Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования учащихся

23

Закон о психолого-педагогическом сопровождении инклюзивного образования

В контексте реализации главных положений Федерального закона от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в       Российской Федерации» центр психолого-педагогической, медицинской и общественной поддержки, психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) предоставляют:

  • помощь организациям, которые проводят образовательную деятельность, согласно программам реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • психолого-педагогическое курирование реализации образовательных программ;
  • помощь в создании образовательных программ;
  • возможность выбора более подходящих способов обучения для детей, чувствующих сложности в охвате всего объема образовательной программы;
  • помощь в обнаружении и ликвидации возможных препятствий к обучению;
  • Оценка эффективности учреждений, занимающихся образовательной деятельностью, медицинское, социальное, а также психолого-педагогическое содействие детям, испытывающим сложности в охвате всего объема образовательной программы, развитии и общественной интеграции.

Задачи психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей

ПМПК работает с психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательных организаций, центрами реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями слуха и речи, нарушениями психики и ДЦП, учреждениями здравоохранения и социальной защиты граждан, психоневрологическими диспансерами, детскими поликлиниками, комиссиями по делам несовершеннолетних, медико-социальной экспертизой и другими.

Задачи ПМПК, связанные с особенностями инклюзивной практики:

  • оценка способности образовательного учреждения осуществлять программу инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • выбор оптимальной формы включения учащегося с ограниченными возможностями по здоровью в среду здоровых сверстников;
  • определение критериев и времени включения воспитанниками с ОВЗ в среду обычных сверстников;
  • анализ прогресса его обучения и уровня общественной адаптации в процессе включения в инклюзивную образовательную среду;
  • просветительская деятельность, направленная на поднятие психолого-педагогической культуры и принятие инклюзивных ценностей.

В рамках психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, ПМПК выявляет детей с нарушениями в физиологическом либо психическом развитии, с отклонениями в поведении, проводит их комплексное психолого-медико-педагогическое исследование, сообразно результатам которого, разрабатываются советы по оказанию психолого-медико-педагогической поддержки и организации обучения.

Система психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования

Инклюзивное образование в Законе № 273-ФЗ понимается как обеспечение одинакового доступа к образованию всем обучающимся с учетом особенных образовательных потребностей и личных способностей. В группу инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья принимаются те, у кого наблюдаются разные нарушения в развитии речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, задержка психомоторного развития и комплексные нарушения развития, выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы.

Методической основой инновационно-экспериментальной деятельности являются теоретические и экспериментальные исследования, в которых рассматриваются трудности реформирования системы обучения в сфере инклюзии (Н. Н. Малофеев, М. М. Маркович, Н. Д. Шматко), а также аналитические результаты в области особой психологии и коррекционной педагогики в контексте исследования интеграционных действий, инклюзивного подхода к дошкольному и всеобщему образованию (Е. Л. Гончарова, Л. М. Шипицына, С. В. Алехина, Ю. А. Разенкова, О. И. Кукушкина, Т. Н. Князева, Е. А. Стребелева, Н. В. Шутова, У. В. Ульенкова, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго и другие). При этом особую значимость получают учет возрастных особенностей детей и обнаружение функций компенсаторных психических образований, которые определяют задачи и специфику психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования учащихся, позволяют более дифференцированно влиять на их потенциальные способности (Л. С. Выготский, Е. Е. Дмитриева, Г. В. Грибанова, С. Д. Забрамная и другие).

Результаты психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования

Профессиональная деятельность ПМПК в рамках внедрения и развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями способствует:

  • научно-методическому обеспечению деятельности педагогических обществ, реализующих программы инклюзивного обучения;
  • психолого-педагогическому сопровождению и помощи всем участникам инклюзивных действий (осуществляется межведомственное взаимодействие с учреждениями здравоохранения по вопросам раннего выявления детей с отклонениями в развитии);
  • разработке методических пособий и советов сообразно психолого-педагогическим особенностям организации образования, комплексной реабилитации, созданию предпосылок для социализации детей с ОВЗ школьного возраста в критериях инклюзивной практики;
  • повышению квалификационного уровня ПМПК ОО и ДОО сообразно вопросам образования и развития детей в критериях инклюзивного образования;
  • проведению регулярной методической, организационной, консультативно-разъяснительной работы среди заведующих образовательными учреждениями, родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов сообразно вопросам перспектив их развития и обучения.

Оптимизация сотрудничества ПМПК и администрации, преподавателей образовательных организаций, родителей, их помощь в создании необходимой среды для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями позволяет осуществить полноценную общественную интеграцию и личностную самореализацию детей с нарушениями здоровья.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную программу развития мелкой моторики у детей 2–3 лет.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль