Индивидуальные особенности развития дошкольников в рамках ДОО

105

Индивидуальные особенности развития дошкольников в рамках ДОО

Фрагмент индивидуальной работы с воспитанницей подготовительной группы, пропустившей занятия  ДОО (воспитатель Е.И. Ивахненко)

Согласно п. 3 ст. 28 Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации, кроме прочего, относится «индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях».

В соответствии с п. 3.2.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), при реализации образовательной программы в ДОО может проводиться оценка индивидуальных особенностей развития дошкольников. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)1.

Данные положения вышеуказанных нормативных документов свидетельствуют о возможности проведения в дошкольной образовательной организации оценки индивидуальных особенностей развития дошкольников в рамках педагогической диагностики. Исходя из этого, в МБДОУ «Детский сад № 4 „Дюймовочка“» был определен, принят на педагогическом совете и утвержден приказом заведующего ДОО комплекс следующих мероприятий:

разработка положения об учете развития в рамках освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования ДОО; определение показателей детей и подбор диагностического инструментария; разработка формы карты учета развития детей; разработка формы журнала индивидуальной работы с воспитанниками; автоматизация процесса формирования карт учета развития детей.

Разработанное положение об учете индивидуальных особенностей развития дошкольников в рамках освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования определяет порядок проведения данной процедуры в ДОО, а также права, обязанности и ответственность задействованных в ней участников образовательного процесса (приложение 1).

В качестве показателей оценки детей были выбраны показатели, предложенные Н. В. Верещагиной в журналах диагностики педагогического процесса в разных возрастных группах в соответствии с ФГОС ДО2. Разработанные автором диагностические таблицы позволяют не только провести анализ конкретного ребенка, но и определить общегрупповую тенденцию развития воспитанников.

Данные, внесенные педагогами в эти журналы от руки, затем переносятся в аналогичную электронную таблицу — журнал диагностики в формате Microsoft Excel. Такая таблица оформляется на каждую возрастную группу и включает 6 листов: 1-й лист — список детей, 2-6-й — показатели детей во всех пяти образовательных областях ( социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) на начало и конец года.

Алгоритм использования функции слияния табличных данных при работе с картами учета индивидуальных особенностей развития дошкольников

  1. Оформляем шаблон карты учета показателей детей в виде текстового документа в формате Microsoft Word. Учитывая то, что один текстовый документ можно объединить только с одной базой данных, необходимо сделать шаблоны отдельно на каждый лист. Открываем файл с картой и сохраняем каждый лист под своим именем (лист 1, лист 2 и т. д.) (1-й лист – список детей, 2–6-й – показатели развития детей во всех пяти образовательных областях).
  2. Открываем нужный лист и выполняем следующую команду «Рассылки» – «Выбрать получателей» – «Использовать существующий список» и выбираем файл – журнал диагностики в формате Microsoft Excel. Нажимаем «Открыть», указываем на нужный лист в этой таблице. К примеру, если необходимо создать шаблон 1-го листа, выбираем в журнале диагностики лист со списком детей. Для создания в карте, учитывающей индивидуальные особенности развития дошкольников, листов по образовательным областям выбираем лист с таблицей в журнале диагностики, содержащей показатели развития в соответствующей образовательной области.
  3. Затем в шаблоне карты учета индивидуального развития детей вновь нажимаем «Рассылки» – «Вставить поле слияния» и вставляем нужные поля в документ. Например, на 1-м листе должны быть указаны фамилия и имя ребенка. После слов «Фамилия, имя ребенка» вставляем поле слияния с аналогично названной ячейкой таблицы в журнале диагностики.
  4. Когда все поля слияния будут указаны, нажимаем «Рассылки» – «Найти и объединить» – «Изменить отдельные документы…»  – «Все» – «Ок». Получаем, например, файл, состоящий из первых листов – согласно количеству детей в списке. Аналогичные действия выполняются относительно каждого листа по направлениям развития. Не забываем также добавлять на эти листы поле с кодом ребенка (имя и первая буква фамилии), чтобы при формировании 20–30 листов, например, с показателями социально-коммуникативного развития, можно было соотнести результаты с конкретным ребенком.

В приложении 2 представлен пример листа таблицы «Показатели развития в образовательной области “ Социально-коммуникативное развитие“» воспитанников подготовительной группы.

Данная таблица, содержащая результаты диагностики индивидуальных особенностей развития дошкольников в каждой из образовательных областей, служит основой для создания карт учета индивидуального развития детей и заполнения входных данных в журнале индивидуальной работы.

В карте учета индивидуальных особенностей развития дошкольников фиксируется состояние развития каждого показателя на начало и конец года и, соответственно, формулируются выводы, являющиеся основанием для организации индивидуальной работы с воспитанником, а затем выводы по результатам ее проведения.

В качестве примера в приложении 3 представлена карта учета индивидуального развития воспитанника подготовительной группы ДОО.

Так, например, по итогам педагогической диагностики воспитатель делает выводы о необходимости индивидуальной работы с конкретным ребенком. После этого эти выводы переносятся в журнал индивидуальной работы, который может быть оформлен как в бумажном, так и в электронном виде.

В течение года педагоги проводят плановую работу с индивидуальными особенностями развития дошкольников по развитию тех показателей, необходимость развивать которые была выявлена при первичной диагностике, с фиксацией в журнале содержания и результатов работы. Записи ведутся помесячно с октября по апрель. Также в данном журнале отражается работа с воспитанниками, пропустившими несколько тем, например, по болезни.

Специалисты ДОО (музыкальный работник, инструктор по физическому развитию, учитель-логопед) ведут аналогичные журналы, которые позволяют им учитывать в процессе работы индивидуальные особенности каждого ребенка.

В качестве примера в приложении 4 представлен фрагмент журнала индивидуальной работы с воспитанниками.

В конце года данные общей групповой таблицы диагностики переносятся в карты учета индивидуального развития детей. Автоматизировать данный процесс позволяет использование функции слияния табличных данных и заранее подготовленных шаблонов карт учета индивидуального развития детей. Как и любое новшество, такое ведение документации с первого взгляда может показаться достаточно сложным и не будет воспринято педагогическим коллективом с энтузиазмом. Помочь педагогам разобраться в возможностях информационных технологий призван алгоритм использования функции слияния табличных данных при работе с картами учета индивидуального развития детей.

Представленный вариант учета индивидуальных особенностей развития дошкольников в рамках освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования является опытом конкретной ДОО и может быть изменен или дополнен педагогическими коллективами других детских садов с учетом специфики их деятельности.

Приложение 1

Положение об учете индивидуального развития в рамках освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования в ДОО

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение об учете индивидуального развития в рамках освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования (далее — положение) разработано с целью определения порядка проведения данной процедуры в МБДОУ «Детский сад № 4 „Дюймовочка“».

1.2. Положение регулирует порядок ведения учета индивидуального развития воспитанников в рамках освоения ими образовательной программы дошкольного образования в МБДОУ «Детский сад № 4 „Дюймовочка“» (далее — ДОО), а также хранения в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях.

1.3. Положение разработано на основании Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155.

1.4. Действие настоящего положения распространяется на участников образовательного процесса: педагогических работников, участвующих в реализации образовательной программы дошкольного образования ДОО, а также родителей (законных представителей) детей.

1.5. Положение определяет права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса в ходе проведения процедуры учета индивидуального развития воспитанников в рамках освоения ими образовательной программы дошкольного образования (далее — учет индивидуального развития воспитанников).

1.6. Срок действия настоящего положения не ограничен. Данное положение действует до принятия нового.

2. Цели и задачи учета индивидуального развития воспитанников

2.1. Учет индивидуального развития воспитанников проводится в целях: систематического отслеживания эффективности образовательного процесса в ДОО, оценивания степени продвижения воспитанников в образовательной программе и определения содержания индивидуальной работы с ними.

2.2. Результаты проведения педагогической диагностики могут использоваться для решения следующих образовательных задач:

индивидуализации образования ( в т. ч. поддержки каждого ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);оптимизации работы с группой детей.

3. Организация ведения учета индивидуального развития воспитанников

3.1. Учет индивидуального развития воспитанников осуществляется через педагогические наблюдения, игры, НОД с детьми в ходе педагогической диагностики, организуемой воспитателями всех возрастных групп 2 раза в год — в сентябре и мае.

3.2. В качестве показателей оценки развития детей используются показатели, предложенные Н. В. Верещагиной в журналах диагностики педагогического процесса в разных возрастных группах, разработанных в соответствии с ФГОС ДО.

3.3. В ходе педагогической диагностики развитие детей оценивается по соответствующим показателям во всех пяти образовательных областях ( социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) и фиксируются в предложенных автором журналах.

3.4. Результаты педагогической диагностики оформляются в форме карты учета индивидуального развития детей, утвержденной заведующим ДОО.

3.5. Ведение карт учета индивидуального развития детей осуществляется основным воспитателем группы на каждого воспитанника, начиная с раннего возраста, на электронном и бумажном носителях (в конце года карты распечатываются и прошиваются).

3.6. Содержание индивидуальной работы по результатам проведенной педагогической диагностики отражается в журнале индивидуальной работы с воспитанниками (в бумажном или электронном виде).

4. Права участников образовательного процесса

4.1. Педагогические работники имеют право на проведение оценки индивидуального развития воспитанников ДОО в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

4.2. Родители (законные представители) воспитанников имеют право на ознакомление с содержанием образования, а также с индивидуальными особенностями развития только своего ребенка в рамках освоения образовательной программы дошкольного образования.

5. Обязанности участников образовательного процесса

5.1. Педагогические работники обязаны:

проводить учет индивидуального развития воспитанников в рамках освоения ими образовательной программы дошкольного образования с утвержденной настоящим положением периодичностью — 2 раза в год (в сентябре и мае текущего учебного года);вносить результаты педагогической диагностики в сводные листы освоения детьми образовательной программы дошкольного образования по каждой возрастной группе на начало и конец учебного года - журнал диагностики в формате Microsoft Excel;вносить соответствующие данные в карты учета индивидуального развития детей;обеспечивать хранение диагностических данных по каждому ребенку в архиве детского сада на протяжении всего периода пребывания воспитанника в ДОО;обеспечивать право родителей (законных представителей) на ознакомление с ходом и содержанием образовательной деятельности в ДОО, а также (в индивидуальном порядке) с диагностическими данными их ребенка;ежегодно предоставлять старшему воспитателю отчет об индивидуальном развитии воспитанников в рамках освоения образовательной программы ДОО в соответствующей возрастной группе с целью общего анализа и вынесения информации на итоговый педагогический совет3.

5.2. Старший воспитатель обязан:

обеспечивать наличие карт учета индивидуального развития детей во всех возрастных группах ДОО;проводить анализ результатов педагогической диагностики и предоставлять сводную информацию об особенностях освоения детьми образовательной программы ДОО на итоговый педагогический совет;осуществлять контроль и методическую помощь педагогам в проведении педагогической диагностики и оформлении соответствующей документации.

6. Ответственность

6.1. Ответственность за организацию комплексной работы по осуществлению учета индивидуального развития воспитанников в рамках освоения ими образовательной программы дошкольного образования несет старший воспитатель.

6.2. Педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность воспитанников, несут ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за реализацию не в полном объеме образовательной программы дошкольного образования и качество образования воспитанников, а также персональную ответственность за осуществление учета индивидуального развития воспитанников своей группы.

7. Делопроизводство

7.1. Карты учета индивидуального развития детей хранятся в группах до окончания периода их пребывания в ДОО.

7.2. Сводные листы педагогической диагностики по воспитанникам группы (диагностические журналы Н. В. Верещагиной) хранятся в бумажном виде в группах до окончания периода их пребывания в ДОО.

7.3. Сводные листы педагогической диагностики по возрастным группам, не содержащие индивидуальные сведения по воспитанникам, хранятся в бумажном виде в методическом кабинете 5 лет.

7.4. Форма учета индивидуального развития воспитанников в рамках освоения ими образовательной программы дошкольного образования утверждается отдельным приказом заведующего ДОО и может быть изменена в соответствии с изменениями в законодательстве, а также образовательной программы дошкольного образования и устава ДОО.

Приложение 2

Пример листа «Показатели развития в образовательной области “Социально-коммуникативное развитие”» воспитанников подготовительной группы

Скачать приложение 2

Приложение 34

Карта учета индивидуального развития воспитанника подготовительной группы ДОО

Скачать приложение 3

Приложение 4

Журнал индивидуальной работы с воспитанниками _____________________ группы на 20___– 20__ учебный год (извлечение)

Скачать приложение 4


1 О педагогической диагностике детей в соответствии с ФГОС ДО также см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2015. № 5.

2 Во второй группе раннего возраста проводится диагностика нервно-психического развития по  К. Л. Печере. — Примеч. авт.

3 Об опыте проведения итогового педагогического совета в нетрадиционной форме см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2015. № 5.

Карты учета индивидуального развития воспитанников других возрастных групп оформляются аналогично, в соответствии с показателям развития, указанными в журналах диагностики педагогического процесса (составитель Н.В. Верещагина). – Примеч. авт.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль