Психологическая безопасность образовательной среды в ДОУ

68

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды

Именно в дошкольном возрасте закладывается база целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. В обеспечении такового развития заключается главная задача детских образовательных учреждений. Вопросы охраны жизни и укрепления физиологического и психического здоровья учеников должны быть неотъемлемой частью планирования образовательной деятельности дошкольников в режиме дня. Под психологической безопасностью подразумевается ограждение дошкольников от угроз, психологического давления, унижения и оскорбления, принуждения делать что-либо против воли, недостойного обращения.

Исходя из выше изложенного, понятие «психологическая безопасность» целесообразно поделить на две структурные составляющие:

  1. систему организации режима жизнедеятельности учеников;
  2. систему организации межличностных отношений в ДОО.

Структурные составляющие психологической безопасности образовательной среды

Система организации режима жизнедеятельности учеников предполагает:

  • Целесообразное и эффективное планирование образовательной деятельности дошкольников в режиме дня (распределение интеллектуальной и физической нагрузки; организация хорошего питания и сна);
  • создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексного развития, потребности в общении, движении, эмоциональном комфорте и так далее;
  • организация образовательного процесса (поддержание оптимального баланса между специально организованной и самостоятельной деятельностью детей;
  • проведение занятий в форме игр и бесед;
  • вовлечение учащихся в познавательные виды деятельности и решение практических задач.

Система организации межличностных отношений в ДОО подразумевает:

  • влияние преподавателя на формирование личности дошкольника (манера взаимоотношений, личностные качества  преподавателя, педагогический профессионализм);
  • создание психологической безопасности образовательной среды в детском коллективе (межличностные отношения в группе ровесников) и в педагогическом коллективе (мотивация к работе, манера управления, традиции).

Этапы создания психологической безопасности образовательной среды в ДОО

  1. Этап диагностики. На данном этапе происходит анализ отношения дошкольников к ДОО, их эмоциональное состояние, психологический климат внутри детского коллектива,  психологические особенности воспитателей с точки зрения личностно направленной педагогики, манера взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, специфика организации воспитательно-образовательного процесса, степень комфорта предметно-развивающей среды для детей и взрослых, психологический климат внутри педагогического коллектива.
  2. Организационно-практический этап.

В группах ДОО часто проводятся занятия, способствующие обеспечению психологической безопасности образовательной среды:

  • игровые занятия для младших дошкольных групп. Цель: обеспечить психологическое благополучие и успешную социализацию детей в процессе игрового взаимодействия. Задачи: вызвать у ребенка внимание к совместной деятельности с ровесниками – партнерское взаимодействие; облегчить процесс освоения вновь прибывших детей; создать благоприятные условия для общей деятельности со сверстниками; создать необходимый климат в группе; научить слушать взрослого оппонента и действовать согласно его рекомендациям; научить быть эмоционально отзывчивыми, подобно взрослым; создать эмоционально-доверительный контакт между ребенком и взрослым; снизить психофизическую и эмоциональную напряженность; развивать сенсомоторные навыки; развивать речевой аппарат и познавательную активность.
  • программа психолого-педагогических занятий по развитию у дошкольников  интеллектуального, волевого и эмоционального начала. Цель: создание предпосылок для естественного психологического развития ребенка в психологически безопасной образовательной среде. Задачи: развить эмоциональную сферу, ввести дошкольника в мир человеческих чувств; развить коммуникативные навыки, необходимые для успешного общения; развить волевую сферу - умение контролировать собственные психические действия, что необходимо для удачного обучения в школе; развить  личностную самооценку: объективное мнение о себе и убежденность в себе; развить интеллектуальную сферу: умение размышлять, сформировать наглядно-образное, словесно-логическое, творческое и критическое мышление; создать положительную мотивацию к обучению; развить познавательные психические процессы: восприятие, память, интерес, фантазию.

Предметно-развивающая образовательная среда ДОО способствует формированию у дошкольников положительных воспоминаний о детском образовательном учреждении, содействует укреплению их психологического и эмоционального здоровья, развитию эмоционально-чувственной сферы, формирует в детях независимость и умение принимать самостоятельные решения. 

Итоги работы по обеспечению психологической безопасности образовательной среды

Система работы по обеспечению психологической безопасности образовательной среды, выстроенная с учетом критериев реализации ФГОС ДО, дает позитивные итоги:

  • соответствие предметно-развивающей среды потребностям психологической сохранности;
  • направленность деятельности преподавателей на личностное взаимодействие с детьми;
  • сокращение количества причин, плохо влияющих на эмоциональное состояние и вызывающих дискомфорт за счет рационального планирования образовательной деятельности дошкольников в режиме дня;
  • включение в просветительный процесс важных и увлекательных видов деятельности;
  • проведения образовательной деятельности с детьми в интересной и эмоциональной форме;
  • создание способов снятия психоэмоционального напряжения;
  • создание предпосылок для многостороннего развития творческого потенциала и личных возможностей учеников;
  • уменьшение численности дошкольников с эмоциональными нарушениями;
  • успешная социализация детей младшего возраста в условиях ДОО;
  • сокращение численности детей, психологически не готовых к поступлению в школу. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль