Событийное планирование образовательной деятельности в ДОО

139

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), обращает внимание педагогов на необходимость создания условий в дошкольной образовательной организации, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного развития, формирования инициативности и творческих способностей детей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими их возрасту видов деятельности.

Планирование образовательной деятельности в ДОО должно учитывать интересы и предпочтения дошкольников. Важно создавать условия для одновременного возникновения нескольких видов деятельности, которые позволят обеспечить ребенку ситуацию выбора. Для этого необходимы новые подходы к проектированию образовательной деятельности, уход от жестко регламентированных занятий, не учитывающих быстро изменяющуюся образовательную ситуацию, интересы и мотивацию детей.

В рамках данной статьи, изучающей планирование образовательной деятельности в ДОО, предлагаем познакомиться с тематической разработкой «Достопримечательности Москвы. Памятник „Дядя Степа — светофор“», которая включает технологическую карту (приложение 1), примерный сценарий образовательной деятельности (приложение 2), дополнительные задания и материалы по теме (приложение 3–5).

В примерном сценарии предложены мероприятия, которые могут быть реализованы как полностью в течение определенного промежутка времени (тематической недели), так и отдельными фрагментами с учетом возможностей детей, длительности их интереса к предложенной теме.

Применение сценарирования в ходе планирования образовательной деятельности в ДОО

Сценирование, как один из разделов планирования образовательной деятельности в ДОО предполагает свободный вариант использования методических материалов в условиях быстро меняющейся ситуации в группе детского сада. Технологическая карта позволяет ориентироваться в сценарии и подобрать необходимый материал для реализации того или иного фрагмента. Она содержит информацию о полном содержании разработки с перечислением всех этапов (предварительной работы, основного этапа и последующей работы). В карте сделан акцент на видах деятельности, в которых реализуется предложенная тема и ее фрагменты, а также дан перечень дополнительных материалов.

Такое событийное планирование образовательной деятельности в ДОО расширяет возможности для детской практики, экспериментирования, проведения наблюдений, экскурсий и т. д. Выбор определенной формы деятельности должен быть обоснован и целесообразен.

В предлагаемой разработке основным акцентом является известный персонаж — милиционер дядя Степа. Именно вокруг него разворачивается вся деятельность: чтение одноименного произведения, экскурсия к памятнику (реальная экскурсия может быть заменена на виртуальную), экспериментирование и выполнение детьми практических заданий в  совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, сюжетно-ролевые игры, выставка «Ретро-светофор» и многое другое.

Решение проблемных ситуаций, вопросы на сообразительность, экспериментирование со  свето-отражающими элементами, истории про старинные светофоры — все это будет стимулировать познавательный интерес дошкольников, что важно учитывать в процессе планирования образовательной деятельности в ДОО. Материал по овладению основами собственной безопасности и безопасности окружающего мира представлен не в поучительной «школьной» манере, а с учетом особенностей дошкольного возраста. Как известно, именно то, что ребенок делает с удовольствием, запоминается надолго.

Дополнительных материалов достаточно много, поэтому в статье приводятся только некоторые из них. Их не обязательно использовать все и за короткое время. Планирование в этом случае зависит от ряда факторов: интереса и возможностей детей и взрослых, места, где находится детский сад (например, есть ли рядом светофоры), и т. д.

Экскурсия как важное звено планирования образовательной деятельности в ДОО

В  ходе планирования образовательной деятельности в ДОО рекомендовано проведение экскурсии, т. к. это эффективный способ накопления представлений и впечатлений об окружающем мире, соответствующий познавательным потребностям и возможностям дошкольников. Можно представить экскурсию как небольшое исследование окружающего мира, в результате которого ребенок познает новое, совершает свои первые открытия.

Кроме познавательного значения экскурсии важны своей эстетической ценностью, которая заключается в приобщении к миру прекрасного, знакомстве с художественными произведениями архитектуры и искусства. В процессе планирования образовательной деятельности в ДОО нельзя забывать и о том, что патриотическое чувство, возникающее у детей при изучении родного города и края, способствует формированию уважения к памятникам, нашим предкам, нашей истории.

Этапы подготовки к проведению экскурсии:

1) формулировка темы экскурсии, ее названия;

2) определение целей, задач, составление предварительного плана;

3) разработка маршрута, определение мест для наблюдений, подвижных игр, получения информации, сбора природного материала, совместной деятельности детей;

4) уточнение содержания познавательного и подборка игрового материала, стихов, загадок, пословиц, викторин;

5) планирование организационных форм деятельности дошкольников (проведение групповых и индивидуальных наблюдений), выполнение практических заданий, распределение обязанностей между подгруппами или отдельными детьми.

Экскурсии развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность. Благодаря им создается ситуация сотрудничества, объединение участников в сплоченный коллектив, который решает общие задачи в совместной деятельности детей и взрослых, а об этом важно помнить в ходе планирования образовательной деятельности в ДОО.

Во время экскурсии используются самые разные методы и приемы — наблюдение, экспериментирование, беседы. Возможно использование ТРИЗ, постановка проблемных ситуаций, сбор материалов для последующей работы (коллекционирование, продуктивная деятельность, организация мини-выставок и пр.).

В структуре экскурсии выделяют несколько частей: вводную, основную и заключительную.

Вводная часть включает введение мотивирующей ситуации, игрового сюжета, обращение к опыту детей и художественному слову, использование репродукций картин. Основная часть предполагает непосредственный выход к месту экскурсии (памятник, достопримечательность, объект природы). На этом этапе планирования образовательной деятельности в ДОО решаются основные задачи мероприятия: с детьми проводится наблюдение, им предлагаются проблемные ситуации, вопросы на сообразительность. Дошкольники отгадывают загадки, участвуют в дидактических играх, устанавливают взаимосвязи, делают выводы. При необходимости проводится сбор дополнительных материалов (природного, бросового), делаются отметки в маршрутных листах и заданиях, проводится фотографирование.

Заключительная часть экскурсии — это подведение ее итогов, высказывания детьми своего мнения. Важным и необходимым элементом любой экскурсии является рефлексия — обмен впечатлениями между участниками мероприятия, взрослыми и детьми, выражение своих эмоций (удивление, восхищение и др.). Это дает возможность получить удовольствие от совместной деятельности, а увлеченность общим делом позволит на длительное время сохранить познавательный интерес у дошкольников.

Данная тематическая разработка позволит интегрировать в образовательный процесс различные виды детской деятельности с учетом тематического планирования образовательной деятельности в ДОО, социокультурных особенностей места, где находится детский сад; позволит проявить педагогам творческий потенциал при создании своего сценария образовательной деятельности.

Приложение 1

Технологическая карта образовательной деятельности «Достопримечательности Москвы. Памятник «„Дядя Степа — светофор“»

Содержание Вид детской деятельности Дополнительные материалы
Предварительная работа
Чтение произведения С. Михалкова «Дядя Степа - милиционер». Рисование по сюжету произведения Восприятие художественной литературы, изобразительная деятельность (рисование), коммуникативная деятельность Текст произведения С. Михалкова «Дядя Степа - милиционер». Карманный справочник для взрослых (краткая информация о Г. Вальке, иллюстраторе детской литературы 50-70-х гг., С. Михалкове, мультфильме «Дядя Степа — милиционер»; определение слов: «полиция», «милиция», «светофор», «светофорный цикл»)
Просмотр мультфильма «Дядя Степа — милиционер». Беседа по сюжету мультфильма Коммуникативная деятельность Вопросы после просмотра мультфильма, вопросы-загадки о дорожном движении
Основной этап
Путешествие к памятнику «Дядя Степа — светофор». Работа с картой Двигательная, познавательно-исследовательская деятельность Карта с маршрутом к памятнику «Дядя Степа — светофор»
Выполнение задания «Сравни форму постового милиционера». Работа с открыткой Познавательно-исследовательская и коммуникативная деятельность Задания, репродукция детского иллюстратора Г. Валька «Дядя Степа — милиционер» (1959 г.)
Слушание исторической справки «Кто придумал светофор?». Ответы на вопросы Познавательно-исследовательская и коммуникативная деятельность Материал на тему «Кто придумал светофор?» с заданием, вопросы на сообразительность
Отгадывание кроссворда «Светофор» Коммуникативная деятельность Кроссворд со словом «светофор»
Последующая работа
Выполнение задания «Как выглядел первый светофор?». Оформление выставки детских работ «Ретро-светофор» Конструирование из различных материалов, изобразительная деятельность (рисование) Материал на тему «Кто придумал светофор?» с заданием, фотографии светофоров
Проведение сюжетно-ролевых игр по тем «Мой город» и «Дорожное движение» Коммуникативная деятельность, конструирование из различных материалов, игровая деятельность ( сюжетно-ролевые и режиссерские игры) Сценарий сюжетно-ролевой игры «Мой город»
Выполнение задания «Сравните форменную одежду современных полицейских и милиционеров». Выполнение практического задания «Занимательные опыты со светоотражающими предметами» Познавательно-исследовательская и коммуникативная деятельность Задания, фотографии милиционеров и полицейских, светоотражающие предметы для проведения опытов. Информация о современной форме и атрибутах сотрудников дорожно-патрульной службы. Памятка для родителей «Значение светоотражающих элементов». Рекомендации по использованию светоотражающих элементов в целях обеспечения дорожной безопасности детей. Информация для взрослых «Как работает фликер»
Выполнение дошкольниками практической работы совместно с родителями: «Как работает светофор?», «Дорога в детский сад», «Светофоры на моем пути» Познавательно-исследовательская деятельность Практические задания

Приложение 2

Сценарий проведения образовательной деятельности «Достопримечательности Москвы. Памятник „Дядя Степа — светофор“» для детей 5–7 лет

Цель: ознакомление детей с правилами дорожного движения в различных видах деятельности.

Задачи:

побуждение к безопасному поведению в городе;формирование культуры общественного поведения на улицах города;развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.

Предварительная работа

Предварительная работа проводится в группе детского сада. Основная задача этого этапа — стимулировать познавательную активность детей и познакомить их с главным персонажем, которому посвящен памятник в Москве.

Чтение произведения С. Михалкова «Дядя Степа — милиционер». Рисование по сюжету произведения.

Информация для беседы воспитателя с детьми:

Поэма «Дядя Степа — милиционер» выросла из забавного совпадения. Детский поэт Сергей Михалков, управляя автомобилем, однажды остановился в неположенном месте. Милиционер, указавший поэту на нарушение, был очень высокого роста. Михалков разговорился с ним. Оказалось, что до того, как стать милиционером, он служил на флоте — в точности, как дядя Степа в ранних стихах поэта. Это совпадение и послужило поводом к написанию поэмы «Дядя Степа — милиционер», впервые опубликованной в 1954 г.

Задание 1 (до чтения произведения)

Произведение С. Михалкова называется «Дядя Степа-милиционер». Назовите профессию дяди Степы?Как называется эта профессия в настоящее время?Как вы думаете, что главное в этой профессии?Внимательно послушайте произведение С. Михалкова и приведите примеры из поэмы: кому помогал дядя Степа (спас мальчика, упавшего с обрыва в реку; показал машинисту паровоза, что впереди размыты пути; спас голубей и воробья во время пожара; починил светофор; помог на вокзале потерявшемуся мальчику найти свою маму; поймал озорника, толкнувшего учениц, и хулигана, испортившего игрушки в магазине; спас бабушку с отколовшейся льдины на реке).В каких местах города это происходило? (перекресток, вокзал, возле школы, набережная, стадион, «Детский мир»).

Задание 2 (самостоятельная работа)

Дети рисуют понравившиеся им эпизоды произведения.

Задание 3 (подгрупповая работа)

Дети раскладывают свои рисунки-иллюстрации в такой же последовательности, в какой разворачиваются события по сюжету произведения.

Вопросы:

Какая была фамилия у главного героя произведения?Кем был дядя Степа до того, как стал милиционером?Какой рост у дяди Степы? Как ему это помогало в работе?О какой ситуации на дороге идет речь в следующем фрагменте произведения? Каким современным словом можно назвать эту ситуацию?

Возле площади затор
Поломался светофор:
Загорелся желтый свет,
А зеленого все нет…
Сто машин стоят, гудят —
С места тронуться хотят.
Три, четыре, пять минут
Им проезда не дают. (Ответ: пробка.)
(Обсуждение с детьми.)

Просмотр мультфильма «Дядя Степа — милиционер»

Дети смотрят мультфильм «Дядя Степа — милиционер» (режиссер — И. Аксенчук). Перед просмотром воспитатель просит их обратить внимание на те эпизоды, которых нет в произведении («Старушка переходит дорогу» и «Игрушка упала».).

Вопросы после просмотра мультфильма:

В каком спортивном соревновании участвовал дядя Степа? Стал ли он победителем и почему?Какая была форма у постового милиционера дяди Степы, показанного в мультфильме? Опишите ее.

Задание

Разыгрывание детьми наиболее понравившихся ситуаций из произведения «Дядя Степа — милиционер».

Основная часть — экскурсия

Путешествие к памятнику «Дядя Степа — светофор»

Цель: знакомство детей с памятником «Дядя Степа — светофор».

Изучаемые элементы: достопримечательность, памятник, скульптор, профессия, полицейский, милиционер, светофор, пешеходный переход, правила дорожного движения.

Место проведения: памятник «Дядя Степа — светофор» (г. Москва, Слесарный переулок, д. 1, рядом со зданием Управления ГИБДД ГУ МВД России по Московской области).

Маршрут: от станции метро «Проспект Мира» двигаться по Проспекту Мира, повернуть в  Орлово-Давыдовский переулок, а затем в Слесарный переулок, подойти к д. 1.

Оборудование: маршрутная карта пешеходной дороги от станции метро «Проспект Мира» к памятнику «Дядя Степа — светофор»; кроссворд «Светофор»; секундомер; блокнот для записей, карандаши и ручка.

Вводная часть экскурсии

Информация для беседы воспитателя с детьми:

Москвичи любят свой город и с удовольствием путешествуют по нему, открывая все новые интересные места и достопримечательности. В Москве много музеев, театров, красивых зданий и памятников. Среди памятников есть и необычные — например, главному герою из поэмы Сергея Михалкова дяде Степе. Совсем недавно (в 2013 г.) отмечалось столетие со дня рождения детского писателя Сергея Михалкова. Немного позже в честь юбилея писателя в Москве, в сквере на Поварской улице (неподалеку от дома, где он долгие годы жил), был торжественно открыт ему памятник, автором которого стал скульптор Александр Рукавишников.

Но до этого (в 2008 г.) в Москве на Проспекте Мира в Слесарном переулке появилась очень необычная скульптура, посвященная герою известного произведения Сергея Михалкова — дяде Степе. Скульптор Александр Рожников.

Событийное планирование образовательной деятельности в ДОО

Памятник дяде Степе (скульптор — А. Рожников) был установлен в 2008 г. Бронзовый великан достигает в высоту трех метров, он стоит на невысоком постаменте. Поначалу постового хотели изобразить в довоенной форме, но затем решили одеть его в современную, таким образом обозначив преемственность между прошлым и настоящим.

Событийное планирование образовательной деятельности в ДОО

Генрих Оскарович Вальк, карикатурист и иллюстратор детских книжек и открыток, к сожалению, не создал рисунки к поэме «Дядя Степа». Но по его открытке 1959 г., на которой изображен милиционер огромного роста, можно представить себе, как выглядела бы вся книжка С. Михалкова с рисунками Г. Валька.

Основная часть экскурсии

Работа с картой. Путешествие к памятнику «Дядя Степа — светофор», расположенном в Слесарном переулке. Рассматривание памятника. Выполнение заданий.

Информация для беседы воспитателя с детьми:

Скульптор запечатлел дядю Степу в тот момент, когда тот помогает выбраться из светофора птичке. Спасенная птица не улетает, а остается сидеть на руке доброго милиционера — этого эпизода нет в произведении С. Михалкова, он взят из одноименного мультфильма. (Обсуждение с детьми.)

Сравнение старой открытки с изображением милиционера со скульптурой современного «Дяди Степы»

Информация для беседы воспитателя с детьми:

Известно, что при создании памятника дядю Степу хотели изобразить в довоенной форме, но потом решили одеть его в современную форму сотрудников дорожно-патрульной службы. На открытке 1959 г. детского иллюстратора Генриха Валька изображен постовой милиционер прошлых лет, очень похожий на главного героя поэмы. Во времена, когда наши дедушки и бабушки были молодыми, люди одевались совсем по-другому. Да и милицейская форма тех времен отличалась от современной формы.

Задание

Сравните форму милиционера, который изображен на открытке, с формой милиционера на памятнике современного «Дяди Степы». Найдите сходство и различия. (Обсуждение с детьми.)

Информация для беседы воспитателя с детьми:

С каждым годом растет и хорошеет наш город. Много в нем широких, красивых магистралей - улиц, проспектов. Огромен и нескончаем поток транспорта на дорогах. По ним проходят и проезжают множество пешеходов и машин. Как вы думаете, что помогает пешеходам и водителям справиться с этим? (Обсуждение с детьми.)

Задание

Сравните светофоры, изображенные на открытке и на памятнике. Обратите внимание, что сигналы светофора (красный, желтый, зеленый) имеют различное расположение. А какое расположение имеют сигналы современного светофора? (Обсуждение с детьми.)

Первый светофор. Историческая справка «Кто придумал светофор?»

Это было, между прочим,
Очень много лет назад.
Самолет придумал летчик,
Садовод придумал сад,
Изобрел турист дорогу,
Футболист придумал мяч.
Но осталось очень много
Нерешаемых задач.
Неизвестно до сих пор,
Кто придумал светофор?
(Л. Рубальская)

Историческая справка «Кто придумал светофор?»

Первый уличный светофор появился 10 декабря 1868 г. в Лондоне, возле здания Британского парламента. Его изобретателем был Дж. П. Найт, специалист по железнодорожным семафорам. «Светофор» Найта управлялся вручную и имел два семафорных крыла. Если крылья были подняты горизонтально, это означало сигнал «стоп», а когда их опускали под углом в 45 градусов, движение разрешалось, но только «с осторожностью». Светофор был двухцветным: зеленый цвет означал «путь cвободен», красный - «движение запрещено». Чтобы в темное время суток можно было различать цвета, светофор освещал газовый фонарь. Он висел на высоком железном столбе, закрытый с одной стороны красным, а с другой — зеленым стеклом. Фонарь можно было поворачивать в одном или другом направлении с помощью ручки, установленной в его основании. Смену цветовых сигналов производил полицейский. Прежде чем ввести светофор в действие в газетах Лондона опубликовали подробные правила, из которых люди узнали, что означает зеленый и красный сигналы светофора.

Это изобретение проработало в Лондоне менее месяца. 2 января 1869 г. газ в фонаре взорвался, серьезно ранив управляющего им полицейского. Изобретение Найта было забыто почти на полвека.

Многие специалисты полагают, что настоящий светофор родился 5 августа 1914 г. и был создан Гарретом Морганом, изобретателем и бизнесменом из Кливленда, штат Огайо. Его светофор действовал по тому же принципу, что и семафоры на железнодорожных разъездах. Единственное отличие заключалось в том, что Морган придумал такой ход: каждый сигнал (красный и зеленый) включался автоматически на определенное количество времени. Именно на этом принципе и действуют практически все современные светофоры.

Четыре года спустя сразу двум изобретателям удалось «усовершенствовать» светофор. Если подъезжавший водитель видел на светофоре красный свет, он гудел с помощью специального рожка. Сигнал слышал полисмен, сидящий в специальной будке, который тут же переключал свет. Правда, срабатывала эта система только до определенного момента, пока число автомобилей не превысило все допустимые пределы. В какофонии звуков сориентироваться мог далеко не каждый регулировщик…

Только в 1914 г. в американских городах Кливленд, Чикаго, Нью-Йорк появились электрические светофоры. Они отличались от современных отсутствием желтого сигнала, наличием только красного и зеленого. Желтый сигнал появился в 1918 г.

В России первый светофор был установлен в январе 1930 г. в Ленинграде. В конце этого же года он появился в Москве на пересечении улиц Кузнецкий мост и Петровка. Еще в  1990-х гг. на улицах столицы насчитывалось 1300 светофорных объектов. В настоящее время общее количество светофоров в городе превышает 3000.

Вопросы на сообразительность:

Как вы думаете, почему запрещающий сигнал светофора именно красного цвета? Где еще применяется красный цвет как предупреждение об опасности?Раньше зеленый сигнал располагался в верхней части светофора, потом был перенесен вниз. Как вы думаете, почему?Представьте туманный день. Известно, что туман поглощает синий и зеленый цвета, при этом зеленый цвет в тумане может восприниматься как желтый, а желтый как красный. Как вы думаете, опасно ли это в условиях дороги, если водитель перепутает эти сигналы? Проводится индивидуальная работа с  карточкой-схемой

.Событийное планирование образовательной деятельности в ДОО

Заключительная часть экскурсии

В заключительной части экскурсии можно предложить детям отгадать загадки и кроссворд про светофор. В конце все участники обмениваются впечатлениями, рассказывают о своих эмоциях, что им особенно понравилось; делаются фотографии на память.

Вопросы-загадки о дорожном движении:

Трехглазый постовой — это что? (Ответ: светофор.)Что очень любят совершать водители-лихачи? (Ответ: обгон.)Как называются самые строгие дорожные знаки? (Ответ: запрещающие.)Как называется дорожка вдоль дороги, по которой не могут ездить машины? (Ответ: тротуар.)Что случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения? (Ответ: дорожно-транспортное происшествие.)Как еще называют пешеходный переход? (Ответ: зебра.)Что является самым опасным местом на дороге для пешеходов? (Ответ: перекресток.)О чем «говорит» желтый свет светофора? (Ответ: будьте внимательны: сейчас изменится сигнал.)Кого боятся нарушители правил дорожного движения? (Ответ: инспектора.)

Кроссворд «Светофор»

Если на экскурсии остается время, то можно предложить детям отгадать кроссворд со словом «Светофор». При этом его можно сделать заранее, чтобы воспитанники отгадывали, а педагог заполнял кроссворд с учетом их ответов. Если времени не хватит, то кроссворд можно отгадать в группе детского сада на этапе последующей работы.

Событийное планирование образовательной деятельности в ДОО

Последующая работа — дополнительные задания

После проведения экскурсии вся последующая работа может быть спланирована в зависимости от образовательной ситуации. Не обязательно стремиться выполнить все задания. Выберите то, что по вашему мнению вызовет интерес детей, позволит обсудить с ними вопросы безопасного поведения на улицах города и стимулировать их игровую деятельность.

1. Задание «Как выглядел первый светофор?»

Воспитатель предлагает детям представить, как выглядел первый светофор, нарисовать его или сконструировать. (В ДОО может быть организована выставка «Ретро-светофоры».)

2. Задание Сюжетно-ролевые игры по темам «Мой город», «Дорожное движение»

Для организации сюжетно-ролевых игр необходимо создание игрового пространства. Можно использовать различный игровой материал.

Для обогащения содержания сюжетно-ролевой игры необходимо использовать жизненный опыт детей. Можно провести беседу с детьми о родном городе, районе. Игра может протекать как индивидуально, так и по подгруппам по 2–3 человека. Желательно, чтобы ситуации для игры ребенок предлагал самостоятельно.

3. Задание «Сравните форменную одежду современных полицейских и милиционеров»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии милиционеров прошлых лет и современных полицейских, сравнить их и найти общие черты.

Вопросы к заданию:

Какая форменная одежда осталась в настоящее время и практически не изменилась?Какие профессиональные атрибуты остались у сотрудников полиции в настоящее время? (Свисток, жезл.)Как вы думаете, для чего применяются та или иная форменная одежда и атрибуты?Почему плащ-палатка имеет такое название? Когда она применяется?Современный жезл полицейского работает по принципу фонаря. В чем его преимущество по сравнению с жезлом прошлых лет?Каково назначение светоотражающих элементов на одежде полицейских?

4. Практическое задание «Занимательные опыты со светоотражающими предметами»

Для проведения опытов подбираются различные предметы и источник света (солнце или свет от обычной лампы). Опыты проводятся на свету и в условиях темноты:

1-й опыт — с зеркалом;2-й опыт — с металлической фольгой;3-й опыт — с блестящей металлической крышкой от кастрюли;4-й опыт — со светоотражающими элементами: значками, наклейками, браслетами, светоотражающей лентой и др.

Вопросы к заданию:

Какие из этих предметов светятся в темноте?Как вы думаете, получится ли солнечный зайчик от листа картона?

5. Совместная практическая работа дошкольников с родителями: «Как работает светофор?», «Светофоры на моем пути», «Дорога в детский сад»

Приложение 3

Сценарий сюжетно-ролевой игры «Мой город» (в рамках образовательной деятельности «Достопримечательности Москвы. Памятник „Дядя Степа — светофор“»)

Предварительная работа:

проведение с детьми беседы о родном городе;обсуждение понятий: «улица», «парк», «жилой район», «достопримечательность», «памятник», «план города», «светофор», «карта» и др.;обогащение жизненного опыта воспитанников (посещение всей семьей зоопарка и т. д.).

Игровые роли: «мама», «папа», «ребенок», «строитель», «водитель», «врач», «полицейский», «архитектор».

Оборудование: тематический строительный набор «Город» для мелких персонажей; фигурки человечков; строительный набор разных размеров; модули; «Зоопарк»; объемные и силуэтные мелкие деревья на подставках для ландшафтных макетов; набор дорожных знаков и светофор; наборы мелкого транспорта; наборы конструкторов; электронный конструктор «Светофор», предметы-заместители.

Ход игры:

Дошкольники под руководством воспитателя создают игровое пространство «Город», его отдельные части — «Детский сад», «Улица и перекресток», «Зоопарк» и др. Вариантов сюжета может быть несколько.

Сюжет «Дорога в детский сад»

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какой дорогой они идут из дома в детский сад, задает наводящие вопросы:

Что встречается детям на пути (магазин, стадион, детская площадка и др.)?Переходят ли они дорогу и есть ли там светофор?Сколько этажей в здании детского сада? Можно ли назвать дом, в котором живет их семья, многоэтажным?

Игра может протекать как индивидуально, так и по подгруппам по 2–3 человека. Использование комплекта фигурок человечков поможет детям реализовать индивидуальную режиссерскую игру. Ребенок начинает действовать от своего имени, разыгрывая роли папы, мамы или бабушки. Ситуации для игры он предлагает самостоятельно.

Сюжет «Дорожное происшествие»

Создается игровое пространство «Улица» и разыгрывается ситуация, когда персонажи игры нарушают правила дорожного движения. Воспитатель обсуждает с детьми правила безопасного поведения на улице:

Как действовать в чрезвычайной ситуации?Как вызвать скорую помощь?Что такое перекресток, пешеход, авария, скорая помощь? Кто такой полицейский?

Данный сюжет может стимулировать дальнейшее развитие игры («Ремонтная мастерская», «Автозаправка», «Больница» и др.) как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Приложение 4

Совместная практическая работа дошкольников с родителями «Как работает светофор?»

Задание 1

Понаблюдайте, как работает светофор вблизи вашего дома. Сколько секунд горят зеленый, желтый и красный цвета светофора? Произведите измерения с помощью секундомера. Результаты можно внести в таблицу.

Примечание: все наблюдения проводятся с позиции «пешеход».

Событийное планирование образовательной деятельности в ДОО

Сделайте выводы и ответьте на вопросы:

Какой сигнал светофора горит дольше всех? Как вы думаете, почему?Почему нельзя начинать переходить дорогу, когда мигает зеленый свет светофора?Вспомните, что делают пешеходы в то время, когда загорелся красный сигнал светофора? Желтый? Зеленый?

Подсказки:

Красный глаз глядит на нас.

Что гласит его приказ? (Ответ: стоп.)

Желтый глаз глядит на нас.

Что гласит его приказ? (Ответ: осторожно.)

А зеленый глаз для нас!

Что гласит его приказ? (Ответ: можно переходить дорогу.)

Задание 2

Ответьте на следующие вопросы:

Где обычно устанавливают светофоры?Сколько светофоров вам встречается по дороге в детский сад?

Нарисуйте маршрут «Дорога в детский сад» и отметьте на нем светофоры.

Приложение 5

Памятка для родителей «Значение светоотражающих элементов»

Прочитайте памятку и расскажите ребенку в занимательной форме, что такое светоотражающие элементы и как они важны для сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения.

По статистике известно, что наезд на пешехода — самый распространенный вид дорожно-транспортных происшествий.

Основная доля наездов со смертельным исходом приходится на темное время суток, когда водитель не в состоянии увидеть вышедших на проезжую часть людей. Сопутствуют этому обычно неблагоприятные погодные условия (дождь, слякоть, туман, в зимнее время — гололед) и отсутствие какой-либо защиты у пешеходов в виде светоотражающих элементов на верхней одежде.

Чтобы снизить степень аварийности до уровня развитых европейских стран, нам необходимо не одно десятилетие и миллиардные затраты — на пропаганду правильного поведения на дороге, инженерное обустройство наших улиц и дорог (освещение, пешеходные ограждения и т. д.), создание системы экстренной помощи пострадавшим в ДТП и т. д. Но сделать первый и эффективный шаг можно уже сейчас — это использование пешеходами светоотражающих элементов.

В Европе данное положение является обязательным, и за движение в темное время суток без фликеров (так называют светоотражатели) грозит весомый штраф, а при наезде на пешехода их отсутствие на одежде зачастую служит обстоятельством, исключающим вину водителя.

Наличие светоотражающих элементов на детской одежде очень важно. Эта деталь теперь входит в дизайн моделей многих популярных марок. Особенно актуально это для школьников, часто возвращающихся после уроков домой без сопровождения взрослых и иногда вынужденных переходить дорогу. Но в реальности важно это для детей любого возраста.

Присутствие светоотражающих элементов на детской одежде может значительно снизить детский травматизм на дорогах. Такой элемент позволит лучше заметить ребенка, если на улице темно, что актуально для зимнего времени года и просто в пасмурную или дождливую погоду.

Очень хорошо, если светоотражающие элементы уже присутствуют на одежде, но если их нет, светоотражатели можно приобрести и пришить самостоятельно. Большой популярностью стали пользоваться фликеры — специальные детали для детей и подростков. Они представляют собой наклейки или значки, легко крепятся к детской одежде. Веселые картинки наверняка понравятся ребенку. Как вариант можно приобрести светоотражающую тесьму. Она пришивается в необходимых местах и не портит общий вид одежды, а, скорее, дополняет ее. Даже летом фликеры могут понадобиться детям там, где вечером на проезжей части нет освещения.

В России требование носить светоотражатели при движении в темное время суток носит рекомендательный характер. Между тем исследования сотрудников Научно-исследовательского центра ГИБДД России и наших зарубежных коллег показали, что применение пешеходами таких изделий более чем в 6,5 раза снижает риск наезда на них транспортного средства. Происходит это из-за того, что водитель обнаруживает пешехода, имеющего светоотражатели, со значительно большего расстояния: вместо 30 со 150 м, а при движении с дальним светом водитель видит пешехода уже на расстоянии 400 м.

Пешеходам в темное время суток при передвижении по проезжей части необходимо иметь на одежде светоотражающие элементы. Но и это не исключает того, что взрослым и детям нужно быть предельно внимательными на дороге.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль