Организация методического сопровождения педагогов в условиях введения ФГОС в ДОУ

291
Организация методического сопровождения педагогов в условиях введения ФГОС в ДОУ

В соответствии с письмом Минобрнауки России и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 10.01.2014 № 08–10 для реализации плана действий по обеспечению введения ФГОС в ДОУ, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, на уровне ДОО должна быть создана система методической работы. В данную систему входит сопровождение педагогов по вопросам введения ФГОС в ДОУ. Чтобы организовать эффективное сопровождение, необходимо предоставить каждому молодому специалисту своего наставника. Также необходимо организовать участие педагогов в учебно-методических объединениях системы образования и создать необходимые условия для этого процесса.

Как известно, успех управления нововведениями в ДОУ зависит от потенциала руководителя и всей административной команды. Важным при этом является знание сильных и слабых сторон педагогического коллектива, умение обучать новому коллег, а также организация консультирования, разработка соответствующих проектов и программ.

Введение ФГОС в ДОУ  включает работу в несколько этапов. Первым этапом является подготовка, в которую входи анализ готовности дошкольного учреждения к нововведениям. В результате проведенного анализа в МДОАУ «Детский сад „Солнышко“» было выявлено несколько особенностей педагогического коллектива. Некоторые педагоги были не готовы работать в новых условиях. У многих отсутствовала уверенность в своих силах и способностях. Также анализ показал, что некоторые специалисты не хотят что-либо менять. У молодых специалистов встречался недостаток  практических навыков обучения и воспитания дошкольников. Была выявлена несовершенность применения ими педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Основываясь на проведённом анализе, был создан комплекс мер по методическому сопровождению педагогов в период введения ФГОС в ДОУ.

Для организации методического сопровождения были разработаны следующие проекты: «Постоянно действующий семинар по введению ФГОС ДО», «Клуб „Педагогическое просвещение“», «Повышение ИКТ-компетентности педагогов»1.

Данные мероприятия организованы в рамках постоянно действующего семинара по введению ФГОС в ДОУ. Они направлены на оказание непосредственной помощи педагогам. В качестве помощи предлагается изучение и проведение анализа нормативной базы, обобщение передового педагогического опыта введения ФГОС ДО, а также разработка собственных рекомендаций по реализации содержания основных направлений развития дошкольников и т. д. Тематический план постоянно действующего семинара по введению ФГОС в ДОУ представлен в Приложении 1.

Целью клуба «Педагогическое просвещение» является оказание методической помощи молодым специалистам, и как результат успешная их адаптация и вхождение в профессиональную деятельность.

Организация методического сопровождения педагогов в условиях введения ФГОС в ДОУ 

Среди основных проблем, возникающих в процессе педагогической деятельности молодых специалистов ДОО, была выявлена несформированность умений: устанавливать и удерживать контакт в системе «педагог — ребенок», «педагог — коллектив», «педагог — родитель»;вовремя заметить и оказать помощь и поддержку ребенку;увлечь детей каким-либо делом;управлять конфликтными ситуациями;справляться с большим количеством дел одновременно и т. д.

Учитывая это, был разработан план методического сопровождения педагогов в ДОУ. Для этого из числа опытных педагогов ДОО были назначены наставники, работа которых с молодыми специалистами строится в соответствии с тематическим планом занятий по педагогическому просвещению (Приложение 2).

Для конструктивного взаимодействия наставника и начинающего педагога необходимо сочетание не только поучений и демонстрации, но и применение наиболее эффективных форм, развивающих деловую коммуникацию, личное лидерство. Поэтому в ходе занятий организуются деловые и ролевые игры, работа в малых группах, проводится анализ проблемных ситуаций (например, конфликт с родителями воспитанника).

Результат методического сопровождения педагогов в ДОУ высоко повлиял на качество условий для развития и воспитания дошкольников.

Также необходимо заметить, что в педагогическом коллективе появилась и закрепилась тенденция к повышению качества профессиональной деятельности. В коллективе достигнут высокий уровень активности в различной самообразовательной и методической работе. Данный проект побудил педагогов участвовать в конкурсах различных уровней, затронул мотивацию их деятельности и повлиял на уровень восприятия теоретического образования.

Для того, чтобы добиться такого эффективного методического сопровождения педагогов в ДОУ, нужно соблюдать несколько условий. Одним из них является наличие в детском саду педагогов-практиков, у которых уже есть достаточная теоретическая база. Также необходимо, чтобы они желали и были способны доступно и понятно транслировать свой собственный педагогический опыт. Для организации этого процесса можно использовать как мастер-классы, так и семинары-практикумы, консультации, круглые столы и другие формы обучения. У педагогов должны быть в наличии достаточные материальные ресурсы. Руководителям следует позаботиться о приобретении необходимой компьютерной техники, разнообразных периодические профессиональных изданий и т.д.

Однако следует помнить, что организация деятельности по методическому сопровождению педагогов в ДОУ включает в себя несколько рисков. Следует учитывать, что возрастет дополнительная нагрузка педагогов, что, в свою очередь, может привести к таким неприятным последствиям, как эмоциональное выгорание педагогов-стажистов, которое провоцирует снижение качества работы и может, в конечном счёте, привести к увольнению. Чтобы предотвратить данные последствия, необходимо организовать психологическое сопровождение коллектива. Без такого вида поддержки педагогов реализация ФГОС ДОО будет проблематичной. 

Организация методического сопровождения педагогов в условиях введения ФГОС в ДОУ 

Приложение 1

Тематический план постоянно действующего семинара по введению ФГОС в ДОУ

Срок проведения Мероприятие Ответственный
Февраль, 2014 г. Семинар «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО с учетом требований ФГОС ДО» Заведующий ДОО, старший воспитатель, педагог-психолог
Март, 2014 г. Круглый стол «Индивидуализация дошкольного образования — один из принципов ФГОС ДО» Заведующий ДОО, старший воспитатель
Апрель, 2014 г. Семинар-практикум «Создание социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста» Заведующий ДОО, старший воспитатель
Май, 2014 г. Мастер-класс «Организация сюжетно-ролевых игр» Заведующий ДОО, старший воспитатель, воспитатели
Май, 2014 г. Круглый стол «Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности» Старший воспитатель, воспитатели
Август, 2014 г. Круглый стол «Использование разных видов деятельности как средства обогащения развития детей» Заведующий ДОО, старший воспитатель
Август, 2014 г. Разработка алгоритма действий педагогов при зачислении в ДОО ребенка с ОВЗ «Порядок работы с детьми ОВЗ» Рабочая группа (заведующий ДОО, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель)
Сентябрь, 2014 г. Симпозиум «Реализация принципа дошкольного образования — учет этнокультурной ситуации развития детей» Рабочая группа
Сентябрь, 2014 г. Родительское собрание «Информирование родительской общественности о подготовке ДОО к введению ФГОС ДО» Заведующий ДОО, воспитатели
Октябрь, 2014 г. Семинар-практикум «Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности» Рабочая группа
В течение года Размещение на официальном сайте ДОО материалов, отражающих деятельность по введению ФГОС ДО Заведующий ДОО, ответственный за ведение сайта
Ноябрь, 2014 г. Семинар «Оценка индивидуального развития детей как результат эффективности педагогических действий» Старший воспитатель, педагог-психолог
Декабрь, 2014 г. Семинар-практикум «Речевое развитие как одно из направлений развития и образования детей» Старший воспитатель, учитель-логопед
Январь, 2015 г. Круглый стол «Технология культурных практик как процесс освоения детьми социокультурных норм и образцов деятельности» Рабочая группа
Февраль, 2015 г. Районный семинар «Реализация содержания образовательной области „Художественно-эстетическое развитие“ в контексте с ФГОС ДО» Заведующий ДОО, старший воспитатель
Март, 2015 г. Ролевая игра «Физическое развитие как одно из направлений развития и образования детей» Старший воспитатель, инструктор по физической культуре
Апрель, 2015 г. Конференция «Развитие познавательной активности средствами экологического образования» Старший воспитатель, рабочая группа
Май, 2015 г. Круглый стол «Обобщение опыта введения ФГОС ДО. Планирование работы на 2015–2016 учебный год» Заведующий ДОО, старший воспитатель педагогический коллектив

Приложение 2

Тематический план занятий по педагогическому просвещению молодых педагогов (2 раза в месяц / 18 встреч в течение учебного года)

Срок проведения Тема занятия Результат встречи Ответственный
Сентябрь Организация развивающей предметно-пространственной среды групп Методические рекомендации Заведующий ДОО, старший воспитатель, воспитатель
Организация утреннего приема детей (взаимодействие с родителями) Методические рекомендации
Октябрь Организация и методика проведения сюжетно-ролевых игр Методические рекомендации
Организация и методика проведения режиссерских, спортивных, дидактических игр Методические рекомендации
Ноябрь Открытый просмотр спортивной игры детей средней группы, организованной молодым специалистом Анализ работы
Открытый просмотр и анализ непосредственно образовательной деятельности в младших группах ДОО. Соблюдение методики проведения образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Анализ работы
Декабрь Методика подготовки и проведения продуктивной деятельности дошкольников Методические рекомендации
Организация и проведение приема пищи в группе Методические рекомендации
Январь Открытый просмотр приема пищи в подготовительной группе, организованного молодым специалистом Анализ работа
Взаимодействие воспитателей со специалистами ДОО (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре) в процессе образовательной деятельности Методические рекомендации
Февраль Взаимодействие воспитателей со специалистами ДОО (учителем-логопедом, педагогом-психологом) в процессе образовательной деятельности Методические рекомендации
Оздоровление детей в процессе режимных моментов (утренняя, корригирующая, пальчиковая, дыхательная гимнастика) Методические рекомендации
Март Открытый просмотр проведения молодым специалистом корригирующей гимнастики с детьми 2-й младшей группы Анализ работы
Оздоровление детей в процессе режимных моментов (система закаливания) Методические рекомендации
Апрель Организация прогулки Методические рекомендации
Виды прогулок с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации
Май Открытый просмотр проведения молодым специалистом прогулки с детьми старшей группы Анализ работы
Анализ работы клуба «Педагогическое просвещение» Анализ работы. Планирование деятельности клуба



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль