Воспитательно-образовательная работа в детском саду: сохранение здоровья детей

143

Воспитательно-образовательная работа в детском саду: сохранение здоровья детей

На спортивном комплексе «Клоун» дети упражняются в лазанье

В настоящее время, в период обновления системы дошкольного воспитания, вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, полноценного развития личности ребенка уделяется особое внимание. На это направлена и воспитательно-образовательная работа в детском саду.

Так, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, их эмоционального благополучия. Кроме того, уделяется внимание формированию культуры личности, в том числе ценностей здорового образа жизни.

Образовательные области как важный фактор воспитательно-образовательной работы в детском саду

Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие1.

В процессе воспитательно-образовательной работы в детском саду на содержание перечисленных образовательных областей влияют возрастные и индивидуальные особенности дошкольников. Кроме того, ставятся цели и задачи дошкольного образования, а реализация возможна в различных видах деятельности, например, в общении или, игре.

Воспитательно-образовательная работа в детском саду: сохранение здоровья детей

 Воспитательно-образовательная работа в детском саду: сохранение здоровья детей

Наши мальчики сильны, а девочки грациозны и легки! (гендерный подход в физическом развитии детей)

Важные особенности воспитательно-образовательной работы в детском саду по сохранению здоровья

Помимо неблагоприятного воздействия социально-экономических и экологических факторов специалистами отмечается влияние и ряда педагогических факторов (на рост, развитие и здоровье детей), а именно:

  • интенсификации образовательного процесса;
  • нерационального формирования процесса учебной деятельности;
  • несоответствия методик и технологий особенностям организма ребенка в зависимости от возраста;
  • недостаточного использования возможностей физического воспитания.

В сложившейся ситуации, когда воспитательно-образовательная работа в детском саду не проводится комплексно, разрабатывается собственная образовательная программа в соответствии со Стандартом, которая учитывает возрастные, индивидуальные психологические и физиологические особенностей детского организма.

С целью здоровьесбережения детей важно обучить их самостоятельному осознанному отношению к собственному здоровью и прививать любовь к здоровому образу жизни. Отдельная роль в этом принадлежит семье, которая имеет преимущественное право воспитание детей перед другими лицами. Семья должна заложить основы как физического, так и  интеллектуального развития личности дошкольника.

Не менее важное значение имеет вклад в организацию воспитательно-образовательной работы в детском саду по сохранению здоровья воспитателей групп, инструктора по физической культуре и педагога-психолога.

Для успешной организации данной работы важно не только соблюдение требований ФГОС ДО к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования и развивающей предметно-пространственной среде, но и соответствующий уровень профессиональных умений педагогов.

Педагог, занимающий должность воспитателя, кроме прочего, должен содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития воспитанников, создавать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка2.

Воспитательно-образовательная работа в детском саду: сохранение здоровья детей

Футбольное поле — отличное место для игры в мяч

Воспитательно-образовательная работа в детском саду: сохранение здоровья детей

Воздушные шары — хороший тренажер на развитие ловкости у дошкольников

Изменения, которые происходят в системе дошкольного образования, способствуют тому, что педагогические коллективы начинают иначе смотреть на воспитательно-образовательную работу в детском саду с дошкольниками. Отдельное внимание требуется контролю физического и психического здоровья детей в ДОО, для реализации которого можно использовать аналитические таблицы и схемы.

В качестве примера в приложениях 1–5 соответственно представлен план тематического контроля «Эффективность воспитательно-образовательного работы по сохранению физического и психического здоровья детей в ДОО», разработанный с целью воспитательно-образовательной работы в детском саду по сохранению здоровья, и подобранные для его осуществления оценочные карты, которые помогут выявить проблемные зоны и вовремя скорректировать работу педагогов в данном направлении.

Воспитательно-образовательная работа в детском саду: сохранение здоровья детей

Прогулка на свежем воздухе

Воспитательно-образовательная работа в детском саду: сохранение здоровья детей

Наблюдения за растениями и насекомыми

Приложение 1

План тематического контроля «Эффективность воспитательно-образовательного работы по сохранению физического и психического здоровья детей в ДОО»

Раздел Содержание Методика Ответственный
Диагностика сформированности физических качеств детей и психологического климата в группах Анализ развития физических качеств детей Диагностика развития физических качеств Инструктор по физической культуре
Определение психологического климата в группах на основании синтеза данных по параметрам: отношение к детскому саду, воспитателю, специально организованной образовательной деятельности, детям группы, удовлетворенности межличностными отношениями Наблюдение за деятельностью воспитателя, стилем его общения с детьми в группе. Наблюдение за детьми в ходе игровой деятельности. Методика «Цветовой тест отношений». Беседа с детьми Педагог-психолог
Уровень профессионального мастерства воспитателя и инструктора по физической культуре Содержание работы по укреплению здоровья детей, организация прогулки. Посещение утренней гимнастики, непосредственно образовательной деятельности, проводимых инструктором по физической культуре, с целью изучения используемых форм и методов по сохранению физического и психического здоровья детей. Определение уровня сформированности профессиональных умений воспитателей в области здоровьесбережения. Взаимопроверка «Организация подвижных игр» Наблюдение педагогического процесса, открытые просмотры образовательной деятельности, самооценка, тестирование, взаимопроверка Старший воспитатель
Система планирования работы с детьми по данной теме Наличие системы в работе. Взаимосвязь с другими видами деятельности. Использование разных форм работы с детьми Анализ плана воспитательно-образовательной работы с детьми Старший воспитатель
Создание условий для воспитания и обучения детей (предметно-развивающая среда, методическое обеспечение) Оснащение нестандартным спортивным оборудованием. Наличие необходимого оборудования и пособий, целесообразность их размещения, эстетика оформления, соответствие возрасту воспитанников. Наличие методического обеспечения Взаимопроверка Старший воспитатель, воспитатели групп, инструктор по физической культуре
Взаимодействие с родителями (ведение соответствующей документации, наглядная пропаганда) Анкетирование родителей. Взаимодействие детского сада и семьи. Актуальность содержания наглядного материала для родителей по данной теме. Формы работы Изучение и анализ Старший воспитатель

Приложение 2

Бланк самооценки воспитателей3

Уважаемый воспитатель!

Определите уровень сформированности у Вас конкретных профессиональных умений.

Ф. И. О. воспитателя

Профессиональные умения Уровень сформированности
Высокий Средний Низкий
Создание условий для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями
Индивидуальный подход к детям в организации занятий и подвижных игр
Создание условий для творческого самовыражения детей в процессе физической деятельности
Использование разнообразных форм оздоровления и укрепления здоровья дошкольников
Регулярное и своевременное информирование родителей о физическом развитии их детей

Приложение 3

Тестовый опрос воспитателей

Цель: определить педагогическую компетенцию воспитателей по вопросам физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Инструкция к пользованию тестом:

  • проводится индивидуально, контакт с коллегами не рекомендуется;
  • дается время на обдумывание;
  • тест проводится анонимно;
  • тест проводится через 10 дней после самооценки.

Соответствие уровня самооценки и педагогической компетентности (в баллах):

1–1,2 4–8;

2–3,4 5–9;

3–6,7.

Уважаемый воспитатель!

Мы предлагаем суждения, касающиеся организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми в условиях детского сада. Ваше согласие с суждениями отразите в графе («регулярно», «часто», «редко»), соответствующей Вашей профессиональной компетентности.

Ф. И. О. воспитателя

Суждение Регулярно Часто Редко
Провожу упражнения на развитие разных групп мышц, на поднятие и поддержание мышечного тонуса
Использую подвижные игры с ходьбой, бегом, лазаньем на прогулке
Внимательно наблюдаю за самочувствием ребенка на занятиях, его реакцией на нагрузки
Варьирую физическую нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка
Стремлюсь пробудить у каждого ребенка интерес к здоровому образу жизни
Использую игровые мотивации при проведении гимнастики, физкультурных минуток, НОД
Определяю в плане работы время для проявления двигательной активности детей
Провожу в соответствии с планом физкультурно-оздоровительной работы:
• подвижные игры на свежем воздухе;
• гимнастику после сна;
• гимнастику для глаз по профилактике усталости;
• прогулки;
• индивидуальную работу по физическому воспитанию;
• физкультурные минутки в процессе НОД
Постоянно информирую родителей о физическом состоянии и развитии ребенка через:
• информационные стенды;
• устные сообщения (индивидуальные беседы);
• родительские собрания

Приложение 4

Анкета для родителей4

Уважаемые родители!

Целью данного анкетирования является анализ работы детского сада по укреплению здоровья детей в ДОУ и снижению заболеваемости воспитанников. Просим вас искренне ответить на предложенные вопросы, подчеркнув выбранный ответ.

1. Часто ли, на ваш взгляд, болеет ваш ребенок?

☐ да;

☐ нет.

2. Каковы основные причины болезни?

☐ недостаточное физическое развитие, воспитание ребенка в детском саду;

☐ недостаточное физическое воспитание в семье;

☐ и то, и другое;

☐ наследственность, предрасположенность.

3. Знаете ли вы физические показатели, по которым можете следить за правильным развитием ребенка?

☐ да;

☐ частично;

☐ нет.

4. На что, на ваш взгляд, должны обращать особое внимание семья и детский сад, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка?

☐ соблюдение режима;

☐ рациональное, калорийное питание;

☐ полноценный сон;

☐ достаточное пребывание на свежем воздухе;

☐ здоровая, гигиеническая среда;

☐ благоприятная психологическая атмосфера;

☐ наличие спортивных и детских площадок;

☐ физкультурные занятия;

☐ закаливающие мероприятия.

5. Какие закаливающие процедуры, на ваш взгляд, наиболее приемлемы для ребенка?

☐ облегченная форма одежды для прогулок;

☐ облегченная одежда в группе (носки, короткий рукав);

☐ обливание ног водой контрастной температуры;

☐ хождение босиком;

☐ систематическое проветривание группы;

☐ прогулка в любую погоду;

☐ полоскание горла водой комнатной температуры и ниже;

☐ умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры.

6. Знаете ли вы, как укреплять здоровье ребенка?

☐ да;

☐ частично;

☐ нет.

7. Нужна ли вам в этом помощь детского сада?

☐ да;

☐ частично;

☐ нет.

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 5

Схемы для тематического контроля5

Схема 1. Оценка организации утренней гимнастики

Группа: 
Количество детей: 
Проверку проводил старший воспитатель: 
Дата проведения:

Вопросы для изучения Комментарии
Время проведения (соответствие режиму)
Место проведения
Гигиенические условия:
• одежда детей;
• одежда инструктора по физической культуре (воспитателя);
• проветривание помещения;
• влажная уборка
Использование музыкального сопровождения
Соответствие подбора и количества упражнений данной возрастной группе
Темп утренней гимнастики, его соответствие возрасту детей и их возможностям
Использование пособий. Время, затраченное на раздачу пособий
Включение в комплекс упражнений:
• на дыхание;
• воспитание правильной осанки;
• профилактику плоскостопия
Индивидуальная работа во время проведения утренней гимнастики
Длительность утренней гимнастики, соответствие возрасту
Рекомендации:

Схема 2. Содержание работы по укреплению здоровья детей

Группа: 
Ф. И. О. воспитателя: 
Дата проведения наблюдения:

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Выполнение режима дня, его соответствие сезону и возрасту детей
Утренняя гимнастика, соответствие комплекса упражнений гимнастики возрасту детей
Соответствие внешнего вида детей гигиеническим требованиям, сезону
Использование физкультурных минуток в процессе НОД: снижают ли усталость, мышечное напряжение

Выводы и пожелания:

Схема 3. Содержание прогулок с детьми

Группа: 
Ф. И. О. воспитателя: 
Дата проведения наблюдения:

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Порядок одевания и раздевания детей, соответствие навыков возрастной группе
Наличие выносного материала, его соответствие сезону
Использование детьми выносного материала
Соответствие двигательного режима на прогулке возрасту детей

Выводы и пожелания:

Схема 4. Анализ физкультурного занятия

Группа: 
Ф. И. О. инструктора по физической культуре: 
Дата проведения наблюдения:

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Выполняются ли гигиенические требования к организации занятия (помещение, одежда детей, оборудование)
Были ли решены задачи:
• оздоровительные
• воспитательные
• образовательные
Соответствуют ли задачи данному возрасту
Используется ли на занятии:
• индивидуальный подход
• дифференцированный подход (распределение на группы с учетом уровня физической подготовленности)
• интеграция образовательных областей
Соответствует ли физическая нагрузка на занятии:
• индивидуальным особенностям детей
• пикам заболеваемости
• распределению по группам физической подготовленности
Используются ли нетрадиционные формы организации детей на занятии
Используются ли на занятии упражнения для профилактики искривления осанки и плоскостопия
Используются ли на занятии здоровьесберегающие технологии

Выводы и пожелания:

Схема 5. Анализ предметно-развивающей среды группы по сохранению физического и психического здоровья воспитанников6

Группа: 
Воспитатели группы: 
Взаимопроверку проводил: 
Дата проведения:

Создание условий Критерии анализа Примечание
Предметно-развивающая среда Организация безопасного пространства в группе
Наличие спортивного (физкультурного) оборудования и пособий, их соответствие возрасту детей
Эстетика их оформления
Наличие картотек подвижных игр, гимнастики пробуждения и пр. (отпечатанных) (количество, названия), соответствие возрасту детей
Создание в группе психологически комфортных условий
Методическое обеспечение Методическая литература по вопросам сохранения физического и психического здоровья детей (шт.)
Материалы консультаций для родителей, педагогов (количество)
Конспекты НОД (количество)

Выводы и пожелания:

Схема 6. Педагогический анализ проведения подвижной игры

Группа: 
Количество детей, задействованных в игре: 
Место проведения игры: 
Проводит игру воспитатель: 
Присутствовал воспитатель: 
Дата проведения:

Объект анализа Оценка
Подготовка к игре
Санитарно-гигиеническое состояние места проведения игры, использование спортивного оборудования, необходимого для проведения игры
Подготовка детей к игре, учет уровня их физического развития
Подготовка педагога к игре
Содержание игры
Планирование задач и их соответствие возрастным требованиям
Структура, соответствие содержания игры возрастным и индивидуальным особенностям детей
Использование загадок, вопросов, рассказов в начале игры
Наличие предварительного договора, игровых приемов, обеспечивающих высокий интерес и быстрый сбор детей на игру
Использование считалок при распределении ролей
Соответствие выбранных приемов этапам развития игры
Воспитание физических и морально-волевых качеств, развитие нравственно-волевых качеств у дошкольников дошкольного возраста в подвижной игре, наличие индивидуальной работы с детьми в этом плане
Обеспечение возрастания и снижения нагрузок на организм ребенка в подвижной игре
Деятельность детей
Отношение детей к выполнению действий и правил в игре: активность, самостоятельность, интерес
Степень осознанности действий
Реагирование на результаты своей деятельности
Отношение детей к педагогу
Деятельность педагога
Правильность терминологии, культуры речи, объяснения способа действий
Стиль общения с детьми
Предупреждение травматизма
Подведение итогов
Результаты подвижной игры
Реализация задач игры
Положительные и отрицательные стороны в организации игры

Выводы и пожелания:


1 Сравнительный анализ ФГОС ДО и ФГТ в части физического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2014. № 12.

2 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н.

3 И. М. Бушнеева, И.М. Якунина. Педагогические советы — Волгоград: Учитель, 2011.

4 И. М. Бушнеева, И.М. Якунина. Педагогические советы — Волгоград: Учитель, 2011.

5 И. М. Бушнеева, И.М. Якунина. Педагогические советы — Волгоград: Учитель, 2011.

6 Разработала А.Д. Кандыкова, старший воспитатель НДОУ «Детский сад № 190 ОАО «Российские железные дороги».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль