Работа по программе «Музыкальные шедевры»: планирование, реализация, польза

967

Радынова О.П., д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста Московского педагогического государственного университета

Мельник С.В., музыкальный руководитель ГБОУ СОШ № 623, дошкольное подразделение

Программа «Музыкальные шедевры» — это система формирования основ музыкальной, художественной, общей культуры детей, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста. Чем раньше и регулярнее ребёнок будет слушать доступную его эмоциональному опыту музыку из сокровищницы дошедших до нас и сохранённых человечеством музыкально-культурных ценностей и эмоционально реагировать на неё (оживляться, сосредоточиваться, в зависимости от характера произведения), тем успешнее будут накапливаться опыт восприятия, появляться любимые произведения.

Работа по программе «Музыкальные шедевры» учитывает тот факт, что в разрезе культурного  воспитания дошкольников музыка является самым эмоциональным видом искусства. В силу специфики её содержания, передающего «чувства, эмоции, настроения» ( Б. М. Теплов), основным критерием доступности её детям разного возраста является соответствие выраженного эмоционального содержания эмоциональному опыту ребёнка. Детям раннего и младшего возраста доступны произведения светлой гаммы чувств (шутливая, бодрая, нежная, немного грустная, танцевальная), с постепенным расширением палитры настроений.

Вторым критерием доступности произведений, в силу возрастных особенностей внимания, является небольшая продолжительность звучания (короткие пьесы или фрагменты), на что также ориентируется работа по программе «Музыкальные шедевры».

В современных стандартах дошкольного образования среди задач образовательной системы названа глобальная задача — «развитие общей культуры личности». Её решение зависит от общих усилий всего коллектива детского сада. Общую культуру личности федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) предлагают формировать посредством пяти образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Общекультурное развитие осуществляется на основе обогащения опыта деятельности в различных областях жизненной практики, в результате которой ребёнок осваивает культурные нормы социального поведения, речевые эталоны, получает нравственные и эстетические представления о культурных ценностях.

Возможности музыки в общекультурном развитии детей огромны. Это прежде всего — эмоциональное развитие, развитие мышления, речи, нравственно-эстетических представлений, развитие воображения и творчества.

Все эти личностные новообразования помогают развивать креативность личности ребёнка, а это можно считать проявлением сформировавшихся основ музыкальной и общей культуры.

Цели и задачи программы

Работа по программе «Музыкальные шедевры» (автор О. П. Радынова) предусматривает возможность реализации следующих задач:

  • накопление опыта восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыку разных эпох, стилей, на народную музыку, формирование тезауруса впечатлений;
  • развитие осознанности восприятия, расширение первоначальных знаний о музыке;
  • побуждение к выражению своих впечатлений в исполнительской и творческой деятельности, формирование для этого необходимых умений и навыков, развитие музыкальных способностей;
  • приобщение к музыкальному искусству, формирование эмоционально-оценочного отношения.

Работа по программе «Музыкальные шедевры» предусматривает перечень целевых установок, полностью соответствующих содержанию требований ФГОС ДО. Сопоставим их.

ФГОС ДО

Программа «Музыкальные шедевры»

Содержание художественно-эстетического развития «предполагает развитие предпосылокценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного, музыкального), мира природы, формирования элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

В методических рекомендациях к программе раскрывается понятие музыкальной культуры, разъясняются термины " музыкально-эстетическое сознание, интересы, вкусы, представления о красоте» в применении к дошкольному возрасту, раскрывается методика формирования эмоционально-оценочного, ценностного отношения детей к музыкальной классике.

Темы программы

Работа по программе «Музыкальные шедевры» включает в себя несколько основных тем. Так теме программы «Настроения, чувства в музыке» детям даются представления о том, что музыка выражает самые разнообразные чувства человека: радость, нежность, гнев, волнение и др.

Различение смены выраженных в произведении чувств и настроений ведёт к осознанию и пониманию его смысла — «чувственной программы музыкального произведения».

Ценностные представления о мире природы формируются в программе с помощью эмоционально окрашенных, разных по содержанию, настроениям произведений музыкальной классики в теме «Природа и музыка», наличие которых также предусматривает работа по программе «Музыкальные шедевры».

Сопереживание персонажам художественных произведений формируется на материале тем программы «Музыка о животных и птицах», «Сказка в музыке» и др.

Для формирования элементарных представлений о музыке, её жанрах, музыкальных инструментах работа по программе «Музыкальные шедевры» предусматривает цикл тем «Песня, танец, марш», «Музыкальные инструменты» и др.

Развитие самостоятельности и творчества реализуется в методике формирования основ музыкальной и общей культуры, описанной в методических рекомендациях к программе.

Репертуар программы

Отметим, что современные программы по музыке для начальной школы (и некоторые программы для дошкольников) построены на достаточно жёстко установленном репертуаре, предполагающем определённый порядок проведения уроков (занятий) на каждый учебный год.

Работа по программе «Музыкальные шедевры» не предусматривает наличия жестких рамок. Музыкальные занятия не имеют раз и навсегда зафиксированного содержания, проводятся более гибко. Для того чтобы педагог мог варьировать содержание занятий, выбирать произведения, учитывая реакции детей, проявлять своё творчество, репертуар в программе представлен в избыточном количестве, а полюбившиеся детям произведения могут повторяться в следующей возрастной группе, с усложнением заданий, для закрепления и расширения «копилки ценностных впечатлений».

Вокальная работа с дошкольниками по программе «Музыкальные шедевры» предусматривает репертуар, предполагающий объединение разных видов музыкальной деятельности (игра на музыкальных инструментах,музыкально-ритмические движения, пение, творчество) с восприятием. Исключением является пение песен (на отдельном песенном репертуаре, по возрастам, с учётом возрастных возможностей диапазона голоса, развития слухо-вокальной координации). Для формирования основ музыкальной культуры у детей необходимо, чтобы они прежде всего услышали произведения из фонда культурных ценностей (накопили опыт их восприятия) и сопереживали выраженному в музыке содержанию, проявляли эмоциональную отзывчивость.

Чтобы услышать произведение (прочувствовать, осознать и выразить свои переживания музыки), дети передают её характер в движениях, пальчиковых играх, играх-перевоплощениях, играх-уподоблениях, в игре на музыкальных инструментах в виде оркестровки (по фразам, частям).

Работа по программе «Музыкальные шедевры» не ставит обучение навыкам во главу стола, оно происходит «попутно», в процессе объединения разных видов музыкальной (художественной) деятельности, на основе ведущего вида — восприятия.

Восприятие музыки — это тот интегрирующий вид музыкальной деятельности, который объединяет всё занятие. Дети, с которыми проводится работа по программе «Музыкальные шедевры», должны прослушать контрастные по характеру произведения, определить смену настроений (развитие образной речи, «словаря эмоций») и выразить в действиях (пение мелодии, оркестровка,музыкально-ритмические движения) свои впечатления.

Роль педагога

В зависимости от возраста ребёнка роль педагога в работе по программе «Музыкальные шедевры» различна. В раннем и младшем возрасте она более активна. Педагог сам определяет смену настроений, разъясняет значение слов, показывает способы действий для адекватного выражения характера музыки. По мере взросления детей их самостоятельность возрастает.

У детей появляются любимые произведения, композиторы, формируется ценностное отношение к музыке, основы музыкальной культуры.

Работа по программе «Музыкальные шедевры» предусматривает объединение разных видов художественной деятельности детей с восприятием музыки (рисование под музыку, рисование своих впечатлений от произведения в разных техниках, сравнение музыкального произведения с одной или несколькими картинами, чтение стихотворений и сравнение их с музыкой по эмоциональному признаку). Все это способствует воспитанию основ художественной культуры.

Одной из интегративных форм, побуждающих детей к творчеству, проявлениюэмоционально-оценочного отношения к музыке, другим видам искусства, и связи ценностных представлений с жизнью является музыкальная игра-сказка, озвученная фрагментами произведений музыкальной классики. Работа по программе «Музыкальные шедевры» включает в себя данный метод, он способствует формированию коммуникативных компетенций дошкольников, воспитывает нравственные представления и связана с проявлениями общей культуры детей.

Методика работы по программе «Музыкальные шедевры» предполагает активные действия детей (уподобления характеру музыки): высказывания о характере музыки, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах как оркестровку произведения (по частям, фразам), игры и упражнения.

При работе с дошкольниками раннего и младшего возраста активная роль принадлежит взрослому, его высказывания о музыке, подпевание мелодии, действия с игрушками и движения являются для ребёнка эталонами, побуждающими к активности.

Работа по программе «Музыкальные шедевры» предусматривает применение этюдов-упражнений, которые готовят детей к способам выражения настроения музыки в ритмопластических импровизациях (сначала с одним, а затем с несколькими образами), помогают усвоению навыков.

Если музыка изображает какой-либо образ (животные, птицы, сказочный персонаж), то дети обучаются вариантам образных, пантомимических движений на  этюдах-перевоплощениях (фрагмент произведения), вслушиваясь в музыку, осознавая выразительность использованных композитором средств музыкального языка (акценты, смена темпа, регистр, выразительные интонации).

Работа по программе «Музыкальные шедевры» позволяет формировать навыки и умения детей в связи с необходимостью выразительно передать смену характера музыкального образа и глубже воспринять музыкальное произведение.

Дети осваивают посильные возрасту двигательные (и другие) умения на упражнениях,играх-уподоблениях, основанных на фрагментах классических и народных произведений. Так, например, в старшей группе дети способны освоить основные движения (шаг, бег, различные прыжки и подскоки) в разном темпе, с учётом смены динамики и в разном характере, что предполагает соответствующий выбор произведений.

Аналогично осваиваются и творчески применяются усложняющиеся танцевальные и образные движения (уподобления портретам людей и животных), формируется хорошая осанка, развивается координация движений рук и ног, проводится работа по развитию ориентировки в пространстве (интеграция с областью «Физическая культура»), поэтому работа по программе «Музыкальные шедевры» способствует не только эстетическому, но и физическому развитию дошкольников.

Также дети учатся соотносить выразительность тембров музыкальных инструментов (ударные, металлофон, колокольчик, погремушка и др.) с настроением той или иной части произведения. В этом случае дети обучаются игре на соответствующих инструментах в связи с необходимостью выразительно передать смену настроений в музыке.

Работа по программе «Музыкальные шедевры» направлена на привлечение внимания детей к особенностям тембра каждого инструмента и обсуждение, какой инструмент лучше передаст разный характер ходьбы, бега, танца — нежный (колокольчик), звонкий (металлофон), чёткий, стучащий (барабан).

Важно активизировать слуховое внимание детей, чтобы игра соответствовала метру произведения, развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость (играть легко или чётко, бодро, подчёркивая динамические особенности музыки).

Так, дети, слушая то или иное произведение, различают характер музыки, его смену в разделах формы, моменты изобразительности (с помощью движений и игры на музыкальных инструментах, соответствующих музыке в каждый момент её звучания), активно включаются в процесс её восприятия, который благодаря этим самостоятельным действиям детей становится все более прочувствованным и осмысленным. Дети осознают выразительное значение музыкальных средств (темп, динамика, регистр, выразительные интонации и пр.) благодаря ориентировочным действиям, активной двигательной деятельности. Эти активные ориентировочные действия (уподобления характеру музыки — двигательное, темброво-инструментальное) являются эффективным средством развития эмоций, мышления, воображения, музыкальности, т. к. применяются в игровой форме, привлекательной для ребёнка, в свободном партнёрском общении взрослого и ребёнка.

Произведения для слушания важно использовать и как «эталоны настроений», обучая детей песенному творчеству. После слушания произведения (разных видов уподоблений его характеру — словесного, ритмопластического, темброво-инструментального) детям можно предложить сочинить свою мелодию такого же характера, без текста.

Всем видам уподоблений предшествует беседа о характере музыки (смене характера в частях, фразах, выразительных интонациях).

Планирование музыкальных занятий

В работе по программе «Музыкальные шедевры» планирование музыкальных занятий осуществляется гибко, творчески. Тематический принцип построения программы помогает планированию работы: педагог выбирает из каждой темы программы произведения в контрастных сопоставлениях (с постепенным уменьшением контрастности образов), намечая путь изучения репертуара в общем виде (перспективное планирование).

Но в процессе работы по программе «Музыкальные шедевры» и изучения выбранных произведений (календарное планирование, где планируются и методические приёмы) происходит корректировка как репертуара ( что-то оказалось слишком сложным, какое-то произведение не заинтересовало детей и требуется его заменить), так и применяемых методов и приёмов.

Это определяет педагог по мере изучения шести тем, которые предусматривает работа по программе «Музыкальные шедевры» в каждом возрасте. Кроме того, фиксируются любимые детьми произведения в каждой возрастной группе, по каждой теме, для того чтобы в следующей возрастной группе вспомнить их, повторить, идя от знакомого, полюбившегося к незнакомому и новому, наполняя «копилку любимых произведений».

Подготовка праздничных утренников происходит по ходу работы по программе «Музыкальные шедевры», в процессе применения разных видов исполнительства после восприятия произведения. Постепенно вслушиваясь, вживаясь в музыкальный образ с помощью движений (зафиксированных или свободных), игры на музыкальных инструментах, музыкальных игр-упражнений, действия детей становятся всё более уверенными и согласованными с музыкой.

В качестве примерного ориентира приведём календарное планирование занятий с детьми младшей группы на первый квартал (приложение).

Приложение

Календарное планирование занятий
с детьми младшей группы I квартал

Репертуар

Содержание занятия

Занятие 1

Знакомство с музыкальным залом, с музыкальным инструментом — фортепиано

П. И. Чайковский. «Новая кукла»1

Музыкальный руководитель показывает детям красивую куклу. Кукла хочет познакомиться с ребятками, «подходит» к каждому ребёнку, говорит, что её зовут Катя, и спрашивает, как кого зовут. Музыкальный руководитель: «Кукла очень рада, что пришла к нам на занятие, ведь теперь у неё будет много друзей. Я сыграю вам пьесу, которая называется „Новая кукла“. Музыка весёлая, радостная, девочке подарили новую куклу, которая ей очень понравилась, и она кружится вместе с ней, легко и плавно». (Показывает подвижными, но плавными движениями руки характер музыки.)

Звучит «Камаринская»П. И. Чайковского

Музыкальный руководитель: «Музыка весёлая, радостная, девочке подарили новую куклу, которая ей очень понравилась, и она кружится вместе с ней, легко и плавно (показывает подвижными, но плавными движениями руки характер музыки). Кукла Катя очень любит танцевать. Я сыграю вам другую весёлую музыку, но она более чёткая и задорная. Вы слушайте, а ваши пальчики будут плясать на ладошке вместе с музыкой»

Занятие 2

Р. Шуман. «Солдатский марш»

Музыкальный руководитель: «Сейчас, ребята, послушаем ещё одну весёлую пьесу, которая называется „Солдатский марш“, а написал этот марш композитор Р. Шуман. Эта музыка бодрая, чёткая. Когда маршируют солдаты, они шагают все вместе, в ногу, вот и мы сейчас будем шагать, как солдаты»

Музыкальный руководитель играет третью часть пьесы. Дети маршируют на месте. Педагог следит за правильностью координации движений рук и ног. Затем упражнение чередуется с ходьбой друг за другом

«Петушок» (русская народная песня, обр. М. Красева)

Музыкальный руководитель показывает игрушку петушка, говорит, какой он красивый, у него есть бородка, гребешок, спрашивает у детей, как он кричит. Дети отвечают, протягивая: «Ку-ка-ре- ку-у-у». Дети слушают новую песню. Музыкальный руководитель спрашивает детей, как петушок мешал спать деткам? Дети отвечают, протягивая: «Ку-ка-ре-ку- у-у».

П. И. Чайковский. «Новая кукла»

Музыкальный руководитель предлагает вспомнить пьесу весёлую, кружащуюся, счастливую. Предлагает детям «протанцевать музыку руками», показать мимически радостное настроение

П. И. Чайковский. «Камаринская»

Музыкальный руководитель: «Кукла Катя тоже захотела потанцевать. Давайте послушаем другую танцевальную, весёлую мелодию, но более бойкую, чёткую, и потанцуем вместе с ней». Дети осваивают движение пляски по показу педагога («фонарики», хлопки в ладоши, топанье одной ногой и т. д.)

Занятие 3

Р. Шуман. «Солдатский марш»

Музыкальный руководитель предлагает детям ритмично ходить друг за другом, передавая радостный, чёткий, боевой характер марша. Дети выполняют движения по показу педагога. Педагог учит детей останавливаться с окончанием музыки. Шагать, высоко поднимая колени

«Петушок» (русская народная песня, обр. М. Красева)

Музыкальный руководитель предлагает детям позвать петушка, обращая внимание на протяжность слова " петушо-о-ок», поёт песню, дети подпевают. После пения музыкальный руководитель предлагает детям походить, как петушок (высоко поднимая колени и делая махи руками)

«Болезнь куклы»П. И. Чайковского

Музыкальный руководитель говорит, что кукла Катя заболела, а композиторП. И. Чайковский написал пьесу, которая называется «Болезнь куклы», послушайте её. Педагог исполняет пьесу, спрашивает, какое настроение мы слышим в этой музыке? Если дети затрудняются ответить, он говорит, что пьеса печальная, грустная. Пьеса исполняется ещё раз, дети руками показывают характер и ритм музыки

«Новая кукла»П. И. Чайковского

Музыкальный руководитель предлагает вспомнить название пьесы, когда кукла была здорова и весела. Дети отвечают. Музыкальный руководитель играет пьесу, предлагая детям показать движением рук радостный, счастливый характер музыки

П. И. Чайковский. «Камаринская»

Музыкальный руководитель играет пьесу, предлагая детям показать движением рук радостный, счастливый характер музыки. Дети осваивают движения бойкой, задорной пляски по показу педагога, передавая весёлый, задорный характер музыки («фонарики», хлопки в ладоши, топанье одной ногой)

Занятие 4

Р. Шуман. «Солдатский марш»

Музыкальный руководитель учит передавать ритм бодрого, чёткого шага, координируя движения рук и ног. Следит за качеством ходьбы, ритмичностью движений

«Новая кукла»П. И. Чайковского

Музыкальный руководитель предлагает вспомнить название пьесы, определить характер музыки. Предлагает детям оркестровать эту пьесу колокольчиками

«Болезнь куклы»П. И. Чайковского

Музыкальный руководитель предлагает вспомнить название пьесы, определить характер музыки. Предлагает детям показать, «пропеть руками» эту музыку

«Ладушки» (русская народная мелодия, обр. Г. Фрида)

Музыкальный руководитель предлагает познакомиться с новой песней. Исполняет песню, затем поёт её без сопровождения, передавая ласковый характер песни

«Петушок» (русская народная песня, обр. М. Красева)

Музыкальный руководитель предлагает продолжить разучивать песню, правильно интонируя мелодию

П. И. Чайковский. «Камаринская»

Музыкальный руководитель предлагает продолжать осваивать движение пляски по показу педагога, передавая смену настроений в частях пьесы («фонарики», хлопки в ладоши, топанье одной ногой)

Занятие 5

П. И. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»

Музыкальный руководитель предлагает шагать очень легко, ведь солдатики маленькие, игрушечные и лёгкие, следить за координацией движений рук и ног

Музыкальные загадки: «Новая кукла», «Болезнь куклы»П. И. Чайковского

Дети узнают знакомые пьесы, называют их, определяют характер, передают его в движениях рук

«Петушок» (русская народная песня, обр. М. Красева)

Музыкальный руководитель предлагает продолжить разучивать песню, правильно интонируя мелодию. Предлагает детям игровой момент. Спрашивает детей: «Кому петушок не даёт спать?». Дети называют имя ребёнка. Этот ребёнок садится на стул и «засыпает». Все дети — петушки, они поют песню, в конце которой подходят к ребёнку и будят его, т. е. кричат «Ку-ка-ре- ку-у-у». В следующий раз выбирается другой ребёнок

«Ладушки» (русская народная мелодия, обр. Г. Фрида)

Петь плавно, протяжно

П. И. Чайковский. «Камаринская»

Музыкальный руководитель предлагает продолжать осваивать движение пляски по показу педагога («фонарики», хлопки в ладоши, топанье одной ногой), выражая характер лёгкий, танцевальный и более задорный, весёлый, бойкий

Занятие 6

П. И. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»

Музыкальный руководитель предлагает передать шутливый характер марша, двигаться лёгкими, маленькими шагами, как солдатики, следить за координацией движений рук и ног, останавливаться с окончанием звучания мелодии

«Осенняя песня» Ан. Александрова

Музыкальный руководитель предлагает слушать новую песню спокойного, светлого характера

«Ладушки» (русская народная мелодия, обр. Г. Фрида)

Музыкальный руководитель предлагает петь плавно, протяжно, правильно интонируя мелодию

П. И. Чайковский. «Камаринская»

Музыкальный руководитель предлагает детям обыграть эту пьесу, используя погремушки (можно встряхивать погремушки, стучать погремушкой о ладошку, по коленочкам и т. д.)

П. И. Чайковский. «Камаринская»

Свободная пляска (самостоятельно использовать знакомые движения)

Занятие 7

П. И. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»

Музыкальный руководитель предлагает передать ритм лёгкого шага, «превращаясь» в маленьких солдатиков

«Зайка» (русская народная песня, обр. Г. Лобачёва)

Музыкальный руководитель предлагает петь протяжно, медленно, ласково

«Осенняя песня» Ан. Александрова

Музыкальный руководитель предлагает вспомнить содержание песни. Петь плавно, протяжно

П. И. Чайковский. «Камаринская»

Музыкальный руководитель предлагает обыграть пьесу, используя погремушки (встряхивать погремушками, стучать погремушкой о ладошку, по коленям и т. д.). Музыкальный руководитель предлагает детям поиграть. Проводится игра «Кто быстрее возьмёт погремушку?». Игра «Кто быстрее возьмёт погремушку?». Дети стоят в кругу. Возле каждого ребёнка, на полу, лежит погремушка. Дети свободно танцуют. По окончании пьесы нужно быстрее взять погремушку

Занятие 8

П. И. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков». «Зайка» (русская народная песня, обр. Г. Лобачёва)

Музыкальный руководитель предлагает самостоятельно начинать и заканчивать движение под музыку, передавая шутливый характер марша. Музыкальный руководитель предлагает петь протяжно, медленно, ласково

«Осенняя песня» Ан. Александрова

Музыкальный руководитель предлагает узнать песню по музыкальному сопровождению, петь плавно, протяжно

П. И. Чайковский. «Камаринская»

Музыкальный руководитель предлагает игру с погремушками

Занятие 9

Тематическая беседа-концерт «Осень»2

Занятие 10

П. И. Чайковский. «Маленький марш» (из сюиты № 1 ре минор)3

Музыкальный руководитель предлагает передать ритм и характер лёгкого шага, координируя движения

Дж. Россини / О. Респиги. «Волшебный магазин игрушек». Вальс (фрагмент)4

Лёгкий бег врассыпную, заполняя всё пространство музыкального зала

«Дождик» (русская народная песня, обр. Т. Попатенко)

Слушать и подпевать новую песню

Осенняя песня» Ан. Александрова

Петь плавно, протяжно, правильно интонируя мелодию

П. И. Чайковский. «Камаринская»

Игра с погремушками

Занятие 11

П. И. Чайковский. «Маленький марш»

Передавать шутливое, светлое настроение музыки, характер чёткой, ритмичной, но лёгкой ходьбы

Дж. Россини / О. Респиги. «Волшебный магазин игрушек». Вальс (фрагмент)

Лёгкий бег врассыпную, «под весёлым, озорным дождиком», заполняя всё пространство музыкального зала

«Дождик» (русская народная песня, обр. Т. Попатенко)

Петь, правильно интонируя мелодию

И. Кишко. «Осень»

Знакомство с новой песней грустного, печального характера. Объяснить значение словосочетания «дует — задувает»

«Осенняя песня» Ан. Александрова

Развивать воображение. Предложить детям собрать воображаемые листочки. Спросить, «какого цвета» собранные листья

Занятие 12

П. И. Чайковский. «Маленький марш»

Передавать характер лёгкой, весёлой поступи, останавливаться с окончанием марша

Дж. Россини / О. Респиги. Вальс (фрагмент)

Шутливый, весёлый бег врассыпную, учиться ориентироваться в пространстве

И. Кишко. «Осень»

Петь протяжно, обратить внимание на окончание слов: дует, задувает, срывает

Ан. Александров. «Осенняя песня»

Петь плавно, выразительно, чётко произнося слова

П. И. Чайковский. Вальс из серенады для струнного оркестра (фрагмент)5

Танец с листочками — познакомить детей с новым танцем, в котором передано настроение волнения, беспокойства, будто дуют осенние ветры, срывая с деревьев разноцветные листья. Выполнять движения по показу педагога

Занятие 13

П. И. Чайковский. «Маленький марш»

Передавать настроение чёткой, но лёгкой и беззаботной ритмичной ходьбы

Дж. Россини / О. Респиги. Вальс (фрагмент)

Бег врассыпную, учиться ориентироваться в пространстве. Предложить детям превратиться в дождинки, надев на руки колокольчики (как будто капельки дождя звенят)

«Дождик» (русская народная песня, обр. Т. Попатенко)

Петь, правильно интонируя мелодию

И. Кишко. «Осень»

Петь протяжно, напевно

Ан. Александров. «Осенняя песня»

Петь плавно, выразительно. Педагог проверяет правильность интонирования у отдельных детей

П. И. Чайковский. Вальс

Учить танцевать с предметами (осенними веточками)

Занятие 14

П. И. Чайковский. «Маленький марш»

Следить за качеством ходьбы, ритмичностью движений, передавать шутливый, лёгкий, «волшебный» характер музыки

И. Кишко. «Осень»

Петь протяжно, напевно, одновременно начинать и заканчивать пение

Ан. Александров. «Осенняя песня»

Петь плавно, выразительно

П. И. Чайковский. Вальс

Продолжать учить танцевать с предметами, передавая беспокойный характер музыки (осенними веточками)

А. Вивальди. Концерт для мандолины с оркестром, до мажор, третья часть (фрагмент)6

Познакомить детей с новой игрой («перепрыгивать через лужицы» в конце фраз, на звучание акцентов)

Занятие 15

Р. Шуман. «Солдатский марш»

Самостоятельно начинать и заканчивать движения под музыку, передавая бодрый, чёткий характер марша

И. Кишко. «Осень»

Петь протяжно, напевно, одновременно начинать и заканчивать пение

«Осенняя песня» Ан. Александрова

Петь плавно, выразительно

П. И. Чайковский. Вальс

Продолжать учить танцевать с предметами (осенними веточками)

Занятие 16

Дж. Россини / О. Респиги. Вальс (фрагмент)

Самостоятельно танцевать с колокольчиками

«Дождик» (русская народная песня, обр. Т. Попатенко). И. Кишко. «Осень». «Осенняя песня» Ан. Александрова

Узнавать и петь знакомые песни

П. И. Чайковский. Вальс

Самостоятельно исполнять танец

А. Вивальди. Концерт для мандолины с оркестром

Бег змейкой между лужицами и прыжки на акценты в конце фраз

Занятие 17

Осенний праздник7


1 Здесь и далее см.: диски «Слушаем музыку» из учебного пособия к программе «Музыкальные шедевры». — Примеч. авт.

2 См.: О. П. Радынова. Музыкальные шедевры. Тема «Природа и музыка».  Примеч. авт. 

3 См.: диск № 6 из учебного пособия к программе «Музыкальные шедевры» «Слушаем музыку». — Примеч. авт. 

4 См.: О. П. Радынова, Н. В. Барышева, Ю. В. Панова. Праздники и музыкальные досуги в детском саду. Диск № 1. — Примеч. авт.

5 См.: Там же. — Примеч. авт. 

6 См.: Там же. — Примеч. авт. 

7 См. Там же. Сборник «Осенний утренник для детей 3–5 лет». — Примеч. авт. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам таблицу рекомендаций музыкального материала для обогащения звукового сенсорного опыта детей младшего и среднего дошкольного возраста.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль