Самоанализ педагога детского сада

2010

Статья о самоанализе педагога детского сада подготовлена на основе основных положений нормативных актов федерального и регионального уровней, а также методических рекомендаций по аттестации педагогов ДОО.

В целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности, а также установления квалификационной категории (первой или высшей) проводится аттестация1.

Подготовка самоанализа педагога детского сада

Важным этапом подготовки к аттестации педагогов детского сада является анализ педагогом своей педагогической деятельности, грамотный подход к которому станет инструментом для успешного прохождения аттестации.

Самоанализ педагога детского сада

Консультрование педагогов по вопросам оформления самоанализа

Что такое самоанализ педагога детского сада? Это анализ собственной деятельности, процесс осмысления профессионального опыта, выявление профессиональных затруднений и определение путей их преодоления.

Самоанализ педагога детского сада является продуктом изучения результатов профессиональной деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего профессионального самосовершенствования.

Таким образом, самоанализ педагога детского сада должен включать описание деятельности педагога, а также его результативность, содержать выводы о причинах успехов и возникших трудностях и проблемах. Кроме того, в самоанализе педагога детского сада важно обозначить перспективы совершенствования своей педагогической деятельности.

Как должен выглядеть самоанализ педагога детского сада?

Самоанализ педагога детского сада может быть составлен в свободной описательной форме, однако аттестационная комиссия, используя материалы самоанализа, должна оценить уровень освоения педагогом профессиональных компетентностей, которые определяются по следующим показателям:

квалификационная характеристика:

  • знания и умения в области основ теории педагогики, психологии и возрастной физиологии;знания и умения в области технологий индивидуализации образовательного процесса, современных методов психолого-педагогической диагностики;
  • освоение новейших достижений педагогической науки и практики;
  • умение творчески подходить к решению практических задач;

профессионализм педагога:

  • умение создавать комфортный микроклимат в детском коллективе;применение в практической деятельности методов, приемов и средств обучения и воспитания, обеспечивающих вариативность образовательного процесса;умение учитывать индивидуальные и психологические особенности (разный уровень развития, склонности, способности, интересы и состояние здоровья) при отборе форм и методов воспитательно-образовательного процесса;
  • создание условий для реализации креативных (творческих) возможностей воспитанников;применение в практической деятельности исследовательских и опытно-экспериментальных методов обучения и воспитания;
  • умение анализировать и прогнозировать педагогический процесс;
  • использование приемов планирования и организации образовательной, совместной и самостоятельной деятельности воспитанников;

продуктивность педагогической деятельности:

  • организация и подготовка воспитанников к участию в творческих и интеллектуальных конкурсах;
  • участие педагога в профессиональных и творческих конкурсах;
  • участие педагога в семинарах, конференциях, научных форумах, публикации в журналах, сборниках и т. д.

Для того чтобы самоанализ педагога детского сада был четко структурирован, можно предложить следующие его разделы.

В первом разделе «Информация о себе» указывается: год рождения, занимаемая должность, педагогический и трудовой стаж, профессиональное образование, курсы повышения квалификации.

Второй раздел самоанализа педагога детского сада «Особенности реализуемой образовательной программы» отражает:

  • соответствие целей и задач профессиональной деятельности педагога приоритетному направлению деятельности дошкольной образовательной организации;
  • краткую характеристику реализации содержания образовательных областей;
  • новизну подходов к организации образовательной, совместной и самостоятельной деятельности воспитанников в условиях воспитательно-образовательного процесса;
  • формы и методы работы, которые помогли достигнуть более высоких результатов в развитии воспитанников по сравнению с имеющимся традиционным опытом;
  • используемые технологии, направленные на воспитание и развитие дошкольников;
  • приемы и методы, используемые для развития интереса дошкольников к познанию, усвоению новых знаний, а также к самостоятельному поиску решений поставленных задач;
  • соблюдение правил и норм СанПин, охраны труда, техники безопасности.

В третьем разделе «Описание педагогической деятельности по реализации приоритетного направления и темы самообразования» (тема должна быть актуальной, соответствовать тенденциям развития образования) описываются:

  • причины выбора темы (с обязательным выделением в ней исследуемой проблемы);
  • цели и задачи педагогической деятельности;
  • основные теоретические аспекты, послужившие основой для изучения данной темы и преобразования своей педагогической деятельности;
  • используемые в работе современные технологии (краткая характеристика);
  • эффективность нововведений (подтверждение их диагностическим материалом на начало и конец года);
  • ведущие идеи опыта педагога, которые легли в основу совершенствования педагогической практики;
  • соответствие выбранных активных средств и методов социально-педагогическим условиям жизнедеятельности воспитанников в данной социокультурной среде.

Четвертый раздел «Реализация принципов дифференциации и индивидуализации в образовательном процессе» показывает:

  • насколько цели и задачи педагогической деятельности педагога согласуются с индивидуальными потребностями воспитанников группы;
  • каким образом учитываются образовательные потребности каждого ребенка и как используемые педагогом технологии и приемы обучения и воспитания помогают ему выстроить индивидуальные траектории развития воспитанников;
  • какие методы диагностики используются педагогом для оценки достижений воспитанников, и как полученная по итогам диагностики информация влияет на изменение планирования образовательного процесса;
  • какой уровень психологического климата в детском коллективе, и какие меры предпринимаются для создания атмосферы взаимного уважения, доверия и открытости;
  • каким образом организуется взаимодействие с родителями.

Пятый раздел «Организация предметно-развивающей среды» отражает:

  • соблюдение принципов построения предметно-развивающей среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
  • соответствие содержания предметно-развивающей среды реализуемой образовательной программе;
  • насыщенность и разнообразие предметно-развивающей среды, обеспечение занятости каждого ребенка;
  • безопасность, психологическая комфортность и эстетическая привлекательность предметно-развивающей среды в группе.

В шестом разделе самоанализа педагога детского сада фиксируются выводы об эффективности педагогической деятельности, а именно:

  • соответствие форм и методов педагогической деятельности поставленным целям и задачам;
  • результативность (участие и победы в конкурсах разных уровней как педагога, так и воспитанников);
  • описание успехов и проблем, возникших в процессе педагогической деятельности;
  • данные, свидетельствующие об удовлетворенности воспитанников и их родителей организацией воспитательно-образовательного процесса;
  • определение роли деятельности педагога в реализации программы развития дошкольной образовательной организации;
  • осмысление ценности работы педагога в контексте воспитательной работы в целом;
  • способы повышения уровня профессионального мастерства, формы и методы самообразования.

Выводы самоанализа педагога детского сада должны четко определить сущность педагогического опыта, находок, нововведений, их новизну, оригинальность, соответствие тенденциям развития образования.

Несмотря на достаточное количество методических рекомендаций по написанию самоанализа педагога детского сада, педагоги допускают ряд типичных ошибок. Остановимся на них подробнее.

Так, одной из таких ошибок является оформление самоанализа педагога детского сада в виде статистического отчета. Здесь важно понимать, что предмет самоанализа — это аналитические показатели, характеризующие содержание деятельности педагога, но не предоставление статистических данных.

Вторая ошибка — представление показательных данных за определенный период. Между тем в самоанализе педагога детского сада необходимо сформулировать проблему и задачу, которая определяет направление деятельности педагога, а также отметить актуальность выбранной тематики.

Избыток фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации, является третьей ошибкой. Так как самоанализ педагога детского сада предусматривает оценку воспитательно-образовательного процесса в целом: умение планировать различные виды деятельности, обосновать эффективность используемых методов, приемов и технологий для достижения положительного результата.

Необоснованное перечисление приемов, форм, методов, технологий и игр, используемых в педагогической деятельности, также можно отнести к типичным ошибкам, допускаемым педагогами. Между тем описание используемого методического инструментария должно сопровождаться указанием цели и результативности его использования.

И, наконец, пятая ошибка — указание только положительных результатов педагогической деятельности. Педагогам следует помнить, что практическая педагогическая деятельность — это источник профессионального роста и требует рефлексии на каждом ее этапе. Рефлексия педагога — умение видеть проблемы и затруднения в своей педагогической деятельности, а также находить выход из сложившейся ситуации и предвидеть результат.


1 Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль