Игровые технологии для детей с ОНР

383

Антипина О.С., учитель-логопед  высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 9» г. Кушвы Свердловской области

Игровые технологии для детей с ОНР

Упражнение в составлении рассказа по разрезным картинкам с видами г. Кушва на основе личного опыта и знаний

Известно, что коррекция такого сложного речевого нарушения как общее недоразвитие речи (далее — ОНР) и требует комплексного воздействия на все стороны речевого развития ребенка. При этом формирование самостоятельной связной речи у детей с ОНР относится к одной из важнейших задач коррекционно-логопедической работы.

В процессе проектной работы с дошкольниками с ОНР специалисты часто сталкиваются с рядом проблем, связанных не только с дефицитом у них языковых и речевых средств, но и с недостатками в речевой мотивации и коммуникации.

Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является наиболее эффективным методом обучения и воспитания. В игровых технологиях для детей с ОНР решаются задачи нравственного, умственного развития, развития речи дошкольников с ОНР, создаются условия для формирования личности ребенка, навыков общения.

Как показывает опыт, именно игровая технология для детей с ОНР создает оптимальные условия и для решения задачи формирования самостоятельной связной речи у дошкольников с ОНР. Поэтому она широко используется в логопедической практике.

Дошкольные годы — особый период, имеющий непреходящее значение для развития коммуникативного
и языкового творчества детей, и наиболее продуктивный путь лежит через диалог умного понимающего взрослого
с ребенком и детей друг с другом.
А. Г. Арушанова

Так, с целью внедрения игровых технологий в ДОУ для детей с ОНР в  коррекционно-образовательный процесс в МАДОУ «Детский сад № 9» была разработана комплексная модель игрового обучения детей с ОНР, предусматривающая тесное взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей воспитанников. Важным показателем этой совместной работы стало создание коррекционно-развивающей среды в ДОО, активизация взаимодействия с семьей, профессиональный и творческий рост педагогов.

Игровые технологии для детей с ОНРСравнение предметов посуды, изображенных на собранных пазлах

Основными задачами реализации данной модели являются:

формирование у детей мотивации речевой активности;обогащение словарного запаса;преодоление нарушений грамматического строя речи;формирование связных высказываний;овладение сложными формами монологической и диалогической речи;воспитание социально-полезных форм поведения и качеств личности (общительности, самостоятельности, доброжелательности, активности).

Для реализации комплексной модели игровых технологий в образовательном процессе для детей с ОНР предметно-развивающая среда ДОО была обогащена дидактическими играми и пособиями. При планировании игровых технологий для детей с ОНР в коррекционной работе использовались методические разработки З. Е. Агранович, А. Г. Арушановой, В. В. Коноваленко,Н. В. Нищевой, а также разрабатывались новые игровые технологии для детей с ОНР и игровые пособия, была создана игротека по лексическим темам.

Игра сама по себе оказывает благоприятное воздействие на общее психическое состояние ребенка, актуализирует его компетентность, активизирует фантазию, воображение. В то же время игровые технологии для детей с ОНР освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной однообразной деятельности и помогают чередовать виды речевой деятельности.

Учитывая это, в ходе работы с воспитанниками педагоги ДОО создают эмоционально насыщенную атмосферу, игровые ситуации, которые побуждают их к речевому общению, обеспечивают максимальную речевую активность.

Для формирования мотивации речевой деятельности детей используются такие приемы, как:

  • поощрения;
  • беседы;
  • рассказы;
  • эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;
  • создание проблемной ситуации;
  • демонстрация интересных иллюстраций, фотографий;
  • встречи со сказочными героями;
  • использование кукол, атрибутов и элементов костюмов разных персонажей.

Среди игровых технологий для детей с ОНР, которые педагоги и специалисты ДОО включают в работу с дошкольниками, можно выделить словесные дидактические и  сюжетно-ролевые игры в таких формах, как:

  • занятие-путешествие;
  • занятие-соревнование;
  • занятие-диспут;
  • занятие-игра;
  • театрализованное выступление.

Наиболее эффективными можно считать словесные дидактические игры, направленные на обогащение лексического запаса посредством актуализации пассивного словаря, объяснения новых понятий и развития словообразования. Это первая группа игровых технологий для детей с ОНР, среди которых «Большой — маленький», «Один — много», «Чей дом?». На основе популярных игровых сценариев в детском саду также разработаны словесные развивающие игры «Чей хвост?», «Четвертый лишний», «Мой родной город».

Вторую группу составляют словесные дидактические игровые технологии для детей с ОНР, способствующие преодолению нарушений грамматического строя речи. Они направлены на развитие словоизменения и согласования. Это такие игры, как «Что где растет?», «Кто чем питается?», «Подбери действие», «Подбери признак». Удачным продолжением этого блока могут служить разработанные педагогами ДОО игровые технологии для детей с ОНР «Найди пару», «Подбери и назови».

Игровые технологии для детей с ОНРПридумывание загадки о самолете с помощью составленного ранее  плана-схемы

В третью группу входят словесные дидактические игровые технологии для детей с ОНР и игровые приемы, направленные на формирование связных высказываний. Например: «Кто где живет?», «Назови детенышей, маму, папу», «Кто как передвигается?», «Кто чем управляет?», которые упражняют в составлении простых и сложных синтаксических конструкций с соединительными и противительными союзами.

В игре дети овладевают такой сложной формой монологической речи, как доказательство, которое включает в себя принцип научности. Разработанные педагогами ДОО словесные дидактические игры «Отгадай транспорт», «Мой родной город», «Птичья столовая» и «Защити зиму» успешно используются для формирования у дошкольников аргументированной речи.

Особенно сложным является становление диалогического общения детей с ОНР, т. к. диалог — это не просто композиционная форма речи, но способ осуществления личностных отношений между собеседниками.

Также в коррекционной работе активно используютсясюжетно-ролевые игры с правилами. Они наиболее эффективно содействуют развитию умения грамотно строить диалог. К ним можно отнести такие разработанные педагогами ДОО игры, как «Поговорим, друг», «Давай познакомимся», «Угадай, кто я», «Как ты жил, поживал?».

В качестве примера в приложении представлены игровые технологии для детей с ОНР, разработанные и используемые педагогами ДОО.

Своеобразной игрой «в литераторов» можно считать приемы, направленные на развитие речи дошкольников с ОНР. Так, педагоги ДОО успешно проводят работу по формированию у дошкольников навыков сочинения сказок, загадок, составления мини-сочинений.

Созданию таких детских творческих проектов предшествует большая индивидуальная работа с воспитанниками, предусматриваются задания для совместной с родителями деятельности, проводятся экскурсии по городу, в краеведческий музей, детскую библиотеку.

Полученные знания дошкольники закрепляют в ходе непосредственно образовательной деятельности по ИЗО, на занятиях в кружке «Оригами». Творческие проекты, иллюстрированные детскими рисунками, аппликациями, фотографиями, объединяются в альбомы, журналы и сборники.

Изучением данной проблемы педагогический коллектив ДОО занимается несколько лет. Накопленный за это время опыт позволяет сделать вывод о том, что использование игровых технологий для детей с ОНР способствует формированию положительной речевой мотивации, активизации самостоятельной связной речи, обогащению ее лексического содержания и совершенствованию грамматического оформления, а также развитию речи дошкольников с ОНР  и коммуникативных способностей. Подтверждением тому является положительная динамика уровня развития речи дошкольников с ОНР.

Кроме того, создание благоприятных условий, учитывающих особенности развития речи дошкольников с ОНР, стало основным показателем качества коррекционно-развивающей среды ДОО, которая обеспечивает достижение каждым ребенком оптимального уровня развития речи дошкольников с ОНР, психических процессов, мышления и коммуникативных навыков.

Приложение

Примеры игр, разработанных и используемых педагогами ДОО
в работе с детьми с ОНР

Игра «Защити зиму»

Словесная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста. Может использоваться в ходе непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, экологии.

Дидактические задачи: закрепление знаний детей по теме «Зима»;обогащение эмоционально-экспрессивной лексики;упражнение в составлении высказываний с элементами доказательства;формирование аргументированной речи.

Игровое правило: высказывать свое мнение о зиме, используя ласковые, красивые слова и образные выражения, а также фразы «потому что», «так как», «я считаю», «по моему мнению».

Игровые действия: дети высказываются в защиту зимы, опираясь на иллюстрации.

Ход игры:

(Педагог надевает головной убор судьи и объясняет,
что он — обвинитель, а дети — защитники в суде.)

Педагог: Я обвиняю зиму в том, что она принесла холод, голод, загубила все живое. Ее называют злой старухой. Кто готов защитить зиму и подобрать для нее ласковые слова?

Дети: Мы! Про зиму говорят: зимушка-зима, матушка-зима, гостья-зима, зима-волшебница.

Педагог: Почему зиму так называют? Какая она?

Дети: Красивая, волшебная, сказочная, веселая, чудесная.

Педагог: Хорошо. Но суду нужны факты. Докажите с помощью иллюстраций, что зимой красиво.

Дети (показывая на зимние картинки):

Зимой красиво, потому что блестит и переливается на солнце снег, кружатся в воздухе снежинки, на окнах появляются снежные узоры.

Педагог: Докажите, что зима — волшебница.

Дети: Мы считаем, что зима — волшебница, так как она научила снежинки танцевать, построила ледяные мосты на реках.

Педагог: Докажите, что зима — веселое время года.

Дети: Зимой весело, потому что мы встречаем Новый год, катаемся на санках, лыжах, коньках, играем в снежки.

Педагог: Молодцы! Вы защитили зиму, создали хорошее мнение о ней, и она порадует вас своими чудесами.

Игра «Давай познакомимся»

Сюжетно-ролевая игра с правилами для детей старшего дошкольного возраста. Может использоваться в ходе непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, в инсценировках, свободной деятельности воспитанников.

Дидактические задачи:

обогащение представлений детей о белом и буром медведях;упражнение в ведении диалога и составлении рассказа с опорой на иллюстрации;формирование мотивации речевого общения.

Игровое правило: задавать вопросы и отвечать на них так, чтобы больше узнать друг о друге.

Игровое действие: дети изображают медведей, задают друг другу вопросы, развернуто отвечают на них.

Ход игры:

(Педагог надевает на двоих детей маски белого и бурого медведей.
Дети, опираясь на иллюстрации, изображают их повадки, ведут диалог,
рассказывая о животных, их внешнем виде, месте обитания, питании, привычках.)

Бурый медведь: Ты кто?

Белый медведь: Я — белый медведь. А ты кто?

Бурый медведь: Я — бурый медведь. Я живу в лесу. А ты где живешь?

Белый медведь: Я живу на Севере, у холодного океана, плаваю на льдинах и гуляю по снегу.

Бурый медведь: Я не люблю холод, поэтому зимой в морозы сплю в берлоге. А люблю я есть мед и малину. А ты чем питаешься?

Белый медведь: Я ловлю рыбу в океане.

И далее дети аналогично продолжают вести диалог.

Игра «Птичья столовая»

Дидактическая игра для детей старшего возраста. Может использоваться в ходе непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, экологии и в свободной деятельности воспитанников.

Дидактические задачи:

  • расширение знаний детей о зимующих птицах;
  • закрепление употребления в речи предлогов;
  • упражнение в согласовании имен существительных и прилагательных с числительными, употреблении имен существительных в творительном падеже, составлении связных высказываний с опорой на игровую ситуацию;
  • воспитание чувства сострадания и ответственности за живую природу.

Игровое правило: составлять предложения, правильно используя предлоги; помещать в «кормушку» столько птиц, сколько написано на карточке; «угощать» птиц их любимым лакомством.

Игровое действие: дети помещают в «кормушку» фигурки птиц, рассказывают, как они называются, что делают, чем питаются, «угощают» их любимым кормом.

Ход игры:

1 вариант: педагог вешает на стену или ставит на стол коробку («кормушку») и расставляет фигурки разных птиц (в «кормушку», под нее, на крышу и т. д.). Дети по очереди рассказывают, используя предлоги, что делает та или иная птица. За правильный ответ ребенок получает «корм» — картинку, на которой изображены пшено, хлебные крошки, семечки, ягоды рябины или кусочек сала.

2 вариант: педагог помещает фигурки птиц в «кормушку» и просит детей ответить: «Сколько и каких птиц прилетело в кормушку?». За правильный ответ ребенок получает картинку с изображением корма для птиц.

3 вариант: педагог раздает детям картинки с изображением корма для птиц и просит развернуто ответить на вопросы: «Кого из птичек ты угостишь хлебными крошками (попотчуешь салом)?», «Кто из птичек любит рябину (семечки)?" и т. д.

4 вариант: ребенок, у которого есть картинка с изображением корма для птиц, получает карточку-схему, на которой указано, сколько к нему прилетело птиц и каких (например, 2 и 3 или 3 и 1). Ребенок помещает в «кормушку» соответствующее количество птиц и выбирает для них подходящий «корм», развернуто рассказывая о своих действиях. Например: «В мою кормушку прилетели 2 синички и 3 снегиря. Синички угостились салом, а снегири — рябиной. Я рад, что помог птичкам».

Игра «Как ты жил, поживал?»

Сюжетно-ролевая игра с правилами для детей старшего дошкольного возраста. Может использоваться в ходе непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, экологии, в театрализованной и свободной деятельности воспитанников.

Дидактические задачи:

  • закрепление знаний детей о жизни и повадках диких животных зимой и весной, признаках весны;упражнение в составлении связных высказываний с опорой на предыдущий опыт и знания;
  • стимулирование мыслительной и речевой активности детей;
  • развитие сценических навыков.

Игровое правило: правильно отвечать на вопросы, задавать свои, заранее подготовленные; выбирать следующих участников игры.

Игровое действие: дети ведут диалог от лица диких животных, имитируя их поведение.

Ход игры:

1 вариант: педагог надевает на участников маски разных диких животных и предлагает им изобразить сцену встречи. При этом один из участников произносит заранее выученный стихотворный текст, а второй отвечает самостоятельно.

(Педагог надевает на двух первых игроков маски Лисы и Медведя.)

Педагог: Однажды весной Лиса встретила в лесу Медведя.

Лиса: Здравствуй, Мишенька!

Медведь: Здравствуй, Лисонька!

Лиса: Как ты жил, поживал?
Как зиму зимовал?

Медведь: Я всю зиму в берлоге спал, а теперь голодный.

Лиса: Почему ты рад весне?
Расскажи об этом мне.

Медведь: Я рад весне, потому что снег растаял, я проснулся. Стало тепло, земля согрелась, и я могу полакомиться зелеными корешками.

(Педагог снимает с ребенка маску Лисы и надевает следующему участнику маску
другого дикого животного. Сцена повторяется.)

2 вариант: проводится как подвижная игра. Дети становятся в круг. Педагог надевает им маски разных диких животных.

Педагог (начинает игру):

Вот и закончилась холодная зима. На смену ей пришла красавица весна! Бежит по лесу Зайчик и видит: весело скачет с ветки на ветку Белочка.

(Два воспитанника в масках Зайчика и Белочки ведут диалог.
Затем педагог продолжает сюжет рассказа.)

Педагог: Убежал Зайчик. Видит Белочка: навстречу ей бежит Лиса.

(Два воспитанника в масках Белочки и Лисы ведут диалог.
Игра продолжается до тех пор, пока все дети в масках не примут в ней участие.)



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль