Проблемы нейропсихологического развития детей и борьба с ними

176

Нейропсихологическое сопровождение развития детей в последнее время, к сожалению, все чаще становится необходимостью. Из огромного количества имеющихся сегодня развивающих программ, далеко не все имеют под собой грамотную теоретическую основу. Так, за словами «опережающее обучение» стоит раннее обучение (начиная с 4–5 лет) чтению и счету, а иногда и письму. Родители, из самых лучших побуждений отдающие своих детей в «развивающие» клубы, даже не подозревают о том, что некоторые занятия могут не только оказаться бесполезными, но и затормозить развитие малышей из-за чрезмерной нагрузки на незрелые структуры их мозга, вследствие чего умения, которые вырабатываются у ребенка в каждом определенном возрасте, уходят в «спящий режим». Позднее результаты таких «перекосов» оборачиваются школьными трудностями.

В настоящее время отмечается быстрый рост числа детей с отклонениями в психическом развитии, ввиду чего нейропсихологическое сопровождение развития детей приобретает все большую актуальность. Негативная тенденция наблюдается во всем образовательном пространстве: яслях, детском саду, школе. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижних нормативных границ. Между тем, проблемы их обучаемости, вызванные проблемами нейропсихологического развития детей подчас практически неразрешимы. Специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы, позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит ребенка непосредственно по типу «симптом – мишень», не всегда дают нужный результат как в ходе обучения, так и в процессе направленной коррекции.

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Десинхроноз (от лат. de- – приставка, означающая удаление, и греч. synchronos – одновременный) – изменение различных физиологических и психических функций организма в результате нарушения суточных ритмов его функциональных систем.

Проблемы нейропсихологического развития детей оказывают серьезнейшее влияние на дальнейшую жизнь. Кроме того, в последние десятилетия психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание в детской популяции целого ряда патофеноменов: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем; снижение иммунитета и десинхроноз различных систем организма (почек, поджелудочной железы, желчевыводящих систем, ритмики мозга и проч.). Проблемы нейропсихологического развития детей приводят к участившимся случаям проявления агрессивности, росту числа случаев токсикомании и иных форм делинквентного поведения, при резко снижающемся возрастном пороге. Масса детей демонстрирует задержку и искажение психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфию и прочие отклонения; различные психопатологические феномены (повышенную возбудимость / истощаемость, склонность к неврозо- и психопатоподобным явлениям); соматическую и психосоматическую уязвимость. В совокупности все эти проблемы нейропсихологического развития детей приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности детей к обучению и адекватной адаптации к социуму.

С точки зрения нейропсихологического подхода это во многом связано с высокочастотной актуализацией в современной детской популяции так называемого дисгенетического синдрома: внутриутробной и (или) возникшей в младенчестве дисфункции, органической или функциональной, наиболее рано созревающих подкорковых структур мозга, в первую очередь стволовых, ростральной частью которых является гипоталамодиэнцефальная область.

Его негативные последствия для онтогенеза в целом нейропсихологически заключаются в нарушении и (или) искажении становления подкорково-коркового и межполушарного взаимодействия, функциональной специализации правого и левого полушарий мозга. На психическом уровне это приводит к дизонтогенезу речевой деятельности, синдрому гиперактивности и дефицита внимания на фоне повышенной эпиготовности, несформированности произвольной саморегуляции, а в целом – кучебной и социальной неуспешности. Нейропсихологическое сопровождение развития детей с подобными проблемами, является необходимостью.

Принципы нейропсихологии

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Нейропсихология – область психологии, изучающая структурно-функциональное строение высших психических функций, т. е. мозговые основы организации психических процессов.

Создателями нейропсихологии являются Л.С. Выготский (1896–1934) и А.Р. Лурия (1902–1977). Лурия развивал и воплощал идеи Выготского после его смерти.

Нейропсихология в целом и нейропсихологическое сопровождение развития детей в частности подразумевают действие трех принципов: социального генеза высших психических функций (далее – ВПФ); их системного строения; динамической организации и локализации.

1. Принцип социального генеза ВПФ, или принцип интериоризации ВПФ, заключается в том, что любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и, собственно, думать, не мешая окружающим. Термин впервые введен Л.С. Выготским, по мнению котороговсякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность и лишь затем в результате интериоризации становится компонентом психики человека.

2. Принцип системного строения ВПФ, признаваемый всеми психологами, но разработанный именно в нейропсихологии, заключается в том, что каждая специфическая функция никогда не бывает связана с деятельностью какого-то одного центра, она всегда представляет собой продукт интегральной деятельности строго дифференцированных, иерархически связанных между собой центров. Из принципа системности Л.С. Выготский делает важный для диагностики вывод: в случае нарушения ВПФ у взрослых или отставания развития у детей в наблюдаемом симптомокомплексе необходимо различать как первично пострадавшее звено, так и вторичные системные следствия первичного дефекта, а также компенсаторные перестройки.

Приведем пример, используя современную нейропсихологическую терминологию, разработанную А.Р. Лурия. При первичном недоразвитии функций программирования и контроля оказываются несовершенными ориентировка в задании, планирование действия, переключение от одного действия к другому, самоконтроль. Все это – проявление первичного дефекта. Кроме того, вторично страдают все гностические и мнестические процессы, требующие сосредоточения внимания, проверки и пересмотра перцептивных гипотез, активности заучивания и т. п. Все это отчетливо проявляется как в повседневной жизни ребенка, так и в пробах на произвольное запоминание или опознание сложных зрительных стимулов.

3. Принцип динамической организации и локализации ВПФ предполагает определенную изменчивость структуры функции во времени. В ходе выполнения действия его функциональный состав меняется. Одно и то же действие может быть выполнено с помощью различных механизмов.

Так, функциональный состав действия может меняться:

  • от автоматизированности к произвольности (например, подняться по лестнице – более автоматизированное действие, а залезть на горку детского игрового комплекса по разноуровневым подножкам – более произвольное);
  • от сформированности данной функции к ее становлению в онтогенезе. Нарушение нижестоящего звена влечет за собой нарушение вышестоящих звеньев;
  • в результате выбранной индивидуальной стратегии интеллектуального действия (глобальное чтение – полностью словами – правое полушарие / аналитическое чтение – звуко-буквенный анализ – левое полушарие).

В своем последнем докладе Л.С. Выготский подробно раскрыл принцип динамической (хроногенной) организации и локализации функций. По его мнению, следствием динамической организации функций является то, что одно и то же по топике (локализации и распространенности патологического очага/очагов) поражение мозга у взрослых и детей имеет разные последствия. У взрослых больше страдают подчиненные, нижележащие операции, дефект компенсируется сверху. Проблемы нейропсихологического развития детей сильнее проявляют себя в вышележащих, надстраиваемых звеньях, развитие которых требует участия пострадавшего звена.

Три функциональных блока мозга

В мозговой организации психических процессов А.Р. Лурия выделяет три структурно-функциональных блока, т. е. мозговую структуру и соответствующую ей функцию. Его теория трех функциональных блоков мозга является не просто выдающимся теоретическим открытием, это краеугольный камень нейропсихологии, на которой основывается и нейропсихологическое сопровождение развития детей. Значение этой теории заключается в том, что она постулирует иерархический принцип мозговой организации психической деятельности человека. Любая психическая функция, психическая деятельность и поведение в целом должны рассматриваться как вертикально организованная система, состоящая из трех основных взаимосвязанных и взаимодействующих функциональных блоков мозга (далее – ФБМ), каждый из которых обладает собственной организацией и своим тезаурусом факторов.

Первый ФБМ – энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга (рис. 1). Формируется внутриутробно и созревает в возрасте 2–3 лет. Его структуры находятся в стволовых и подкорковых образованиях, которые одновременно тонизируют кору и испытывают ее регулирующее влияние. Главным мозговым образованием, обеспечивающим тонус, является ретикулярная (сетевидная) формация, открытая Х. Мэгоуном и Дж. Моруцци. Восходящие и нисходящие волокна ретикулярной формации представляют собой саморегулируемое образование мозга.

Проблемы нейропсихологического развития детей и борьба с ними

Рис. 1

Это уровень непроизвольной саморегуляции, включающий наиболее жесткие, генетически заложенные, архаичные (инстинктивные) формы психической актуализации; опосредуемый витальными, безусловными, филогенетически обусловленными потребностями и базальными аффектами человека, его гомеостатическим и энергетическим потенциалом. Метафорический девиз этого уровня: «Я хочу».

Нейропсихологическое сопровождение развития детей необходимо при незрелости структур первого блока. Это может привести к колебаниям в работоспособности, а также к быстрой утомляемости ребенка, особенно во время познавательной деятельности. При нарушении развития стволовых структур мозга часто пропускается или искажается стадия ползания (боком, сидя, назад), что может сказаться на дальнейшем ходе развития, поэтому нейропсихологическое сопровождение развития детей с подобными отклонениями имеет крайне важное значение.

Подобные проблемы нейропсихологического развития детей также могут повлечь за собой возникновение соматических заболеваний, таких как псориаз, бронхиальная астма, эндокринные нарушения, энурез и др.

Второй ФБМ – блок приема от органов чувств, переработки и хранения экстероцептивной (т. е. исходящей из внешней среды) информации. Он расположен в задних отделах коры больших полушарий мозга и включает зрительную (затылочную), слуховую (височную) и общечувствительную (теменную) зоны коры (рис. 2). Эти зоны мозга принимают зрительную, слуховую, вестибулярную (общечувствительную) и кинестетическую информацию. Сюда же относятся и центральные зоны вкусовой и обонятельной рецепции.

Проблемы нейропсихологического развития детей и борьба с ними

Рис. 2

Это операциональный уровень заложенных и приобретенных в течение жизни навыков и автоматизмов в любой сфере человеческого бытия: письма и речи, различных сенсомоторных паттернов (от сосания соски, принятия еды ложкой, завязывания шнурков, пользования носовым платком и мытья посуды до игры на фортепиано и рисования), памяти, алгоритмов мышления. Девиз этого уровня: «Я могу». Созревает в возрасте от 3 до 7–8 лет.

Нейропсихологическое сопровождение развития детей с подобными проблемами необходимо для развития незрелых структур второго блока приводит к трудностям переработки чувственной, зрительной, слуховой и прочей информации.

Третий ФБМ – блок программирования, регуляции и контроля протекания психической деятельности. Здесь главную роль играют лобные отделы мозга (рис. 3).

Проблемы нейропсихологического развития детей и борьба с ними

Рис. 3

Это уровень произвольной саморегуляции, самостоятельного, активного программирования человеком протекания любого психического процесса и своего поведения в целом (на ближайшие 10 минут или на длительный отрезок времени). Третий блок организует активную, сознательную психическую деятельность. Человек формирует планы и программы своих действий, следит за их выполнением и регулирует собственное поведение. Кроме того, он контролирует свою сознательную деятельность, сличая эффект производимых им действий с исходными намерениями и корригируя допущенные ошибки. Девиз этого уровня: «Я должен». Созревает в возрасте от 7 до 12–15 лет, поэтому данная проблема не требует нейропсихологического сопровождения развития детей дошкольного возраста.

Нейропсихология нормы

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Нейропсихология нормы, или нейропсихология индивидуальных различий, – новая отрасль нейропсихологии, исходящая из представления о неравномерности развития функций у каждого отдельного индивида.

По Т.В. Ахутиной, термин «неравномерность развития» означает индивидуальные вариации состояния функций у конкретного человека: одни функции у него развиты лучше, чем другие (при сравнении со сверстниками по хронологическому или функциональному возрасту). «Неравномерность развития» – один из ключевых терминов нейропсихологии.

Неравномерность развития ВПФ, а точнее их структурно-функциональных компонентов, – явление нормальное, а не патологическое и нейропсихологическое сопровождение детей здесь не нужно. Оно имеет большой приспособительный эффект: для популяции в целом выгодно наличие у разных людей различных способностей. Кроме того, было бы опасным изменение всей системы в целом при каждой генетической мутации, а наличие относительно независимых подсистем (что проявляется в неравномерности развития) делает систему более устойчивой.

Если к члену социума средой, впервую очередь социальной, предъявляются требования в пределах его адаптивных возможностей, то неравномерность развития ВПФ не будет иметь отрицательных последствий ни для индивида, ни для общества. Однако сегодня с развитием высоких технологий общество постоянно повышает требования к уровню обучения и образования. Это ведет к интенсификации обучения, отчетливо проявляющейся во всех индустриальных странах. С другой стороны, ухудшение экологии, напряженная стрессогенная профессиональная жизнь родителей и многое другое ведут к ухудшению психо-физического здоровья детей. В результате обе эти тенденции приводят к тому, что менее подготовленным физически и психологически детям предъявляются высокие требования. В этом случае неравномерность развития ВПФ приводит к тому, что относительно слабые их звенья становятся тормозом дальнейшего развития и успешного обучения, ввиду чего появляется необходимость в нейропсихологическом сопровождении развития детей.

В статье «Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций» Т.В. Ахутина и Н.М. Пылаева указывают: «Нейропсихологическое сопровождение развития детей сегодня все чаще используется на практике работы школьного психолога. Методы включают помощь: детям с трудностями учения; одаренным школьникам, неуспешным в школе; детям с психосоматическими заболеваниями; детям, успевающим в школе, но достигающим этого в ущерб здоровью. Все эти категории детей объединяются одним признаком – выраженной неравномерностью развития высших психических функций, при которой парциальное отставание одних функций недостаточно компенсируется другими функциями с более высоким уровнем развития».

В статье «Дети с трудностями научения» Т.В. Ахутина выделяет три основные группы дошкольников, которые нуждаются в нейропсихологическом сопровождении развития детей:

дети, которым трудно поддерживать оптимальный уровень активности;дети, испытывающие трудности в учении, т. е. дети с отставанием функций программирования и контроля деятельности;дети, испытывающие трудности с переработкой зрительной информации.

Согласно статистическим данным, полученным в ходе исследований в России и США, из всех видов отклонений в психическом развитии лишь категория детей с парциальностью в отставании развития ВПФ резко прогрессирует (в отечественной статистике это дети с ЗПР, учащиеся классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения, в американской – дети с трудностями в обучении).

Таким образом, норма, по Т.В. Ахутиной, характеризуется «неравномерностью развития структурно-функциональных компонентов ВПФ, особенно отчетливо выраженной в детском возрасте». У представителей нормы функциональные системы строятся так, что удается компенсировать функции слабых звеньев. Эта компенсация может быть более или менее удачной, и потому в норме можно обнаружить широкий спектр способностей к обучению.

В общем континууме детей, особо отмечает Т.В. Ахутина, есть широкая переходная зона, в которую входят дети с парциальным недоразвитием психических функций. Именно эта категория дошкольников особенно нуждается в нейропсихологическом сопровождении развития детей, поскольку нейропсихолог не удовлетворяется констатацией слабости той или иной ВПФ, а проводит анализ, позволяющий обнаружить, какой структурно-функциональный компонент страдает первично и приводит к недоразвитию данной ВПФ в целом. Затем на основе этого анализа он разрабатывает индивидуально-ориентированную стратегию и тактику нейропсихологического сопровождения развития детей.

Читайте в следующем номере

Диагностирование «неравномерного развития»
Программы нейропсихологического развития на основе «метода замещающего онтогенеза»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль