факторы риска и триггеры ухудшения течения заболевания.

При постановки диагноза «бронхиальная астма» у детей обязательно проводятся кожные пробы с аллергенами. Они представляют собой основной метод оценки аллергического статуса. Они просты в применении, не требуют больших затрат времени и средств и обладают высокой чувствительностью. Однако неправильное выполнение проб может привести к получению ложноположительных или ложноотрицательных результатов. Определение специфических IgE в сыворотке крови не превосходит кожные пробы по надежности, но является более дорогостоящим методом.

Особенности бронхиальной астмы у детей заключаются и в том, что анализы крови при БА характерных изменений, как правило, нет. Часто выявляется эозuнофилuя, однако ее нельзя считать патогномоничным симптомом. В мокроте у детей могут выявляться эозинофилы, спирали Куршмана.

Главным недостатком методов оценки аллергического статуса является то, что положительные результаты тестов не обязательно указывают на аллергическую природу заболевания и на связь аллергена с развитием БА, т. к. у части лиц специфические IgE могут обнаруживаться при отсутствии симптомов заболевания и не играть какой-либо роли в развитии БА.

Диагноз «бронхиальная астма» у детей в анамнезе, как правило, содержит следующие сведения:

  • наследственную отягощенность по БА или другим аллергическим заболеваниям;
  • кашель, усиливающийся преимущественно в ночное время, рецидивирующие свистящие хрипы; повторные эпизоды затрудненного дыхания, чувство стеснения в грудной клетке, эпизоды бронхоспазма на физическую нагрузку;
  • повторные эпизоды бронхиальной обструкции, особенно протекающие на фоне нормальной температуры, вне эпизодов ОРВИ;
  • ухудшение состояния в дневные, ночные или предутренние часы, при воздействии аллергенов или триггеров; 

 БРОНХОДИЛАТАТОРЫ
лекарственные препараты, расширяющие бронхиисчезновение симптомов при устранении контакта с аллергеном (эффект элиминации), улучшение состояния после применения бронходилататоров.

Диагностические особенности бронхиальной астмы у детей первых двух лет жизни учитывается:

  • наследственная отягощенность аллергическими заболеваниями (особенно по материнской линии);
  • высокая частота аллергических реакций на пищевые продукты, медикаменты, выраженные кожные аллергические проявления;
  • бурное течение бронхообструктивного синдрома с ранним началом во время ОРВИ;
  • отчетливый эффект бронхолитической терапии.

Ни один из этих показателей в отдельности ( в т. ч. уровень IgE) не может служить достоверным дифференциально-диагностическим критерием обструктивного бронхита и бронхиальной астмы.

Диагноз «бронхиальная астма» у детей 2–5 лет устанавливается при помощи такого ключевого критерия, как наличие постоянных симптомов БА на протяжении последнего года. У детей этого возраста в качестве триггеров чаще всего выступают вирусы. Также в этой возрастной группе БА уже может провоцироваться физической нагрузкой.

У детей после 6 лет провоцируемая вирусами астма остается типичной формой заболевания. Обострения, вызванные аллергенами, и сезонность у детей этой возрастной категории определяются без особых затруднений.

Диагноз «бронхиальная астма» у детей: Лечение

Лекарственные препараты для лечения БА у детей разделяются на три категории:

препараты для контроля симптомов: применяются для регулярного поддерживающего лечения. Они уменьшают воспаление дыхательных путей, контролируют симптомы и редуцируют будущие риски обострений и снижения функции легких;

купирующие симптомы (скорой помощи): ими обеспечиваются все больные БА для применения по необходимости, при возникновении симптомов затрудненного дыхания, включая периоды ухудшения и обострения БА. Они также рекомендуются для профилактического использования перед физической нагрузкой. Уменьшение потребности в этих препаратах (а в идеале полное ее отсутствие) является важной целью и мерой успеха лечения БА;

дополнительной терапии для больных тяжелой БА: могут применяться, когда у детей имеются персистирующие симптомы и (или) обострения, несмотря на лечение высокими дозами препаратов для контроля симптомов (обычно высокие дозы ИГКС и ДДБА) и устранения модифицируемых факторов риска.

Каждому ребенку с БА назначают лечение, соответствующее одной из пяти ступеней, или шагов, терапии.

Диагноз «бронхиальная астма» у детей может потребовать использования препаратов неотложной помощи для быстрого облегчения симптомов (предпочтительнее, бета-2-адреномиметики (сальбутамол)). В ряде случаев в качестве быстродействующего препарата применяют комбинацию ингаляционный кортикостероид/формотерол ( SMART-терапия).

К альтернативным (менее предпочтительным) препаратам для облегчения симптомов относятся ингаляционные антихолинергические средства (атровент), некоторые β2-агонисты длительного действия (сальметерол) и теофиллин короткого действия (эуфиллин). Больные дополнительно также нуждаются в применении одного или более базисных препаратов. 

Согласно схеме, приведенной для детей в рекомендациях  GINA-2014 , из терапии полностью исключены кромоны (интал, тайлед) и длительно действующие адреномиметики (сальметерол, формотерол).

Если на фоне текущей терапии БА у ребенка не контролируется, объем терапии увеличивают (переходят на следующую ступень). Обычно развернутый эффект от увеличения объема терапии и клинически значимое улучшение наступают в течение одного месяца.

Если контроль поддерживается в течение трех месяцев и более, объем лечения постепенно уменьшают, переходят на более низкий шаг терапии. При этом целью является достижение наименьшего возможного объема лечения, обеспечивающего поддержание контроля над БА.

Диагноз «бронхиальная астма» у детей на первой степени лечения может потребовать использования короткодействующих адреномиметиков (сальбутамол). На второй ступени используются ежедневные низкие дозы ингаляционных глюкокортикоидов (ИГКС, бетаметазон) или антагонистов лейкотриенов (монтелукаст, зафирлукаст). Двигаясь к третьей ступени, применяется двойная низкая доза ИГКС или сочетание низких доз ИГКС с антагонистами лейкотриенов.

Важной составляющей лечения детей с БА является профилактика. В приложении приведена памятка с рекомендациями по уменьшению воздействия на ребенка бытовых аллергенов, по использованию специальных приспособлений для доставки лекарственной дозы лекарства в детский организм.

Приложение

Диагноз «бронхиальная астма» у детей: причины, симптомы, лечениеПамятка для родителей детей, страдающих бронхиальной астмой   

Родителям важно понимать, что в развитии обострений бронхиальной астмы существенную роль играют бытовые аллергены. Выполнение следующих простых рекомендаций позволит уменьшить их частоту.

1. Замените перьевые и пуховые подушки, перины на постельные принадлежности с синтетическим наполнителем. Используйте специальные непроницаемые чехлы.

2. Уберите ковры и ковровые покрытия.

3. Стирайте белье в горячей воде (не ниже 70 °С), лучше с использованием специальных акарицидных добавок.

4. Предметы, находящиеся в спальне, промывайте теплой водой каждые две недели, поддерживайте влажность в квартире не выше 50%.

5. Исключите все «пылесборники»,  т. е. предметы и вещи, на которых оседает пыль. Плотно закрывайте двери платяных шкафов, регулярно протирайте изнутри выдвижные ящики и шкафы.

6. Исключите из окружения ребенка мягкие игрушки.

7. Не заводите животных.

8. Применяйте специальные препараты для уничтожения клещей и продуктов их жизнедеятельности, а также используйте пылесосы с водяным замком.

9. Зимой периодически выносите вещи на мороз.

10. Покупайте стулья и табуреты с сиденьями и спинками, обтянутыми не тканью, а кожей или кожзаменителем, либо — деревянные или пластиковые.

11. Вовремя чистите бытовые кондиционеры.

12. Готовьте пищу на электроплите, пользуйтесь вытяжками над ней.

13. В помещении, где находится малыш, больной БА, не курите, не пользуйтесь освежителями воздуха и инсектицидами, средствами бытовой химии.

14. Следите за тем, чтобы ребенок не переохлаждался. Обучите его дыхательной гимнастике.

15. Регулярно посещайте с ребенком детского пульмонолога и аллерголога.

16. Ежедневно контролируйте состояние ребенка, выполняйте рекомендации и назначения врачей.

Помните! Маленькие дети не в состоянии самостоятельно сделать полноценный вдох из ингалятора. Поэтому для более полного попадания лекарственной дозы лекарства существует такое приспособление, как спейсер. Это небольшое легкое устройство в виде полого цилиндра или шара, снабженное маской или мундштуком. Своего рода резервуар, расположенный между ингалятором и дыхательными путями малыша и облегчающий прием лекарства.

Ингалятор вставляется в специальное отверстие спейсера, в полость которого впрыскивается доза препарата, а непосредственно вдыхание лекарства происходит через маску (для детей до 4-х лет) или через мундштук (для детей 4–6 лет). Благодаря спейсеру эффективность ингаляционной терапии возрастает.

Другим приспособлением для доставки лекарств в бронхиальное дерево является небулайзер. Прибор состоит из компрессора и мундштука, соединенных между собой гибким шлангом. Если ингаляция проводится детям младшего возраста, на прибор надевается маска.

В крупных городах существуют специальные оздоровительные центры для больных бронхиальной астмой, где наряду с консультативной помощью дети могут получать массаж, обучаться дыхательной гимнастике. Еще один вид лечения, практикуемый в подобных центрах, — использование спелеокамеры.

На современном этапе при аллергокабинетах работают так называемые  Астма-школы. В них проходят обучение дети, страдающие астмой, и их родители.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль