Игровая деятельность ребенка-дошкольника: формирование ландшафта ДОО

48

Игровая деятельность ребенка-дошкольника: формирование ландшафта ДОО

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, построение игрового пространства на территории дошкольной образовательной организации следует начинать с ответа на главные вопросы: какие места и физические объекты могут быть интересны детям дошкольного возраста и что привлекает их внимание, стимулирует игровую деятельность, познавательную активность? Речь идет не о том, какое оборудование поставить на участке группы или территории ДОО для развития физической ловкости, познавательной сферы детей и т. д., а о создании некого игрового поля, которое представляет интерес для них самих, дает им возможность свободной игры, двигательной активности, общения с воспитанниками разного возраста.

То есть, важно так облагородить территорию, чтобы на ней можно было бы воплотить игровую деятельность ребенка-дошкольника. Например, это может быть строительство песочного города, снежной крепости, лепка куличиков из песка и глины, игра с «секретиками». Важно также дать детям возможность на этой территории рисовать мелом, создавать постройки из веток и травы – так называемые «штабы», наблюдать за насекомыми и птицами, играть с другими детьми (не только из своей группы).

Особенности игровой деятельности ребенка-дошкольника на участке детского сада

Если проанализировать требования ФГОС ДО к организации игрового пространства в ДОО, можно выделить следующие характеристики развивающей предметно-игровой среды на участке детского сада:

  • проблемная насыщенность;
  • открытость к активному достраиванию среды дошкольниками;
  • диалогический способ функционирования;
  • оригинальность;
  • четкая оформленность предметных источников развития;
  • многофункциональность;
  • приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.

Эти принципы являются основанием для проектирования игровых сред во многих странах Европы (например, в Швеции).

По мнению специалистов Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек (МГППУ), «ребенок может и должен сам, без помощи взрослых, заниматься своим самым важным делом — игрой. Так он изучает окружающий мир, так он развивается, так он живет».

В процессе игровой деятельности ребенка-дошкольника должен происходить контакт с природой, который в городской среде часто нарушается или просто не реализуется. Современные дети склонны к сидячему образу жизни, много времени проводят за компьютером, вследствие этого имеют избыточный вес и хронические заболевания. Медицинские исследования утверждают, что причиной тому не столько экология, сколько недостаток движения, воздуха и солнечного света.

Требования к детским площадкам, предназначенным для игровой деятельности ребенка-дошкольника

На сегодняшний день ровные площадки традиционно считаются более безопасными, впрочем, здесь есть и свое «но»: ландшафт способствует расширению границ возможностей у дошкольников, позволяет им становиться более ловкими и меньше травмироваться. Игровая деятельность ребенка-дошкольника в таком пространстве позволяет ему знакомиться с окружающим миром, развивает крупную и мелкую моторику, речь, глазомер, движения. А разные условия ландшафта способствуют большей устойчивости, уверенности в себе и своих поступках.

Территория дошкольной образовательной организации, по которой можно проложить несколько маршрутов для пешеходных прогулок, должна представлять собой озелененную зону с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенную для проведения игр, развлечений, занятий физической культурой и  культурно-просветительских занятий с детьми дошкольного возраста.

Для игровой деятельности ребенка-дошкольника можно создать настоящие сооружения парковой архитектуры, которая бы отвечала мировоззрению дошкольников. И помимо своих основных функций эти сооружения должны выполнять еще и функции элементов благоустройства (речь идет о скамьях, навесах, заграждениях). Так, в детских играх можно пользоваться игровыми площадками, лужайками, горками, ручьями, аттракционами, декоративными скульптурами и малыми архитектурными формами. И наряду с зелеными насаждениями эти элементы будут формировать особую атмосферу.

При создании детского игрового ландшафта следует обратить внимание на его безопасность как в экологическом плане, так и плане личной безопасности детей. Желательно, чтобы около территории, особенно игровых и спортивных зон, не было автомобильных дорог. Количество входов на территорию ДОО должно быть минимально. Все искусственные водоемы и плескательницы должны быть неглубокие.

По периметру территории ДОО стоит плотно рассадить деревья и кустарников, которые будут защищать территорию от пыли, ветра, шума и не будут вызывать застой воздуха. К слову, роль озеленения в процессе организации развивающей среды крайне высока, и максимум внимания стоит уделить дендрологии, формированию открытых и закрытых пространств и вопросам ландшафта. В связи с этим комплексы для игровой деятельности ребенка-дошкольника стоит чередовать с лужайками и озелененными участками, на которых можно разбросать живописные валуны, пни, стволы деревьев и т. д.

Ассортимент растений следует максимально расширять, учитывая, что он выполняет не только декоративные функции, но и знакомит воспитанников с многообразием флоры, при этом из него необходимо исключить колючие и ядовитые растения.

Воспитательно-образовательная среда для игровой деятельности ребенка-дошкольника должна и может способствовать тому, чтобы детская фантазия развивалась, формировалось бережное отношение к природе, воспитывалась культура поведения. Природный пейзаж отлично можно дополнить ярким игровым оборудованием (включая спортивный инвентарь). Так, желтый, оранжевый, красный, зеленый цвета делают территорию ДОО более живописной и способствуют формированию у детей приподнятого настроения.

Игровая деятельность ребенка-дошкольника: формирование ландшафта ДОО

Игровая зона «Деревенский дворик» 

Веранды, спортивная площадка и площадка для игр на асфальте, плодовый сад, огород и альпинарий, как базовые сооружения, следует размещать равномерно по всей территории и размежевать прогулочными аллеями и дорожками, характеризующимися свободной ландшафтной планировкой.

Таким образом, грамотное пользование природными элементами даже на небольшой территории ДОО позволит создать максимум возможностей для игровой деятельности ребенка-дошкольника. Надо сказать, что на сегодняшний день первичной задачей педагогов выступает организация природной среды, которая успешно влияет на все сферы жизнедеятельности дошкольников, а также грамотное развитие природных особенностей ландшафта и пользование им в воспитательных целях.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль