Игровая деятельность ребенка-дошкольника: формирование ландшафта ДОО

37

Игровая деятельность ребенка-дошкольника: формирование ландшафта ДОО

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, построение игрового пространства на территории дошкольной образовательной организации следует начинать с ответа на главные вопросы: какие места и физические объекты могут быть интересны детям дошкольного возраста и что привлекает их внимание, стимулирует игровую деятельность, познавательную активность? Речь идет не о том, какое оборудование поставить на участке группы или территории ДОО для развития физической ловкости, познавательной сферы детей и т. д., а о создании некого игрового поля, которое представляет интерес для них самих, дает им возможность свободной игры, двигательной активности, общения с воспитанниками разного возраста.

То есть, важно так облагородить территорию, чтобы на ней можно было бы воплотить игровую деятельность ребенка-дошкольника. Например, это может быть строительство песочного города, снежной крепости, лепка куличиков из песка и глины, игра с «секретиками». Важно также дать детям возможность на этой территории рисовать мелом, создавать постройки из веток и травы – так называемые «штабы», наблюдать за насекомыми и птицами, играть с другими детьми (не только из своей группы).

Особенности игровой деятельности ребенка-дошкольника на участке детского сада

Если проанализировать требования ФГОС ДО к организации игрового пространства в ДОО, можно выделить следующие характеристики развивающей предметно-игровой среды на участке детского сада:

  • проблемная насыщенность;
  • открытость к активному достраиванию среды дошкольниками;
  • диалогический способ функционирования;
  • оригинальность;
  • четкая оформленность предметных источников развития;
  • многофункциональность;
  • приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.

Эти принципы являются основанием для проектирования игровых сред во многих странах Европы (например, в Швеции).

По мнению специалистов Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек (МГППУ), «ребенок может и должен сам, без помощи взрослых, заниматься своим самым важным делом — игрой. Так он изучает окружающий мир, так он развивается, так он живет».

В процессе игровой деятельности ребенка-дошкольника должен происходить контакт с природой, который в городской среде часто нарушается или просто не реализуется. Современные дети склонны к сидячему образу жизни, много времени проводят за компьютером, вследствие этого имеют избыточный вес и хронические заболевания. Медицинские исследования утверждают, что причиной тому не столько экология, сколько недостаток движения, воздуха и солнечного света.

Требования к детским площадкам, предназначенным для игровой деятельности ребенка-дошкольника

На сегодняшний день ровные площадки традиционно считаются более безопасными, впрочем, здесь есть и свое «но»: ландшафт способствует расширению границ возможностей у дошкольников, позволяет им становиться более ловкими и меньше травмироваться. Игровая деятельность ребенка-дошкольника в таком пространстве позволяет ему знакомиться с окружающим миром, развивает крупную и мелкую моторику, речь, глазомер, движения. А разные условия ландшафта способствуют большей устойчивости, уверенности в себе и своих поступках.

Территория дошкольной образовательной организации, по которой можно проложить несколько маршрутов для пешеходных прогулок, должна представлять собой озелененную зону с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенную для проведения игр, развлечений, занятий физической культурой и  культурно-просветительских занятий с детьми дошкольного возраста.

Для игровой деятельности ребенка-дошкольника можно создать настоящие сооружения парковой архитектуры, которая бы отвечала мировоззрению дошкольников. И помимо своих основных функций эти сооружения должны выполнять еще и функции элементов благоустройства (речь идет о скамьях, навесах, заграждениях). Так, в детских играх можно пользоваться игровыми площадками, лужайками, горками, ручьями, аттракционами, декоративными скульптурами и малыми архитектурными формами. И наряду с зелеными насаждениями эти элементы будут формировать особую атмосферу.

При создании детского игрового ландшафта следует обратить внимание на его безопасность как в экологическом плане, так и плане личной безопасности детей. Желательно, чтобы около территории, особенно игровых и спортивных зон, не было автомобильных дорог. Количество входов на территорию ДОО должно быть минимально. Все искусственные водоемы и плескательницы должны быть неглубокие.

По периметру территории ДОО стоит плотно рассадить деревья и кустарников, которые будут защищать территорию от пыли, ветра, шума и не будут вызывать застой воздуха. К слову, роль озеленения в процессе организации развивающей среды крайне высока, и максимум внимания стоит уделить дендрологии, формированию открытых и закрытых пространств и вопросам ландшафта. В связи с этим комплексы для игровой деятельности ребенка-дошкольника стоит чередовать с лужайками и озелененными участками, на которых можно разбросать живописные валуны, пни, стволы деревьев и т. д.

Ассортимент растений следует максимально расширять, учитывая, что он выполняет не только декоративные функции, но и знакомит воспитанников с многообразием флоры, при этом из него необходимо исключить колючие и ядовитые растения.

Воспитательно-образовательная среда для игровой деятельности ребенка-дошкольника должна и может способствовать тому, чтобы детская фантазия развивалась, формировалось бережное отношение к природе, воспитывалась культура поведения. Природный пейзаж отлично можно дополнить ярким игровым оборудованием (включая спортивный инвентарь). Так, желтый, оранжевый, красный, зеленый цвета делают территорию ДОО более живописной и способствуют формированию у детей приподнятого настроения.

Игровая деятельность ребенка-дошкольника: формирование ландшафта ДОО

Игровая зона «Деревенский дворик» 

Веранды, спортивная площадка и площадка для игр на асфальте, плодовый сад, огород и альпинарий, как базовые сооружения, следует размещать равномерно по всей территории и размежевать прогулочными аллеями и дорожками, характеризующимися свободной ландшафтной планировкой.

Таким образом, грамотное пользование природными элементами даже на небольшой территории ДОО позволит создать максимум возможностей для игровой деятельности ребенка-дошкольника. Надо сказать, что на сегодняшний день первичной задачей педагогов выступает организация природной среды, которая успешно влияет на все сферы жизнедеятельности дошкольников, а также грамотное развитие природных особенностей ландшафта и пользование им в воспитательных целях.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль