Проектирование здания начальной школы с дошкольным отделением

1531

Опыт г. Москвы

Во исполнение послания Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 региональные власти должны в ходе модернизации региональных систем дошкольного образования рассмотреть возможность проектирования здания школы, которое может быть использовано организациями как дошкольного, так и начального общего образования, учитывая все гигиенические требования, которые предъявляются к обоим типам образовательных учреждений. 

В г. Москве на основании поручения аппарата мэра г. Москвы и правительства г. Москвы в 2014 г. были разработаны типовые архитектурно-технические решения комбинированного блока начальной школы с дошкольным отделением с обоснованием стоимости затрат на строительство такого объекта. Заказчиком работ являлся Департамент градостроительной политики г. Москвы, исполнителем — Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования (МНИИТЭП).

Составление задания на проектирование здания школы

Опыт строительства зданий образовательных организаций в микрорайонах с новостройками в г. Москве выявил периодическое изменение спроса на места в детских садах и в начальных школах, связанное с пиками изменения демографического состава семей. Например, после заселения недавно построенных жилых домов в микрорайоне сначала отмечается нехватка мест в детских садах, а через семь лет соответственно в классах начальной школы.В то же время в некоторых районах наблюдается малая комплекция групп в детских садах.

Исходя из варьирования спроса на места для детей дошкольного и школьного возраста, специалисты департамента образования г. Москвы в технологическом задании на проектирование здания начальной школы с дошкольным отделением указали необходимость разработки универсальной ячейки, которая могла бы использоваться и как дошкольная группа, и как класс начальной школы.

Кроме того, в технологическое задание были заложены требования о проектировании в здании школы ряда общих помещений для дошкольного отделения и начальных классов: пищеблока, актового зала (с функцией музыкального зала в дошкольном отделении), медицинского блока, методического кабинета, административно-бытовых помещений.

Для этого потребовалось провести работу по сопоставлению норм:

СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (далее — СанПиН 2.4.2.2821–10);СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее — СанПиН 2.4.1.3049–13).

Высота основных помещений и спортивного зала были заложены по максимальным значениям, приведенным в СанПиН 2.4.2.2821–10:

высота этажа — 3,3 м с учетом нормативных требований к высоте учебных помещений;высота спортивного зала — 6 м.

При этом СанПиН 2.4.1.3049–13 устанавливает высоту помещений дошкольной образовательной организации, включая спортивный зал, не более 3 м.

Кроме того, в проектируемом здании начальной школы с дошкольным отделением согласно технологическому заданию должны быть размещены необходимые для начальных классов помещения, которые в дошкольном отделении могли быть использованы по иному назначению: рекреации (общей площадью порядка 600 м²), расширенный состав помещений медицинского блока, гардеробы для учащихся, помещения для групп продленного дня.

Проектирование здания начальной школы с дошкольным отделением

  

Описание проекта здания начальной школы с дошкольным отделением

В соответствии с технологическим заданием разработчиком было спроектировано трехэтажное здание  начальной школы с дошкольным отделением.

В зависимости от потребностей образовательной организации предусмотрена возможность реализации трех вариантов функционального назначения данного здания:

  • вариант 1: дошкольная образовательная организация на 300 мест (12 групповых ячеек по 25 человек);
  • вариант 2: начальная школа на 300 мест (12 классов по 25 человек);
  • вариант 3: комбинированный блок начальных классов с дошкольным отделением на 300 мест (4 класса начальной школы по 25 человек и 8 групповых ячеек дошкольной образовательной организации по 25 человек).

При реализации варианта 1 (приложение 1) на каждом этаже размещается по четыре групповых ячейки. Каждая групповая ячейка включает раздевальную, туалетную и игровую, совмещенную со спальней. В режиме бодрствования игровая и спальня представляют собой единое пространство. В режиме сна пространство игровой отделяется от спальни раздвижной перегородкой. Спальня оснащена трехъярусными выкатными кроватями, которые в режиме бодрствования находятся в сложенном состоянии и располагаются по периметру спальни с учетом обеспечения эвакуационных выходов. В режиме сна кровати раздвигаются.

При реализации варианта 2 (приложение 2) на каждом этаже предусмотрено по четыре класса, рекреации при каждом классе, кружковые, универсальные помещения для групп продленного дня.

При трансформации варианта 1 в вариант 2 вместо групповой размещается учебный класс. Для этого раздвижная перегородка переводится в положение «закрыто» либо заменяется стационарной перегородкой каркасного типа с обшивкой гипсокартоном. Перегородка, отделяющая групповую ячейку от коридора, не демонтируется. Пространство спальни используется в качестве рекреации. Помещения смежных раздевалок объединяют и используют для размещения группы продленного дня.

В варианте 3 (приложение 3) на первом и втором этажах размещены начальные классы и дошкольные группы, а третий этаж полностью занимают группы дошкольного отделения.

В данном варианте предусмотрены помещения для совместного использования воспитанниками дошкольных групп и учащимися начальных классов:

  • на первом этаже: вестибюль, столовая с кухонным блоком, медицинский блок;
  • на втором этаже: универсальный зал, спортивный зал с раздевалками и душевыми, учительская и кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда;
  • на третьем этаже: библиотека (либо медиатека), кабинет технического моделирования (либо кружковая).

Входы в дошкольное отделение и в блок начальных классов предусматриваются с разных сторон здания. При их проектировке следует помнить, как важно обеспечить доступность объектов дошкольного образования.

Здание комбинированного блока начальных классов с дошкольным отделением было решено спроектировать по требованиям к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.3, применяемого для зданий детских садов, тогда как здания общеобразовательных организаций проектируются в соответствии с классом Ф 4.1, который является более низким классом функциональной пожарной опасности.

Преимущества такого проектирования здания школы

Разработка трех вариантов архитектурно-технических решений позволила выполнить следующие задачи:

1) создать новую систему организации образовательного пространства за счет использования единых для дошкольного отделения и начальных классов помещений (административно-бытового и медицинского блоков, спортивного и актового залов, пищеблока), а также размещения рекреаций на части групповых ячеек, минимизации состава административных помещений и помещений постирочной (с учетом требований СанПиН 2.4.1.3049–13);

2) за счет компактности планировочных решений оптимизировать размещение здания на участке: объект занимает 0,8 га вместо 1,05 га, рекомендованных СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01–89*», утв. приказом Минрегиона России от 28.12.2010 № 820. Благодаря этому данный проект можно применять в стесненных условиях городской застройки;

3) создать принципиально новые технологические решения по трансформации здания из одного функционального назначения в другое с минимальными затратами за счет демонтажа (либо установки) ряда ненесущих перегородок, применения трансформируемых перегородок и трехъярусных выдвижных кроватей;

4) оптимизировать сроки реализации проекта за счет сокращения времени согласования проектной документации, которая разрабатывается единой для всех вариантов функционального назначения. Кроме того, при соответствующей организации работ трансформация здания из одного функционального назначения в другое может быть осуществлена в летние месяцы, что позволяет оптимизировать процесс эксплуатации здания.

Таким образом, наличие в микрорайоне трансформируемого здания позволяет исключить строительство новых объектов при изменении потребности в местах в образовательных организациях. При трансформации объекта из одного варианта в другой дополнительные вложения на изменение (демонтаж или установку) ненесущих перегородок могут составить от 45,58 до 264,52 тыс. руб., то есть менее 0,1% от общей стоимости здания.

Затраты на замену оборудования (приобретение пособий, игрушек и т. п., а также сантехнического оборудования) составляют около:

35 млн руб. — для детского сада (вариант 1);45 млн руб. — для начальной школы (вариант 2);38 млн руб. — для комбинированного блока начальных классов с дошкольным отделением (вариант 3).

Расходы на строительные изменения и переоборудование значительно меньше по сравнению с затратами на строительство детских садов.

Стоимость строительства трансформируемого объекта составляет около 250–265 млн руб. в зависимости от реализуемого варианта. Строительство одного места в здании, также в зависимости от реализуемого варианта, оценивается в 835,8–883,6 тыс. руб. Отметим, что цены рассчитаны по состоянию на июнь 2014 г., с вычетом 18% налога на добавленную стоимость и без учета затрат на временные сооружения, проектно-изыскательские работы, подготовку территории, наружные сети и благоустройство территории.

Проектирование данного объекта выявило потребность решения определенных организационных вопросов.

Так, при подготовке конкурсной документации на выполнение подобных объектов в технологическое задание и задание на разработку проекта потребуется включать сведения о возможности трансформации здания в процессе эксплуатации, как основания для разработки ряда планировочных решений.

Соответственно проектной организации потребуется разработать технологические решения для различных функциональных назначений объекта (детского сада и начальной школы), в т. ч. два перечня технологического оборудования с вариантами расстановки и расчетом стоимости, а также решений генерального плана и других изменений.

Кроме того, должны быть выполнены отдельные части проекта, характеризующие соответствующие изменения в планировочных решениях, а также конструктивно-технические решения, связанные с последующим возведением (или демонтажом) отдельных ненесущих элементов при трансформации объекта.

Еще одним важным результатом выполненной работы стало включение в состав разрабатываемого в настоящее время Свода правил «Здания общеобразовательных учреждений. Правила проектирования» приложения с основными принципами проектирования комбинированного здания блока начальных классов с дошкольным отделением.

Приложение 1

Проект здания детского сада на 300 мест

План 1-го этажаПроектирование здания начальной школы с дошкольным отделением

Экспликация помещений. Этаж 1

Номер по плану Наименование Площадь помещений, м2
1 Групповая 63
2 Спальня 56,33
3 Раздевальная 21,69
4 Туалетная 18,85
5 Буфетная 6,11
6 Вестибюль 38.31
7 Комната охраны 15,65
8 Администрация 16,22
9 Процедурная 14,56
10 Прививочная 14
11 Медицинский кабинет 22,22
12 Помещение для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезрастворов 6
13 Лифтовой холл 7,05
14 Помещение для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезрастворов 5,85
15 Санузел для персонала 4,4
16 Музыкальный зал 108,8
17 Кладовая 17,57
18 Электрощитовая 13,94
19 Кладовая для чистого белья 7,48
20 Помещение для слаботочного оборудования 12,2
21 Кладовая для грязного белья 7,56
22 Тамбур 10,04
23 Раздевальная для персонала 6,45
24 Санузел для маломобильных групп населения 4
25 Кухонный блок (на сырье) 208,74
26 Коридор 176,6
Лестницы 84,59

Экспликация помещений кухонного блока

Номер по плану Наименование Площадь помещений, м2
25.1 Горячий цех 42,57
25.2 Холодный цех 12,4
25.3 Мясо-рыбный цех 12,14
25.4 Овощной цех 12,15
25.5 Цех первичной обработки овощей 12,75
25.6 Кладовая для овощей 5,98
25.7 Гардероб персонала 11,78
25.8 Санузел персонала 3,9
25.9 Кабинет заведующего производством 3,52
25.10 Помещение для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезрастворов 2,6
25.11 Раздаточная 18,3
25.12 Мойка для кухонной посуды 6,76
25.13 Охлаждаемые камеры 12,12
25.14 Кладовая для сухих продуктов 6,36
25.15 Кладовая и моечная обменной тары 5,95
25.16 Помещения для хранения отходов с охлаждаемой камерой 3,29
25.17 Загрузочная 6,83
25.18 Коридор, тамбур 39,7

План 2-го этажаПроектирование здания начальной школы с дошкольным отделением

Экспликация помещений. Этаж 2

Номер по плану Наименование Площадь помещений, м2
1 Групповая 63
2 Спальня 56,33
3 Раздевальная 21,69
4 Туалетная 18,85
5 Буфетная 6,11
6 Коридор 189,47
7 Методический кабинет 46,65
8 Комната личной гигиены 6
9 Кабинет педагога-психолога 10
10 Кабинет учителя-логопеда 10
11 Комната приема пищи персонала 43,3
12 Лифтовой холл 12,1
13 Санузел для персонала 5,85
14 Помещение для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезрастворов 4,4
15 Раздевальные с душевыми и туалетными (для девочек) 34,72
16 Раздевальные с душевыми и туалетными (для мальчиков) 28,5
17 Спортивный зал 144
18 Комната инструктора 9,63
19 Снарядная 16,4
20 Санузел для маломобильных групп населения 9,6
21 Универсальный зал на 180 мест 127,39
22 Технический центр 12,12
23 Кладовая для инвентаря 12,12
Лестницы 95,59

План 3-го этажаПроектирование здания начальной школы с дошкольным отделением

Экспликация помещений. Этаж 3

Номер по плану Наименование Площадь помещений, м2
1 Групповая 63
2 Спальня 56,33
3 Раздевальная 21,69
4 Туалетная 18,85
5 Буфетная 6,11
6 Коридор 170
7 Кружковая для развивающих занятий 79,2
8 Санузел для персонала 4,4
9 Санузел для маломобильных групп населения 4
10 Библиотека с зоной читательских мест медиатека (компьютерный класс) 183,6
11 Лифтовой холл 12,1
12 Помещение для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезрастворов 5,85
Лестницы 95,59

Приложение 2

Проект здания начальной школы на 300 мест

План 1-го этажаПроектирование здания начальной школы с дошкольным отделением

Экспликация помещений. Этаж 1

Номер по плану Наименование Площадь помещений, м2
1.1 Класс 63
2.1 Рекреация 56,33
3.1 Гардероб 44,88
3.2 Универсальное помещение для групп продленного дня 44,88
4.1 Туалетные для девочек 25,82
4.2 Туалетные для мальчиков 25,82
6 Вестибюль 38,31
7 Комната охраны 15,65
8 Администрация 16,22
9 Процедурная 14,56
10 Прививочная 14
11 Медицинский кабинет 22,22
12 Помещение для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезрастворов 6
13 Лифтовой холл 7,05
14 Помещение для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезрастворов 5,85
15 Санузел для персонала 8,8
16 Обеденный зал 108,8
17 Умывальная 17,57
18 Электрощитовая 13,94
19 Кладовая 7,48
20 Помещение для слаботочного оборудования 12,2
21 Кладовая 7,56
22 Тамбур 10,04
23 Раздевальная для персонала 6,45
24 Санузел для маломобильных групп населения 4
25 Кухонный блок (на сырье) 208,74
26 Коридор 176,6

Экспликация помещений кухонного блока

Номер по плану Наименование Площадь помещений, м2
25.1 Горячий цех 42,57
25.2 Холодный цех 12,4
25.3 Мясо-рыбный цех 12,14
25.4 Овощной цех 12,15
25.5 Цех первичной обработки овощей 12,75
25.6 Кладовая для овощей 5,98
25.7 Гардероб персонала 11,78
25.8 Санузел персонала 3,9
25.9 Кабинет заведующего производством 3,52
25.10 Помещение для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезрастворов 2,6
25.11 Мойка столовой посуды 18,3
25.12 Мойка кухонной посуды 6,76
25.13 Охлаждаемые камеры 12,12
25.14 Кладовая сухих продуктов 6,36
25.15 Кладовая и моечная обменной тары 5,95
25.16 Помещение для хранения отходов с охлаждаемой камерой 3,29
25.17 Загрузочная 6,83
25.18 Коридор, тамбур 39,7

План 2-го этажаПроектирование здания начальной школы с дошкольным отделением

Экспликация помещений. Этаж 2

Номер по плану Наименование Площадь помещений, м2
1.1 Класс 63
2.1 Рекреация (игровая) 56,33
3.1 Спальное помещение для групп продленного дня (1-й класс) 43,38
4.1 Туалетные для девочек 25,82
4.2 Туалетные для мальчиков 25,82
6 Коридор 189,47
7 Методический кабинет 46,65
8 Комната личной гигиены 6
9 Кабинет педагога-психолога 10
10 Кабинет учителя-логопеда 10
11 Игровая для групп продленного дня (1-й класс) 43,3
12 Лифтовой холл 12,1
13 Санузел для персонала 5,85
14 Помещение для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезрастворов 4,4
15 Раздевальная с душевыми и туалетными (для девочек) 35,36
16 Раздевальная с душевыми и туалетными (для мальчиков) 35,36
17 Спортивный зал 144
18 Комната инструктора 9,18
19 Снарядная 16,55
20 Санузел для маломобильных групп населения 9,6
21 Универсальный зал на 180 мест 127,39
22 Технический центр 12,12
23 Кладовая инвентаря 12,12
Лестницы 95,59

План 3-го этажаПроектирование здания начальной школы с дошкольным отделением

Экспликация помещений. Этаж 3

Номер по плану Наименование Площадь помещений, м2
1.1 Класс 63
2.1 Рекреация 56,33
3.1 Универсальное помещение для групп продленного дня 44,88
4.1 Туалетные для девочек 25,82
4.2 Туалетные для мальчиков 25,82
5 Кружковая 44,88
6 Коридор 170
7 Кабинет технического моделирования и технической игрушки, изобразительного искусства и природы 79,2
8 Санузел для персонала 4,4
9 Санузел для маломобильных групп населения 4
10 Библиотека с зоной читательских мест медиатека (компьютерный класс) 183,6
11 Лифтовой холл 12,1
12 Помещение для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезрастворов 5,85
Лестницы 95,59

Приложение 3

Проект здания комбинированного блока начальных классов с дошкольным отделением на 300 мест

План 1-го этажаПроектирование здания начальной школы с дошкольным отделением

Экспликация помещений. Этаж 1

Номер по плану Наименование Площадь помещений, м2
1 Групповая 63
2 Спальня 56,33
3 Раздевальная 21,69
4 Туалетная 18,85
5 Буфетная 6,11
1.1 Класс 63
2.1 Рекреация 56,33
3.1 Гардероб 44,88
4.1 Туалетные для девочек 25,82
4.2 Туалетные для мальчиков 25,82
6 Вестибюль 38,31
7 Комната охраны 15,65
8 Администрация 16,22
9 Процедурная 14,56
10 Прививочная 14
11 Медицинский кабинет 22,22
12 Помещение для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезрастворов 6
13 Лифтовой холл 7,05
14 Помещение для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезрастворов 5,85
15 Санузел для персонала 4,4
16 Обеденный зал 108,8
17 Умывальная 23,67
18 Электрощитовая 13,94
19 Кладовая чистого белья 7,48
20 Помещение для слаботочного оборудования 12,2
21 Кладовая грязного белья 7,56
22 Тамбур 10,04
23 Санузел для персонала 4,4
24 Санузел для маломобильных групп населения 4
25 Кухонный блок (на сырье) 208,74
26 Коридор 176,6
Лестницы 84,59

Экспликация помещений кухонного блока

Номер по плану Наименование Площадь помещений, м2
25.1 Горячий цех 42,57
25.2 Холодный цех 12,4
25.3 Мясо-рыбный цех 12,14
25.4 Овощной цех 12,15
25.5 Цех первичной обработки овощей 12,75
25.6 Кладовая для овощей 5,98
25.7 Гардероб персонала 11,78
25.8 Санузел персонала 3,9
25.9 Кабинет заведующего производством 3,52
25.10 Помещение для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезрастворов 2,6
25.11 Мойка столовой посуды 18,3
25.12 Мойка кухонной посуды 6,76
25.13 Охлаждаемые камеры 12,12
25.14 Кладовая сухих продуктов 6,36
25.15 Кладовая и моечная обменной тары 5,95
25.16 Помещение для хранения отходов с охлаждаемой камерой 3,29
25.17 Загрузочная 6,83
25.18 Коридор, тамбур 39,7

План 2-го этажаПроектирование здания начальной школы с дошкольным отделением

Экспликация помещений. Этаж 2

Номер по плану Наименование Площадь помещений, м2
1 Групповая 63
2 Спальня 56,33
3 Раздевальная 21,69
4 Туалетная 18,85
5 Буфетная 6,11
1.1 Класс 63
2.1 Рекреация 56,33
3.1 Спальня для групп продленного дня 1-го класса (мальчики) 21,69
3.2 Спальня для групп продленного дня 1-го класса (девочки) 21,69
4.1 Туалетные для девочек 25,82
4.2 Туалетные для мальчиков 25,82
6 Коридор 189,47
7 Методический кабинет 46,65
8 Комната личной гигиены 6
9 Кабинет педагога-психолога 10
10 Кабинет учителя-логопеда 10
11 Игровая для групп продленного дня 43,3
12 Лифтовой холл 12,1
13 Санузел для персонала 5,85
14 Помещение для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезрастворов 4,4
15 Раздевальная с душевыми и туалетными (для девочек) 34,72
16 Раздевальная с душевыми и туалетными (для мальчиков) 28,5
17 Спортивный зал 144
18 Комната инструктора 9,63
19 Снарядная 16,4
20 Санузел для маломобильных групп населения 9,6
21 Универсальный зал на 180 мест 127,39
22 Технический центр 12,12
23 Кладовая инвентаря 12,12
Лестницы 95,59

План 3-го этажаПроектирование здания начальной школы с дошкольным отделением

Экспликация помещений. Этаж 3

Номер по плану Наименование Площадь помещений, м2
1 Групповая 63
2 Спальня 56,33
3 Раздевальная 21,69
4 Туалетная 18,85
5 Буфетная 6,11
6 Коридор 170
7 Кружковая для развивающих занятий 79,2
8 Санузел для персонала 4,4
9 Санузел для маломобильных групп населения 4
10 Библиотека с зоной читательских мест медиатека (компьютерный класс) 183,6
11 Лифтовой холл 12,1
12 Помещение для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезрастворов 5,85
Лестницы 95,59

Опыт проектирования комбинированных зданий образовательных организаций

При подготовке конкурсных материалов для объявления тендера на проектирование комбинированного блока начальных классов с дошкольным отделением Департаментом градостроительной политики г. Москвы был проведен анализ аналогичных объектов и нормативных требований к их проектированию.

Пример проектного решения кооперированного здания яслей-сада (на 95 мест) с малокомплектной начальной школой (на 40 мест), реализованного в пос. Янеда Эстонской ССР (в настоящее время — Эстония), приведен в справочном пособии «Проектирование детских дошкольных учреждений» к СНиП 2.08.02–89 «Общественные здания и сооружения», утв. постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78.

В пособии также отмечено, что потребность в подобных кооперированных зданиях может возникать ввиду сезонного увеличения вместимости образовательной организации. Данный тип кооперированных зданий «детский сад-школа» был рекомендован для проектирования и строительства в сельских населенных пунктах с числом жителей менее 500 человек.

Кроме того, ряд объектов, функционирующих по системе «детский сад — начальная школа» в одном здании, был выявлен в г. Москве (как правило, это негосударственные образовательные организации, размещенные в приспособленных зданиях), а также в населенных пунктах Подмосковья (городах Зарайск и Пушкино, и др.).

Новый проект образовательного комплекса с функциями «детский сад» и «начальная школа» (без вариантов трансформации) был разработан и реализован концерном «Крост» в 2012 г. Объект, расположенный в Северо-Западном административном округе г. Москвы, включает детский сад на 150 мест и начальную школу на 100 мест.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль