Музыкальное занятие в ДОУ: взаимосвязь музыки и цвета

274

При реализации программы «Музыкальная палитра» мы наблюдали за детьми и обнаружили ряд особенностей развития восприятия при создании непредметных цветовых композиций в процессе рисования под музыку. У многих воспитанников в начале практически отсутствовал опыт слушания классических произведений, не было выраженного интереса и внимания к звучащей музыке. Максимальный результат — 3 мин без переключения на другой вид деятельности, а минимальный — 30 сек.

Для определения способности различать звучание использовалось индивидуальное тестовое задание «Подбери цветные квадратики». 

Задание для музыкального занятия в ДОУ «Подбери цветные квадратики»

На столе раскладывались разноцветные бумажные квадратики по 2 штуки каждого цвета, после чего ребёнку предлагалось сначала прослушать небольшую пьесу контрастной трехчастной формы АВА, а затем музыку с малоконтрастными частями и подобрать квадратики в соответствии с изменением характера звучания. Каждый новый квадратик нужно было положить рядом с предыдущим, в момент изменения характеразвучания. При этом первый и третий квадратик должны быть одного цвета. Использовались пьесы «Шествие кузнечиков» С. Прокофьева и фрагмент третьей части сонаты № 17 Л. Бетховена.

Самостоятельно справился с заданием только один ребёнок. Он вовремя брал новый квадратик, заметив, что «музыка вернулась», и мог вполне адекватно охарактеризовать её, сказав, что третья часть была «сильнее». Другие выкладывали друг за другом все квадратики подряд на каждую смену гармонии, объясняя это тем, что «музыка же всё время меняется!».

Подробно рассмотрим блоки программы «Музыкальная палитра»: «Мир цвета», «Цветомузыка», «Музыкальная форма».

Музыкальное занятие в ДОУ: мир цвета

Первый блок был посвящён обучению детей технике выбора и смешения цветов в процессе рисования без прослушивания произведений непредметных цветовых композиций на темы «Настроения» и обогащению представлений о выразительных особенностях цвета. Они занимались поиском способов передачи настроений в цвете, знакомились с произведениями живописи, анализировали их колорит и выявляли цветосочетания и цвета, выражающие эмоцию. Первая часть музыкального занятия в ДОУ посвящалась беседе о картинах. Дошкольники вместе с педагогом отвечали на вопросы: каким образом художник рассказывает нам о своём настроении (радость и грусть — какими видят их художники); какими разными бывают радость, страх, ласка, тревога, покой, грусть?

Во второй части иллюстрации убирались, чтобы смысловое содержание картин не превалировало над впечатлениями от цветовых образов и не оказывало влияния на рисунки. Ребята рисовали воображаемые (или реальные на данный момент) эмоциональные состояния с помощью цветосочетаний («А какая у тебя радость?» - «Смешная», «солнечная», «когда я улыбаюсь утром», «праздничная» и др.).

Чистота и яркость цветов (красный, желтый, зеленый), по мнению детей, присущи радостному, приподнятому настроению; пастельные, мягкие оттенки (розовый, сиреневый, бледно-зеленый) кажутся более нежными, ласковыми; серые, холодные тона характеризуют грусть, а черный в сочетании с другими темными тонами вызывает ощущение страха.

Ознакомление дошкольников с выразительностью цвета, его возможностями по созданию тончайших нюансов эмоциональных состояний и тем, как пользуются этим художники, создавая неповторимые и яркие картины-настроения, явилось открытием для ребят. Музыкальное занятие в ДОУ проходили очень оживленно, дошкольники с удовольствием рассматривали картины знаменитых художников, выбирали понравившиеся и придумывали определения для описания того, «какое настроение было у художника», «как меняется цвет, когда рядом появляется другой», как можно смешать краски, чтобы получилось то или иное настроение. Не без удивления отмечали, что красный цвет может быть не только «радостным», но выражать тревогу и даже страх, если рядом с ним окажется синий или чёрный, солнечный жёлтый превращается в «зловещую напряженность» в присутствии чёрного, а зелёный «улыбается», если его смешать на палитре с жёлтым.

Работы получились выразительными и интересными. Анализировать нюансы настроений доставляло им удовольствие, а волшебное изменение цвета при смешивании красок для многих было открытием. Особенно интересно было то, что можно рисовать не « что-нибудь понятное», а просто красивые цветовые пятна, «если это у меня такое настроение». Так постепенно у детей формировалось отношение к цвету как к самостоятельному и полноценному средству художественной выразительности. Цветовые композиции выглядели как полные смысла и красоты «портреты настроений».

Некоторые изображали какое-либо настроение одним цветом. Например, Володя Д. использовал серый цвет чтобы изобразить грусть. Он объяснил это тем, что «грустить не любит» и другого цвета для изображения грусти тоже не будет использовать. Костя А. увидел грусть белой с мелкими чёрными точками, что было описано как «плохие мысли, но их немного». Для Васи З. «покой» — это «когда ничего не происходит, но может быть что-то хорошее», и поэтому его рисунок получился цвета охры, а вот грусть также оказалась серой, но ближе к черному. В результате все научились создавать непредметные композиции, смешивать краски и хорошо пользоваться палитрой. Перед ними открылись богатые возможности, которые даёт умение получать разнообразные оттенки, и обогатились представления о нюансах настроений человека, расширился «словарь эмоций».

Этот этап носил предварительный характер. Дальнейшая работа была связана с рисованием под музыку.

Рисование под музыку

3 принципа отбора репертуара:

  1. Разнообразие стилей и эпох – в этом цикле представлены произведения отечественных и зарубежных композиторов XVII-XX веков.
  2. Инструментальное единообразие –использовались произведения, исполняемые симфоническим оркестром (или органом) и обладающие наиболее богатой темброво-инструментальной палитрой.
  3. Продолжительность звучания – нецелесообразно использовать произведения, длительность которой меньше определённых временных границ, так как дошкольники должны успеть включиться в процесс рисования, предварительно имея возможность сосредоточиться.

При реализации центрального блока нами было проведено 20 занятий с 12 детьми подготовительной группы. Всего было получено 240 изображений, выполненных в процессе звучания симфоний. Рисование под музыку выполнялось на квадратах 14×14 см. В самом начале педагог просил ребят закрыть глаза и послушать первые такты, а также попытаться представить себе, какие цвета кажутся наиболее подходящими для передачи её «настроения». Затем дошкольники открывали глаза и начинали работу на палитре. По желанию можно было сразу приступить к рисованию на квадратиках, изобразив простым карандашом ориентировочные линии, которые помогли бы им в композиционном освоении пространства листа. На первых этапах это некоторым помогало, но впоследствии ребята самостоятельно отходили от этого приёма и использовали сразу кистью. Музыкальное занятие в ДОУ длилось столько, сколько хотели ребята. Отзвучав, композиция начиналась снова, но после первых 2–3 повторений, целесообразно спросить, хотят ли дошкольники прослушать ещё раз. Средней длительности произведение (5–6 мин) приходилось повторять около 6–7 раз по просьбе ребят. Кто уставал, мог уйти играть в соседнюю комнату.

Детские изображения, имеют ряд особенностей, рассмотрение которых возможно как в виде наблюдений, так и объективно, с применением количественных методов.

Рассмотрим общие закономерности создания цветомузыкальных композиций. Одной из особенностей является то, что каждую работу можно рассматривать не только как законченную форму, но и как развертывающийся во времени процесс. Изображение всё время изменялось, и на каждом этапе можно фиксировать то или иное изменение. Какая из них считается законченной, сказать невозможно. Наблюдение за тем, как дошкольники рисуют под музыку, позволяет провести аналогию с развертыванием во времени самого произведения.

Выявлены некоторые особенности процесса создания цветовой композиции. В первую очередь достаточно быстро закрашивается поле изображения (квадрат). Это может быть одна краска, могут быть цветные полосы или другие фигуры, а также просто несколько невыразительных пятен. Некоторые начинали с нравящегося или привычного орнамента, иногда предварительно делали карандашный набросок. Этот этап завершался быстро, в первые минуты рисования под музыку, т. е. тогда, когда она еще только начинала звучать.

3 принципа построения последовательности музыкального занятия в ДОУ:

  1. Последовательное усложнение музыкально-смысловых характеристик от интонационно-гармонической организации звучания барокко и Нового времени к более современным и часто непривычным для дошкольников звучаниям.
  2. Контрастное сопоставление эмоционально-смысловых образов.
  3. Последовательный переход от простой одночастной формы к трехчастной, рондо, сонатному аллегро. 

Затем наступал второй этап, когда композиция часто резко менялась, происходило размывание линий, перекрашивание цветовых пятен, иногда в этот момент менялась первоначальная цветовая палитра. Этот процесс был непрерывным, и в течение урока цветовая композиция несколько раз перекрашивалась, иногда радикально, так что от первоначального варианта не оставалось следа. В ряде случаев под последним, совершенно невыразительным, слоем просматриваются предыдущие слои. В большинстве изображений подобное наложение слоёв менее очевидно, но присутствует обязательно. Если ребёнок использовал в начале рисования под музыку карандаш, такие композиционно-цветовые модификации хорошо видны, так как следы карандашного наброска на некоторых изображениях просматриваются.

Иногда происходила концентрация внимания ребёнка на  каком-то одном месте, композиционном или цветовом, и он начинал долго выписывать какой-нибудь завиток или сосредоточенно закрашивать совершенно незначительный по площади участок выбранным цветом.

Как правило, процесс рисования под музыку заканчивался, когда она заканчивалась. Многие не останавливались на одном изображении, а продолжали рисовать на втором листе бумаги, причём в этом случае не наблюдалось резкого изменения манеры рисования. Это по-прежнему оставалась всё та же разворачивающаяся во времени композиция, только теперь действие переносилось на другой лист.

В полученных изображениях анализировались не только колористические, но и композиционные особенности. Были определены пять основных типов композиции: линейная, геометрическая, диффузная, орнаментальная, произвольная (приложение 1).

Можно утверждать, что эти композиционные особенности типичны для дошкольников данной возрастной группы, так как именно они определяют стиль изображения того или иного ребёнка, его изобразительные предпочтения. Примером этому могут служить такие высказывания: «Я не люблю, когда неаккуратно, размазня!» или наоборот: «Как красиво! Краски растеклись и новый цвет!». Но под воздействием звучания или желания поэкспериментировать у ребёнка, предпочитающего какое-либо одно композиционное решение, могут появиться совсем непохожие типы рисунков, сочетающие разные типы, например линия и диффузия, пятно и линия, диффузия и пятно. Однако чаще всего они привыкают к удобному для них варианту (в зависимости от индивидуальных особенностей и эстетических предпочтений), и изменения характера изображения в соответствии со звучащей композицией ярче всего прослеживаются в колористических особенностях. Поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать цвет как наиболее важный для нас показатель цветоэмоциональной отзывчивости на звучание.

Занятия проходили индивидуально, по 2–3 человека, а также со всей группой. Выявлены некоторые особенности отношения дошкольников к творчеству своих товарищей. Интерес к тому, чем занят сосед, наблюдается обычно лишь в первые минуты музыкального занятия в ДОУ. Но с момента погружения в процесс рисования под музыку каждый ребёнок сосредоточивался на своей работе и более не отвлекался. Как правило, в группе устанавливалась тишина без напоминаний педагога.

Одна из особенностей проявлялась в том, что ребята рисовали, словно проходя по «музыкальной тропинке», следуя за каждым поворотом и отмечая его. Можно выделить два основных типа изображений — композиционно организованные и не имеющие никакой определенной композиции и четких границ между цветами, а представляющие собой единое цветовое пятно, меняющееся по оттенку (одноцветные, простые формы, круги и т. п.). Часто происходило так, что, нарисовав что-то, ребёнок наносил поверх новые пятна и постепенно на листе формировалась вторая композиция, перекрывающая первую.

Любопытны ответы детей на вопрос: «Почему ты перестал рисовать?», когда произведение отзвучала. Практически каждый говорил: «Я не знаю, что рисовать: музыки нет».

В процессе наблюдения зафиксированы примеры возникновения у дошкольников состояния музыкально-цветовой рефлексии при прослушивании композоций и созерцания появляющихся на их листах цветовых «отзвуков». Их внимание было сложно отвлечь посторонними звуками, деятельностью, не относящейся к слушанию и рисованию. Но не каждое произведение вызывало повышенное внимание и сосредоточение. Например, если урок проходил после физкультуры, то ребята прибегали возбужденные, продолжая активно двигаться и переживать, а иногда и играть в подвижные игры. Необходимо было время, чтобы дать им успокоиться. На просьбы и уговоры дошкольники почти не реагировали. Сев за столы, где все было подготовлено к началу занятий, они продолжали оживленно общаться. Но после первых звуков Альбинони (по замеру времени через 15 с) и одного слова — «послушайте» — в группе установилась тишина. Занятие длилось до 45 мин, и каждый присутствующий, независимо от возраста, мог убедиться, насколько организует внимание это произведение и как дискомфортно можно почувствовать себя от случайных звуков.

Но был и противоположный пример. Та же ситуация перед занятием на произведение М. Равеля. Ритм Болеро не только не успокоил, а ещё больше стимулировал желание подвигаться, хотя рисовали все и никто не вставал с мест. Но у многих возникло чувство раздражения, доходящее до того, что через несколько минут (4–5) можно было слышать реплики «не получается» и «я больше не хочу»; трое мальчиков ушли играть в соседнюю комнату, нарисовав что-то быстро на своих квадратах, а оставшиеся резкими движениями болтали кисточками в воде, наносили на палитры густые слои красок. Можно было ожидать, что ребята просто порисуют, не обращая внимания на звуки, но непонравившееся произведение вызвало негативное отношение и к рисунку.

Итак, наши наблюдения свидетельствуют о том, что музыка оказывала влияние на колорит и стиль детских изображений. Это утверждение подтверждается объективными количественными данными, которые получены нами в результате более подробного анализа цветовых и композиционных особенностей в процессе статистической и компьютерной обработки.

Рисование под музыку: музыкальная форма

Заключительный блок посвящён ознакомлению с разнохарактерной музыкой, способами её изображения и развитию способности к различению музыкальной формы. Кроме того, целесообразно проводить контрольные замеры длительности слушания произвдений без рисования с целью выявления изменения ряда показателей по таким критериям, как длительность слушания, при которой не наблюдается переключение на другой вид деятельности, устойчивость внимания, ограничение деятельности, не относящейся к процессу слушания произведений, и другим.

Переход от целого к частному, от эмоционального к интеллектуальному анализу осуществлялся на занятиях по рисованию музыкальной формы (приложение 2). Дети знакомились с простой одночастной, контрастной трехчастной формой и рондо. В качестве подведения итога формирующего этапа они рисовали под первую часть симфонического концерта в виде триптихов на трёх квадратах 14×14 см. Целью этого последнего музыкального занятия в ДОУ было проследить, в какой момент дошкольники начинают рисовать иначе по сравнению с началом и как это соотносится с изменением характера произведения.

Занятия заключительного блока — «Музыкальная форма» — отличались от предыдущих по схеме проведения и включали в себя новые методы и приемы:

  • слушание небольшой пьесы целиком, дирижирование, танец;
  • беседа о прослушанном;
  • анализ музыкальной формы;
  • выявление способов изображения формы по предложениям дошкольников и совместный поиск оптимальных вариантов.

Занятия по слушанию небольших одночастных пьес, беседы об их характере и рисование показали, что все способны находить собственное цветокомпозиционное решение, активны в поисках средств выразительности и с интересом слушают пьесы, включаются в беседу. Они самостоятельно изобразили повторяющиеся первую и последнюю части пьесы «Арагонская хота» М. Глинки одинаковыми цветами, а тихую среднюю — с добавлением белой краски.

Изображение настроений и беседа с ребятам показали, что дети заинтересовались возможностью передавать с помощью цвета нюансы эмоционального состояния, почувствовали цвет как выразительное средство. Иногда на уроке можно было слышать «мысли вслух»: «здесь на рисунке у меня праздник, и цвета радуются, а тут — загрустили»,«эти краски — как я бегаю и мне весело, а вот этот цвет тихий»и т. д.

Можно заметить, что рисунки под музыку получаются более интересными, и длительность таких занятий увеличивается. Как правило, изображение одного настроения занимает 5–7 мин, тогда как один рисунок выполняется до 15–20 мин. Из всего сказанного можно сделать вывод, что данная методика эффективна в качестве дополнения к музыкальному уроку и рисованию, так как способствует развитию умения слушать музыку, обогащает их эмоциональный опыт. Приобщение детей к классике развивает вкус, а такое явление, как музыкально-цветовая рефлексия, оставляет в душе каждого ребенка яркий след как открытие нового в себе и углубляет эмоциональный отклик на произведения высокого искусства.

Выбор цветовой гаммы не случаен. Абстрактные композиции, созданные под то или иное произведение, действительно связаны с ее эмоциональным содержанием, определяют колорит и композицию детских работ. Взаимосвязь звучания и цвета открывает широкие возможности для приобщения дошкольников к прекрасным творениям великих композиторов без необходимости адаптировать их или использовать фрагменты сложной «взрослой» музыки, тем самым обедняя ее. Важно создать условия, при которых приобщение детей к шедеврам мировой культуры будет принимать привлекательные формы, станет интересным и захватывающим процессом, в котором ребёнок из пассивного слушателя превращается в соучастника и созидателя. Развитие колористического видения, умения выражать свои эмоции с помощью цвета обогащает его способность к самовыражению, раскрепощает творческий потенциал и помогает найти свой путь в мире красок и звуков.

Последовательное изменение характера рисования под музыку

На примере рисунков девочки Маруси (6 лет) можно проследить варианты того, как последовательно изменяется характер изображения под влиянием:  

1) Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»;

2) П. И. Чайковский. Танец Феи Драже;

3) В.-А. Моцарт. Симфония № 22, ч. 2.

4) И.-С. Бах. Хоральная Прелюдия f-moll;

5) А. Вивальди. Времена года. Концерт 1, ч. 1;

6) Т. Альбинони. Adagio.

Скачать презентацию

Приложение 1

Основные типы композиции, нарисованных под музыку

Линейная композиция. Изображения этой группы представляют собой разноцветные линии, которые могут быть по-разному расположены (вертикально, горизонтально, диагонально), имеют углы, искривления или пересечения и образуют подчас сложнейшее несимметричное построение (рис. 1).

Музыкальное занятие в ДОУ: взаимосвязь музыки и цвета

Рис. 1. Виолетта (6 лет). В.-А. Моцарт. Симфония № 22, ч. 2

Геометрическая композиция. В них, в той или иной степени присутствуют геометрические фигуры: круглые, треугольные, прямоугольные области. Как правило, такие изображения выполнены путем закрашивания предварительного карандашного наброска (рис. 2).

Музыкальное занятие в ДОУ: взаимосвязь музыки и цвета

рис. 2. Маруся (6 лет).  С.С. Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая», ч. 1. Периг

Диффузная композиция. В них отсутствует строгое контурное разграничение оттенков, и часто не просматриваются границы между цветами. Как правило, именно они претерпевают значительные изменения в процессе рисования под музыку вплоть до полного изменения первоначальной композиции (рис. 3).

Музыкальное занятие в ДОУ: взаимосвязь музыки и цвета

Рис. 3. Данил (6 лет). К. Дебюсси «Облака»

Орнаментальная композиция. В ее структуре обнаруживаются симметрично расположенные элементы (рис. 4).

Музыкальное занятие в ДОУ: взаимосвязь музыки и цвета

Рис. 4. Вася (6 лет). Н.А. Римский-Корсаков «Шехеразада»

Произвольная композиция. Этот тип довольно распространен и часто появляется даже у тех, предпочитающих какой-либо другой вариант композиции. Она характеризуется сочетанием цветовых пятен произвольной формы с четкими границами между цветами (рис. 5).

Музыкальное занятие в ДОУ: взаимосвязь музыки и цвета

Рис. 5. Костя (6 лет). С.С. Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая», ч.  1

Приложение 2

Музыкальное занятие в ДОУ: рисование музыкальной формы

Шаблоны для рисования «Три квадрата», «Сегмент», «Кольцо» см.: Справочник музыкального руководителя. 2015. № 2. 

1. Рисование под музыку простой одночастной формы (на квадратах 5×5 см), беседа. Для этого были отобраны следующие произведения: а) Л. Боккерини. Менуэт; б) Ж.-Ф. Рамо. Пение птиц (фрагмент); в) Ф. Шопен. Прелюдия ми минор.

Это яркие по характеру пьесы, имеющие непродолжительное время звучания и отличающиеся эмоциональной контрастностью. После первого прослушивания, сопровождавшегося дирижированием, пританцовыванием и другими внешними проявлениями, следовало совместное обсуждение, в ходе которого дети с помощью взрослого выясняли, «какое у произвдения настроение» и какие она любит краски, нравится ли ей, когда ее гладят кисточкой, или она порхает так, что её не удержишь. Далее они изображали по привычной схеме.

2. Рисование под музыку контрастной трехчастной формы «ABA» и трехчастной со вступлением и заключением «aABAa». Использовались следующие произведения: а) М. И. Глинка. Арагонская хота; б) М. П. Мусоргский. Слеза.

Целью этого музыкального занятия в ДОУ было развитие способности к быстрому переключению с одного типа на другой в зависимости от изменения характера звучания. Для этого использовалась квадраты 5×5 см и форма сегмента для рисования трехчастной формы с вступлением и заключением.

Особо отмечалась способность уловить момент перехода от второй части к третьей и вернуться к первоначальному цвету так, чтобы и в изображениях прослеживалась схема ABA и aABAa. Также проводилась беседа о форме и настроении.

3. Рисование на полосе проводилось с целью наблюдения за поведением дошкольников в свободное от занятий время. Небольшая подгруппа из трех человек приходила в студию, где был приготовлен необходимый изобразительный материал. Педагог не настаивал на  каком-либо определённом виде деятельности: дети могли рисовать, танцевать или вообще не принимать участия в музыкальном занятии в ДОУ. Звучал Л. Бетховен (симфония № 2, ч. 3). Продолжительность ее звучания 6 мин 56 с. Перед началом разработки (на  2-й минуте звучания), в ее середине ( 4-я минута), в конце ( 5-я минута) и перед кодой (6‑я минута звучания)  возникали резкие, неожиданные паузы, после которых характер звучания менялся. В процессе фиксировался тот фрагмент на рисунках , который соответствовал по времени этим паузам. При этом выявлена особенность восприятия детьми новой для них формы листа. Несмотря на пожелание педагога чтобы рисунок начинался слева и постепенно распространялся далее, дети восприняли данную форму как целое, и искомой композиции не получилось. Впоследствии это наблюдение скорректировало форму проведения занятия под С. В. Рахманинова.

4. Изображение формы рондо (на  круге-кольце) проводилось под К. Сен-Санса «Аквариум» из цикла «Карнавал животных». Детям предлагалось прослушать эту пьесу и подсчитать количество частей, загибая пальчики. После беседы об особой форме этой пьесы и рассказа про музыкальный круг, дошкольники слушали произведение второй раз. Предложенный способ изображения (быстрыми волнообразными движениями кисти — эпизоды и точками — рефрены) оказался оптимальным для изображения, он не затруднял рисование из-за своей простоты и не тормозил процесс переключения с одного фрагмента на другой.

5. Рисование триптихов проводилось под 1-й часть концерта Рахманинова № 2. Особо фиксировались нюансы колорита и время их появления в связи с изменением характера звучания. В процессе занятия делались пометки о времени появления нового цвета или оттенка в момент изменения звучания (перехода с одного квадрата на другой) и оценивалась способность переключаться с одного типа изображения на другой и соответствие цветов характеру звучания.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль