Формирование у детей интереса к чтению со стороны родителей и ДОО

548

Моисеева Л.Г., заместитель заведующего по воспитательно-методической работе МБДОУ «Детский сад компенсирующей направленности № 16 “Золотой ключик”» г. Урая ХМАО – Югры 

Знакомство юных читателей с новинками детской литературы под руководством  О. А. Плутовой , воспитателя ДОО

Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.

Возрастной период от 3 до 7 лет является наиболее сензитивным для приобщения ребенка к культуре своего народа, своей страны, т. к. чувства дошкольника отличаются эмоциональностью, довлеют над всеми сторонами жизни и поэтому выступают в качестве мотивов деятельности и культурных потребностей. Особая роль в решении этой задачи принадлежит формированию у детей интереса к чтению (восприятию) книг. Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации. Книга наполняет внутренний мир человека, активизирует воображение, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует самореализации, воспитывает жизнестойкость, в каких бы ситуациях он ни оказался1.

Чудо искусства, скорее, напоминает другое, евангельское, чудо — претворение воды в вино, и настоящая природа искусства всегда несет в себе нечто претворяющее, преодолевающее обыкновенное чувство; и тот же самый страх, и та же самая боль, и то же волнение, когда они вызываются искусством, заключают в себе еще нечто сверх того, что в них содержится.

Л. С. Выготский

В последние годы в нашей стране наблюдается кризис формирования у детей интереса к чтению. Уже в дошкольном возрасте дети отказываются от книг, предпочитая просмотр телевизионных передач и компьютерные игры. Сегодня в обществе чтение перестает быть безусловной ценностью, потеря его превращается в огромную проблему.

Формирование у детей интереса к чтению — это забота о будущем России, ее интеллектуальном, нравственном, духовном потенциале. О роли книги, художественного текста в развитии человека говорят с давних пор, но только относительно недавно эти разговоры стали касаться литературы, адресованной детям дошкольного возраста.

Читательский опыт многих поколений свидетельствует, что формирование у детей интереса к чтению происходит именно в дошкольном детстве, потому что чувства дошкольника отличаются особой эмоциональностью. И чем раньше происходит формирование у детей интереса к чтению, тем оригинальнее, глубже формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным уровнем.

Процесс формирования у детей интереса к чтению во многом определяется тем, насколько вовлечены в него родители. Многое зависит от отношения семьи к книгам, организации чтения дома и даже от проявления интереса к тому, что читали ребенку в детском саду.

Так, в результате проведенного в МБДОУ «Детский сад № 15 „Березка“» исследования было установлено: только 38% родителей периодически читают книги своим детям, 19% знают перечень художественных произведений для чтения дошкольникам 3–7 лет в семье и дошкольной образовательной организации; детскую библиотеку посещают (вместе с детьми) 25% родителей. Примерные вопросы анкеты для родителей и интервьюирования воспитанников представлены соответственно в приложениях 1, 2.

Полученные данные свидетельствуют о том, что родители либо не придают значения роли книг в процессе развития детей, либо надеются на то, что ребенок приобретет необходимый читательский опыт в детском саду, либо не знают о том, что формирование у детей интереса к чтению начинается очень рано - уже в дошкольном возрасте.

Однако если своевременно не заниматься этим вопросом, то осуществить формирование у детей интереса к чтению в начальной школе будет трудно, а в большинстве случаев — невозможно.

Задача формирования интереса к чтению у детей дошкольного возраста тесно связана также с важной проблемой по борьбе с всеобщей неграмотностью. Известный педагог С. А. Тангян считает, что преодолеть функциональную безграмотность возможно, если человечество сосредоточится на профилактике этого явления. И одним из путей решения данного вопроса является раннее систематическое приобщение ребенка к чтению художественной литературы как в семье, так и в ДОО.

Эффективным механизмом формирования взаимодействия дошкольников, родителей с сотрудниками детского сада по формированию у детей интереса к чтению книг может стать система социального партнерства. Именно семья с ее неповторимой атмосферой родственных эмоциональных связей, укладом, стилем внутрисемейных отношений, нравственной направленностью, любовью родителей, родных и близких обеспечивает детям защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие к родителям ребенка, склонного к подражанию, делают его особо восприимчивым к их воздействию.

Семья является уникальным ценностным инвариантом мира современной культуры.
А. Г. Асмолов

Несмотря на кризисы, которые переживает и будет переживать семья, именно ей принадлежит ведущая роль в образовании, приобщении ребенка к общечеловеческим ценностям.

Учитывая это, педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 15 „Березка“» в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования большой акцент делает на формирование у детей интереса к чтению, объединяя образовательные ресурсы ДОО с ресурсами семьи и тем самым обеспечивая содействие психическому развитию ребенка 3–7 лет.

В 2012 г. ДОО был присвоен статус федеральной экспериментальной площадки по теме «Социальное партнерство семьи и ДОО как ресурс социокультурного развития личности ребенка».

Родители воспитанников получают профессиональную поддержку со стороны воспитателей и специалистов детского сада. Так, педагог-психолог ДОО проводит ежеквартально совместные тренинги для педагогов и родителей, направленные на сплочение участников совместной деятельности для достижения поставленных целей («Сильная команда»). Это сотрудничество представляет собой своеобразный этап в развитии взаимодействия семьи и детского сада. Оно позволяет как нельзя лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, формировании поведения детей дошкольного возраста и их ценностных жизненных ориентиров.

Учитывая возрастные закономерности и решая задачи, связанные с содействием развитию личности ребенка дошкольного возраста при формировании у детей интереса к чтению художественной литературы, педагоги ориентируются на то, что может сделать семья, а что — коллектив детского сада. Так, ежеквартально педагоги и специалисты ДОО собираются за круглым столом вместе с творческими, инициативными родителями и совместно обсуждают новые формы приобщения дошкольников к чтению (восприятию) книг.

В ходе одной из таких встреч очень живо и интересно прошел диспут на тему «Существует ли кризис детского чтения?». Кроме того, педагоги познакомили родителей с содержанием одного из направлений развития и образования детей — художественно-эстетическим развитием, которое предполагает «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»2. А также подготовили годовой перечень художественных произведений для чтения детям в семье и ДОО.

Для эффективного решения задачи формирования у детей интереса к чтению (восприятию) книг был заключен договор ДОО с городской детской библиотекой, разработан совместный план еженедельных тематических встреч для детей и родителей (в выходные и будние дни). В группах организована соответствующая предметно-развивающая среда, еженедельно проводятся выставки рисунков на тему «По страницам любимых книг».

В современной социокультурной ситуации большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края. Включение в содержание дошкольного образования регионального компонента предполагает знакомство с историей, культурой, традициями, искусством формирования в детях чувства любви, сопричастности к малой родине.

Для решения этой образовательной задачи в ДОО был организован конкурс чтецов по теме «Мой край родной — Югра», который прошел в рамках Недели детской книги. Положение о проведении конкурса чтецов среди воспитанников и план мероприятий в рамках Недели детской книги в детском саду представлены соответственно в приложениях 3, 4.

Также в ДОО прошел вечер встречи «Мои любимые детские книжки», в ходе которой родители и воспитанники с воодушевлением рассказывали о своих любимых произведениях. Кроме того, на родительских собраниях родители делятся опытом приобщения детей к чтению (восприятию) книг.

Продолжением деятельности в этом направлении стала организация в ДОО фотоконкурса «Книга в кругу семьи», реализация проекта «Домашняя библиотека» и других творческих замыслов.

Подводя итоги, можно говорить об эффективности проведенной работы: число родителей, заинтересовавшихся данной проблемой и принявших активное участие в ее решении, увеличилось в два раза. Разумеется, это только начало работы по взаимодействию семьи и детского сада с целью формирования у  интереса к чтению книг. Обобщая накопленный опыт, педагогический коллектив ДОО стремится усовершенствовать предлагаемую модель социального партнерства.

Приложение 1

Анкета для родителей по вопросам формирования у детей интереса к чтению

Уважаемые родители!

Принимая во внимание актуальность проблемы формирования у детей интереса к книге и потребности в чтении, предлагаем вам принять участие в анкетировании, цель которого — организация совместной работы ДОО и семьи.

Фамилия, имя ребенка

Пол

Возраст

Хочется ли вам, чтобы ваш ребенок любил читать книги? Почему?Есть ли у вас домашняя библиотека?Какие книги в ней представлены?Какие газеты и журналы выписываются для детей?Какие книги вызывают наибольший интерес у вашего ребенка?Читаете ли вы ребенку книги?Как часто это происходит?Какие книги вы читаете вслух и обсуждаете вместе с детьми?Посещаете ли вы с ребенком городскую детскую библиотеку?Как вы прививаете своим детям интерес к книгам?Рассказывает ли вам ребенок о прочитанных книгах в детском саду? Что именно?Что дает современному ребенку чтение книг?Есть ли у вашего ребенка любимые книги? Назовите их.Как вы сами относитесь к книгам? Помогают они вам в воспитании детей?Любите ли вы читать?Читаете ли вы?Книги каких жанров вы предпочитаете читать (классику, поэзию, детективы, фантастику, современную прозу, женские романы, литературные журналы, другие журналы, газеты, другое)?Какие книги вы любили читать в детстве?Хотели бы вы посещать библиотеку семейного чтения?

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2

Интервьюирование детей 3–7 лет

Фамилия, имя ребенка

Пол

Возраст

Ты любишь, когда тебе читают книги?Как часто это происходит?Ты сам(а) просишь, чтобы тебе почитали?Какие у тебя любимые книги?Какие сказки тебе нравятся? Назови свои любимые сказки.Какие мультфильмы ты любишь смотреть? Назови свои любимые мультфильмы.Кто тебе дома читает книги?У вас есть дома библиотека?Тебе нравится, когда воспитатель читает книги в детском саду?Тебе родители покупают книги?Как ты думаешь, важно ли уметь читать книги? Почему?Какие газеты и журналы выписывают для тебя родители?Посещаешь ли ты со своими родителями городскую детскую библиотеку?Хотел бы ты в подарок на день рождения (Новый год) получить книгу?Твои родители читают дома книги?

Приложение 3

Положение о конкурсе чтецов среди воспитанников ДОО, проводимого в рамках Недели детской книги

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение о проведении конкурса чтецов среди воспитанников МБДОУ «Детский сад № 15 „Березка“» (далее — ДОО), посвященного теме «Мой край родной — Югра» (природа, животный мир, труд людей), разработано с целью с целью повышения качества работы с детьми по использованию детской книги в их  познавательно-речевом и  художественно-эстетическом развитии.

1.2. Конкурс чтецов среди воспитанников ДОО (далее — конкурс) проводится в рамках Недели детской книги в соответствии с разработанным планом проведения мероприятий и годовым планом работы ДОО.

1.3. Организаторами конкурса являются администрация ДОО, творческая группа, в состав которой входят педагоги ДОО.

2. Задачи конкурса

Основные задачи конкурса:

  • создание условий для познавательно-речевого и  художественно-эстетического развития детей;
  • воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям ( в т. ч. произведениям поэтов-земляков);
  • развитие художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений;выявление лучших чтецов среди детей, предоставление им возможности для самовыражения.

3. Участники конкурса

В конкурсе принимают участие дети старших, подготовительных групп ДОО.

4. Жюри конкурса

4.1. Состав жюри конкурса определяется приказом заведующего ДОО.

4.2. В состав жюри входят:

заведующий ДОО (Ф. И. О.);старший воспитатель (Ф. И. О.);музыкальный руководитель (Ф. И. О.);воспитатель (Ф. И. О.);член попечительского совета (Ф. И. О.).

5. Порядок проведения конкурса

5.1. Конкурс проводится: «__» ____________ 20 _____ г.

5.2. Отборочный тур для определения участников конкурса проводят воспитатели каждой возрастной группы.

5.3. От группы участие в конкурсе могут принять не более двух воспитанников.

5.4. Воспитатели сообщают жюри конкурса количество детей-участников от группы, названия и авторов исполняемых ими произведений.

5.5. В конкурсе предусмотрены следующие номинации:

«Лучший исполнитель стихов среди воспитанников старших групп детского сада»;«Лучший исполнитель стихов среди воспитанников подготовительных групп детского сада»;«Подающий надежду»;«Самый обаятельный исполнитель»;«Любознательный исполнитель»;«За искренность исполнения»;«Самый жизнерадостный исполнитель»;«За самое лирическое исполнение»;«Выразительное исполнение»;«Искреннее исполнение»;«Задорное исполнение»;«Искрометное исполнение»;«Самый юный исполнитель»;«Самый артистичный исполнитель».

5.6. При отборе исполняемых произведений педагоги должны ориентироваться на программные задачи для каждого возраста.

6. Требования и критерии оценки

6.1. Уровень исполнения поэтического произведения оценивается по  5-балльной шкале по следующим критериям:

  • соответствие выбранного стихотворения теме конкурса;
  • знание текста произведения;
  • интонационная выразительность речи (динамика, отраженная в постановке ударений; мелодика, выраженная в произнесении звуков разной высоты; темп и ритм, выраженные в длительности звучания и остановках, паузах; эмоциональная окраска);
  • правильное литературное произношение;
  • использование театральных выразительных средств (мимики, жестов, поз, движений);
  • подбор костюма, атрибутов, соответствующих содержанию исполняемого произведения.

6.2. Победитель в каждой номинации определяется по набранной сумме баллов.

7. Подведение итогов и награждение

7.1. Жюри конкурса определяет 1-е, 2-е и  3-е места в номинациях: «Лучший исполнитель стихов среди воспитанников старших групп детского сада», «Лучший исполнитель стихов среди воспитанников подготовительных групп детского сада».

7.2. В номинациях «Подающий надежду», «Самый обаятельный исполнитель», «Любознательный исполнитель», «За искренность исполнения», «Самый жизнерадостный исполнитель», «За самое лирическое исполнение», «Выразительное исполнение», «Искреннее исполнение», «Задорное исполнение», «Искрометное исполнение», «Самый юный исполнитель», Самый артистичный исполнитель» определяется по одному победителю.

7.3. Победители в номинациях награждаются дипломами.

7.4. Всем участникам конкурса, не получившим диплома, вручаются благодарственные письма.

Приложение 4

План проведения мероприятий в рамках Недели детской книги в детском саду

Тема дня/ день недели Мероприятие Цель Ответственный
«По страницам любимых книг» (понедельник) Чтение художественной литературы: «Петух и краски». Настольный театр: «Поиграем» Знакомство детей с творчеством детского писателя В. Г. Сутеева Воспитатели 2-й младшей группы
Сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Типография» Формирование навыков участия в  сюжетно-ролевых играх Воспитатели средней, старшей групп, родители
«Ремонт» книг Воспитание бережного отношения к книгам Воспитатели 2-й младшей, средней, старшей групп
Предварительная работа Выставка детских рисунков «Мои любимые сказки» в музыкальном зале ДОО Развитие творческих способностей Воспитатели средней, старшей групп, родители
Выставка детских книг «Мои любимые книги» в группах Привлечение родителей к сбору книг для библиотеки Воспитатели средней, старшей, подготовительной групп, родители
«На златом крыльце сидели» (фольклор) (вторник) Колыбельный вечер Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры Воспитатели средней, старшей групп, музыкальный руководитель
Предварительная работа Книжная выставка «Фольклор — народная мудрость» в музыкальном зале ДОО Привлечение родителей к сбору книг для библиотеки Воспитатели средней, старшей, подготовительной групп, родители
«Любимые стихи» (среда) Конкурс чтецов среди воспитанников «Мой край родной — Югра» Приобщение детей к чтению художественной литературы, выявление их творческих способностей Старший воспитатель, воспитатели старшей, подготовительной групп, музыкальный руководитель
Предварительная работа Разработка положения конкурса чтецов среди взрослых Организация работы по подготовке и проведению конкурса Старший воспитатель
Выставка детских книг «Мои любимые стихи» в группах Привлечение родителей к сбору книг для библиотеки Воспитатели средней, старшей, подготовительной групп, родители
«В мире сказок К. И. Чуковского» (четверг) Интегрированное занятие «Не ходите, дети, в Африку гулять» Расширение представлений детей о национальных поэтах России Воспитатели старшей группы, инструктор по физической культуре
Предварительная работа Книжная выставка «Сказки К. И. Чуковского» в музыкальном зале ДОО Воспитание желания и потребности в чтении книг, бережного отношения к ним Воспитатели средней, старшей, подготовительной групп, родители
«Театральная» (пятница) Музыкальная сказка «Репка» (на современный лад). Танец «Ручейки» ( 2-я младшая группа) Развитие творческих способностей, актерского мастерства Воспитатели 2-й младшей, старшей групп, музыкальный руководитель
Предварительная работа Создание декораций, масок, костюмов героев сказок. Разнообразные театры (настольный, пальчиковый, теневой) Воспитатели средней, старшей, подготовительной групп, родители

1 Тихомирова И. И. Осчастливить малыша чтением: Методико-библиографическое пособие для родителей, имеющих детей до 3 лет, по начальному приобщению ребенка к книге и чтению. СПб., 2003.

2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль