Оценка последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации детского сада

445
Комарова Елена, канд. пед. наук, нач. управления дошкольного образования министерства образования и науки Челябинской области

Опыт Челябинской области

Федеральным законом от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон №  273-ФЗ) установлено, что решение о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (ч. 11 ст. 22).

Данная норма была закреплена и ранее — в п. 2 ст. 13 Федерального закона от  24.07.1998 №  124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Однако это не мешало органам местного самоуправления в некоторых случаях ликвидировать детские сады без достаточных на то оснований. В качестве причины такой ликвидации называлась экономия бюджетных средств, а выдача комиссией положительного заключения не регламентировалась какими-либо правилами.

Аналогично не соблюдался прямой запрет на изъятие или изменение служебного назначения зданий и сооружений системы образования без согласования с Минобрнауки России, предусмотренный постановлением Правительства РФ от  13.05.1992 № 312 «О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования» (в настоящее время документ утратил силу). В  90-е годы, чтобы избежать санкций надзорных органов, детские сады сначала реорганизовывали путем присоединения к другим образовательным организациям, а после этого закрывали навсегда. Последствиями той массовой ликвидации детских садов сегодня стали очереди на устройство детей в дошкольные организации и огромные бюджетные затраты на создание дополнительных дошкольных мест.

Порядок оценки последствий реорганизации (ликвидации)

В настоящее время согласно п. 14 ст. 22 Закона №  273-ФЗпорядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта РФ, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ. От того, насколько объективной будет оценка последствий управленческих решений о реорганизации и ликвидации детских садов, зависит, обеспечит ли указанная норма гарантии прав детей.

В Челябинской области такая оценка регулируется постановлением Правительства Челябинской области от  18.06.2014 №  266-П «Об утверждении порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации областной государственной образовательной организации, муниципальной образовательной организации, расположенной на территории Челябинской области, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), и порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений» (далее - Порядок).

Согласно данному Порядку в состав комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципального детского сада (далее — комиссия) помимо представителей органов местного самоуправления включаются представители министерства образования и науки Челябинской области, профессиональных союзов и общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.

Представление критериев реорганизации (ликвидации)

Направляя в комиссию предложение о ликвидации или реорганизации дошкольной образовательной организации, учредитель представляет сведения по определенным Порядком критериям (группам показателей):

1) соблюдение прав и гарантий, установленных федеральным законодательством и законодательством Челябинской области в отношении воспитанников и работников реорганизуемой или ликвидируемой дошкольной образовательной организации;

2) наличие в жилом микрорайоне городского округа (городского поселения), в сельском поселении, на территории которых расположена дошкольная образовательная организация, предложенная для реорганизации или ликвидации, других дошкольных образовательных организаций, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию зданий детских садов;

3) возможность перевода воспитанников в другие территориально доступные дошкольные образовательные организации.

Указанные критерии предполагают рассмотрение таких статистических показателей, как:

  • штатная численность работников дошкольной образовательной организации;
  • проектная мощность здания дошкольной образовательной организации и списочная численность воспитанников;
  • количество детских садов в населенном пункте (микрорайоне), их проектная мощность и списочная численность воспитанников.

Немаловажное значение имеет также расстояние до указанных детских садов от ликвидируемой (реорганизуемой) организации, наличие регулярного транспортного сообщения. Исследование представленных показателей позволит членам комиссии убедиться, что дети, проживающие в данном населенном пункте, смогут продолжить дошкольное образование в других организациях.

Перечисленные критерии можно использовать только когда ликвидируется (или реорганизуется) функционирующий детский сад. Но бывают ситуации, когда, например, учредитель предлагает ликвидировать дошкольную образовательную организацию, закрытую на капитальный ремонт. Воспитанников в ней нет, а из персонала остались только руководитель и сторож. В таких случаях особо значимы следующие критерии:

1) обеспеченность детей в возрасте от года до семи лет, проживающих в населенном пункте, на территории которого расположена образовательная организация, предлагаемая к реорганизации или ликвидации, местами в дошкольных образовательных организациях;

2) наличие очереди на устройство детей в дошкольные образовательные организации в населенном пункте, на территории которого расположена дошкольная образовательная организация, предложенная для реорганизации или ликвидации.

В рамках указанных критериев комиссия изучает такие статистические показатели, как:

  • наличие очереди на устройство дошкольников в детский сад (по данным электронной очереди);
  • обеспеченность детей от года до семи лет местами в дошкольных образовательных организациях;
  • количество неорганизованных дошкольников.

По итогам рассмотрения этих показателей комиссия делает вывод о том, не нарушается ли право на получение дошкольного образования детей, проживающих на данной территории и по  каким-либо причинам не посещающих детские сады ( в т. ч. по причине отсутствия функционирующих дошкольных организаций).

Поскольку решения о ликвидации (или реорганизации) детских садов могут иметь длительные отсроченные во времени последствия, учредитель должен вынести на рассмотрение комиссии следующие сведения:

  • уровень рождаемости в населенном пункте, на территории которого расположена дошкольная образовательная организация, предложенная для реорганизации или ликвидации, в динамике за последние пять лет, предшествующих году, в котором рассматривается вопрос о реорганизации или ликвидации дошкольной образовательной организации;
  • уровень миграции детей в возрасте до шести лет (включительно) в населенном пункте, на территории которого расположена дошкольная образовательная организация, предложенная для реорганизации или ликвидации, в динамике за последние пять лет, предшествующих году, в котором рассматривается вопрос о реорганизации или ликвидации дошкольной образовательной организации;
  • перспективы жилищной застройки населенного пункта, на территории которого расположена дошкольная образовательная организация, предложенная для реорганизации или ликвидации, в проектах планировки территорий.

В перечисленных сведениях основное значение имеют общие тенденции, изучая которые члены комиссии получат представление о перспективах возможного увеличения численности детей дошкольного возраста и целесообразности ликвидации (или реорганизации) детского сада с учетом этих обстоятельств.

Обоснование целесообразности реорганизации (ликвидации)

Дополнительно к указанным сведениям учредитель представляет членам комиссии пояснительную записку с указанием причин ликвидации (или реорганизации) образовательной организации и обоснованием ее целесообразности на основе анализа демографической ситуации.

В пояснительной записке также приводятся:

  • финансово-экономическое обоснование с указанием размера затрат на проведение реорганизации или ликвидации дошкольной образовательной организации;
  • основные характеристики дошкольной образовательной организации, в т. ч. сведения о месте ее нахождения, учредителе, административно-территориальной принадлежности, контингенте воспитанников, штатной численности работников;
  • сведения о состоянии материально-технической базы образовательной организации, в т. ч. о балансовой и остаточной стоимости имущества, размере и структуре кредиторской или дебиторской задолженности.

Принятие решения о реорганизации (ликвидации)

Заключение комиссии о реорганизации (ликвидации) будет положительным, если представленные учредителем сведения полностью соответствуют конкретным значениям критериев оценки, установленным муниципальным правовым актом органа местного самоуправления. То есть, принятый в Челябинской области Порядок предоставляет органам местного самоуправления возможность, действуя в рамках установленных критериев, предусмотреть в муниципальном правовом акте предельные значения критериев с учетом особенностей, присущих той или иной территории.

Следует отметить, что эту возможность органы местного самоуправления не всегда используют рационально. Например, в одном из муниципалитетов для показателя «обеспеченность детей от года до семи лет местами в дошкольных образовательных организациях» установлен критерий оценки «более 50% — менее 50%». При буквальном применении данного критерия 501 проектное место на тысячу детей от года до семи лет, проживающих в районе, будет достаточным основанием, чтобы согласиться с ликвидацией детского сада по причине, например, значительного износа здания и отсутствия средств на его ремонт. В таком случае остается надеяться на дополнительные преграды для необоснованной ликвидации детского сада, которые предусмотрены в Порядке. В частности, член комиссии, не согласный с принятым решением, имеет право в письменном виде изложить свое особое мнение, которое прилагается к заключению комиссии.

Заключение комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации в обязательном порядке размещается на официальном сайте органа местного самоуправления.

Тем не менее, в подавляющем большинстве случаев органы местного самоуправления установили вполне адекватные критерии оценки, руководствуясь необходимостью сохранения сети детских садов. Например, согласно постановлению администрации г. Магнитогорска Челябинской области от  12.09.2014 №  12578-П «О комиссии по оценке последствий решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации, расположенной на территории города Магнитогорска, и о критериях проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации, расположенной на территории города Магнитогорска» для того, чтобы комиссия вынесла положительное заключение о возможности реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации, требуется достижение максимальных значений всех установленных критериев.

Сегодня система дошкольного образования находится на пороге перемены фазы демографического цикла, когда рост численности детей дошкольного возраста сменится ее снижением. Как известно, основные проблемы с содержанием дошкольных образовательных организаций возникают в периоды малочисленности контингентов воспитанников, так что задача сохранения сети детских садов для новой фазы демографического роста еще долго будет актуальна.

Утвержден
постановлением
Правительства Челябинской области
от  18.06.2014 №  266-П

Порядок создания комиссии по оценке последствий решения о реорганизации или ликвидации областной государственной образовательной организации, муниципальной образовательной организации, расположенной на территории Челябинской области, и подготовки ею заключений

1. Настоящий порядок создания комиссии по оценке последствий решения о реорганизации или ликвидации областной государственной образовательной организации, муниципальной образовательной организации, расположенной на территории Челябинской области, и подготовки ею заключений устанавливает порядок создания комиссии по оценке последствий решения о реорганизации или ликвидации областной государственной образовательной организации, муниципальной образовательной организации, расположенной на территории Челябинской области (далее именуются соответственно — комиссия, образовательные организации), и подготовки ею заключений.

2. Состав и положение о комиссии утверждается:

  • для оценки последствий решения о реорганизации или ликвидации областной государственной образовательной организации правовым актом органа исполнительной власти Челябинской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя областной государственной образовательной организации, в отношении которой рассматривается вопрос о реорганизации или ликвидации;
  • для оценки последствий решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации, расположенной на территории Челябинской области, муниципальным правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования Челябинской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя муниципальной образовательной организации.

3. В состав комиссии по оценке последствий решения о реорганизации или ликвидации областной государственной образовательной организации включаются представители органа исполнительной власти Челябинской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя областной государственной образовательной организации, органа исполнительной власти Челябинской области по управлению государственным имуществом Челябинской области, представители профессиональных союзов работников областных государственных образовательных организаций, а также общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.

4. В состав комиссии по оценке последствий решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации, расположенной на территории Челябинской области, включаются представители органа исполнительной власти Челябинской области, курирующего соответствующую сферу деятельности, органа местного самоуправления муниципального образования Челябинской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя муниципальной образовательной организации, администрации муниципального образования Челябинской области, на территории которого расположена реорганизуемая или ликвидируемая муниципальная образовательная организация, органа местного самоуправления муниципального образования Челябинской области по управлению муниципальным имуществом, представители профессиональных союзов работников муниципальных образовательных организаций, а также общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.

5. Минимальное количество членов комиссии составляет семь человек (с учетом председателя комиссии).

Комиссия проводит заседания по мере необходимости.

Заседание комиссии правомочно при наличии кворума, который составляет не менее двух третей от установленной численности комиссии.

Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

В целях принятия обоснованного и объективного решения для участия в заседаниях комиссии могут приглашаться эксперты. Эксперты проводят свою работу на добровольной и безвозмездной основе.

6. Комиссия осуществляет следующие функции:

1) проводит оценку последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации на основании критериев, установленных порядком проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации областной государственной образовательной организации, муниципальной образовательной организации, расположенной на территории Челябинской области, утверждаемым постановлением Правительства Челябинской области (далее именуется — порядок проведения оценки);

2) готовит заключение об оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации (далее именуется — заключение);

3) дает оценку дальнейшей деятельности образовательной организации (для реорганизации образовательной организации).

7. Комиссия проводит оценку последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательных организаций на основании документов, представленных органом исполнительной власти Челябинской области или органом местного самоуправления муниципального образования Челябинской области, осуществляющими функции и полномочия учредителей данных образовательных организаций.

8. Для выполнения возложенных функций комиссия при решении вопросов, входящих в ее компетенцию, имеет право:

1) запрашивать документы, материалы и информацию, необходимые для принятия решения по вопросу дальнейшей деятельности образовательной организации, и устанавливать сроки их представления;

2) создавать рабочие группы.

9. По итогам работы комиссии оформляется заключение (о возможности или невозможности принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации), которое подписывается участвующими в заседании членами комиссии.

Член комиссии, не согласный с принятым решением, имеет право в письменном виде изложить свое особое мнение, которое прилагается к заключению комиссии.

Заключение подготавливается и оформляется комиссией в срок не более 20 рабочих дней с даты проведения заседания комиссии.

10. В заключении комиссии указываются:

1) наименование образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;

2) предложение органа исполнительной власти Челябинской области или органа местного самоуправления муниципального образования Челябинской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя образовательной организации, о реорганизации или ликвидации образовательной организации, которое выносилось на заседание комиссии;

3) значения всех критериев, на основании которых оцениваются последствия реорганизации или ликвидации образовательной организации;

4) решение комиссии (о возможности или невозможности принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации).

11. Заключение комиссии размещается на официальном сайте органа исполнительной власти Челябинской области или органа местного самоуправления муниципального образования Челябинской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя образовательной организации.

12. В заключении комиссии на основе анализа документов, необходимых для проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, указанных в порядке проведения оценки, указывается на возможность или невозможность принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации.

13. Комиссия дает заключение о невозможности принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации в случае, когда по итогам проведенного анализа не достигнуто хотя бы одно из значений критериев оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, установленных порядком проведения оценки для соответствующего типа образовательных организаций.

Комиссия дает заключение о возможности принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации в случае, когда по итогам проведенного анализа достигнуты все значения критериев оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, установленные порядком проведения оценки для соответствующего типа образовательных организаций.

Значения критериев оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации с учетом отраслевой особенности деятельности, осуществляемой образовательной организацией, утверждаются:

  • для областной государственной образовательной организации правовым актом органа исполнительной власти Челябинской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя областной государственной образовательной организации;
  • для муниципальной образовательной организации, расположенной на территории Челябинской области, муниципальным правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования Челябинской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя муниципальной образовательной организации.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль