Дошкольное образование для детей с ограниченными возможностями

32

Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка-инвалида, на первый план выходит получение дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями. В г. Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа есть дети с тяжелыми формами нарушений физического развития. Такие дошкольники не могут посещать детский сад, поскольку на территории нашего муниципального образования нет специализированных дошкольных организаций. Но это отнюдь не значит, что дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) не должны получать дошкольное образование.

Проект «Выездной воспитатель» для организации дошкольного образования детей с ограниченными возможностями

В связи с этим управление образованием администрации г. Лабытнанги в феврале 2011 г. запустило проект, направленный на социализацию детей-инвалидов дошкольного возраста «Создание и апробация модели дошкольного образования для детей с тяжелыми формами недостатков в физическом развитии».

В рамках проекта планировалось разработать модель предоставления дошкольного образования детям с ОВЗ и детям-инвалидам с тяжелыми формами физических недостатков, которые не могут посещать комбинированные группы дошкольной образовательной организации.

Изначально предполагалось, что в рамках проекта воспитатели и специалисты детских садов будут выезжать на дом в семьи детей-инвалидов, заниматься с детьми, консультировать их родителей. В связи с этим проект получил рабочее название «Выездной воспитатель».

Основная цель проекта«Выездной воспитатель» — создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного дошкольного образования и успешную социализацию детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Прежде чем приступить к непосредственной реализации проекта мы с коллегами из управления образованием посетили семьи детей-инвалидов дошкольного возраста, рассказали родителям о проекте и предложили принять в нем участие. Из 16 семей, с которыми мы пообщались, только пять согласились сотрудничать. Остальные родители просили их не беспокоить, т. к. дети находились в очень тяжелом состоянии.

Детей, чьи семьи решились на участие в проекте, было решено привозить на занятия в детские сады. Это была просьба родителей, которые устали постоянно находиться с ребенком дома. К тому же, самим детям полезна смена обстановки и новые впечатления.

Таким образом, первоначальная идея проекта немного изменилась и стала заключаться в следующем: ребенка-инвалида вместе с родителями на микроавтобусе, принадлежащем центру развития ребенка — детскому саду «Улыбка» (далее — детский сад «Улыбка»), привозили в дошкольные организации два раза в неделю согласно специально составленному расписанию:

по средам — в детский сад «Улыбка», где с ребенком занимались учитель-логопед, педагог-психолог (в специально оборудованной сенсорной комнате), учитель-дефектолог (при необходимости). Если это было возможно, детей-инвалидов выводили в группы детского сада для общения со сверстниками;по субботам — в детский сад комбинированного вида «Волшебница» (далее — детский сад «Волшебница»), где проводились занятия в бассейне, спортивном зале, с  учителем-дефектологом, а также при наличии показаний — массаж.

Проект «Выездной воспитатель» стали активно поддерживать местные средства массовой информации: о нас рассказывали в репортаже на городском телевидении и в статьях местных газет. В результате родители детей-инвалидов, которые сначала отказались от участия в проекте, поняли, что к нам можно обратиться за реальной помощью, а их детям проект принесет только пользу. Они стали нам звонить и выразили желание включиться в проект.

Таким образом, из 20 детей-инвалидов дошкольного возраста г. Лабытнанги, не посещающих детские сады, в проекте приняли участие 13 человек.

Детей, которые не могли выезжать в дошкольные образовательные организации по состоянию здоровья (например, дети с лейкемией, врожденными генетическими заболеваниями иммунной системы), но имели сохранный интеллект, на дому посещали специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель. Для занятий с ними также привлекались педагоги дополнительного образования из центра детского творчества.

Двум детским садам г. Лабытнанги — «Улыбка» и «Волшебница» — был присвоен статус городской инновационной площадки по реализации проекта «Выездной воспитатель». Работа воспитателей и специалистов этих дошкольных организаций оплачивалась из фонда надбавок и доплат по строке «инновационные проекты». В управлении образованием был проведен конкурс на лучший проект для дошкольных и общеобразовательных организаций. Мы выиграли этот конкурс и получили финансовые средства в размере 500 тыс. руб., на которые была оборудована сенсорная комната в детском саду «Улыбка». Оснащение сенсорной комнаты приведено в табл. 1.

Таблица 1

Оборудование сенсорной комнаты

Наименование Количество Цена, руб. Сумма, руб.
Детское зеркальное панно (200×100 см) 4 4840 19 360
Прибор для создания динамического успокаивающего эффекта, модель «Плазма 250» 1 12 980 12 980
Световой проектор «Жар-птица» 1 10 620 10 620
Прибор динамической заливки светом «Фантазия» 1 22 420 22 420
Ультрафиолетовая лампа (120 см, 36 В) с кронштейном 4 3410,20 13 640,80
Музыкальный центр SAMSUNG MM-D320 1 5393,20 5393,20
Установка «Эфа»: ультразвуковой распылитель для ароматерапии с комплектом эфирных масел 1 6018 6018
Интерактивный сухой бассейн (2170×2170×660 см) с подсветкой и переключателями, с мячами (80 мм) 1 99 990 99 990
Тактильная двухсторонняя панель «Звездочка» (38×61×25 см) 1 14 994 14 994
Тактильная двухсторонняя панель «Елочка» (38×61×25 см) 1 14 994,70 14 994,70
Световой стол для рисования песком (75×65×63 см) 1 18 089,40 18 089,40
Тактильная акустическая настенная панель (100×120 см) 1 28 709,40 28 709,40
Стол дидактический цветной с пуфиками без наполнителя 1 15 941,80 15 941,80
Комплект дидактических игрушек 1 7260 7260
Детский коврик «Млечный путь» 1 47 421 47 421
«Звездный дождь» 100 волокон длиной 200 см 3 16 520 49 560
Гребень (37 см) 3 1003 3009
Волшебная нить с контроллером (10 м) 3 2466,20 7 398,60
CD-диск для релаксации 4 129,80 519,20
Мяч массажный (6 см) 1 59 59
Мяч массажный (8 см) желтый 1 129,80 129,80
Мяч массажный (10 см) 1 247,80 247,80
Мяч массажный (75 см) 1 755,20 755,20
Валик массажно-корригирующий (17 см) 1 448,40 448,40
Пуфик-кресло с гранулами 2 5885 11 770
Детская подушечка с гранулами 4 1815 7260
Трапеция с гранулами 1 3245 3245
Мат напольный (класс «Престиж») 4 7865 31 460
Мат напольный (класс «Престиж») 6 5170 31 020
Пуфик-кресло «Груша» с гранулами 1 2695 2695
Детский игровой сухой душ 1 9405 9405
Стол прямоугольный на регулируемых ножках (110×55×46–58 см) 1 3135 3135
Итого 499 949,3

В 2012 г. для реализации проекта был выигран окружной грант на 500 тыс. руб. На эти средства было закуплено специальное оборудование:

нейроортопедические пневмокостюмы «Атлант» для больных детским церебральным параличом;детские параподиумы (динамический и статический);ортопедический функциональный стул;система ортопедических подушек;различные развивающие комплексы и дидактические модули.

Раньше пневмокостюм «Атлант» предоставлялся детям-инвалидам только в реабилитационных центрах на непродолжительное время, хотя именно его длительное использование дает положительный эффект. В рамках проекта «Выездной воспитатель» костюмы выдавались родителям детей-инвалидов для домашнего использования. Когда ребенок вырастал из нужного размера, костюм меняли.

В 2013 г. мы снова выиграли окружной грант департамента образования на работу инновационной площадки в сумме 90 тыс. руб. Эти средства были потрачены на оплату труда педагогов, задействованных в проекте, и на курсы повышения их квалификации.

В 2013–2014 учебном году ситуация несколько изменилась. В проекте участвовали 14 детей. Бассейн, который посещали дети, перестал работать по техническим причинам. Автобус, принадлежавший детскому саду «Улыбка», использовать для целей проекта стало невозможно. В этой ситуации нам оказало поддержку управление социальной защиты, в которой есть услуга «социальное такси»: инвалиды имеют право бесплатно заказать такси четыре раза в месяц.

Проект тьюторского центра в рамках организации дошкольного оразования детей с ограниченными возможностями

В 2014 г. работа по проекту «Выездной воспитатель» завершилась. Она показала, что услуга дошкольного образования для детей-инвалидов востребована в нашем городе, и работа с  детьми-инвалидами должна быть организована на постоянной основе. А поскольку на уровне региона документ, регламентирующий предоставление услуг дошкольного образования для детей-инвалидов, еще не разработан, было принято решение открыть тьюторский центр.

Целью деятельности тьюторского центра является организация психолого-педагогического сопровождения реализации образовательных программ для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

В управлении образованием был разработан проект муниципального тьюторского центра психолого-педагогического сопровождения реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС) для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Создание такого проекта было вызвано тем, что в настоящее время дети-инвалиды и дети с ОВЗ не в полной мере охвачены услугой психолого-педагогического сопровождения, как того требует ФГОС. Несмотря на то, что ФГОС введен в действие, пока не существует апробированного механизма реализации его требований к  психолого-педагогическим условиям предоставления образования детям-инвалидам и детям с ОВЗ.

В процессе реализации проекта решается ряд задач:

создание условий для развития способностей и интересов детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в т. ч. создание предметно-развивающей среды;повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов, работающих с  детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка, создание условий для их участия в реализации программы дошкольного образования;отбор теоретически обоснованных требований к содержанию психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ;разработка структуры и содержания индивидуальной программы и маршрутов психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Этапы реализации проекта представлены в табл. 2.

Таблица 2

Этапы реализации проекта тьюторского центра

Этап Длительность Содержание
Подготовительный Сентябрь 2014 г. - январь 2015 г. 1. Разработка модели психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в условиях тьюторского центра. 2. Разъяснительная работа с родителями, информирование их о цели деятельности тьюторского центра, привлечение к сотрудничеству. 3. Ресурсное обеспечение (кадровое, материально-техническое) деятельности тьюторского центра
Основной Февраль — октябрь 2015 г. 1. Апробация модели дошкольного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ с учетом требований ФГОС. 2. Подготовка и переподготовка педагогических работников тьюторского центра. 3. Апробирование психолого-педагогического сопровождения ФГОС дошкольного образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Этап мониторинга Ноябрь 2015 г. 1. Контроль результативности работы по индивидуальным программам специалистов. 2. Изучение степени удовлетворенности родителей результатами работы тьюторского центра
Этап развития Декабрь 2015 г. 1. Обобщение результатов работы. 2. Разработка рекомендаций по формированию индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ с учетом требований ФГОС

На уровне муниципалитета было принято решение о выделении двух ставок специалистов, которые будут работать с  детьми-инвалидами в тьюторском центре. В настоящее время педагог-психолог и  учитель-логопед посещают детей на дому и проводят с ними занятия.

С некоторыми детьми (по запросу родителей) эти специалисты занимаются в других детских садах, в которых есть оборудованные сенсорные комнаты, спортзалы и т. д.

Организация сетевого взаимодействия в рамках обеспечения дошкольным образованием детей с ограниченными возможностями

В детском саду «Звездочка» г. Лабытнанги была создана группа кратковременного пребывания, в которую официально зачислены дети-инвалиды и дети с ОВЗ. Однако организовать деятельность тьюторского центра на базе одной дошкольной организации невозможно: учитель-дефектолог работает только в детском саду «Улыбка», там же оборудована современная сенсорная комната, а бассейном оснащен только детский сад «Волшебница».

Кроме того, некоторые дети живут в отдаленном микрорайоне, а регулярно отвозить их в дошкольные организации в других частях города у родителей нет возможности в связи с отсутствием личного транспорта. Поэтому работа с такими детьми проводится специалистами тьюторского центра в близлежащем детском саду «Ягодка».

В связи с этим было принято решение для организации работы тьюторского центра объединить ресурсы нескольких детских садов в формате сетевого взаимодействия.

В управлении образованием составлены графики занятий детей в тьюторском центре с учетом пожеланий родителей, в зависимости от необходимости привлечения специалистов и возможностей детских садов. Было проведено собрание заведующих детскими садами, участвующими в работе тьюторского центра, для согласования графиков занятий. Издан приказ управления образованием о сетевом взаимодействии, которым утверждено положение об организации сетевого взаимодействия между дошкольными образовательными организациями (приложение).

Заведующими были заключены договоры о сетевом взаимодействии с детским садом «Звездочка» и приняты соответствующие локальные акты.

Все педагогические работники и специалисты, участвующие в работе тьюторского центра, получают доплату из фонда надбавок и доплат за дополнительную работу.

Приложение

Положение об организации сетевого взаимодействия между дошкольными образовательными организациями

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от  30.08.2013 № 1014.

1.2. Организация сетевого взаимодействия предполагает использование ресурсов нескольких дошкольных образовательных организаций, обеспечивающих воспитанникам возможность осваивать образовательные программы различного уровня.

1.3. Необходимыми условиями организации сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций являются:

наличие нормативной правовой базы по регулированию правоотношений участников сетевого взаимодействия;договорные формы правоотношений между участниками сетевого взаимодействия;наличие в сети образовательных организаций города различных организаций, предоставляющих воспитанникам реальный выбор услуг дошкольного образования;возможность осуществления перемещений воспитанников и (или) педагогических работников образовательных организаций, участвующих в сетевом взаимодействии.

1.4. Выбор вариантов построения сетевого взаимодействия образовательных организаций осуществляют инициаторы сетевого взаимодействия: руководители дошкольных образовательных организаций, представители управления образованием администрации г. Лабытнанги, родители (законные представители) воспитанников.

2. Цели и задачи сетевого взаимодействия

2.1. Обеспечение качественного дошкольного образования, социализация и адаптация воспитанников к условиям современной жизни путем формирования сетевой модели обучения.

2.2. Обновление содержания методической работы с педагогическими и руководящими кадрами на принципах целесообразности и скоординированности действий.

3. Нормативная правовая база сетевого взаимодействия

3.1. При заключении договоров о сетевом взаимодействии дошкольные образовательные организации становятся участниками гражданских правоотношений, которые регулируются Гражданским кодексом РФ.

3.2. Средствами правового регулирования сетевого взаимодействия в дошкольных образовательных организациях являются:

локальные акты, которыми устанавливаются правоотношения участников образовательного процесса в связи с реализацией программ дошкольного образования;договоры со сторонними дошкольными образовательными организациями, обеспечивающими совместную реализацию образовательных программ.

3.3. В локальных актах могут быть закреплены положения, связанные с особенностями использования сетевых форм организации образовательного процесса:

о праве воспитанников на получение помощи узких специалистов в других дошкольных образовательных организациях;порядке оформления договора с родителями (законными представителями) воспитанников, осваивающих образовательные программы в сторонних дошкольных образовательных организациях;порядке разработки и утверждения индивидуального учебного плана, расписаний занятий;условиях и порядке заключения договоров со сторонними дошкольными образовательными организациями.

4. Структура и состав сети

Участниками сетевого взаимодействия являются дошкольные образовательные организации г. Лабытнанги.

5. Содержание и организация сетевого взаимодействия

5.1. Дошкольные образовательные организации — участники сетевого взаимодействия организуют деятельность по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

5.2. Деятельность дошкольных образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия строится с учетом социального заказа, запросов воспитанников и их родителей (законных представителей). Сетевое взаимодействие организуется на основе свободного выбора индивидуальных маршрутов обучения детей с ОВЗ.

На следующий учебный год индивидуальные образовательные маршруты формируются в мае текущего года и закрепляются договорами между дошкольными образовательными организациями и родителями воспитанников с учетом кадровых и материальных возможностей организаций. Образовательные маршруты уточняются и утверждаются в начале учебного года.

5.3. Выбор конкретного варианта сетевого взаимодействия определяется, прежде всего, исходя из ресурсов, которыми располагает дошкольная образовательная организация и ее партнеры, муниципальная система образования в целом.

6. Управление сетевым взаимодействием

Управление сетевым взаимодействием основано на принципе коллегиальности. Оперативное руководство сетевым взаимодействием осуществляется представителями образовательных организаций при координирующей помощи управления образованием г. Лабытнанги.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам документ с примерными вопросами мониторинга педагогических компетенций воспитателей в ходе реализации требований ФГОС ДО.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль