Дошкольное образование в Болгарии и Франции: особенности, интеграция опыта

386

Термин «интеграция» происходит от латинского слова integratio, что значит «соединение». В Большом энциклопедическом словаре приводится следующее содержание этого понятия: «состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию».Обсуждение актуальных проблем образования в Общине г. Варны в рамках выездного международного семинара в Болгарии (эксперт Обшины по образованию С. Ангелова, канд. пед. наук  О.А. Комарова , канд. пед. наук  Т.В. Кротова  Т.В., канд. психол. наук Т.П. Авдулова)

Сегодня часто говорят об интеграции в образовании с использованием международного опыта дошкольного образования — интеграции содержания образования, методов обучения и воспитания, подходов к образовательному процессу и пр.

Интеграция в образовании связана с основными тенденциями  развития детского сада, такими как оптимизация процессов обучения и воспитания на компетентностной основе, реализация деятельностного подхода к развитию, введение принципов непрерывности и многоуровневости образования. Все эти принципы уже давно и успешно внедряет международный опыт дошкольного образования.

Компетентностный подход предполагает реализацию такого содержания, которое ориентировано на формирование у ребенка умений пользоваться приобретенными знаниями в практической деятельности, апробацию знаний и умений на практике, а также развитие способности самостоятельно находить необходимую информацию и транслировать ее. Здесь имеет место интеграция в смысле соединения содержания образования (теоретический компонент) и его деятельностной основы (практики реализации).

Международный опыт дошкольного образования предусматривает его непрерывность. Она предполагает моделирование соответствующей образовательной среды на основе образовательной сети сред разных уровней и их содержания, и интеграцию образовательных программ. В данном ключе интеграция приобретает свою актуальность, т. к. важным является соединение, взаимодополнение содержания, методов и технологий реализации образования.

Итак, применение термина «интеграция» в теории и практике образования становится очевидным. Осуществление интегративного подхода в деятельности образовательных организаций, т. е. реализация образовательного процесса на основе взаимодополняющего содержания, предполагает наличие условий для его разработки: создание возможностей для знакомства с новым опытом, его изучения, оптимизации деятельности педагога по его присвоению и переработке в новый образовательный «продукт». Это может осуществляться в форме взаимопосещений (с последующим обсуждением) непосредственно образовательной деятельности или уроков коллег по образовательной организации, экскурсий в другие организации района, города, страны, а также выездных мероприятий — для изучения образовательного опыта зарубежных педагогов.

Выступление руководителя структурного подразделения СОШ на круглом столе в Общине г. Варны в рамках выездного международного семинара в Болгарии

В свое время менеджмент различных компаний открывал для себя эффективность организационного развития через сравнение с зарубежными аналогичными компаниями, а не с самой организацией за предшествующий период развития. Однако некоторые идеи не стоит открывать заново, уместно использовать международный опыт дошкольного образования.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» стратегическим направлением развития науки является ее интеграция в международный опыт дошкольного образования как с позиции ориентации на международные требования, так и готовностью транслировать собственный профессиональный опыт за рубеж. Значительная самостоятельность образовательных организаций в разработке и реализации образовательных программ позволяет активно использовать международный опыт и создавать модели сетевого международного сотрудничества.

Задачи расширения профессиональных ориентиров и освоения международного опыта дошкольного образования актуальны не только в связи с богатыми возможностями профессионального роста и обогащения образовательных программ, но и с позиции развития и социализации детей. Сегодня следует рассматривать совершенно новые пути социализации современных дошкольников, которые с детства начинают включаться в международное социальное пространствоблагодаря использованию средств массовой информации и коммуникации, современных технологий и реальных возможностей международного взаимодействия. Социальное пространство современных детей расширяется, растут масштабы межкультурного взаимодействия, и задачи формирования толерантности, коммуникативной компетентности, социализации дошкольников могут решаться в реальном взаимодействии с детьми разных стран (с помощью видеоконференций, международной переписки, участия в различных культурных программах и т. д.).

Отечественная система ДОО последовательно включается в международный опыт дошкольного образования и ставит перед собой задачу подготовки ребенка к жизни в мировом сообществе, включению его в мировое образовательное пространство.

Так, инициативной группой под нашим руководством был проведен ряд выездных семинаров в разные страны, объединенных общей идеей интеграции международного опыта дошкольного образования. Они включали в себя создание условий для знакомства с педагогическим опытом Болгарии, Израиля и Франции, особенностями организации дошкольного образования в данных странах. Участники группы посещали разные образовательные учреждения, дискутировали с зарубежными коллегами, обогащали имеющиеся знания и умения в ходе круглых столов и тренинговых занятий. Так создавались возможности для знакомства с образованием страны, его обсуждения и выработки путей интеграции международного опыта дошкольного образования в собственную профессиональную деятельность.

В рамках данной статьи предлагаем небольшой сравнительный анализ международного опыта дошкольного образования, цель которого — обогатить профессиональный опыт педагогов интенсивно развивающегося современного дошкольного образования, выделив достоинства зарубежных подходов и их ограничения. Это позволит создать своего рода «зону ближайшего развития» в профессиональной мотивации педагогов и одновременно переосмыслить собственный профессиональный опыт в контексте международного опыта дошкольного образования.

Международный опыт дошкольного образования: Болгария

Университетское школьное и дошкольное образование в Болгарии на протяжении длительного периода времени складывалась созвучно российской системе, которая оказала значительное влияние на ее становление. Это обусловлено сложившимися политическими и социальными взаимосвязями между странами и не могло не отразиться на содержании и организации образования. Большое количество фундаментальных исследований отечественных авторов использовалось и модернизировалось болгарскими педагогами, существовала традиция взаимообмена студентами и школьниками в существовавшем социалистическом пространстве. Проявления этой созвучности можно увидеть также в использовании сходного программного содержания, дошкольного образования в Болгарии и в России, особенностях организации режимных моментов, построении развивающей среды.

Дошкольное образование в Болгарии государственное и бесплатное и охватывает возрастной промежуток от 3 до 7 лет. Существуют и частные детские сады, но их количество незначительно.

Есть детские сады коррекционной направленности, которые, однако, планируется реформировать в связи с введением принципа инклюзивности в образовании, реализуемого Европейским сообществом. Регулируется дошкольное образование в Болгарии на сегодняшний день Государственными образовательными требованиями — системой нормативных актов, регламентирующих формы и цели образования на разных уровнях.

Дошкольное образование в Болгарии обращает на себя внимание высокой наполняемостью групп — до 40 человек. Во всех возрастных группах (возрастное распределение совпадает с российской моделью) педагоги проводят специальные занятия по разным направлениям детского развития, например: болгарский язык и литература, социальный мир («социален свят»), природный мир («природен свят»), математика, изобразительное искусство, конструирование — техническая и бытовая деятельность, игровая культура, музыка, физическая культура. Формы организации этих направлений в системе дошкольного образования в Болгарии — специальные «игровые и познавательные ситуации», т. е. делается упор на приоритетное использование игровых методов в обучении. Примечательно, что направления развития детей носят название «культурно-образовательные области», тем самым ставится акцент на формирование культуры личности и включение дошкольников в общее образовательное пространство.

Дошкольное образование в Болгарии предусматривает «занятия на избор», т. е. свободная деятельность детей. В старших группах большое внимание отводится подготовке к школьному обучению, для этого используется специальные методические комплекты, а также «портфели будущего первоклассника», которые приобретаются родителями. Также дошкольное образование в Болгарии  включает и дополнительное обучение детей по разным направлениям (физическое, эстетическое, интеллектуальное), которое часто организуется за отдельную плату.

Характерно также отсутствие широкого кадрового состава, большинство специалистов в системе дошкольного образования в Болгарии выведены за штат в сферу дополнительных образовательных услуг. Данный подход можно рассматривать как в качестве положительного момента — отсутствие излишнего контроля, многоаспектности образовательной деятельности, экономическая целесообразность, так и в качестве отрицательного — невозможность реализации комплексного подхода к образованию и воспитанию, проведения своевременной коррекционной работы, размытость функционала.

Фрагмент тренинга профессионального роста в рамках выездного международного семинара в Болгарии (сентябрь, 2013)

Дошкольное образование в Болгарии не предусматривает должностей психолога и логопеда в штате т. к. данная деятельность находится в ведении дополнительного платного образования. Также отсутствует должность старшего воспитателя или методиста. В организации педагогического процесса руководителю (директору) детского сада часто оказывает помощь «педагогический советник», который является, как правило, психологом и занимается проведением тренинговой работы с коллективом, а также контролирует реализацию педагогического процесса в целом.

Любопытно, что дошкольное образование в Болгарии предусматривает обязательные часы нагрузки для директора дошкольного образовательного учреждения, т.е. он обязан отработать определенное в качестве воспитателя в группе. Такой подход позволяет сохранять включенность в непосредственную педагогическую деятельность и равные, партнерские отношения с коллегами.

Педагоги используют программы и методическое обеспечение, рекомендованные Министерством образования страны. Однако на сегодняшний день организации дошкольного образования в Болгарии достаточно свободны в выборе реализуемых программ. В дошкольных учреждениях не предусмотрено создание собственной образовательной программы, имеет место только годовой план работы. Деятельность детских садов инспектируется экспертами в области образования из Муниципалитетов (Общин), которые осуществляют контроль над образовательными учреждениями и оказывают им методическую поддержку.

Дошкольное образование в Болгарии предусматривает четкий распорядок — режим дня, которым руководствуются педагоги. Детские сады, как правило, работают с 8 : 00 до 18 : 00, однако существуют дошкольные организации, принимающие детей с 6 : 00 и функционирующие до 18 : 00. В режиме дня отводится время на специальные занятия, свободную игру, приемы пищи, дневной сон, прогулку. Интересен тот факт, что педагогу выделяются в рабочем времени часы для подготовки к занятиям, самообразования, которое может осуществляться как на рабочем месте, так и вне его. Значительное внимание в дошкольном образовании в Болгарии уделяется игре, использованию ее как средства развития детей.

Сегодня в связи с демократизацией системы дошкольного образования в Болгарии во взаимодействии педагог — обучающийся появилось больше свободы и открытости, неформального общения. Данный факт не всегда позитивно оценивается педагогами, которые по-прежнему дорожат дисциплиной и во многом занимают авторитарную позицию. Однако при этом очевидно отсутствие барьеров в общении детей с педагогами, частое использование диалога во взаимодействии, восприятие ребенка как полноценной личности. Поддержанию статуса педагога способствует используемое в Болгарии вежливое обращение детей и родителей к педагогу, например, «госпожа Иванова», реже — обращение по имени.

Среди имеющихся проблемных зон болгарские педагоги выделяют взаимодействие с родителями, с которыми сложно установить конструктивный диалог. Педагоги отмечают их излишнюю требовательность и нежелание включаться в педагогический процесс. Решение этой проблемы для болгарских педагогов остается открытым. В рамках взаимодействия с семьями проводятся родительские собрания, иногда консультации, оформляются информационные стенды.

Несмотря на регламентированность и зонирование пространства в среде детского сада, дошкольное образование в Болгарии предусматривает достаточно большое количество свободы для детей — возможности перемещения, использования тех или иных игрушек, предметов мебели и даже техники (компьютер, телевизор). Все игрушки и предметы находятся в свободном доступе для детей, на уровне их роста. В игре разрешено использовать предметы мебели (например, кровать как часть кабинета врача и т. п.). В развивающей среде групповых помещений видно неформальное творческое отношение педагогов — большое количество атрибутов, сделанных своими руками, оформление пространства, как правило, в их же авторском исполнении.

В целом среда напоминает традиции ее создания в России: наличие зон, уголков для сюжетно-ролевой игры, экспериментирования, творчества. Физкультурный и музыкальный залы, как правило, совмещены и носят красивое название «салон» (музыкальный или физкультурный). В учреждениях дошкольного образования в Болгарии есть бассейны. Активно используется большая территория, на которой имеются детские площадки, физкультурные зоны, экологические тропы, огороды.

В Болгарии ценят национальные традиции, которые воспитываются у детей при организации праздников и досугов, а также в созданных почти во всех учреждениях дошкольного образования в Болгарии уголках деревенского быта. В оформлении среды дошкольных организаций всегда имеются патриотические атрибуты — флаг, герб (города) и пр. Обязательным в настоящее время является использование символики Европейского союза. Необходимо отметить, что в Болгарии продолжают высоко ценить русскую культуру и традиции, что отражается в использовании соответствующей детской литературы, а также организации театрализованных постановок по сюжетам русских народных сказок, разучивании русских песен.

Значительным акцентом в современном дошкольном образовании в Болгарии становится ориентация на «интеркультурное воспитание» в соответствии с Декларацией европейских министров образования, принятой на конференции ХХI сессии по образованию в 2003 г., которая подчеркивает необходимость формирования у детей принципов уважения человеческих прав, понимания многообразия существующих культур, разработки программ развития взаимопонимания и коммуникации посредством изучения иностранных языков, а также учета интеркультурных принципов образования в учебных планах и программах. Интеркультурное образование в системе дошкольного образования в Болгарии строится как альтернатива интернациональному образованию и ориентировано на международный диалог, усвоение представлений о разных культурах, пониманию сходства и различий между ними. Особенно актуальна задача такого воспитания для детей разных этнических групп и в тех регионах, где среди населения в значительной степени присутствуют разные этносы.

Международный опыт дошкольного образования: Франция

Французская система существенно отличается от дошкольного образования в Болгарии. Она финансируется государством, на всех уровнях можно получить бесплатное образование, в т. ч. регламентация форм получения образования в ДОУ и высшего. Большинство детей посещают образовательные учреждения. Учитывая, что уровень рождаемости во Франции один из самых высоких в Европе, количество образовательных учреждений постоянно растет, совершенствуется их деятельность.

Дошкольное образование во Франции ориентировано на детей 2–6 лет. Оно не является обязательным, но подавляющее большинство детей посещают детский сад. Родители, как правило, стремятся зачислить своего ребенка в образовательное учреждение. Помимо доступного бесплатного дошкольного образования, есть альтернативные варианты частных платных детских садов, отличающихся оборудованием и предметной средой. Средняя наполненность групп в детском саду — 25 детей.

Руководители образовательных учреждений во Франции в обязательном порядке сменяются каждые пять лет, и управленческую должность занимают члены педагогического коллектива, что позволяет эффективно регулировать отношения, обеспечивать сменяемость власти, избегать авторитаризма и нарушений профессиональной этики. Деловые равные отношения в коллективе направлены на повышение качества работы, каждый из сотрудников участвует в управлении, а руководитель образовательного учреждения одновременно осуществляет и педагогическую деятельность. При этом он фактически не осуществляет функцию контроля над педагогами.

Отсутствуют в дошкольных учреждениях Франции формы планирования, отчета. Педагог свободен в выборе образовательных программ и методических пособий (методические пособия используются в образовании минимально). Главный показатель деятельности педагога — позитивный настрой детей и положительные отзывы родителей. Фактически родители «голосуют» за педагогов и устанавливают рейтинг образовательных организаций.

Французские дошкольные организации отличает очень необычный, в нашем понимании, режим дня. Дети посещают детский сад с 8 : 30 до 11 : 30 и с 13 : 30 до 16 : 30. На время обеда их забирают домой. В детском саду обедают только дети из тех семей, где оба родителя работают (для подтверждения этого они должны предоставить документы о занятости). Дневной сон не предусмотрен для детей начиная с 4 лет. Утренний прием проходит в очень жестком режиме: на 15 минут открываются ворота, пропуская сразу всех пришедших дошкольников (опоздавшие могут остаться за воротами). Забирают родители своих детей тоже одновременно, в конкретное время, когда воспитанников приводят в общий холл.

Воспитатель никогда не будет отвлекаться в течение дня на родителей — для этого существуют специально назначаемые часы. Получить обратную связь от воспитателя о том, как прошел день у ребенка, непросто: педагог занят со всеми детьми и, скорее всего, даст минимальную нейтральную информацию. Общение с родителями не является обязательным: в задачи воспитателя не входит воспитание родителей или воздействие на ребенка через семью. Детей принимают такими, какие они есть, но при этом детский сад не гарантирует образовательных достижений. Для родителей характерно доверие к воспитательной системе, они не требуют какую-либо информацию от педагогов.

Помощник воспитателя не убирается в группе и не занимается санитарной обработкой помещений, а полноценно участвует в образовательном процессе с той только разницей, что у него нет такой профессиональной квалификации и опыта, как у основного педагога. Соответственно в группе всегда присутствует два взрослых, непосредственно занятых детьми. Уборку помещений осуществляет специальный персонал.

В целом дошкольное образование во Франции не ориентировано на достижения, хотя систематические занятия в детских садах проводятся в разных областях. Главные задачи — развитие социальных, коммуникативных и эстетических навыков, создание комфортной среды для личности и таких условий развития, когда ребенок может быть самим собой. Вспоминается высказывание Ж. Пиаже о том, что в США он столкнулся с кардинально иным, чем он привык в Европе, отношением к ребенку: ориентацией на достижения и его опережающее развитие. В американской аудитории, знакомясь с концепцией развития интеллекта, слушатели неизменно задавали известному психологу вопрос: «Как заставить интеллект развиваться быстрее?». Пиаже отвечал на этот «американский» вопрос «европейским» вопросом: «Зачем?».

Таким образом, французские детские сады ориентированы на психологический комфорт и социализацию детей, но не ставят задачи опережающего интеллектуального развития, не проводят интеллектуальные конкурсы для дошкольников, задаваясь все тем же вопросом «Зачем?». Вместе с тем результаты развития дошкольников в детских садах очевидны.

Младшие дети посещают первую группу (до 4 лет), где в основном играют. С ними много разговаривают, общение происходит очень индивидуализированно. Во второй группе (от 4 до 5 лет) вводятся творческие, продуктивные виды деятельности — рисование, лепка, конструирование. Много внимания уделяется общению детей друг с другом, правилам взаимодействия. Старшие дошкольники в третьей группе (от 5 до 6 лет) учатся считать, читать и писать.

Большое внимание уделяется формированию гражданской идентичности и патриотическому воспитанию. Осознание себя французом, развитие чувства национального единства - эти компоненты занимают важное место в развитии личности. Социализация дошкольников во Франции прежде всего направлена на освоение правил и норм поведения, окружающие предъявляют достаточно высокие требования к поведению детей, их способности регулировать свои желания. Правила вежливости и социального взаимодействия соблюдаются неукоснительно уже в очень раннем возрасте. Также дошкольники знакомятся с основами права. Дети не будут перебивать взрослых, требовать купить сладости, а взрослые спокойно делают им замечания в отношении их сообразительности, внешнего вида или неуместного поведения. С детьми всегда разговаривают, и беседы, обсуждения, терпеливые, позитивные объяснения являются одним из главных методов развития ребенка.

Во французских детских садах не принято размениваться на мелочи, фиксируясь на санитарно-эпидемиологическом контроле, написании программ развития или составлении отчетов. Базовая цель - личностное общение с ребенком, создание условий для полноценной реализации личностью своего потенциала. Однако это развитие, по представлениям педагогов, идет естественным путем и не требует чрезмерной стимуляции. В детских садах и школах нет художественной самодеятельности, коллективные мероприятия, где главные участники — дети, чрезвычайно редки. Праздники делаются для детей, но не самими детьми.

Есть во французской системе образования и ясли, которые оплачиваются в зависимости от доходов семьи (в отдельных случаях посещение их ребенком бесплатно). Посещать их могут дети с 3 месяцев. Желание отдать ребенка в ясли среди французских матерей достаточно велико, однако на этом уровне образования места всем желающим не предоставляются, существует лист ожидания.

В целом, на наш взгляд, можно выделить ряд ключевых идей для интеграции международного опыта дошкольного образования в российский.

Для наглядности в приложениях 1, 2 соответственно представлен краткий покомпонентный анализ особенностей дошкольного образования в Болгарии и Франции.

Изучение содержания каждого представленного компонента позволит педагогам провести параллели с собственным профессиональным опытом, найти сходства и различия, а также наметить пути интеграции.

Социокультурная модернизация образования способствует превращению его в ключевой институт общества. Современное дошкольное образование в России ставит перед собой цели воспитания, развития, моделирования социума, получая свой законный уровень в общей структуре образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, в качестве первого и центрального ориентира предлагает принцип поддержки разнообразия, толерантности, вариативности, самоценности детства. Ориентация на международный опыт дошкольного образования, введение идей сотрудничества дошкольных образовательных организаций, позволяют не просто реализовывать Федеральные образовательные стандарты, но глубоко понимать ориентиры дошкольного образования и моделировать их в конкретных образовательных организациях.

Интеграция международного опыта дошкольного образования позволяет формировать условия социализации и индивидуализации развития детей на основе признания ценности траектории развития и личностного потенциала каждого ребенка.

Приложение 1

Покомпонентный анализ образовательной среды в Болгарии

Компонент образовательной среды

Содержание компонентов образовательной среды

Отношения педагог — обучающийся

Предоставление ребенку большей свободы в деятельности, использование похвалы за достижения, ориентир на нравственные поступки, моральные ценности. Стремление дисциплинировать детей, при необходимости проявляется авторитарность

Формы общения педагога и обучающегося

Педагогический такт, стремление к диалогу в общении, игровом взаимодействии. Акцент на творческом взаимодействии — проведении праздников, досугов и пр. Отсутствие барьеров в общении

Особенности (формы) организации занятий

Наличие фронтальных занятий по разным направлениям развития; упор на экологическую направленность, а также формирование культуры личности

Предметная среда

Наличие зонирования пространства, доступность материалов и оборудования, вариативность использования предметов мебели

Методы обучения, воспитания

Приоритетное использование игровых методов в обучении, личный пример педагога, широкое использование метода проектов

Количество уровней образования

Детские сады. Школы (I–XII классы), которые включают:
• начальное образование (I–IV классы);
• основное (I–VIII классы);
• прогимназию (основное) (V–VIII классы);
• гимназию (IX–XII и VIII–XII классы);
• среднеобразовательное училище (I–XII классы)

Участие государства в системе образования

Государство финансирует всю систему образования, определяет выбор образовательных программ. Отсутствуют директивы по методическим материалам

Взаимодействие с родителями

Проводятся родительские собрания, консультации для родителей. Однако существует проблема налаживания конструктивного общения в системе педагог — родитель

Приложение 2

Покомпонентный анализ образовательной среды во Франции

Компонент образовательной среды

Содержание компонентов образовательной среды

Отношения педагог — обучающийся

Авторитетная позиция педагога и по отношению к детям, и по отношению к родителям. Похвала используется редко, но требования разумны и реализуются систематически, позитивно, последовательно

Формы общения педагога и обучающегося

Преимущественно личностное взаимодействие, беседы, обсуждения. Акцент на речевом общении

Особенности (формы) организации занятий

Выдвигаются общие ориентиры воспитания ребенка. Занятия проводятся в свободной игровой форме без обязательного усвоения конкретных ЗУН

Предметная среда

Отсутствие регламентированности пространства, свободный доступ к игрушкам и материалам. Отсутствие спальной зоны. Наличие предметов для релаксации

Методы обучения, воспитания

Игра, «упражнения», направленные на самообучение и саморазвитие

Количество уровней образования

Начальное образование (enseignement primaire):
• детский сад (Lécolematernelle) — с 2 лет;
• начальная школа (Lécoleélémentaire) — обучение с 5 лет (6 лет).
Среднее образование (enseignementsecondaire):
• колледж (Lecollège) — обучение 4 года;
• лицей (Lelycée) — обучение 3 года.
Высшее образование (enseignementsupérieur)

Участие государства в системе образования

Государство финансирует всю систему образования, при этом не определяет выбор образовательных программ. Отсутствуют директивы по пособиям, учебникам

Взаимодействие с родителями

Родители минимально участвуют в деятельности образовательных учреждений, не влияют на образовательный процесс, не вмешиваются в работу педагогов



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль