Развитие музыкального чувства ритма у детей дошкольного возраста с использованием детского фольклора

379

Сиряк Л.Ю., музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 4 «Умка», г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область

Ведущими задачами музыкального воспитания дошкольников являются развитие музыкальных и творческих способностей с помощью различных видов музыкальной деятельности — с учётом возможностей каждого ребёнка — и формирование начал музыкальной культуры. Положительную роль играет работа по становлению у дошкольников чувства музыкального ритма, которое является одной из главных музыкальных способностей. Она подразумевает умение активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Подготовка чуткого, любящего музыку слушателя начинается с ранних лет. Детскому саду в этом процессе отводится значительная роль. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой и  Т. С. Комаровой предусматривает развитие чувства ритма начиная с первой младшей группы. Оно входит в комплекс музыкальных способностей, развиваемых у дошкольников, которые мы называем одним словом — музыкальность, и имеет не только двигательную, моторную, но и эмоциональную природу. В основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки. Хорошо развитое чувство ритма позволяет ребёнку понять и пережить музыку, даёт возможность «жить в ней», двигаться. Поэтому чувство ритма должно развиваться в комплексе с другими музыкальными способностями, в их тесной взаимосвязи.

Одной из благоприятнейших возможностей для развития чувства музыкального ритма (а также мышления, музыкальности, слуха и творческих способностей) у дошкольников является приобщение детей к истокам народной культуры. Воспитание на народных традициях не только дарит дошкольникам радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта и музыкальных способностей. Фольклор сегодня осознаётся современным обществом как самобытный фактор духовности и преемственности поколений, как универсальное дидактическое и развивающее средство воспитания ребёнка и его социализации, поскольку он учитывает возрастные психофизиологические особенности ребёнка, его интересы и творческие возможности. Именно фольклор составляет основу основ воспитания детей, служит стержнем познания окружающего и самого себя, ибо он представляет собой уникальную педагогическую систему, основанную на нерасторжимой связи пользы и красоты.

Все образцы детского фольклора можно разделить на три типа: календарный, потешный и игровой. В своей работе я больше обращаюсь к потешному фольклору (приложение).

Развитие музыкального чувства ритма у детей дошкольного возраста с использованием детского фольклора

Потешный фольклор — это попевки, пестушки, потешки, прибаутки, подговорки, считалки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение — развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.

Попевка — это характерный мелодический оборот, возникший в практике древнерусского церковного пения; ещё применяется в значении интонации. На занятиях с детьми я использую его как упражнение для «разогревания горлышка».

Пестушки получили свое название от слова «пестовать», т. е. нянчить, растить, ходить за  кем-либо, воспитывать, носить на руках. Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни (например, «Потягунюшки, порастунюшки»). Важное значение в пестушках имеет ритм. Пестушки незаметно переходят в потешки — песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками, ножками («Ладушки», «Сорока»). В этих играх есть уже педагогические наставления, «уроки».

Детям в первые годы их жизни матери и няньки пели песенки и более сложного содержания, уже не связанные с  какой-либо игрой, — прибаутки. Прибаутка — это шутливое выражение, острое или забавное словцо, забавное сочетание слов, вставляемое в речь. Своим содержанием прибаутки напоминают маленькие сказочки в стихах (прибаутки о петушке — золотом гребешке, о  курочке-рябушечке, о длинноносом журавле, что на мельницу ездил).

Подговорки — это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название. Использование подговорок способствует усвоению танцевальных движений.

Считалка — это произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение участников игры.

Небылицы — особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений, основанный на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т. д.). Все эти несообразности и несовпадения с реальным миром как раз помогают ребёнку понять подлинные взаимосвязи живой действительности, укрепить чувство реальности. Детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающий радостные эмоции.

Дразнилки — это форма проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. В каждой дразнилке — заряд исключительной эмоциональной силы. Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к рифмам. Нередко дети сами создают простейшие рифмованные нелепицы, дразнилки, что развивает их фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что детский музыкальный фольклор играет чрезвычайно важную роль в развитии чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста. Это подтверждается многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных учёных. Использование игровых моделей детского фольклора позволяет добиться наиболее значимых результатов в развитии чувства музыкального ритма.

Приложение

Репка

Игровое занятие для детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет

Цель: развитие чувства музыкального ритма с использованием игровых фольклорных моделей.

Задачи:

развивать умение детей согласовывать движения со словами;закреплять знания детей о коротких и долгих звуках и их графическом отображении;учить воспроизводить знакомые ритмические модели на музыкальных инструментах, звучащими жестами, применяя цветовое моделирование;активизировать детей в составлении ритмических рисунков;развивать способность импровизации в исполнении движений в соответствии с ритмом музыки;прививать детям любовь к народной культуре, используя в работе потешный фольклор.

Ход занятия1

(Музыкальный руководитель идёт в группу и приглашает детей в зал. Дети под звуки русской народной мелодии входят, здороваются с гостями и становятся в круг.)

Музыкальный руководитель:
Проходите, ребятки! Давно я вас тут поджидаю,
Игры да веселье без вас не начинаю!
Сегодня мы не только вместе поиграем,
Сегодня мы в гостях у сказки побываем.
Для начала мы по кругу пойдём,
Руки, ноги с вами разомнём.

(Музыкальный руководитель с детьми исполняет по кругу ритмическое упражнение «Ворон».)

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу. (Дети идут дробным шагом, руки на поясе.)
Он играет во трубу, во серебряную.
Труба точеная, позолоченная. (Добавляют имитацию игры на трубе.)
Это присказка ведётся, сказка далее начнётся. Ух! (Идут дробным шагом, руки на поясе — притоп.)

(Воспитатель ведёт детей на стульчики, а музыкальный руководитель садится на скамеечку напротив детей.)

Музыкальный руководитель:
Любите ли вы сказки слушать? (Ответ детей.) А кто их рассказывает? (Ответ детей: сказочница.) Сегодня сказочницей буду я.

(Музыкальный руководитель надевает на голову кокошник, накидывает на плечи платок.)

Сядем рядком да поговорим ладком
О сказках, всеми любимых, с древних времён хранимых.
А чтоб в сказке побывать, нужно загадку отгадать.
В этой сказке дедка есть, бабушка и внучка.
Вместе с ними жила кошка, мышка, псинка Жучка.
Мирно жили, не тужили, не было заботы,
Дружно, весело, с охотой делали работу.

(Дети отгадывают загадку: сказка «Репка».)

Музыкальный руководитель:
Посадил дед репку. А мы ему поможем.

(Дети исполняют ритмичные движения по тексту (показ и пение педагогом новой песни «Репка»).)

Чтобы репку посадить, землю мы вскопаем,
Землю мы вскопаем, песню напевая.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля, песню напевая,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля, песню напевая.
А теперь в земельку семена сажаем,
Семена сажаем, песню напевая.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля, песню напевая,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля, песню напевая.
А теперь мы грядку щедро поливаем,
Пусть растет скорее репка золотая.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля, репка золотая,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля, репка золотая.

Музыкальный руководитель:
Чтобы репке подрасти, надо дождичку пройти.

(Дети делают самомассаж бедра «Дождик» в положении сидя и стоя.)

Дождик, дождик, капелька, водяная сабелька.
Лужу резал, лужу резал, резал, резал, не разрезал
И устал, и перестал.

Музыкальный руководитель:
Хороший дождик прошёл. Выросла репка большая-пребольшая.
А теперь сядем, посидим, что будет дальше — поглядим.

(Дети садятся на свои места.)

Давайте, ребята, выберем репку. Для этого надо выполнить одно задание. Кто лучше справится с ним, тот и будет репкой.

(Дети выполняют первое задание: прослушать ритмический рисунок знакомой попевки «Василёк», пропеть, повторить его хлопками, затем найти среди готовых ритмических карточек. Воспитатель надевает на голову выигравшему ребёнку шапочку-маску «репки».)

Музыкальный руководитель:
Ну вот, репка у нас есть. Теперь давайте выбирать и дедку, и бабку, и всех помощников, чтобы репку вытянуть. Для начала выберем дедку. А для этого нужно выполнить следующее задание.

(Дети выполняют второе задание: педагог поёт новую попевку «Солнышко», дети прохлопывают её ритмический рисунок, выкладывают на столе с помощью ритмических карточек (полоски и кружки). Выигравший становится дедкой, воспитатель надевает ему на голову фуражку.)

Музыкальный руководитель:
Дедку мы выбрали, настала очередь выбирать бабку. Будем с вами играть, будем бабку выбирать.

(Дети выполняют третье задание, стоя в кругу: игра «Ритмический кубик». Все говорят слова и передают кубик по кругу:
Ты возьми весёлый кубик, передай его друзьям.
Что покажет этот кубик, повтори за ним ты сам!
У кого из детей оказывается кубик в руках с окончанием слов, тот исполняет ритмический рисунок, расположенный на верхней грани, и играет на соответствующем музыкальном инструменте. Если он правильно исполнит ритмический рисунок, то становится бабкой, и ему на голову надевают платок. Если ребёнок не справился с заданием, игра продолжается.)

Музыкальный руководитель:
Кого же нам нужно дальше выбирать? (Ответ детей.) Правильно, внучку.
Будем с вами играть, будем внучку выбирать.

(Дети выполняют четвёртое задание: на столе лежат цветные кубики, обозначающие определённый звучащий жест (синий — щелчки, жёлтый — хлопки, красный — шлепки, зелёный — притопы). Дети называют основные звучащие жесты, исполняют их сначала без музыки, а затем под русскую народную мелодию «Ах вы, сени». Порядок кубиков меняется. Тот из детей, кто правильно и не путаясь исполнит ритм, становится внучкой. Ему надевают на голову ленточку.)

Музыкальный руководитель:
Чтобы узнать, кого мы дальше будем выбирать, нужно загадку отгадать.
Обойди хоть всю округу — не найдёшь вернее друга!
На охоте помогает, ночью дом наш охраняет. (Жучка.)
Будем Жучку выбирать, следующее задание выполнять.

(Дети выполняют пятое задание: ребёнок составляет свой ритмический рисунок и воспроизводит его звучащими жестами. Выигравший становится Жучкой, ему на голову надевают шапку-маску.)

Музыкальный руководитель:
Кого же мы будем выбирать дальше? (Ответ детей.) Правильно, кошку.
А кошкой будет тот, кто чётко и правильно произнесёт скороговорку.

(Скороговорки: «Наши кошки на пригорке говорят скороговорки» или «На окошке мошку ловит лапкой кошка». Выигравшему надевают на голову шапку-маску, и он становится кошкой.)

Музыкальный руководитель:
А где же мышка, наша главная помощница?
Будем мышку выбирать, будем ловко мы играть.

(Дети играют в знакомую русскую народную игру «Кот и мыши»: кот присаживается в центре круга, дети (кроме репки, дедки, бабки, внучки и Жучки) встают в круг. Все произносят слова и исполняют ритмическую модель № 1 — «Семь точек» (материалы курсов С. М. Истоминой).)

Тра-та-та, тра-та-та, не боимся мы кота.
Мы  кота-воркота завернём за ворота.
Раз, два, три, раз, два, три —
Ты, котишка, нас лови!

(Из детей, убежавших от кота, считалкой выбирается мышка (выбирает кто-то из проигравших).)

Тани-бани, что под нами,
Под железными столбами?
Стульчик-бульчик, сам король,
Чикинь, выкинь, вон пошёл.
или
Шла коза по мостику и махала хвостиком.
Зацепила за перила — прямо в речку угодила.
Кто не верит? Это он! Выходи из круга вон!
или
Раз, два, три, четыре, пять, кошка учится считать:
Потихоньку, понемножку прибавляет к мышке кошку.
Получается ответ: кошка — есть, а мышки — нет!

(Мышкой становится тот, на кого выпал счёт. На голову надевается шапка-маска.)

Музыкальный руководитель:
Ну вот, ребята, все герои сказки у нас есть. Теперь можно и репку тянуть.

(«Репка» садится по-турецки на пол, дети все хором рассказывают сказку со слов: «Дедка — за репку, бабка — за дедку, внучка — за бабку, Жучка — за внучку, кошка — за Жучку, мышка — за кошку. Тянут-потянут, тянут-потянут, тянут-потянут — вытянули репку!», а герои сказки ритмично под текст изображают действия.)

Музыкальный руководитель:
Обрадовались дедка, бабка, внучка и все герои сказки, что вытянули они репку. И на радостях таких стали они в оркестр играть, всех в округе забавлять.

(Герои сказки встают в шеренгу лицом к детям и играют под р. н. м. «Я на горку шла» на ложках каждый свой ритмический рисунок. Затем дети играют в хороводную игру «Репка». Все идут по кругу и поют.)

Репка-репонька, вот какая крепонька, («Репка» делает «пружинку» с поворотом.)
Ты на месте покружись, а потом остановись. («Репка» кружится.)
Ты на месте покружись, а потом остановись, («Репка» кружится в другую сторону.)
Нам движенье покажи, вместе с нами попляши!

(Звучит русская народная мелодия «Ах, улица широкая». «Репка» придумывает и показывает танцевальное движение, а дети его ритмично повторяют.)

Репка-репка, не зевай, кого хочешь, выбирай!

(«Репка» выбирает любого из детей, не принимающих участие в обыгрывании сказки, этот ребёнок показывает своё движение. Дети его повторяют.)

А теперь не зевай, кого хочешь, выбирай!

(Следующий ребёнок проявляет творчество в придумывании движения, все дети его повторяют.)

Репка-репка, не зевай, а ребят всех догоняй.

(Дети бегут на стулья, «репка» их догоняет.) 

Музыкальный руководитель:

Сказка кончилась прелестно, танцевали все чудесно.
А теперь узнаю я, что вам понравилось, друзья?

(Итог занятия.)

Вот пришла пора расстаться, всем вам в группу возвращаться.
Я приду ещё не раз. До свиданья, в добрый час!

(Сказочница уходит в домик, а дети с воспитателем покидают зал, прощаясь с гостями.)


За основу занятия взяты материалы: М. Картушина. Праздники здоровья для детей 6–7 лет. Сценарии для ДОУ: Сборник. М., 2010. С. 128. — Примеч. авт. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам таблицу рекомендаций музыкального материала для обогащения звукового сенсорного опыта детей младшего и среднего дошкольного возраста.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль