Парциальная программа в ДОУ по ФГОС «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо»)

83


В соответствии с ФГОС образовательная программа детского сада разрабатывается и утверждается организацией самостоятельно с учетом примерных программ. Причем объем обязательной части программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, - не более 40%. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований стандарта об индивидуализации образовательного процесса. Часть авторской программы в детском саду, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена выбранными различными направлениями, включать ссылки на парциальные программы и/или созданные ими самостоятельно. Предлагаем ознакомиться с разработкой новой педагогической технологии, новых форм организации индивидуализированного образовательного процесса, приоритетными направлениями которых являются эстетически-художественное развитие и развитие речи.


Авторская программа детского сада С.С. Коренблита «Весёлый День Дошкольника»1 (далее - Программа ВеДеДо) зарождалась как воплощение идеи композитора облегчить младшему дошкольнику освоение навы­ков самообслуживания, сделать процесс приятным и весёлым. А ещё - сделать лёгким расставание с родными, когда отправляешься в сад. Сделать инте­ресной дорогу из детского сада домой. Сделать радостным и весёлым весь день: от пробуждения до засыпания. Композитор нашёл средство, с помощью которого эта задача решалась: учебно-методиче­ский комплекс (далее - УМК) нового поколения, включающий песни о разных сторонах жизни ре­бёнка (игры, занятия, прогулки, праздники и др.); иллюстрации к песням; методические рекоменда­ции, раскрывающие новые формы взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к произ­ведениям искусства.

Экспериментальная сетевая площадка ФГАУ «Федеральный институт развития образования» под управлением научных руководителей д-ра пед. наук Уварова А.Ю., д-ра тех. наук Алексахина С.А., д-ра пед. наук Шогенова А.К. с мая 2008 г. успешно провела апробацию авторской программы детского сада под названием ВеДеДо в несколь­ких десятках дошкольных учреждений Московского региона. В разработке пособий УМК принимали участие канд. пед. наук, проф. Т.Н. Доронова, канд. пед. наук., доц. Е.В. Соловьева, канд. пед. наук, доц. М.А. Рунова и др.

Параллельно с апробацией авторской программы в детском саду велась теоретическая проработка её научных основ и важ­нейших принципов. В результате оказалось, что Проект ВеДеДо способен принять вызовы дошколь­ной науке и практике со стороны федерального го­сударственного образовательного стандарта до­школьного образования (далее - ФГОС ДО).

Сформулированные ФГОС ДО принципы выдви­гают по сути своей новые требования к образова­тельному процессу. В центр внимания педагогики ставится ребёнок, его личность (субъект), индивидуальность. Наработанные за полстолетия формы работы с детьми не в состоянии эффективно ре­шать эти задачи. Авторская программа детского сада ВеДеДо на­мечает один из возможных путей решения задачи обеспечения личностного, речевого, эстетического развития дошкольника через инновационные фор­мы организации обучения в детском саду. Она об­ращается к семье как к субъекту образовательного процесса.

Основой проекта является песня, вокруг кото­рой строится деятельность детей. Ставка делается на развитие творчества и личностных характери­стик детей - компетентности, самостоятельности, свободы эмоциональных проявлений и др. Образо­вательные задачи подчиняются логике личностного развития, имеют обобщающий характер. Это задачи социально-нравственного развития, воспитания общительности, эстетического отношения к окружаю­щему. И, конечно, задачи воспитания языковой лич­ности дошкольника, развития поэтического слуха - восприятия средств образной выразительности речи, обогащения словаря и др.

ФГОС ДО в ряду образовательных областей вы­деляет речевое развитие как особую область, имею­щую самостоятельные задачи, методы, организаци­онные формы и вместе с тем пронизывающую все остальные области образования - познание, социа­лизацию, литературное, эстетическое развитие. Решение последней задачи предполагает разработку синтетических видов образовательной деятельности, новых форм интеграции содержания образова­ния, развития речи как средства общения, компе­тенции языковой личности дошкольника. Синтез искусств - музыкального, изобразительного, поэти­ческого - и взаимосвязанных с восприятием искус­ства активных форм творческого освоения дошкольником окружающего мира обеспечивают ре­шение приоритетных для авторской программы детского сада  ВеДеДо задач эстетического и речевого воспитания детей.

Индивидуализация дошкольников 

ФГОС ДО поставлена задача обеспечить пози­цию дошкольника как субъекта образовательного процесса и таким образом реализовать его право на свободу проявления индивидуальности.


Индивидуализация дошкольников - фундаментальный феномен общественного развития человека. Один из признаков (и показателей) состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный (и уникальный) образ жизни и собственный внутренний мир. 

Б.Ф. Ломов2


Индивидуализация дошкольников понимается нами вслед за А.Г. Асмоловым как совокупность смысловых отно­шений и установок человека в мире, которые по­рождаются в ходе жизни человека в обществе при наличии необходимых антропологических предпо­сылок, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов и воплощаются через деятель­ность и общение в продуктах культуры, других лю­дях, себе самом ради продолжения являющегося ценностью для данного человека образа жизни3. При этом антропологические свойства человека, сложившиеся в процессе эволюции вида гомо сапиенс (темперамент, пол, задатки, биологический воз­раст, органические побуждения, телосложение и др.), рассматриваются как «безличные» предпо­сылки развития личности, которые в процессе жиз­ненного пути индивидуальности личности могут стать продуктом, результатом этого развития4.

Идея индивидуализации дошкольников всегда присутствовала в работах педагогов. Но часто, к сожалению, только на словах. Реализовать этот прин­цип в условиях тотального обучения во фронтальных формах было почти невозможно. Поэтому на новой волне модернизации дошкольного образо­вания речь идёт о вариативном образовании как условии индивидуализации образовательного про­цесса. Предлагается также выстраивать индивиду­альные траектории развития дошкольников. При этом ребёнок всё равно попадает в конкретную си­стему дошкольного образования, в рамки определённой программы, и опыта реализации права быть индивидуальностью и субъектом этой системы, как правило, не имеет. Выстраивание же индивидуаль­ной траектории развития для каждого ребёнка тру­доёмко, отнимает много времени педагога и неред­ко выливается в простое бумаготворчество.

Работа с пособиями авторской программы детского сада ВеДеДо, с одной стороны, обогащает социальную среду и предостав­ляет всем детям возможность наслаждаться песня­ми, даёт в распоряжение ребёнка все необходимые материалы для творчества (костюмы, краски, кон­структоры и т. п.), а с другой - предоставляет полную свободу в проявлении самодеятельности, самостоя­тельности, творчества. Обеспечивается многообра­зие форм организации образовательного процес­са - индивидуальных, небольшими подгруппами, коллективных. Фактически ребёнок сам выбирает, какое содержание он осваивает: кто-то танцует, кто- то играет на музыкальных инструментах, кто-то поёт, рисует, наряжается и воображает себя сказоч­ным героем (образная игра), кто-то показывает те­атр. Дети самостоятельно занимают себя деятельно­стью, и эта деятельность многообразна. Дошкольники в индивидуализации свободны, они реализуют право быть субъектом образовательного процесса. И вместе с тем песня задает общий содержательный и, главное, эмоциональный контекст. Дети составля­ют коллектив, объединённый «процессом искрен­него диалогического общения» (Л.С. Выготский) - личностно значимого для партнеров диалога.

Фактически идёт разработка новой педагогиче­ской технологии, новых форм образовательного процесса индивидуализации дошкольников. Эта технология апробирована в ходе разработки посо­бий ВеДеДо: «Двенадцать месяцев», «Загадки о зве­рях», «Фейные сказки» и др. С 2014 г. эксперимент проводится в рамках исследований ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО (далее - ФГНУ ИППД РАО), научный руководитель - Т.В. Волосовец, канд. пед. наук, проф., директор ин­ститута.


В 2014 г. Проект ВеДеДо получил статус опытно­-экспериментальной площадки ФГНУ ИППД РАО. В неё входят 8 дошкольных учреждений Москвы, г. Великие Луки Псковской области, с. Шевырялово Сарапульского района Удмуртской Республики.


Парциальная программа в ДОУ по ФГОС "Веселый день дошкольника" 

На основе авторской программы в детского сада разработана парциальная образовательная программа «Весё­лый День Дошкольника». Научный руководитель - композитор С.С. Коренблит. Научные редакторы - Т.В. Волосовец и д-р пед. наук, академик РАО Е.А. Ямбург.

Парциальная программа в ДОУ по ФГОС основывается на теоретическом анализе проблемы вариативного образования Е.А. Ямбурга и на конкретном материале решает проблему гармонизации педагогических парадигм в работе дошкольного учреждения. 

Парциальная программа в ДОУ по ФГОС затрагивает широкий спектр как фун­даментальных, так и прикладных проблем. Как подчеркивает Е.А. Ямбург, к фундаментальным пробле­мам относится выявление ценностных оснований образования, определяющих миссию ДОО в совре­менных условиях и отвечающее этой миссии целеполагание, задающее магистральное направление деятельности педагогического коллектива. Их про­яснение невозможно в рамках собственно педагоги­ческой теории и практики, требует опоры на совре­менную культурологию и философскую аксиологию.

Данная парциальная программа в ДОУ по ФГОС определяет ту часть образовательной программы дошкольного образования, которая самостоятельно формирует­ся участниками образовательного процесса, обо­значает основные требования в сфере образования старших дошкольников от 3 до 8 лет, и может быть использована любой образовательной организа­цией в качестве рабочего документа.

ФГОС ДО фиксирует совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

В его основе лежат следующие принципы:

  • поддержки разнообразия детства;
  • сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (как педагогов, так и иных сотрудников образова­тельной организации, а также родителей)
  • и детей;
  • уважения личности ребёнка;
  • реализации образования в формах, специфиче­ских для детей дошкольного возраста.
  • обеспечения для детей дошкольного возраста баланса:

  • познавательного и эмоционального компо­нентов образования;
  • исполнительских и творческих форм деятельности;
  • вербальных и образных форм подачи содержания;
  • информационной и художественно-эстетиче­ской составляющих.

Парциальная программа в ДОУ по ФГОС ВеДеДо охватывает все образова­тельные области - социально-коммуникативного развития, познавательного развития, речевого раз­вития, эстетически-художественного развития, фи­зического развития ребёнка в возрасте от 6 месяцев до 8 лет в условиях детского сада.

Разрабатывается в два этапа:

1-й этап - от 3 до 8 лет;

2-й этап - от 6 месяцев до 3 лет.

Парциальная программа в ДОУ по ФГОС ВеДеДо может использоваться также в качестве основы организации деятельности се­мейных детских садов, работы нянь и гувернеров, домашнего образования ребёнка. Прекрасно заре­комендовала себя как основа деятельности групп кратковременного пребывания.

Несмотря на то, что стержнем основной образовательной программы в ДОУ по ФГОС явля­ются музыкальные произведения - детские песни, она рассчитана на реализацию её педагогами, имеющими обычное педагогическое образование, т. е. воспитателями, и не требует создания специ­альных условий в образовательной организации.

В основе парциальной программы в ДОУ по ФГОС лежит представление о специфике периода дошкольного детства как пери­ода жизни человека, в который формируется осно­ва его личности.

Это предполагает акцент на ценностных компо­нентах образования ребёнка. Принцип единства аффекта и интеллекта, сформулированный Выгот­ским Л.С., особенно важен в образовании дошколь­ника. Вместе с тем в сложившейся системе работы в детских садах педагоги больше ориентированы на передачу знаний, а точнее - познавательной инфор­мации, которая не связана с живой непосредствен­ной эмоциональной реакцией. Обеднение эмоцио­нальности ребёнка-дошкольника чревато тем, что у него не будет сформирована способность к эмпа­тии - сопереживанию чувствам другого, что являет­ся основой собственно человеческого отношения к окружающему, природе и людям. Но как вызвать эмоциональный отклик ребёнка? Ответ и прост, и сложен одновременно: это возможно сделать только средствами искусства - художественной ли­тературы, изобразительного искусства и, конечно, музыки.

Важнейшим обстоятельством жизни маленько­го человека должна быть наполненность его дня не только событиями и впечатлениями (когнитив­ный компонент), но и радостью и удовольствием, которые ребёнок учится получать от познания, со­зерцания и общения. Таким образом, парциальная программа в ДОУ по ФГОС «Весёлый день до­школьника» создана как эстетически ориентиро­ванная и ориентирующая на творчество. Приори­тетными направлениями являются эстетически-художественное и развитие речи.


1 См. публикация 2012-2014 гг. в рубрике «Формирование музыкальной предметной среды» журнала «Справочник музыкального руководителя». – Примеч. ред.

2 Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. 350 с. – Примеч. авт.

3 Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: Изд-во МГУ, 1986. 96 с. – Примеч. авт.

4 Там же. С. 7. – Примеч. авт.

5 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – Примеч. авт.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам таблицу рекомендаций музыкального материала для обогащения звукового сенсорного опыта детей младшего и среднего дошкольного возраста.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль