Развитие воображения у дошкольников

238

Актуальность проблемы развития воображения у дошкольников

На сегодняшний день сложилась тенденция недооценивать такой психический процесс, как развитие воображения у дошкольников. Родителей в основном волнуют два вопроса – здоровье детей и их подготовка к школе. Решая последний, они начинают обучать малыша чуть ли не с пеленок, превращая окружающую среду в маленькую школу.

Развитие воображения у дошкольниковРеальный пример из жизни. Мама младенца, еще не достигшего года, повесила над его кроваткой таблицу согласных звуков русского языка. Кто не знает: классификация звуков достаточно серьезная – не просто глухие и звонкие, а губные, переднеязычные, заднеязычные и т. д. Аргументировалось это более чем убедительно: «Чтобы умная росла!»

Таким образом жизнь ребенка подчиняется одной задаче – как можно лучше подготовиться к школе. Увы, такой подход себя не оправдывает, и с каждым годом растет количество детей – да, умненьких, начитанных, умеющих пользоваться компьютером и, наверное, знающих, что такое губные, переднеязычные и заднеязычные согласные – но совершенно не готовых психологически к роли учащегося. В чем же дело?

Ребенок с хорошо развитым воображением умеет:

• гибко и неординарно мыслить, подходить к решению любого вопроса с творческой стороны;
• находить несколько решений для одной задачи;
• ставить цели, визуализировать их, планировать пути их достижения;
• предполагать возможный исход событий, видеть несколько вариантов их развития и возможные риски;
• быстро ориентироваться в сложной ситуации, находить необходимое решение, проявлять смекалку.

Психическое развитие детей и развитие воображения у дошкольников в частности идет скачкообразно, определенными периодами, каждый из которых основывается на предыдущем и обеспечивается ведущей деятельностью каждого этапа и его возрастным новообразованием. Если по каким-либо причинам на одном из этапов ребенок не освоил определенный вид деятельности, не получили развитие специфические черты его личности, то на следующем этапе он будет испытывать серьезные трудности.

Ведущая деятельность для дошкольного возраста – игра, а возрастное психологическое новообразование – воображение. Следовательно, если ребенок не доиграл, не дофантазировал, не овладел всеми видами игры, он не сможет легко обучаться в школе. Готовность к школе – далеко не сумма каких-то знаний, умений и навыков, это определенная цепь психического развития, которая характеризуется в числе прочего последовательным появлением «умных» эмоций, способностью предвосхищать исход ситуации, умением выйти за ее пределы и, таким образом, управлять ею.

Значение развития воображения у дошкольников

Воображение – это способность создавать новые образы на основе пережитого, воспоминаний о разных ощущениях и чувствах, это способность видеть мир многогранно и широко. Оно тесно связано с восприятием окружающего, эмоциями и памятью, поэтому его развитие имеет большое значение для общего развития дошкольников.

Воображение выполняет ряд специфических функций:

  • представление действительности в образах и использование их для решения задач. Эта функция связана с мышлением и органически в него включена;
  • регулирование эмоциональных состояний. При помощи воображения человек способен отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность;
  • участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями;
  • формирование внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами;планирование и программирование деятельности, оценка ее правильности процесса реализации.

Помогая в развитии воображение у дошкольников, наряду с другими способностями, взрослые помогают детям в будущем найти себя и свое место в жизни.

Способы развития воображения у дошкольников

Психологи выделяют три вида воображения, в зависимости от способа его формирования:

1. Воссоздающее – образ формируется на основе услышанной истории или самостоятельно прочтенной книги.
2. Творческое – ребенок начинает фантазировать без опоры на какие-либо факты, только с помощью своего ума.

Развитие воображения у дошкольниковЭто самый продуктивный вид воображения, развитием которого и следует заниматься.

3. Неуправляемое – ребенок настолько верит в созданные фантазией образы, что начинает жить в придуманном мире и буквально с пеной у рта отстаивает его реальность. Этот вид воображения часто свойствен неуравновешенным детям, живущим в проблемных семьях.

Существует много способов развития воображения у дошкольников. Все они вполне доступны родителям, не требуют специальной подготовки, больших затрат или серьезной предварительной организации. Главное – желание, стремление использовать каждую минуту общения с малышом с пользой, внимание к его потребности проявить себя.

Итак, для того, чтобы стимулировать развитие воображения у дошкольников, необходимо следующее:

1. Обогащать жизненный опыт. Чем богаче палитра переживаемых впечатлений, эмоций, тем ярче фантазии малыша. Для этого необходимо:

  • разнообразить тактильные ощущения;
  • пробовать новые вкусы и ароматы;
  • путешествовать;
  • ходить на концерты, спектакли, в музеи;совершать прогулки на природе – в лес, к берегу реки, озера;
  • играть на подручных музыкальных инструментах – кастрюлях, ложках, разделочных досках, бокалах и пр.

2. Читать. Чтение книг о далеких, загадочных странах, приключениях, жизни людей способствует развитию воображения у дошкольников – ребенок представляет себе сюжеты, портреты главных героев, страны, в которых происходят те или иные события, кроме того, пополняется его запас слов и образов.

3. Сочинять истории. Благодаря этому ребенок учится создавать собственные сюжеты и персонажей. А делая малыша главным героем рассказов, родители укрепляют его чувство собственной значимости. 

4. Рисовать. Развитие воображения у дошкольников происходит в процессе творческой переработки того, что произошло. Рисуя, ребенок создает свой собственный мир, придумывает его героев, события, выстраивает отношения между ними. Важно обсуждать с ним его работы, просить рассказать историю каждого героя, что с ними было, что будет.

Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении, что обеспечивает ребенку новый, необычный взгляд на мир и способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает его индивидуальный жизненный опыт .

5. Придумывать разнообразные способы использования подручного материала. В игре может пригодиться абсолютно все: из полотенца получится отличный тюрбан, из простыни и стульев – палатка или крепость, бусинки могут стать драгоценными камнями, одеяло – ковром-самолетом, коробка из-под телевизора – домом, в который даже можно провести свет, занавески на окнах – парусами, а квартира – кораблем. Самые простые вещи, окружающие нас, как правило, оказываются самым подходящим реквизитом для игры и стимулируют развитие воображения у дошкольников. 

6. Поощрять детские игры с вымышленными персонажами. Изображая события повседневной, а также вымышленной жизни, ребенок черпает новые знания. Изображая волшебника, рыцаря, он не только почувствует себя сильным и могущественным, но и поймет, что может быть кем угодно. Такие игры развивают самодисциплину: ребенок сам придумывает правила и неукоснительно следит за их выполнением, лучше понимает причинно-следственные связи.

Создавая вымышленные ситуации и проигрывая их до логического конца, он учится творчески мыслить и решать различные проблемы.

Развитие воображения у дошкольниковСогласно проведенным исследованиям у детей с богатым воображением по мере взросления не только продолжает развиваться фантазия, из них вырастают люди, умеющие эффективно решать разные проблемы. Тестирование таких детей в старшем возрасте показывает, что у «выдумщика» всегда найдутся идеи, как справиться с непредвиденными обстоятельствами и как выйти из сложной ситуации.

7. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пример классической задачи: «Вы попали на необитаемый остров. Как выжить?» Подобные задачи способствуют активизации умственной деятельности, развитию воображения у дошкольников, формируют умение придумывать неординарные выходы из сложных ситуаций, находить способы для их решения в окружающем мире, не унывать и не падать духом.

Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников

Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение. Приведем примеры игр и упражнений, которые можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей, например, на праздновании дня рождения для развития воображения у дошкольников.

Упражнение «Продолжи рисунок»

Нарисуйте на листе бумаги шесть кружков одинакового размера. Предложите ребенку дорисовать каждый кружок так, чтобы из них получились разные рисунки.

Как вариант – нарисуйте шесть квадратов, попросите ребенка придумать шесть  разных рисунков, включающих эти квадраты как часть.

Игра «Волшебные фигуры»

Вниманию ребенка предлагаются разнообразные геометрические фигуры из цветного картона. Задача – придумать во что они могут превратиться.

Игра-упражнение «Придумываем новую жизнь старым предметам»

Творческая задача – придумать необычное применение хорошо знакомым, заурядным предметам. Это могут быть: спичечный коробок, карандаш, зубная щетка, пуговицы, лампочка, пробки от бутылочек из-под сока и пр.

Игра с рисованием «Загадочный зверь элефант»

Творческая задача – придумать и нарисовать животное, которое может носить такое имя, как элефант. В процессе рисования нужно сочинить про него историю, включив в нее описание внешнего вида, место обитания, привычки и т. д.

Игра-упражнение «Чудесные превращения»

Для проведения можно использовать рисунки из теста творческого мышления П. Торренса (рис. 1), а можно по аналогии придумать свои. Задача ребенка – закончить предложенные фигуры.

Развитие воображения у дошкольниковРис. 1

Игра «Волшебные кляксы»

Одна часть листа разрисовывается густой краской, после чего лист складывается пополам и прижимается к столу, чтобы получился отпечаток. Задача – внимательно рассмотреть полученное двойное изображение, придумать, на что оно похоже, если необходимо, дорисовать детали. Затем можно придумать рассказ о получившемся на картинке.

Игра «Домашний планетарий»

Для игры понадобятся большие бумажные или пластмассовые стаканчики (как вариант – упаковка из-под продуктов), маленькие фонарики.

В стаканчиках (упаковке) проделывается множество дырочек в произвольном порядке. Внутрь кладутся фонарики и зажигаются. Полученную конструкцию необходимо подвесить к потолку в темном помещении (можно использовать кладовку – подспудно получится проработка страха этого помещения, ведь многие маленькие дети боятся кладовок, думая, что там живут разные чудища). Таким образом, свет будет пробиваться через дырочки и на потолке получится картина звездного неба. Можно вместе с ребенком лечь на пол, понаблюдать за «звездами», рассказывая друг другу таинственные истории о жизни и приключениях на других планетах.

Игра «Друг из подушки»

Для игры понадобятся: старая подушка, недорогая наволочка, фломастеры, ленточки или тесемки (бахрома), ненужная детская одежда небольших размеров.

Подушка перевязывается посередине веревкой или шнурком – это будет основа для туловища. Сверху закрепляются тесемки или ленточки (бахрома) – это волосы. Фломастером рисуются детали лица или вырезаются из ткани и наклеиваются. Теперь можно одеть куклу – подойдут маленькие шорты, рубашка или просто лоскутки ткани. Новый друг готов. Ребенок может придумать ему имя, историю.

Развитие воображения у дошкольниковИгру можно предварить (или, наоборот, закончить) чтением историй о Сипсике – самодельной тряпичной кукле, придуманной эстонским писателем Эно Раудом. Реальный факт из жизни: в советское время многие дети, узнав историю о Сипсике, делали себе похожую куклу и придумывали для нее истории.

Упражнение «Изменение ситуации в знакомых сказках»

«Ты иногда будешь вынимать меня из коробки. И тогда тоже будешь вспоминать, как играла со мной и как мы прокладывали путь вешним водам, и как лазили на крышу, и как путешествовали по морю в надувной лодке, и как сражались с осами. И ты вспомнишь то время, когда была еще маленькой девочкой и тебе хотелось играть в куклы...»

Э. Рауд. «Сипсик и вешние воды»

Перед тем, как рассказать знакомую сказку, с ребенком договариваются что-то в ней изменить. Вначале взрослый что-то меняет сам, что-то такое, что побудит ребенка придумывать. Например: «Давай сделаем так, что, когда Золушка убегала от принца, у нее потерялась не туфелька, а что-то другое. Что же потеряла Золушка, и как ее нашел принц?».

Путем рассуждений, проб и ошибок дети со взрослыми движутся вместе к возможным ответам, это могут быть кольцо, поясок от платья и т. д. Постепенно дети научатся сами менять ситуации в сказках.

Игра «Придумай историю от лица неодушевленного предмета»

Творческая задача – придумать историю от лица камешка, бусинки, пуговицы, стеклянного шарика, форточки, носового платка и т. д.

Игра «Сказка по-новому»

За основу берется старая сказка. Ребенку предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Как вариант – сделать так , чтобы в одной истории встретились герои из разных сказок.

Игра «Кто больше заметит небылиц»

ИСТОРИИ О СИПСИКЕ

Происхождение Сипсика. Решив подарить своей младшей сестре Ану (она же Аня) на день рождения куклу, школьник Март (он же Максим) шьет ее сам: лоскутки, вату и иголки с ниткой ему дает бабушка. Сшив туловище, голову, руки и ноги, Март соединяет их, однако результат немного огорчает его: кукла получилась совсем некрасивая, не такая, какую он мечтал сделать. В расстроенных чувствах Март говорит, что у него получилась не кукла, а «просто сипсик какой-то». «Если бы Максима спросили в тот миг, что такое «сипсик», он не смог бы ответить. Просто это слово как-то само собой подвернулось ему на язык, когда он хотел обозначить неудачную свою работу, – ведь кукла, как ему казалось, получилась совсем некрасивая».

Набор и последовательность рассказов о приключениях Сипсика и его хозяйки Ану в разных переводах и изданиях несколько отличается. Всего этих рассказов пятнадцать. И все они – яркий пример того, что могут детская фантазия и воображение.

«Ану и Март играют с Сипсиком – залезают на крышу, отправляют его на Луну, путешествуют по морю в надувной лодке, сражаются с осами – и одновременно узнают много-много всего о мире, который их окружает. Рауд ловко балансирует на грани реальности и фантазии, поэтому как-то даже не хочется называть его повесть «сказкой». Ведь в ней не происходит ничего такого, что не могло бы случиться с обычными детьми. Только им одним Сипсик кажется живым и настоящим – взрослые-то этого не замечают, для них он всего-навсего самодельная кукла. Придет время, когда и сама Ану будет с улыбкой вспоминать, как играла с некрасивым, но отчего-то очень симпатичным Сипсиком, если вдруг случайно обнаружит его среди прочих игрушек в старой коробке. Да и он, тихонько там полеживая, будет, наверное (ведь он обещал!), помнить маленькую девочку, которая так сильно его любила». (А. Копейкин.).

Материалом для игры служат рассказы, стихотворения, картинки с невероятными забавными ситуациями. Можно использовать стихотворение К. Чуковского «Путаница». Также понадобится набор фишек (можно использовать подручный материал – пуговицы, камешки, бусинки и пр.)

Прежде чем приступить к игре, необходимо выяснить, как дети понимают смысл слова «небылица». Затем зачитывается стихотворение, медленно и с выражением. Тот, кто заметит по ходу чтения небылицу, кладет перед собой фишку. В конце игры фишки подсчитываются и все небылицы объясняются.

Игра «Зашифрованное письмо»

Детям предлагается сочинить связный интересный рассказ или сказку по плану, схеме, которая может представлять собой серию картинок с неопределенными фигурами (рис. 2).

Развитие воображения у дошкольников

Рис. 2

Игра «Чего на свете не бывает»

Творческая задача – придумать и нарисовать то, чего на свете не бывает. В конце обязательно проводится обсуждение рисунка, выслушивается рассказ автора о том, что он изобразил, и совместно выясняется, действительно ли то, что нарисовано, не встречается в жизни.

Игра «Подарок»

Детям предлагается придумать, а затем изобразить с помощью жестов, мимики какой-либо предмет, существо и подарить его рядом стоящему. Следующий ребенок должен угадать, что ему подарили. Затем он делает то же самое, передавая свой «подарок» другому. Игра проводится по кругу.

Упражнение «Я хочу увидеть музыку»

Развитие воображения у дошкольниковДля развития воображения хорошо использовать игры и упражнения, которые задействуют разные органы чувств. Так, в частности, благоприятное влияние оказывает музыка.

Детям предлагается прослушать пьесу «Апрель» П.И. Чайковского из музыкального цикла «Времена года», а затем рассказать, какие образы, картины возникли во время прослушивания музыки, придумать рассказ.

Игра «Художники»

Игре предшествует подготовительный этап, на котором дети произвольно наклеивают на лист бумаги фигурку, напоминающую по форме боб или каплю. Далее предлагается нарисовать интересную картинку, включив в сюжет фигуру, и придумать историю по содержанию рисунка.

Игра «Сказка-калька»

Детям предлагается придумать историю, в которой главные герои какой-либо известной сказки попадают в совершенно другие обстоятельства – они могут быть как невероятными, фантастическими, так и близкими к жизни детей.

Игра «Новая сказка»

Творческая задача – соединить в рассказ два предложения, не связанных друг с другом по смыслу. Например, «Далеко на острове произошло извержение вулкана…», «…поэтому наша кошка осталась сегодня голодной», «По улице проехал грузовик…», «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода», «Мама купила в магазине рыбу…», «…поэтому вечером пришлось зажигать свечи» и т. д.

Игра «Рисование с секретом»

Игра проводится в паре или в группе. Для рисования понадобятся прямоугольный лист бумаги и карандаши.

Первый участник начинает рисовать, затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив какую-то часть для продолжения. Второй дополняет рисунок в соответствии с той его частью, которую он видит. Снова рисунок закрывается, оставляется только его часть. Игра проводится до тех пор, пока не будет использована вся поверхность листка.

По завершении рисунок открывается целиком. Можно придумать название тому, что получилось, историю, поинтересоваться, у кого какие возникали мысли при выполнении рисунка, кто что представлял.

Игра «Загадочные рисунки»

Картон размером 20 × 20 см складывается пополам. Затем берется шерстяная или полушерстяная нитка длиной около 30 см. Ее конец на 8–10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона.

Следует поводить ниткой внутри картона, а затем вынуть ее и раскрыть картон: получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают. Чрезвычайно полезно давать название полученному изображению.

Развитие воображения у дошкольниковЭто сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной деятельностью будет способствовать не только развитию воображения, но и интеллектуальному развитию детей.

Игра «Пиктография»

Из картона делается экран 25 × 25 см. На картон наклеивается бархатная бумага или однотонная фланель. Готовим набор шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. Нитки крепятся к бумаге или фланели легким движением указательного пальца. Из ниток можно готовить интересные сюжеты.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль