Профориентация дошкольников: проведение квест-путешествия «Мастер Град»

734

Первый этап становления профессионального самоопределения начинается в дошкольном возрасте и заключается в развитии конкретно-наглядных представлений ребенка о мире профессий. Именно на этом этапе создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания личности. Поэтому большое значение имеет создание условий для получения детьми максимально разнообразного спектра впечатлений о мире профессий, формирования у них положительного отношения к людям труда, их занятиям, приобретения начальных трудовых умений в различных доступных видах деятельности.

Профориентация дошкольников: проведение квест-путешествия «Мастер Град»Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет их общие представления об окружающем мире и кругозор, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено, кроме прочего, на усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Успешным решением данных задач может стать взаимодействие дошкольных образовательных организаций с учреждениями среднего профессионального образования (колледжами).

Такое сотрудничество может включать организацию разнообразных мероприятий и форм работы (консультации, совместные акции, деловые игры, мастер-классы для дошкольников и др.). Одной из интересных форм взаимодействия является проведение совместного квест-путешествия «Мастер Град»1.

Цель данного мероприятия — профориентация дошкольников и формирование уважительного отношения к разным видам рабочих специальностей.

Основными задачами квест-путешествия являются:

  • формирование у дошкольников представления о социальной роли труда взрослых и значимости отдельных специальностей в жизни общества;
  • воспитание уважения к результатам труда людей разных специальностей;
  • расширение и активизация словаря по теме мероприятия;
  • обогащение сюжетно-ролевых игр детей;
  • обучение их способам взаимодействия со сверстниками в командных играх.

Профориентация дошкольников в форме игры

Квест-путешествие, участниками которого являются обучающиеся и педагоги образовательных организаций, реализующих программы дошкольного и среднего профессионального образования, проводится на территории и (или) в помещениях дошкольной образовательной организации в зависимости от содержания мероприятия и погодных условий.

Профориентация дошкольников: проведение квест-путешествия «Мастер Град»Основными участниками мероприятия по знакомству дошкольников с профессиями - это воспитанники страших групп. Учитывая это, для детей младших групп в этот день рекомендуется организовать сюжетно-ролевые игры, наблюдения, экскурсии в медицинский блок, прачечную, пищеблок, библиотеку с целью формирования элементарных представлений о труде повара, медицинской сестры, уборщицы и других работников ДОО, а также чтение художественной литературы по теме мероприятия.

Работа по профориентации дошкольников в ходе квест-путешествия, ориентировочная продолжительность которого 1 ч, строится с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и принципа интеграции образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие). Интегративный подход позволяет наиболее эффективно развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности каждого ребенка.

Реализация мероприятия предусматривает сотрудничество не только с представителями колледжей, но и родителями воспитанников ДОО, и осуществляется в три этапа.

На подготовительном этапе знакомства дошкольников с профессиями проводится организационно-методическая работа с педагогами ДОО и колледжа, которая включает: разработку совместного плана деятельности, написание сценария квест-путешествия, организацию разных форм взаимодействия (консультации, мозговой штурм, деловые игры, мастер-классы и т. д.).

Предварительная работа с детьми на этом этапе предусматривает:

  • просмотр иллюстраций и фрагментов фильмов о специальностях и результатах труда людей разных профессий;
  • беседы, чтение художественной литературы и разучивание стихов о специальностях;
  • проведение профориентационных дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных, спортивных и других игр;
  • прослушивание и разучивание музыкальных произведений по теме предстоящего мероприятия.
Загадки для дошкольников о профессиях:

В ресторане их найду я —
Эти люди в колпаках
Над кастрюлями колдуют
С поварешками в руках.
(Ответ: повар.)

В детском садике обед,
Повар пробу с блюд снимает.
Но ведь мамы рядом нет,
Кто ж на стол там накрывает?
(Ответ: няня, помощник воспитателя.)

Я на свете всех нужней,
У меня сто малышей.
(Ответ: воспитатель.)

Кто у постели больного сидит?
Кто болен — он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, — разрешит погулять.
(Ответ: доктор.)

Он весь город нам покажет,
Все о нем к тому ж расскажет.
И от нас вопросов ждет,
И на все ответ найдет.
(Ответ: экскурсовод.)

В ходе подготовки к квест-путешествию с участниками образовательного процесса также могут быть организованы следующие мероприятия:

  • выставка совместных детско-родительских работ на темы «Фоторассказы о специальностях», «Калейдоскоп профессий» и т. д.;
  • выставка детских рисунков на темы «Профессия моей мечты», «Дом, который построю я» и т. д.;семейная гостиная на темы «Все профессии нужны, все профессии важны», «Мой папа — рабочий!», «Профессиональные династии» и др.;
  • родительские собрания с участием представителей колледжей;
  • профориентационные экскурсии с родителями и детьми («Как рождаются вещи», «Путешествие в страну сладостей», «Театр начинается с вешалки» и др.) на киностудии «Мосфильм», «Союзмультфильм», кондитерские фабрики («Красный Октябрь», «Бабаевский», «РотФронт»), в Агрохолдинг «Московский», Хлебозавод № 9, городскую пекарню, теплицу и т. д.

Структура квест - путешествия для профориентации дошкольников

Подготовительный этап квест-путешествия для знакомства дошкольников с профессиями:

  1. Вступительное слово ведущего с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышения интереса, создания соответствующего эмоционального настроя. Можно использовать прием — получение электронного письма от Волшебника «Мастер Града».
  2. Деление детей на группы по 5–7 человек (в соответствии с индивидуальными предпочтениями или случайным выбором), объяснение правил квест-путешествия для профориентации, раздача группам карт «Мастер Града» и путеводителей, на которых представлен порядок прохождения профориентационных зон.
  3. Путешествие по профориентационным зонам и выполнение игровых заданий. Важно продумать расположение профориентационных зон и маршрут каждой команды, чтобы избежать их пересечения друг с другом.

Также на данном этапе подготавливаются необходимые материалы и оборудование:

  • карта «Мастер Града», путеводитель для каждой команды;
  • картины, иллюстрации, фотографии, рисунки с изображением людей разных специльностей, орудий и средств труда;
  • оборудование для продуктивной деятельности; ТСО (интерактивные доски, мультимедиа и др.);
  • кроссворды профориентационной тематики;
  • подборка музыкальных и художественных произведений (стихи, рассказы, загадки, песни, мультфильмы и т. д.);
  • форма одежды и орудия труда представителей различных специальностей.

В качестве примера в приложении представлен примерный перечень дидактических, музыкальных и художественных материалов для работы с детьми на этапе подготовки к квест-путешествию «Мастер Град».

Основной этап квест - путешествия для профориентации дошкольников

Основной этап — Профориентация дошкольников: проведение квест-путешествия «Мастер Град»непосредственная работа с детьми в соответствии со сценарием мероприятия, основой которого могут служить сюжеты литературных произведений, мультипликационных фильмов, сюжетно-ролевые, компьютерные игры для дошкольников и др.

Так, квест-путешествие «Мастер Град» для знакомства с професииями предполагает поочередное посещение детьми группой (5–7 человек) в сопровождении сотрудника детского сада (воспитателя, специалиста и др.) нескольких профориентационных зон (3–5).

Каждая зона, которую представляет куратор (студент, представитель отраслевого колледжа), имеет название в соответствии со своим профориентационным направлением (например, Техническая слобода, Аллея дизайнеров, Ювелирная площадь, Бульвар искусств, Кинопарк, Аватопарк и т. п.) и содержит игровое задание для дошкольников.

После выполнения каждого игрового задания дети получают одну из частей пазла, из которых в конце игры-путешествия складывается общий пазл с изображением подсказки последней для их команды профориентационной зоны (например, ножницы — «зона парикмахера», кастрюля — «зона повара» и т. п.).

В этих завершающих квест-путешествие профориентационных зонах студенты колледжа (ведущие) в сопровождении педагогов проводят для воспитанников мастер-класс для дошкольников и организуют с ними детскую продуктивную деятельность («Прическа принцессы», «Волшебное пирожное», «Рисуем афишу», «Ретро-открытка», «Дизайн ювелирного украшения», «Платок для мамы» (батик), аппликация-коллаж «Ландшафтный проект детского парка», «Пластилиновый мультфильм», «Бинт-спаситель» и др.).

Заключительный этап квест-путешествия для профориентации дошкольников

Для организации заключительного этапа — этапа рефлексии (подведение итогов и оценка мероприятия) — воспитателю рекомендуется во второй половине дня провести с детьми беседу о знакомстве дошкольников с профессиями, оформить выставку работ детской продуктивной деятельности. Механизмом стимулирования рефлексии могут быть следующие вопросы для беседы: «С какими профессиями вы сегодня познакомились?», «Что нового узнали?», «Что было интересно?», «Что вас удивило?», «Что было трудно?», «Все ли у вас получилось?» и др.

 4 вида рефлексии (для оценки мероприятия):

  • коммуникационная — обмен мнениями и новой информацией между детьми и педагогами;
  • информационная — приобретение детьми нового знания;
  • мотивационная — побуждение детей и родителей к дальнейшему расширению информационного поля;
  • оценочная — соотнесение новой информации и уже имеющихся знаний у детей, высказывание собственного отношения, оценка процесса.

Также на заключительном этапе рекомендуется размещение на сайте дошкольной образовательной организации видеоролика, фоторепортажа, презентаций и других материалов о проведенной профориентации.

Таким образом, проведение подобного квест-путешествия позволит дошкольникам приоткрыть дверь в мир самых разных специальностей и положит начало продуктивному взаимодействию дошкольных образовательных организаций и колледжей.

Приложение
Примерный перечень дидактических, музыкальных и художественных материалов для работы с детьми на этапе подготовки к квест-путешествию «Мастер Град»

Вид материала Примерный перечень
Компьютерные игры-симуляторы «Парикмахерская, салон красоты», «Ветеринарная клиника», «Больница, детский доктор», «Стройплощадка», «Ресторан, кафе, пиццерия», «Магазин, продавец», «Пожарная станция», «Водитель», «Ферма», «Зоопарк», «Садовник», «Архитектор», «Аэропорт», «Морской порт», «Художник», «Дизайнер» и др.
Настольно-печатные дидактические игры по теме «Профессии» «Угадай профессию», «Веселые профессии», «Доктор», «Ветеринар» и др.
Музыкальные произведения «Люди в белых халатах» (муз. Э. Колмановского, сл. Л. Ошанина), «Марш пожарников» (муз. и сл. В. Шубина), «Песенка корреспондентов» из к/ф «Дайте жалобную книгу» (муз. А. Лепина, сл. Б. Ласкина), «Есть такая служба», гимн ветеринаров (муз. и сл. Н. Гавриленко, главного врача СХПК «Заря» Локтевского района Алтайского края), «Марш высотников» из к/ф «Высота» (муз. Р. Щедрина, сл. В. Котова), «Песня-репортаж о строителях КамАЗа» (муз. и сл. Ю. Визбора), «Учитель» (муз. А. Долуханяна, сл. Л. Ошанина), «Пограничный вальс» из к/ф «Приказано взять живым» (муз. Е. Крылатова, сл. И. Шаферана)
Картины и иллюстрации с изображением людей разных специальностей Р. Баранов «С высоты портового крана» (1974 г.), М. Божий «Медсестра» (1955 г.), В. Верещагин «В госпитале» (1901 г.), А. Голубцов «В лаборатории» (1975 г.), И. Гринюк «Матрешки» (1979 г.), А. Дейнека «Доярка» (1959 г.), Б. Кустодиев «Булочник» (1920 г.), Ю. Непринцев «Метростроевцы-проходчики» (1959 г.), М. Нестеров «Портрет хирурга С. С. Юдина» (1935 г.), Н. Пимоненко «Жница» (1899 г.), И. Рыбачук «Портрет медсестры Шебеко» (1980 г.), Г. Саттель «На строительстве гостиницы Украина» (1950 г.), С. Смирнов «Утро в пекарне» (1998 г.), Б. Танделов «А дома сейчас тепло» (2007 г.), В. Тропинин «Золотошвейка» Г. Фадин «В Заполярье. Творчество» (1975 г.), В. Шепетовский «В детском саду» (1976 г.) и др.
Произведения художественной литературы для детей о профессиях Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», В. Маяковский «Кем быть?», С. Михалков «Мамы всякие нужны», «Дядя Степа — милиционер», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», Е. Карганова «Я рабочим стать хочу», Б. Заходер «Сапожник», «Строители», «Портниха», «Шофер», Е. Пермяк «Для чего руки нужны», С. Чертков «Доярка», «Повар», «Фокусник», «Парикмахер»

 


1 Пасечникова Т.В. Сценарий профориентационного мероприятия: от идеи к проведению / Методическое пособие — Самара: Изд-во ЦПО, 2010.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль