Организация вокального ансамбля в ДОУ: особенности, отбор детей, программа

485

Тонкова Э.А., музыкальный руководитель высшей категории дошкольных групп МБОУ ООШ, д. Лаптево Павловского района Нижегородской области

Наблюдения педагогов и специальные исследования убедительно показывают, что пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Особую радость вызывает общение во время коллективного творчества, организация детского ансамбля в ДОУ имеет важное значение для объединения детей, создаёт условия для их музыкального эмоционального общения, освобождает накопившуюся негативную энергию, эффективно снимает напряжение, расслабляет, способствует развитию коммуникативных навыков. Совместные переживания вызывают чувство эмпатии, исчезают озлобленность и агрессивность. 

Организация детского ансамбля в ДОУ по программе «Воробышки»

Цель: формирование устойчивых певческих умений и навыков, основ сценической культуры старших дошкольников.

Задачи:

Образовательные:
• формирование у детей вокально-хоровых навыков;
• расширение знаний дошкольников о певческой культуре;
• воспитание любви к музыке.Воспитательные:
• формирование потребности в общении с вокальной музыкой;
• воспитание навыков сценического поведения;
• создание атмосферы радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.Развивающие:
• развитие музыкальных способностей детей;
• развитие музыкально-эстетического вкуса.

Занятия в вокальном ансамбле «Воробышки» нашего детского сада — это общение с друзьями, возможность музицирования и самовыражения, интересное проведение свободного времени. Эти факторы и обуславливают востребованность и актуальность программы дополнительного образования «Воробышки»1 (далее — Программа), направленной на обучение пению старших дошкольников и на организацию детского ансамбля в ДОУ.

Практика показала, организация детского ансамбля в ДОУ и процесс обучения пению длится несколько лет. Существуют разные методики обучения вокалу. Как правило, музыкальные занятия в детском саду проходят под аккомпанемент фортепиано. Организация детского ансамбля в ДОУ через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Музыка», заложив надёжный фундамент певческой культуры:

индивидуальная и групповая работа с детьми, развитие их певческих данных, проводятся как под живую музыку, т. е. под аккомпанемент фортепиано, так и под фонограмму;песенный репертуар подобран с учётом праздников и тематических мероприятий.

Организация детского ансамбля в ДОУ требует подготовки музыкальной основы. Программа «Воробышки» предусматривает исполнение произведений композиторов-классиков, современных композиторов, народные песни, которые разучиваются в соответствии с темой того или иного занятия.

Репертуар, который играет смысловую роль в организации детского ансамбля в ДОУ и освоении содержания Программы, подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Отбор музыкальных произведений осуществляется с учетом возрастных особенностей старших дошкольников и по принципам доступности, необходимости, художественной ценности. Педагогу предоставляется возможность выбора репертуара в соответствии с темами занятий.

Ритмом учебно-воспитательного процесса при организации детского ансамбля в ДОУ и реализации Программы являются времена года.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых являются сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, импровизация, движения под музыку, элементы театрализации.

Программа организации детского ансамбля в ДОУ предназначена для занятий с детьми 5–6 лет, не имеющими явных отклонений в физическом и интеллектуальном развитии и желающими заниматься вокалом.

Критерии отбора детей при организации детского ансамбля в ДОУ — наличие вокальных данных и желание самого ребёнка заниматься пением. Проводится прослушивание для оценки первичных музыкальных данных и перспективы их развития.

Программа организации детского ансамбля в ДОУ предполагает групповые (12–15 человек) занятия один раз в неделю во вторую половину дня по 25–30 минут и рассчитана на 1 год обучения.

Программа организации детского ансамбля в ДОУ примерно раскрывает содержание занятий, объединённых в тематические блоки: «Осень с песней веселей»; «С песенкой зимой теплей»; «Поют весной „Воробышки“», — и предусматривает связи с литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.

Учебно-тематический план программы представлен в Приложении 1.

Организация детского ансамбля в ДОУ подразумевает наличие теоретических и практических занятий.

Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение жанров музыки и видов народной песни, знакомство с музыкальными терминами и понятиями (в тематическом планировании знакомство с терминами и понятиями выделено в раздел «Термины и понятия»).

Практическая часть содержит репертуар и методы (приёмы) обучения пению старших дошкольников.

Особое внимание в Программе уделяется теме «Поём вместе русскую песню», изучая которую, дошкольники знакомятся с русскими народными песнями в рамках традиционного русского календаря.

Тема «Музыкальный разговор» предполагает беседы с солистами ансамбля о жанровом разнообразии музыки, роли песни в жизни человека, об истории гимна России, о разнообразии видов народной песни.

Тема «Музыкальная сказка» изучается в течение IV квартала.

На каждом этапе изучения педагогом ставятся и реализуются новые (более сложные) учебные задачи, что позволяет равномерно распределить учебную нагрузку на солистов ансамбля и качественно подготовиться к отчётному концерту, развивать детское творчество в ДОУ.

Публичные выступления ансамбля «Воробышки» на традиционных праздниках и досугах детского сада ( концертно-исполнительская деятельность) обозначены в планировании темой «Браво, „Воробышки!“».

В результате освоения Программы дети учатся петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокально-хоровые произведения, подтверждая идею о том, что поющий ребёнок — счастливый ребёнок!

В Приложении 2 представлена песня «Воробышки» из репертуара ансамбля.

Приложение 1

Учебно-тематический план программы
дополнительного образования «Воробышки»

№ п/п

Тема

Количество, ч

1

Диагностика музыкальных способностей детей (входящая, итоговая)

3

2

«Осень с песней веселей»: «Музыкальный листопад» (разучивание песен об осени); «Музыкальный разговор» (беседы о музыке); «Поём вместе русскую песню. Осень» (разучивание русских народных песен); «Браво, „Воробышки!“» (концертно-исполнительская деятельность)

10

3

«С песенкой зимой теплей»: «Музыкальный снегопад» (разучивание песен о зиме); «Поём вместе русскую песню. Зима» (разучивание русских народных песен); «Музыкальный разговор» (беседы о музыке)

10

4

«Поют весной „Воробышки“»: «Музыкальная сказка» (постановка музыкальной сказки); «Браво, „Воробышки!“» (отчётный концерт)

11

Общее количество часов

34

Приложение 2

Воробышки

Муз. Э. Тонковой, сл. В. Звягиной

Скачать ноты «Воробышки»

1. На дворе морозище
Градусов под сорок.
Плачутся воробышки,
Что весна не скоро.
Чик, чик, чик-чи-рик,
Что весна не скоро.

2. Их в морозы лютые
Плохо греют шубки...
Я принёс воробышкам
На тарелке крупки.
Чик, чик, чик-чи-рик,
На тарелке крупки.

3. Кушайте, воробышки,
Кушайте, хорошие!
Я бы вам и валенки
Подарил с калошами.
Чик, чик, чик-чи-рик,
Подарил с калошами.

4. Но сказала мамочка:
«Воробьишка маленький!
Сразу, как запрыгает,
Потеряет валенки!
Чик, чик, чик-чи-рик,
Потеряет валенки


1 При разработке программы автором использована литература: Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития детей. Ярославль. 2005; Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М., 1989; Из истории музыкального воспитания / Сост. Апраксина О.А. М., 1990; Звягина В.П. Воробышки. Саратов, 1955; Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. СПб., 2005; Кирюшин В.В. Система развитияпевческо-слуховых способностей детей. М., 2002. — Примеч. ред. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам таблицу рекомендаций музыкального материала для обогащения звукового сенсорного опыта детей младшего и среднего дошкольного возраста.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль