Воспитательно-образовательная работа в детском саду: сохранение здоровья детей

203

Воспитательно-образовательная работа в детском саду: сохранение здоровья детей

На спортивном комплексе «Клоун» дети упражняются в лазанье

В настоящее время, в период обновления системы дошкольного воспитания, вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, полноценного развития личности ребенка уделяется особое внимание. На это направлена и воспитательно-образовательная работа в детском саду.

Так, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, их эмоционального благополучия. Кроме того, уделяется внимание формированию культуры личности, в том числе ценностей здорового образа жизни.

Образовательные области как важный фактор воспитательно-образовательной работы в детском саду

Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие1.

В процессе воспитательно-образовательной работы в детском саду на содержание перечисленных образовательных областей влияют возрастные и индивидуальные особенности дошкольников. Кроме того, ставятся цели и задачи дошкольного образования, а реализация возможна в различных видах деятельности, например, в общении или, игре.

Воспитательно-образовательная работа в детском саду: сохранение здоровья детей

 Воспитательно-образовательная работа в детском саду: сохранение здоровья детей

Наши мальчики сильны, а девочки грациозны и легки! (гендерный подход в физическом развитии детей)

Важные особенности воспитательно-образовательной работы в детском саду по сохранению здоровья

Помимо неблагоприятного воздействия социально-экономических и экологических факторов специалистами отмечается влияние и ряда педагогических факторов (на рост, развитие и здоровье детей), а именно:

  • интенсификации образовательного процесса;
  • нерационального формирования процесса учебной деятельности;
  • несоответствия методик и технологий особенностям организма ребенка в зависимости от возраста;
  • недостаточного использования возможностей физического воспитания.

В сложившейся ситуации, когда воспитательно-образовательная работа в детском саду не проводится комплексно, разрабатывается собственная образовательная программа в соответствии со Стандартом, которая учитывает возрастные, индивидуальные психологические и физиологические особенностей детского организма.

С целью здоровьесбережения детей важно обучить их самостоятельному осознанному отношению к собственному здоровью и прививать любовь к здоровому образу жизни. Отдельная роль в этом принадлежит семье, которая имеет преимущественное право воспитание детей перед другими лицами. Семья должна заложить основы как физического, так и  интеллектуального развития личности дошкольника.

Не менее важное значение имеет вклад в организацию воспитательно-образовательной работы в детском саду по сохранению здоровья воспитателей групп, инструктора по физической культуре и педагога-психолога.

Для успешной организации данной работы важно не только соблюдение требований ФГОС ДО к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования и развивающей предметно-пространственной среде, но и соответствующий уровень профессиональных умений педагогов.

Педагог, занимающий должность воспитателя, кроме прочего, должен содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития воспитанников, создавать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка2.

Воспитательно-образовательная работа в детском саду: сохранение здоровья детей

Футбольное поле — отличное место для игры в мяч

Воспитательно-образовательная работа в детском саду: сохранение здоровья детей

Воздушные шары — хороший тренажер на развитие ловкости у дошкольников

Изменения, которые происходят в системе дошкольного образования, способствуют тому, что педагогические коллективы начинают иначе смотреть на воспитательно-образовательную работу в детском саду с дошкольниками. Отдельное внимание требуется контролю физического и психического здоровья детей в ДОО, для реализации которого можно использовать аналитические таблицы и схемы.

В качестве примера в приложениях 1–5 соответственно представлен план тематического контроля «Эффективность воспитательно-образовательного работы по сохранению физического и психического здоровья детей в ДОО», разработанный с целью воспитательно-образовательной работы в детском саду по сохранению здоровья, и подобранные для его осуществления оценочные карты, которые помогут выявить проблемные зоны и вовремя скорректировать работу педагогов в данном направлении.

Воспитательно-образовательная работа в детском саду: сохранение здоровья детей

Прогулка на свежем воздухе

Воспитательно-образовательная работа в детском саду: сохранение здоровья детей

Наблюдения за растениями и насекомыми

Приложение 1

План тематического контроля «Эффективность воспитательно-образовательного работы по сохранению физического и психического здоровья детей в ДОО»

Раздел Содержание Методика Ответственный
Диагностика сформированности физических качеств детей и психологического климата в группах Анализ развития физических качеств детей Диагностика развития физических качеств Инструктор по физической культуре
Определение психологического климата в группах на основании синтеза данных по параметрам: отношение к детскому саду, воспитателю, специально организованной образовательной деятельности, детям группы, удовлетворенности межличностными отношениями Наблюдение за деятельностью воспитателя, стилем его общения с детьми в группе. Наблюдение за детьми в ходе игровой деятельности. Методика «Цветовой тест отношений». Беседа с детьми Педагог-психолог
Уровень профессионального мастерства воспитателя и инструктора по физической культуре Содержание работы по укреплению здоровья детей, организация прогулки. Посещение утренней гимнастики, непосредственно образовательной деятельности, проводимых инструктором по физической культуре, с целью изучения используемых форм и методов по сохранению физического и психического здоровья детей. Определение уровня сформированности профессиональных умений воспитателей в области здоровьесбережения. Взаимопроверка «Организация подвижных игр» Наблюдение педагогического процесса, открытые просмотры образовательной деятельности, самооценка, тестирование, взаимопроверка Старший воспитатель
Система планирования работы с детьми по данной теме Наличие системы в работе. Взаимосвязь с другими видами деятельности. Использование разных форм работы с детьми Анализ плана воспитательно-образовательной работы с детьми Старший воспитатель
Создание условий для воспитания и обучения детей (предметно-развивающая среда, методическое обеспечение) Оснащение нестандартным спортивным оборудованием. Наличие необходимого оборудования и пособий, целесообразность их размещения, эстетика оформления, соответствие возрасту воспитанников. Наличие методического обеспечения Взаимопроверка Старший воспитатель, воспитатели групп, инструктор по физической культуре
Взаимодействие с родителями (ведение соответствующей документации, наглядная пропаганда) Анкетирование родителей. Взаимодействие детского сада и семьи. Актуальность содержания наглядного материала для родителей по данной теме. Формы работы Изучение и анализ Старший воспитатель

Приложение 2

Бланк самооценки воспитателей3

Уважаемый воспитатель!

Определите уровень сформированности у Вас конкретных профессиональных умений.

Ф. И. О. воспитателя

Профессиональные умения Уровень сформированности
Высокий Средний Низкий
Создание условий для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями
Индивидуальный подход к детям в организации занятий и подвижных игр
Создание условий для творческого самовыражения детей в процессе физической деятельности
Использование разнообразных форм оздоровления и укрепления здоровья дошкольников
Регулярное и своевременное информирование родителей о физическом развитии их детей

Приложение 3

Тестовый опрос воспитателей

Цель: определить педагогическую компетенцию воспитателей по вопросам физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Инструкция к пользованию тестом:

  • проводится индивидуально, контакт с коллегами не рекомендуется;
  • дается время на обдумывание;
  • тест проводится анонимно;
  • тест проводится через 10 дней после самооценки.

Соответствие уровня самооценки и педагогической компетентности (в баллах):

1–1,2 4–8;

2–3,4 5–9;

3–6,7.

Уважаемый воспитатель!

Мы предлагаем суждения, касающиеся организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми в условиях детского сада. Ваше согласие с суждениями отразите в графе («регулярно», «часто», «редко»), соответствующей Вашей профессиональной компетентности.

Ф. И. О. воспитателя

Суждение Регулярно Часто Редко
Провожу упражнения на развитие разных групп мышц, на поднятие и поддержание мышечного тонуса
Использую подвижные игры с ходьбой, бегом, лазаньем на прогулке
Внимательно наблюдаю за самочувствием ребенка на занятиях, его реакцией на нагрузки
Варьирую физическую нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка
Стремлюсь пробудить у каждого ребенка интерес к здоровому образу жизни
Использую игровые мотивации при проведении гимнастики, физкультурных минуток, НОД
Определяю в плане работы время для проявления двигательной активности детей
Провожу в соответствии с планом физкультурно-оздоровительной работы:
• подвижные игры на свежем воздухе;
• гимнастику после сна;
• гимнастику для глаз по профилактике усталости;
• прогулки;
• индивидуальную работу по физическому воспитанию;
• физкультурные минутки в процессе НОД
Постоянно информирую родителей о физическом состоянии и развитии ребенка через:
• информационные стенды;
• устные сообщения (индивидуальные беседы);
• родительские собрания

Приложение 4

Анкета для родителей4

Уважаемые родители!

Целью данного анкетирования является анализ работы детского сада по укреплению здоровья детей в ДОУ и снижению заболеваемости воспитанников. Просим вас искренне ответить на предложенные вопросы, подчеркнув выбранный ответ.

1. Часто ли, на ваш взгляд, болеет ваш ребенок?

☐ да;

☐ нет.

2. Каковы основные причины болезни?

☐ недостаточное физическое развитие, воспитание ребенка в детском саду;

☐ недостаточное физическое воспитание в семье;

☐ и то, и другое;

☐ наследственность, предрасположенность.

3. Знаете ли вы физические показатели, по которым можете следить за правильным развитием ребенка?

☐ да;

☐ частично;

☐ нет.

4. На что, на ваш взгляд, должны обращать особое внимание семья и детский сад, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка?

☐ соблюдение режима;

☐ рациональное, калорийное питание;

☐ полноценный сон;

☐ достаточное пребывание на свежем воздухе;

☐ здоровая, гигиеническая среда;

☐ благоприятная психологическая атмосфера;

☐ наличие спортивных и детских площадок;

☐ физкультурные занятия;

☐ закаливающие мероприятия.

5. Какие закаливающие процедуры, на ваш взгляд, наиболее приемлемы для ребенка?

☐ облегченная форма одежды для прогулок;

☐ облегченная одежда в группе (носки, короткий рукав);

☐ обливание ног водой контрастной температуры;

☐ хождение босиком;

☐ систематическое проветривание группы;

☐ прогулка в любую погоду;

☐ полоскание горла водой комнатной температуры и ниже;

☐ умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры.

6. Знаете ли вы, как укреплять здоровье ребенка?

☐ да;

☐ частично;

☐ нет.

7. Нужна ли вам в этом помощь детского сада?

☐ да;

☐ частично;

☐ нет.

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 5

Схемы для тематического контроля5

Схема 1. Оценка организации утренней гимнастики

Группа: 
Количество детей: 
Проверку проводил старший воспитатель: 
Дата проведения:

Вопросы для изучения Комментарии
Время проведения (соответствие режиму)
Место проведения
Гигиенические условия:
• одежда детей;
• одежда инструктора по физической культуре (воспитателя);
• проветривание помещения;
• влажная уборка
Использование музыкального сопровождения
Соответствие подбора и количества упражнений данной возрастной группе
Темп утренней гимнастики, его соответствие возрасту детей и их возможностям
Использование пособий. Время, затраченное на раздачу пособий
Включение в комплекс упражнений:
• на дыхание;
• воспитание правильной осанки;
• профилактику плоскостопия
Индивидуальная работа во время проведения утренней гимнастики
Длительность утренней гимнастики, соответствие возрасту
Рекомендации:

Схема 2. Содержание работы по укреплению здоровья детей

Группа: 
Ф. И. О. воспитателя: 
Дата проведения наблюдения:

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Выполнение режима дня, его соответствие сезону и возрасту детей
Утренняя гимнастика, соответствие комплекса упражнений гимнастики возрасту детей
Соответствие внешнего вида детей гигиеническим требованиям, сезону
Использование физкультурных минуток в процессе НОД: снижают ли усталость, мышечное напряжение

Выводы и пожелания:

Схема 3. Содержание прогулок с детьми

Группа: 
Ф. И. О. воспитателя: 
Дата проведения наблюдения:

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Порядок одевания и раздевания детей, соответствие навыков возрастной группе
Наличие выносного материала, его соответствие сезону
Использование детьми выносного материала
Соответствие двигательного режима на прогулке возрасту детей

Выводы и пожелания:

Схема 4. Анализ физкультурного занятия

Группа: 
Ф. И. О. инструктора по физической культуре: 
Дата проведения наблюдения:

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Выполняются ли гигиенические требования к организации занятия (помещение, одежда детей, оборудование)
Были ли решены задачи:
• оздоровительные
• воспитательные
• образовательные
Соответствуют ли задачи данному возрасту
Используется ли на занятии:
• индивидуальный подход
• дифференцированный подход (распределение на группы с учетом уровня физической подготовленности)
• интеграция образовательных областей
Соответствует ли физическая нагрузка на занятии:
• индивидуальным особенностям детей
• пикам заболеваемости
• распределению по группам физической подготовленности
Используются ли нетрадиционные формы организации детей на занятии
Используются ли на занятии упражнения для профилактики искривления осанки и плоскостопия
Используются ли на занятии здоровьесберегающие технологии

Выводы и пожелания:

Схема 5. Анализ предметно-развивающей среды группы по сохранению физического и психического здоровья воспитанников6

Группа: 
Воспитатели группы: 
Взаимопроверку проводил: 
Дата проведения:

Создание условий Критерии анализа Примечание
Предметно-развивающая среда Организация безопасного пространства в группе
Наличие спортивного (физкультурного) оборудования и пособий, их соответствие возрасту детей
Эстетика их оформления
Наличие картотек подвижных игр, гимнастики пробуждения и пр. (отпечатанных) (количество, названия), соответствие возрасту детей
Создание в группе психологически комфортных условий
Методическое обеспечение Методическая литература по вопросам сохранения физического и психического здоровья детей (шт.)
Материалы консультаций для родителей, педагогов (количество)
Конспекты НОД (количество)

Выводы и пожелания:

Схема 6. Педагогический анализ проведения подвижной игры

Группа: 
Количество детей, задействованных в игре: 
Место проведения игры: 
Проводит игру воспитатель: 
Присутствовал воспитатель: 
Дата проведения:

Объект анализа Оценка
Подготовка к игре
Санитарно-гигиеническое состояние места проведения игры, использование спортивного оборудования, необходимого для проведения игры
Подготовка детей к игре, учет уровня их физического развития
Подготовка педагога к игре
Содержание игры
Планирование задач и их соответствие возрастным требованиям
Структура, соответствие содержания игры возрастным и индивидуальным особенностям детей
Использование загадок, вопросов, рассказов в начале игры
Наличие предварительного договора, игровых приемов, обеспечивающих высокий интерес и быстрый сбор детей на игру
Использование считалок при распределении ролей
Соответствие выбранных приемов этапам развития игры
Воспитание физических и морально-волевых качеств, развитие нравственно-волевых качеств у дошкольников дошкольного возраста в подвижной игре, наличие индивидуальной работы с детьми в этом плане
Обеспечение возрастания и снижения нагрузок на организм ребенка в подвижной игре
Деятельность детей
Отношение детей к выполнению действий и правил в игре: активность, самостоятельность, интерес
Степень осознанности действий
Реагирование на результаты своей деятельности
Отношение детей к педагогу
Деятельность педагога
Правильность терминологии, культуры речи, объяснения способа действий
Стиль общения с детьми
Предупреждение травматизма
Подведение итогов
Результаты подвижной игры
Реализация задач игры
Положительные и отрицательные стороны в организации игры

Выводы и пожелания:


1 Сравнительный анализ ФГОС ДО и ФГТ в части физического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2014. № 12.

2 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н.

3 И. М. Бушнеева, И.М. Якунина. Педагогические советы — Волгоград: Учитель, 2011.

4 И. М. Бушнеева, И.М. Якунина. Педагогические советы — Волгоград: Учитель, 2011.

5 И. М. Бушнеева, И.М. Якунина. Педагогические советы — Волгоград: Учитель, 2011.

6 Разработала А.Д. Кандыкова, старший воспитатель НДОУ «Детский сад № 190 ОАО «Российские железные дороги».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль