Что представляет собой модернизация систем подготовки педагогов?

410

В начале XXI столетия стартовала глобальная модернизация систем подготовки педагогов. Лиссабонский саммит Европейского Совета в марте 2000 г. принял документ, получивший название «Меморандум образования длиною в жизнь». В нем подчеркивается, что непрерывное образование должно стать главной политической программой гражданского общества, социального единства и занятости. Одна из ключевых целей современного непрерывного образования — использование всех его формальных и неформальных возможностей и регулярная модернизация систем подготовки педагогов.

В принятой в 2009 г. «Стратегии сотрудничества стран Европейского Союза в области образования и профессиональной подготовки до 2020 года» установлены количественные показатели для каждой страны ЕС, которые им следует достичь к 2020 г. Среди них:

  • не менее 95% детей в возрасте от 4 лет должны быть охвачены программами дошкольного обучения;
  • среди людей в возрасте 30–34 лет доля лиц с высшим образованием должна превышать 40%;
  • не менее 15% взрослых должны проходить обучение в течение всей жизни.1

В Российской Федерации эти ориентиры учтены в нормативных документах по развитию образования. Так, в принятой постановлением Правительства РФ от  04.10.2000 № 751 «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», которая рассчитана до 2025 г., стоит задача подготовки высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. А также подчеркивается, что качество образования во многом зависит от уровня подготовки педагогических кадров, в связи с чем проблема модернизации систем подготовки педагогов стала гораздо острее чем раньше. В доктрине формулируется требование обеспечить дошкольные и общеобразовательные учреждения учителями и воспитателями, как правило, с высшим образованием; привлекать в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии, информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность, готовить специалистов высокой квалификации.

Со времени утверждения «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» принят ряд документов, обеспечивающих поступательное движение в реформировании системы образования в целом и модернизации систем подготовки педагогов в частности. При этом акцент сделан на высшее образование, в системе которого предусмотрены значительные изменения.

Ориентир на модернизацию систем подготовки педагогов и высшего образования в целом отражают основные положения Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон №  273-ФЗ).

Так, в ст. 69 Закона №  273-ФЗ сформулирована его цель — «обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации».

Это отличает новый закон от предыдущего, где целями высшего профессионального образования являлись подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Модернизация систем подготовки педагогов отмечается появлением в законодательстве нового термина «высшее образование» вместо используемого ранее «высшее профессиональное образование».

В высшее образование, кроме первого (бакалавриат) и второго (специалитет, магистратура) уровней, включен третий уровень — подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура и др.), окончание которого теперь завершается государственной итоговой аттестацией и подтверждается выдачей диплома. Таким образом, выстраивается система, позволяющая обеспечивать повышение уровня квалификации педагога любой сферы образования, в т. ч. дошкольного. Признание дошкольного образования первым уровнем российской системы образования предопределяет повышенные требования к подготовке кадров этой сферы, что в свою очередь требует модернизации систем подготовки педагогов.

Впервые в истории разработан и утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), который определяет новые требования к структуре образовательной программы, условиям ее реализации и результатам освоения. Все эти компоненты ФГОС ДО имеют в сфере дошкольного образования свою специфику, что обусловлено особенностями образовательной деятельности с детьми от двух месяцев до их поступления в начальную школу.

Анализ современной нормативной базы дошкольного образования, в частности Закона №  273-ФЗ, показывает, что право реализовывать образовательные программы дошкольного образования получили не только дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации всех форм собственности, но и другие организации, осуществляющие обучение, индивидуальные предприниматели, а также родители детей дошкольного возраста2. В связи с чем особое внимание должно быть уделено подготовке тех людей, которые будут заниматься реализацией данного уровня образования, и главная роль здесь принадлежит педагогическим работникам.

Процесс модернизации систем подготовки педагогов невозможен без глубинных изменений системы подготовки будущих кадров, переподготовки и повышения квалификации действующих специалистов.

ФГОС ДО содержит требования к кадровым условиям реализации образовательной программы дошкольного образования. Согласно п. 3.2.5 ФГОС ДО педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, которые предполагают:

обеспечение эмоционального благополучия;поддержку индивидуальности и инициативы детей;установление правил взаимодействия в разных ситуациях;построение вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка;взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

Конкретные требования к профессиональной трудовой деятельности воспитателя детей дошкольного возраста предъявляются в еще одном новом документе — профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от  18.10.2013 № 544н (далее - профессиональный стандарт педагога) (применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с  01.01.2017).3

Сочетание требований, представленных в разных нормативных документах, определяющих характер деятельности работника, вызывает необходимость модернизации систем подготовки педагогов.

В Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утв. Правительством РФ  28.05.2014 №  3241п-П8, отмечено, что повышение эффективности общего образования, к которому относится дошкольное образование, а также его конкурентоспособности напрямую зависит от профессионального уровня педагогических работников, что делает модернизацию систем подготовки педагогов одним из приоритетных направлений в образовании. Профессионализм работы педагога обеспечивает формирование качественно новой системы общего образования, является одним из ключевых условий развития детей, их успешной социализации.

Комплексная программа модернизации систем подготовки педагогов включает четыре основных направления повышения профессионального уровня педагогических работников, связанных:

  • с внедрением профессионального стандарта педагога;
  • модернизацией педагогического образования;
  • обеспечением перехода к системе эффективного контракта педагогических работников;
  • повышением социального статуса и престижа профессии педагога.

Данные направления (подпрограммы) взаимосвязаны и направлены на обеспечение повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций.

В связи с обновлением законодательной базы образования предусматриваются изменения в требованиях федеральных государственных стандартов высшего образования. Акцент делается на практико-ориентированный характер подготовки педагога, который должен:

  • использовать в своей работе разные способы коммуникации с детьми и взрослыми;
  • владеть современными педагогическими технологиями, гибко реагировать на изменяющиеся факторы;
  • уметь находить подход к каждому ребенку;
  • стремиться к постоянному совершенствованию своих профессиональных знаний и умений.

Модернизация систем подготовки педагогов предусматривает включение работника в исследовательскую деятельность на всех этапах обучения, а впоследствии и в трудовую деятельность. Это согласуется с требованиями ФГОС ДО, который определяет приоритет индивидуализации образовательной деятельности, вариативности развивающего образования, поддерживающего взаимодействия всех участников образовательного процесса. Поэтому целью программы модернизации систем подготовки педагогов должно быть повышение качества подготовки педагогических кадров за счет приведения системы педагогического образования в соответствие со стандартами профессиональной деятельности педагогов. «Достижение указанной цели может быть обеспечено созданием институциональных механизмов развития педагогического образования и профессиональной деятельности педагога. Результатом такой модернизации систем подготовки педагогов должна стать современная вариативная система подготовки педагогических кадров для общего образования и социальной сферы РФ, обеспечивающая права обучающихся на получение образования с участием высококвалифицированных педагогов».4

В рамках Федеральной целевой программы развития образования на  2011—2015 гг., утв. постановлением Правительства РФ от  07.02.2011 № 61, педагогическими вузами страны разработаны и апробируются несколько проектов по модернизации систем подготовки педагогов. Ведется работа по созданию новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры подготовки воспитателя системы дошкольного образования. Один из проектов модернизации систем подготовки педагогов, направленных на усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программе бакалавриата по направлению «Психолого-педагогическое образование (Воспитатель)», на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего и дошкольного образования, разработан преподавателями факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.5

Модернизация систем подготовки педагогов включает в себя и новую практико-ориентированную модель обучения в вузе. Она предполагает изменение логики движения студента по образовательной программе: обучение начинается не с получения теоретических знаний, а непосредственного знакомства с будущей профессиональной деятельностью, т. е. с практики в группах детей дошкольного возраста. Основной целью такой модели является освоение трудовых действий, предусмотренных профессиональным стандартом педагога, соотнесенных с требованиями к педагогическим сотрудникам ФГОС ДО. Освоение трудового действия формируется в соответствии с определенным алгоритмом.

Алгоритм освоения студентами трудового действия согласно новой практико-ориентированной модели обучения в вузе:

• первичное (пробное) выполнение трудового действия (на базе дошкольной образовательной организации);

• попытка оценить результат в соответствии с образцом профессиональных действий опытного воспитателя;

• осознание несоответствия собственных трудовых действий образцу, констатация отсутствия достаточных знаний и умений, которое должно повлиять на формирование мотивации достижений;

• накопление знаний и умений, трансформированных в схемы трудовых действий;

• закрепление наработанных цепочек и схем трудовых действий в практической деятельности (учебная и производственная практика);

• рефлексивная и экспертная оценка (с участием работодателей, опытных воспитателей) эффективности профессиональной деятельности студента.

Очевидно, что новая модель, разработанная в рамках модернизации систем подготовки педагогов, предусматривает значительное увеличение практической подготовки студентов, которая включает длительную (до четырех месяцев) стажировку в дошкольных образовательных организациях. Целью ее является получение студентами целостного опыта профессиональной деятельности непосредственно на рабочем месте, практическая отработка профессиональных умений выполнять те трудовые действия воспитателя, которые требуются для современной системы дошкольного образования.

Ключевым условием в реализации новой модели подготовки является сетевое взаимодействие вузов с дошкольными образовательными организациями, т. е. с местом будущей профессиональной деятельности студентов, что предусматривает совместную деятельность и ответственность организаций за освоение обучающимися трудовых действий воспитателя. При этом возникает проблема подготовки опытных воспитателей к выполнению роли наставников (супервизоров) студентов вуза. В связи с чем они должны активно включиться в разработку программ практики, а также совместно с преподавателями вуза осуществлять обучение и оценку деятельности студентов.

Одним из самых актуальных является вопрос о том, все ли воспитатели в должной степени реализуют трудовые функции и трудовые действия, предусмотренные профессиональным стандартом педагога, соответствуют ли они требованиям ФГОС ДО, кто из них может полноценно участвовать в подготовке будущего поколения воспитателей. Эти проблемы предполагается решить в процессе проектирования построения взаимосвязанных изменений оценки и оплаты труда педагогических работников, процедур сертификации квалификаций, аттестации, базирующихся на содержании и требованиях профессионального стандарта педагога, а также повышения социального статуса и престижа педагогической профессии.6

Особое внимание сегодня уделяется организации дополнительного профессионального образования, относящегося к неформальному. Согласно ст. 47, п. 5 Закона №  273-ФЗ трудовым правом и социальной гарантией непрерывного образования педагога является право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года, для чего в бюджете образовательной организации предусматриваются соответствующие средства. При этом педагог имеет возможность осваивать самые разнообразные программы повышения квалификации и переподготовки, используя собственные средства.

Как и в системе формального образования, данные программы модернизации систем подготовки педагогов могут быть построены по модульному принципу, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать их набор, а также выбирать и комбинировать разные формы обучения (очную, очно-заочную, заочную), используя электронное обучение и дистанционные технологии. Все это расширяет возможности получения дополнительного профессионального образования не только в своем регионе, но позволяет выбрать наиболее интересных, авторитетных для слушателей специалистов ведущих образовательных и научных организаций страны. Дополнительные профессиональные программы можно полностью или частично осваивать в форме индивидуальной или групповой стажировки.7

Таким образом, модернизация систем подготовки педагогов направлена на обновление всей образовательной системы, которое призвано решить глобальные проблемы социально-экономического развития страны. Подготовка «нового воспитателя дошкольного образования» становится одной из приоритетных задач государства и должна обеспечить прочный фундамент для развития человека на протяжении всей жизни. Расширение форм и возможностей получения дополнительного профессионального образования делает процесс обучения педагогов непрерывным.


1Нестеров А. Г. Европейские концепции непрерывного образования в начале XXI века // Научный диалог. 2012. № 5. С. 35

2Статьи 23, 31, 32, 64 Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от  31.12.2014).

3Приказ Минтруда России от  25.12.2014 № 1115н «О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“».

4Марголис А. А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. C. 53–57.

5Толкачева Г.Н., Изотова Е.И., Волобуева Л.М., Парамонова  М. Ю. Концептуальное обоснование и этапы моделирования программы практико-ориентированной подготовки педагогических кадров (воспитателей) в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций ВО и ДО // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 168–185.

6Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утв. Правительством РФ  28.05.2014 №  3241п-П8.

7Приказ Минобрнауки России от  01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (в ред. приказа Минобрнауки России от  15.11.2013 № 1244).

Читайте больше в статье «Профессиональный стандарт педагога»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль