Программа снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в ДОУ

282

В настоящее время многие психологи (И.В. Дубровина, A.M. Прихожан и др.) указывают на тенденцию возрастания числа тревожности у детей старшего дошкольного возраста. В результате у дошкольников растёт уровень беспокойства, повышается неуверенность и провоцируется появление эмоциональной неустойчивости. Это свидетельствует о необходимости разработки и применения коррекционных средств, а также средств профилактики, которые помогут избежать формирования отрицательных черт характера. Также подобные меры препятствуют развитию психосоматических заболеваний и учебных неврозов (Г.А. Арина, Т.А. Артемова, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, А.В. Ковалева и др.), снижению самооценки (Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова, Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова и др.), возникновению трудностей в обучении.

У тревожности детей старшего дошкольного возраста существует два основных типа:

1) ситуативная; данный тип тревожности является порождением какой-либо конкретной ситуации, способной объективно вызывать беспокойство. Подобное состояние способен испытывать практически любой человек, ожидая возможных неприятностей и каких-либо жизненных осложнений. Это ощущение является вполне нормальным. Более того, оно играет и положительную роль, так как выступает в роли некоторого мобилизирующего механизма. Данный механизм позволяет человеку подойти к решению проблем с полной серьёзностью и ответственностью. Отклонением от нормы зачастую считают снижение данного типа тревожности, так как это свидетельствует о том, что перед серьезными обстоятельствами человек склонен к демонстрации безалаберности и безответственности, что указывает на инфантильность и нетвердость жизненной позиции;

2) личностная; этот тип тревожности означает постоянную склонность к различным ощущениям тревоги в разнообразных жизненных ситуациях, даже в тех, которые к этому и не располагают. Дошкольник, который подвержен такому типу тревоги,  вынужденно находится в подавленном настроении, он насторожен и испытывает трудности при установлении контактов с остальным миром, поскольку он воспринимает его как враждебный.


Одной из опасностей данного типа тревожности является закрепление её в процессе формирования характера. В результате этого фактора у дошкольника может образоваться заниженная самооценка и негативной восприятия окружающей реальности.


Тревожность является одним из свойств личности, поэтому во многом может обуславливать поведение субъекта. Для каждого человека характерен свой оптимальный уровень тревожности. Находясь на этом уровне, тревожность считается полезной, поскольку она обеспечивает безопасность человека.

Уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста показывает их внутреннее отношение к определенному типу ситуаций, также он способен проинформировать о характере взаимоотношений со сверстниками в детском саду, взрослыми в семье.

Тревожность принято считать повышенной, когда этот уровень превосходит оптимальный. Такой фактор говорит о возможной недостаточной эмоциональной приспособленности дошкольника к различным социальным ситуациям.

При наличии тревожности у детей старшего дошкольного возраста есть риск формирования установочного отношения к себе как к слабому и неумелому. Данное обстоятельство провоцирует на неуверенность в себе, что впоследствии становится одной из причин заниженной самооценки.

Воспитанники с задержкой психического развития (далее – ЗПР) подвержены тревожности больше, нежели их сверстники с нормальным развитием. ЗПР включает несоответствие психического развития ребенка в отношении его реального возраста.

Данный дефект является побочным эффектом от слабовыраженного повреждения головного мозга. Из-за данных повреждений познавательная сфера детей с ЗПР в ДОУ сохранна в большей степени чем его эмоционально-волевая сфера. Именно незрелостью второй сферы объясняется подверженность такого дошкольника тревожности и другим страхам.

Как правило, воспитанники с такими особенностями более ранимы, а также весьма чувствительны к возможной обиде. Они чрезвычайно остро реагируют на отношение к ним окружающих, сконцентрированы на негативных, а не позитивных событиях. В результате такое восприятие ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта. Этот опыт начинает постоянно увеличиваться, в результате чего образуется  «замкнутый психологический круг» (А.М. Прихожан). 

Из-за того, что у таких дошкольников плохо складываются отношения как со взрослыми, так и со сверстниками, у дошкольника образуется беспрерывное переживание психологических микротравм. Данное переживание заставляет дошкольника испытывать состояние аффективной напряженности и создаёт беспокойство реактивного характера. Такой дошкольник чувствует собственную незащищенность, он не находит опоры в близком окружении и, как следствие, страдает от беспомощности.

Личностные особенности проявления тревожности у детей с ЗПР в ДОУ

  • психологические:
    • озабоченность, беспокойство;
    • раздражительность;
    • неуверенность в собственных силах;
    • низкая самооценка;
  • физиологические:
    • мускульное напряжение;
    • плохой сон, аппетит;
  • поведенческие:
    • коммуникативные трудности в общении;
    • невозможность сконцентрироваться;
    • проявление различных негативных страхов;
    • эмоциональные вспышки.

Проблема тревожности у детей старшего дошкольного возраста и дошкольников с ЗПР в частности недостаточно разработана в отечественной психологии, однако она становится острее с каждым годом. Чтобы решить данный вопрос, в МБДОУ детский сад комбинированного вида № 7 «Рябинка» с 2013 г. реализовывается «Программа психологической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием метода игротерапии».

В соответствии с выявленными в результате диагностического обследования особенностями проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста и дошкольников с ЗПР можно выделить несколько первостепенных задач. Одной из самых важных является формирование умения преодолевать опасность. Также дошкольнику следует научиться мобилизовать собственную волю и проявлять необходимую активность. В задачи также входит стимулирование собственных возможностей для преодоления стрессовых ситуаций, умение преодолевать негативные переживания и снимать страхи, умение повышать уверенность в себе и своих силах, повышать самооценку; развивать умение активного слушания, в которое входит умение задавать вопросы и выражать свое мнение. Не менее важными задачами являются привитие навыков сотрудничества и навыков взаимодействия, а также снятия эмоционального и мышечного напряжения. Помимо снятия напряжения необходимо направить работу и на снижение скованности, боязливости; а также на уменьшение суетливости, нервозности движений.

Объем программы: 10 коррекционно-развивающих занятий.

Работа по программе строится в три этапа (таблица).

Содержание этапов работы по программе работы с детьми с ЗПР в ДОУ

Цель Содержание работы Форма работы
Подготовительно-ознакомительный этап
Выявление уровня и особенностей проявления тревожности у дошкольников с ЗПР Диагностическое исследование всех участников воспитательно-образовательного процесса Опросник, проективный тест
Формирование группы для работы по программе, создание условий для коррекционно-развивающей работы Анализ результатов диагностического исследования всех участников воспитательно-образовательного процесса
Знакомство родителей и педагогов с понятием «тревожность», способами ее преодоления, содержанием психокоррекционной программы 1. Мини-лекции:
• «Что такое тревожность»;
• «Как помочь тревожному ребенку»;
2. Игры:
• «Приветствие»;
• «Мои ощущения»;
• «Оцените партнера, какой он?»
Семинар-практикум для родителей дошкольников с ЗПР и педагогов
Основной этап
• Развитие навыков взаимодействия друг с другом;
• стимулирование собственных возможностей для преодоления стрессовых ситуаций;
• развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение;
• формирование умения преодолевать барьер в общении
• Упражнение «Давай поздороваемся»;
• игры:
— «Мост дружбы»;
— «Звериные чувства»;
— «Пчелки»;
• упражнения:
— «Волшебные очки»;
— «Танец пяти движений»;
• игра на расслабление «Танцующие руки»
Групповое занятие 1
• Расширение эмоционального опыта дошкольников;
• формирование умений преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность;
• снижение скованности, боязливости
• Игры:
— «Воздушный шарик»;
— «Гусеница»;
• игровая ситуация «Пещера для знакомства»;
• упражнение «Паровозик»;
• игры:
— «Дракончик»;
— «Фотография»;
— «Необычная радуга» (на расслабление)
Групповое занятие 2
• Устранение внутреннего конфликта;
• расширение эмоционального опыта;
• снятие эмоционального и мышечного напряжения;
• уменьшение суетливости, нервозности
• Игры:
— «Воздушный шарик»;
— «Корабль и ветер»;
• игровая ситуация «Пещера для знакомства»;
• упражнения:
— «Танец с рисованием»;
— «Насос и надувная кукла» (в парах);
— «Бездомный заяц»;
— «Водопад»
Групповое занятие 3
• Расширение эмоционального опыта;
• формирование умения преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность;
• снижение скованности, боязливости
• Игры:
— «Драка»;
— «Подарок под елкой»;
— в переодевание;
— «Старшая обезьяна»;
• Упражнение «Танцы противоположности»;
• игры:
— «Птенцы»;
— «Комплимент»
Групповое занятие 4
• Стимулирование собственных возможностей для преодоления стрессовых ситуаций;
• развитие умения сотрудничать;
• развитие самооценки
• Упражнение «Приветствие» (в парах);
• игра «Дудочка»;
• игровая ситуация «Фотоальбом»;
• игра «Выключенный звук»;
• упражнение «Рисунок в парах по очереди»;
• «Упражнение на доверие»;
• игра «Зайки и слоники»
Групповое занятие 5
• Развитие навыков взаимодействия;
• стимулирование собственных возможностей для преодоления стрессовых ситуаций;
• развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение;
• формирование умения преодолевать барьер в общении
• Упражнение на расслабление мышц;
• игры:
— «Спрятанные проблемы»;
— «Вылеплялки»;
— «Смена ритмов»;
• игровая ситуация «Ладонь в ладонь»;
• игра «Сиамские близнецы»;
• кинезотерапия «В гостях у морского царя»
Групповое занятие 6
• Развитие навыков взаимодействия;
• стимулирование собственных возможностей для преодоления стрессовых ситуаций;
• развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение;
• формирование умения преодолевать барьер в общении
• Игры:
— «Сосулька»;
— «Попробуем еще раз»;
— «Звериные чувства»;
— «Бесилки»;
• упражнения:
— «Мост дружбы»;
— «Танец пяти движений»;
• игра «Танцующие руки» (на расслабление)
Групповое занятие 7
• Расширение эмоционального опыта;
• формирование умений преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность;
• снижение скованности, боязливости
• Игры:
— «Шалтай-Болтай»;
— «Гусеница»;
• упражнения:
— «Рисование вдвоем»;
— «Пчелки»;
• игры:
— «Дракончик»;
— «Фотография»;
• упражнения из комплекса «Музыка – язык чувств»
Групповое занятие 8
• Стимулирование собственных возможностей для преодоления стрессовых ситуаций;
• развитие умения сотрудничать; 
• развитие самооценки; 
• развитие умения расслабиться
• Игра «Винт» (на релаксацию и дыхание);
• игровая ситуация «Волшебный стул»;
• упражнения:
— «Зеркало»; 
— «Скала»; 
• игра «Путаница»; 
• упражнение «Совместный рисунок»; 
• игра «Слепой танец» (на расслабление)
Групповое занятие 9
• Устранение внутреннего конфликта;
• расширение эмоционального опыта;
• снятие эмоционального и мышечного напряжения;
• уменьшение суетливости, нервозности;
• развитие навыков взаимодействия
• Игры:
— «Насос и мяч» (на релаксацию и дыхание);
— «Принц на цыпочках»;
— «Дудочка»;
— «Имя»;
• упражнения:
— «Имя»;
— «Добрые волшебники»;
— «Чаша доброты»
Групповое занятие 10
Закрепляющий этап
• Формирование доверительных, доброжелательных отношений между родителями, педагогами и воспитанниками;
• создание спокойной, доверительной атмосферы в группе
• Обсуждение рассказа-размышления «Соломинка» (В.В. Ткачева);
• игра «Щепки на реке»;
• подведение итогов (обсуждение эффективности проделанной психокоррекционной работы)
Семинар-практикум для участников воспитательно-образовательного процесса: дошкольников с ЗПР, их родителей, педагогов

Группа для работы по программе снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста формируется по результатам предварительного диагностического обследования, направленного на выявление уровня и особенностей проявления тревожности. Используются следующие диагностические методики:

  1. для педагогов – опросник Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко для выявления тревожного ребенка1;
  2. для родителей – тест-опросник «Оценка уровня тревожности и предрасположенности к неврозу родителей ребенка» (А.И. Захаров);
  3. для воспитанников ДОУ – проективный тест «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Периодичность проведения занятий: 1 раз в неделю.

Приведем примеры игр и упражнений, использованных в программе (приложение).

Приложение

Дидактико-методическое обеспечение психокоррекционной программы для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в ДОУ

Для удобства игровые приемы, упражнения разделены на два блока:

  1. для родителей и педагогов;
  2. для дошкольников.

1. Упражнение «Мои ощущения»

Инструкция педагога-психолога: (Воспитанники и родители стоят по кругу.) Возьмите за руки своих соседей... Закройте глаза... Сосредоточьтесь только на своих ощущениях... Постарайтесь передать с помощью ваших рук (телесного контакта) свое тепло и поддержку соседу, находящемуся от вас справа (слева). Одновременно постарайтесь ощутить то, что вам передает сосед слева (справа).

Примечание. После проведения педагог-психолог просит рассказать о своих ощущениях и оценить их. В процессе семинара-практикума важно предлагать каждому из участников свободно высказываться по поводу своих ощущений, таким образом родители и педагоги учатся «вслушиваться» в свои чувства и «освобождать» их от различных механизмов психологической самозащиты.

2. «Щепки на реке»

Инструкция. Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. Один из желающих («щепка») должен «проплыть» по реке. Он сам решает, как будет двигаться – быстро или медленно.

Задача участников («берегов») – помочь движению «щепки» (например, ласковыми прикосновениями). «Щепка» может плыть прямо, крутиться, останавливаться и поворачивать назад. Проплыв весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая «щепка» начинает свой путь.

Проводится как с открытыми, так и с закрытыми глазами (по желанию участников). По завершении проходит обсуждение, в ходе которого участникам предлагается поделиться своими ощущениями, возникшими во время «плавания», описать, что они чувствовали, когда к ним прикасались, что помогало им обрести спокойствие во время выполнения задания.

Игры и упражнения для детей с ЗПР в ДОУ

1. «Драка»

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

Инструкция педагога-психолога: Представьте, что вы с другом крепко поссорились. И вот между вами готова начаться драка. Сделайте глубокий вдох, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавив пальцы в ладони. А теперь задумайтесь: может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!

2. «Корабль и ветер»

Цель: настроить уставших дошкольников на рабочий лад.

Инструкция педагога-психолога: Давайте представим, что мы плывем на паруснике, но вдруг он остановился. Чтобы помочь ему, давайте пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… а теперь шумно выдохните через рот. Пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!

Примечание. Упражнение  нужно повторить трижды.

3. Игровая ситуация «Пещера для знакомства»

Материал: покрывала или простыни (подбирать реквизит нужно так, чтобы его было в два раза меньше, чем воспитанников).

Инструкция. Воспитанников должно быть четное количество. При нечетном количестве к игровой ситуации следует присоединиться педагогу-психологу.

Покрывала раскладываются на полу на некотором расстоянии друг от друга – это пещеры. Под звуки музыки воспитанники свободно ходят по комнате. Как только музыка смолкает, нужно спрятаться под одеяло, причем в одной «пещере» может быть не более двух человек. Устанавливать время и торопить нельзя. Если они сами начинают суетиться, необходимо им объяснить, что спешить не надо.

Под покрывалом за время короткой беседы воспитанники должны познакомиться. Затем снова звучит музыка, и они выходят из пещер. Всё повторяется.

Примечание. Два раза с одним и тем же воспитанником в пещеру забираться нельзя. Продолжать занятие следует до тех пор, пока все воспитанники не перезнакомятся.

4. Игровая ситуация «Фотоальбом» для детей с ЗПР в ДОУ

Материалы: ножницы, клей, фломастеры, бумага, скотч.

Инструкция. До начала необходимо попросить родителей, чтобы они принесли семейные фотографии, на которых достаточно четко были бы изображены близкие родственники и по возможности жизненные ситуации, отражающие различные стороны жизни дошкольника.

Фотографии раскладывают на полу, чтобы все они были видны. Затем участнику задаются вопросы, касающиеся изображенных на фотографиях людей, выявляются фотографии, которые ему не нравятся. Дошкольника расспрашивают, что именно на них не нравится, и предлагается поправить их так, чтобы ему понравилось, – разрисовать, вырезать тех людей, которые ему не нравятся, приклеить тех, которые нравятся, и т. д. Если дошкольник не обладает достаточными техническими навыками, педагог-психолог может помочь ему в изменении фотографий. Измененные фотографии складывают в отдельный фотоальбом.

Примечание. Эта техника позволяет не травмирующим образом выяснить чувства по отношению к определенным событиям и значимым лицам, а также помогает выразить свои чувства. Проводить можно несколько раз в течение всего процесса коррекции для отслеживания изменений в отношении воспитанника к близким. Измененные фотографии служат информационным материалом. С разрешения дошкольника фотоальбом показывается родителям.

5. Игровая ситуация «Спрятанные проблемы» для детей с ЗПР в ДОУ

Материалы: пустая емкость с крышкой (ящичек, коробка, баночка), фломастеры, бумага.

Инструкция. В крышке емкости проделывается отверстие, чтобы туда можно было просунуть небольшой лист бумаги. Участнику предлагается нарисовать, что (или кто) его тревожит (пугает), рассказать об этом, а потом бросить рисунок в «почтовый ящик», т. е. спрятать проблему.

В случае, если у дошкольника недостаточно развиты необходимые для упражнения изобразительные навыки или он по каким-либо причинам отказывается рисовать, можно предложить ему попробовать рассказать о своей проблеме, затем дунуть на чистый листочек (таким образом как бы «вложить» в него проблему) и «спрятать» ее в «почтовом ящике».

После занятия необходимо обязательно спросить участника, что он хочет сделать с содержимым ящика. Если тот затрудняется с ответом, тогда можно предложить ему несколько вариантов: выбросить, порвать, смять, сжечь.

Примечание. Большинство детей старшего дошкольного возраста с проявлениями тревожности склонны держать в себе свои переживания. Эта техника позволит им проявить свои чувства, снизить уровень тревожности.

6. «Вылеплялки»

Инструкция. Мероприятие проводится перед большим зеркалом, установленным на подставке или прикрепленным к стене.

Часть I. Участнику предлагается изобразить, какое у него бывает лицо, когда он сердится, боится, радуется. Если он затрудняется это сделать, тогда педагог-психолог показывает образец, который участник должен попробовать скопировать. После закрепления за каждой мимической маской названия чувства можно переходить ко второй части.

Часть II. Дошкольник садится перед зеркалом, педагог-психолог руками «лепит» на его лице мимическую маску. Задача участника – угадать, какое чувство изображает педагог-психолог на его лице. Затем можно поменяться ролями.

В конце необходимо обязательно дать установку: «Когда тебе плохо, ты можешь сам руками растянуть улыбку и посмотреть на себя в зеркало. Тогда настроение обязательно улучшится».

Примечание. В процессе дошкольник учится распознавать чувства других по их мимике и также передавать свои чувства.

7. Кинезотерапия «В гостях у морского царя»

Цели: коррекция психоэмоционального состояния детей с ЗПР в ДОУ, снятие мышечных зажимов, эмоционального напряжения, создание радостного настроения средствами свободного движения и воображения.

Оборудование: коврики. Необходимо музыкальное сопровождение, соответствующее теме.

Инструкция. Педагог-психолог выясняет у воспитанников, что они знают о подводном мире, какие движения характерны для морских обитателей, сравнивает эти движения с движениями существ, живущих на суше. Далее участникампредлагается изобразить движения какого-либо морского обитателя, обсудить недостатки и достоинства изображенного. Затем под разную музыку воспитанники изображают обитателей моря.

8. Упражнение «Рисунок в парах по очереди»

Цели: формирование у детей с ЗПР в ДОУ умений преодолевать барьеры в общении, взаимодействовать с партнером, формирование чувства востребованности, развитие творческих способностей.

Материалы: листы бумаги А4, краски, карандаши.

Инструкция. Педагог-психолог уточняет представления воспитанников о партнерстве, взаимовыручке, востребованности. Просит привести конкретные примеры. После этого предлагает двум воспитанникам на одном листе по очереди что-нибудь нарисовать. При этом 2 минуты отводится на то, чтобы дошкольники договорились, что будут рисовать. Затем через каждые две минуты (по сигналу педагога-психолога) они передают лист друг другу (всего 8 раз). После выполнения задания рисунок надо раскрасить (5 мин). По завершении каждая пара рассказывает о своем рисунке и отвечает на вопрос «Трудно ли было выполнять задание?».

9. Упражнение «Танцы противоположности»

Инструкция. Под ритмичную музыку пары изображают танец, но один участник танцует, весело подпрыгивая, другой – грустно вальсируя. Через 1–2 мин они меняются.

10. «Упражнение на доверие» для детей с ЗПР в ДОУ

Инструкция. Участники делятся на пары. Один участник играет роль компаса, другой – туриста. Турист встает за спину компаса, кладет ему руки на плечи и закрывает глаза. Компас должен очень аккуратно провести туриста мимо других участников и препятствий. По достижении цели партнеры меняются ролями.

11. Упражнение «Ладонь в ладонь»

Инструкция. Пары, прижав ладони, друг к другу, двигаются по комнате, в которой установлены различные препятствия. Основная цель – преодолеть препятствия, не разъединяя ладоней.

12. Игра «Птенцы» для детей с ЗПР в ДОУ

Инструкция. Занятие проводится в круге. Из участников выбираются «птица-мама» и «птица-папа», они выходят из комнаты. Затем выбираются пять птенцов. В ожидании родителей птенцы опускают голову на руки. Услышав, что родители пришли в комнату, один из птенцов, не поднимая головы, начинает пищать. Задача родителей – определить, кто это? Занятие продолжается до тех пор, пока не опознаны все птенцы. При повторе роли птенцов можно заменить на роли котят, щенят и т. д.

13. Упражнение «Танец пяти движений»

Инструкция. Участникам предлагается последовательно изобразить:
течение воды (плавные, мягкие движения);переход через чащу (резкие, сильные, четкие движения);сломанную куклу (потряхивающие, незаконченные движения);полет бабочек (изящные, нежные движения);покой (стояние без движения, слушание своего тела).
На каждый образ отводится 1 мин.

14. Игра «Дракончик» для детей с ЗПР в ДОУ

Инструкция. Воспитанники стоят друг за другом, крепко держась за талию впереди стоящего. Первый участник – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Основная задача – изловить хвост дракона. Если дракон не поймает свой хвост за определенное время, «голову» заменяет другой участник.

15. «Комплимент»

Цель: помочь воспитаннику увидеть со стороны свои положительные особенности, почувствовать, что его принимают партнеры.

Инструкция. Сидя на полу, участники образуют круг. Задача игроков – сказать соседу справа (или слева) фразу, которая начинается словами «Мне нравится в тебе…».

16. Игра «Чаша доброты» для детей с ЗПР в ДОУ

Инструкция педагога-психолога: Сядьте поудобнее, закройте глаза... Представьте, что перед вами на столе любимая чашка… Мысленно наполните ее до краев своей добротой… А теперь представьте, что рядом стоит чужая чашка, но пока пустая... Отлейте доброты в эту чашку из своей... Не жалейте! О, ваша чашка опустела! Добавьте вновь доброты... Все дело в том, что, будучи добрым человеком, вы можете делиться этим качеством, и ваша чашка всегда будет полной. А теперь откройте глаза и спокойно, уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»

17. Упражнение «Танец с рисованием» для детей с ЗПР в ДОУ

Инструкция. Участники встают в круг. Перед каждым – чистый лист бумаги и фломастер. Под музыку участники начинают двигаться. Как только она смолкает, каждый участник начинает рисовать на том листе, рядом с которым он остановился. Затем снова звучит музыка, и движение возобновляется. На одном листе одновременно может рисовать только один дошкольник. Когда все вернутся на свои места, упражнение заканчивается.

18.  «Танцующие руки»

Цель: дать детям с ЗПР в ДОУ возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

Материалы: оберточная бумага (или старые обои), мелки разных цветов, проводится под музыку.

Инструкция педагога-психолога: Разложите бумагу (обои) на полу. Возьмите по два мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки от кисти до локтя находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у участников был простор для рисования.) Закройте глаза и, когда начнется музыка, обеими руками рисуйте на бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы сможете посмотреть, что получилось… (2–3 мин)


1См.: Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М., 2000.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль