Формирование коммуникативной компетентности педагога: понятие и структура

18

Понятие коммуникативной компетентности педагога

На сегодняшний день система образования постоянно меняется в связи с изменениями в модели культурно-исторического развития. Впрочем, вне зависимости от изменений внедряемые реформы все равно упираются в конкретного исполнителя – педагога образовательной организации. В процессе осуществления различных реформ на практике именно он является базовой фигурой. А для эффективного внедрения новшеств и решения задач, которые ставятся перед педагогом, ему нужно обладать должным уровнем профессиональной компетентности.

В числе ключевых компетентностей можно выделить коммуникативную компетентность педагога, часто определяемую как базовую. Многие исследователи полагают, что это «сердцевина профессионализма педагога», поскольку общение с воспитанниками и есть суть педагогической деятельности. Также важно понимать, что осуществление личностно-ориентированных образовательных технологий на современном этапе никак невозможно, если учитель не обладает коммуникативной компетентностью на должном уровне, не готов к гибким изменениям в ходе воспитания и обучения, а также не способен грамотно применять коммуникативные технологии и т.д.

Можно предложить следующую классификацию коммуникативной компетентности:

  1. по широте (общая и профессиональная);
  2. по качеству (творческая и репродуктивная, первичная и вторичная);
  3. по специфике (компетентность слушателя и компетентность оратора).

То, насколько благоприятным будет морально-психологический климат, будет ли демократичным общение, и насколько эффективными будут результаты контактов, напрямую зависит от коммуникативной компетентности педагога. Это одна из главных составляющих профессионального уровня, которая напрямую влияет на персональный успех, конкурентоспособность и личную удовлетворенность, а также на качество образовательного процесса.

Типология профессиональных позиций учителей (по М. Талену) в разрезе коммуникативной компетентности педагога

Модель 1. «Сократ». Учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно провоцирующий их на занятиях.

Модель 2. «Руководитель групповой дискуссии». Достижение согласия и установление сотрудничества между воспитанниками считается главным принципом данной модели и учебно-воспитательного процесса в целом. Учителю здесь отводится роль посредника, которому поиск демократического согласия более важен, нежели результат дискуссии.

Модель 3. «Мастер». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

Модель 4. «Генерал». Главный принцип данной модели коммуникативной компетентности педагога – избегать всякой двусмысленности, быть подчеркнуто требовательным, жестко добиваться послушания.

Модель 5. «Менеджер». Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

Модель 6. «Тренер». Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное – конечный результат, блестящий успех, победа.

Модель 7. «Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан.

Вот еще некоторые принципы коммуникативной компетентности педагога:

  1. если самому себе она не до конца понятна или непонятна вообще.
  2. В случае наличия семантических и личностных барьеров зачастую возникает неточное понимание сообщений.
  3. Важно избегать двусмысленных, расплывчатых выражений без необходимости.
  4. Контролировать исключительно свою речь и ее содержание недостаточно, важно контролировать так называемое внешнее «сопровождение» – мимику, жесты, интонацию, позы.
  5. Важно понимать, что личная точка зрения не всегда оказывается правильной. Это важный принцип коммуникативной компетентности педагога, который зачастую предостерегает от серьезных ошибок.
  6. Любое сообщение становится более эффективным, если оно используется своевременно и в нужной ситуации.
  7. Важно время от времени пересматривать свою точку зрения, если вскрываются новые обстоятельства.
  8. Нельзя недооценивать взаимопонимание, как фактор коммуникативного процесса.

Структура коммуникативной компетентности педагога

Многие исследователи включают в структуру коммуникативной компетенции достаточно разноплановые элементы. Вместе с тем среди этого многообразия четко выделяются следующие компоненты: коммуникативные знания, коммуникативные умения и коммуникативные способности.

Коммуникативные знания: понимание того, что такое общение, коммуникативных методов и приемов, методов, эффективных в отношении разных людей и разных ситуаций, степени развития собственных коммуникативных умений и методов.

Коммуникативные умения:

  1. речевые умения: умение поддерживать обратную связь, преодолевать коммуникативные барьеры;
  2. интерактивные умения: умение строить общение на демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, навык самоконтроля и саморегуляции;
  3. социально-перцептивные умения: умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, составлять адекватный образ другого как личности, умение производить благоприятное впечатление.

Коммуникативные способности: умение давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации,  программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации, осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Более подробная компонентная структура коммуникативной компетентности педагога представлена И.А. Зимней. Она включает:

  • мотивационный аспект (готовность к проявлению компетентности);
  • когнитивный аспект (владение знанием содержания компетентности);
  • поведенческий аспект (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях);
  • ценностно-смысловой (отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения);
  • эмоционально-волевой аспект (эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности).

На основе изложенного можно сделать вывод, что необходимость формирования коммуникативной компетентности педагога целесообразна, если он свободно владеет речью, самостоятельно выбирает стиль общения и деятельности, в своей работе активно пользуется гуманитарно-педагогическими знаниями, которые отвечают требованиям ФГОС ДО.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль