Программа развития детского сада: основные особенности

436

Первые программы развития детского сада в образовательных организациях стали разрабатывать еще в начале 90-х гг. С тех пор появилось множество методических рекомендаций, учебных пособий по стратегическому планированию в образовании. Но единого мнения у экспертов сферы образования о том, какие разделы должна содержать программа развития детского сада, на сегодняшний день так и не существует.

Федеральный закон от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет право образовательной организации самостоятельно разрабатывать и утверждать программу развития. Поэтому вся деятельность, связанная с программой развития детского сада, в т. ч. и ее структура, должна быть закреплена локальным актом дошкольной образовательной организации.

Рассмотрим следующую структуру программы развития детского сада:

  • паспорт программы развития детского сада;
  • раздел 1 «Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа развития»;
  • раздел 2 «Основные цели и задачи  программы развития детского сада, сроки и этапы ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения, система контроля реализации программы»;
  • раздел 3 «Концепция и механизм реализации программы развития детского сада»;
  • раздел 4 «Обоснование ресурсного обеспечения программы развития»;
  • раздел 5 «Оценка социально-экономической эффективности программы развития»;
  • приложения.

Паспорт программы развития детского сада

В паспорте программы развития детского сада в сжатом виде представлены все планируемые преобразования: начиная от целей и результатов и заканчивая бюджетом программы развития детского сада. Паспорт должен быть составлен так, чтобы даже неспециалист (например, родитель воспитанника) мог, ознакомившись с ним, получить представление о программе развития детского сада в целом.

Пример заполнения паспорта программы развития детского сада приведен в таблице.

Поскольку предлагаемая структура паспорта является вариативной, члены рабочей группы по созданию программы развития детского сада могут по своему усмотрению добавить (удалить) дополнительные элементы, строки.

Составление паспорта программы развития детского сада

Раздел паспорта программы развития

Рекомендации по заполнению

Наименование программы развития

Указывается полное название программы развития детского сада

Дата принятия решения о разработке программы развития, дата ее утверждения

Наименование и номер соответствующего локального акта (например, «Решение педагогического (управляющего) совета о разработке программы развития, № протокола, дата» и т. п.)

Заказчик программы развития детского сада

Муниципальное образование (учредитель) и/или инициативная группа

Исполнитель программы развития

Педагогический коллектив дошкольной образовательной организации

Цели и задачи программы развития

Формулировка цели должна совпадать с названием программы развития детского сада. Задачи должны описывать действия, которые помогут достичь цели. Задачи могут совпадать с этапами, но выстраиваться должны по приоритету

Сроки и этапы реализации программы развития детского сада

Указываются календарные периоды выполнения намеченных задач, например: 1-й этап — 2014—2016 гг.2-й этап — 2016—2017 гг.3-й этап — 2017—2019 гг.

Объемы и источники финансирования программы развития

Указывается объем и источники ресурсов (например: общий бюджет программы развития детского сада — 1,5 млн руб., из них: 1 млн руб. - средства бюджета, 500 тыс. руб. — средства от приносящей доход деятельности)

Ожидаемые конечные результаты реализации программы развития

Очень конкретно (желательно в цифрах) прописываются результаты по основным направлениям (мероприятиям)

Основные механизмы мониторинга реализации программы развития детского сада

Указываются виды мониторинга, сроки его проведения и форма отчетности о реализации программы развития

Показателисоциально-экономической эффективности программы развития

Указываются основные направления преобразований (могут касаться структуры дошкольной образовательной организации, содержания и технологий обучения, организационных основ образовательного процесса в детском саду, системы управления и др.)

Особенность данного раздела состоит в том, что он формируется по завершении всех остальных разделов программы развития детского сада.

Описание проблематики программы развития детского сада

Раздел 1 «Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа развития» включает:

данные об образовательной организации;анализ итогов реализации предыдущей программы развития детского сада.

Данные об образовательной организации могут быть представлены в табличной (паспорт образовательной организации) или текстовой (визитная карточка образовательной организации) форме.

Предполагаемый объем данного подраздела — 3–5 страниц печатного текста, поэтому данные об образовательной организации должны быть изложены кратко, но максимально информативно.

Можно представить краткую историческую справку и перечень основных достижений образовательной организации, указать учредителя, социальных партнеров, Ф. И. О. руководителя образовательной организации, ее юридический адрес, структуру управления.

Информация должна давать представление о месте образовательной организации в социуме и на рынке образовательных услуг.

Кроме того, сведения о дошкольной образовательной организации должны носить не только информационный, но и оценочный характер.

Следует указывать только те факты, которые могут впоследствии стать либо ресурсом, либо риском для исполнения программы развития детского сада. Так, например, если детский сад рассчитан всего на 80 детей, имеет ветхое здание, а у педагогических работников в основном только среднее специальное образование, то не стоит планировать преобразование такой дошкольной образовательной организации в центр развития ребенка, так как нет ни материальных, ни кадровых ресурсов.

Подраздел «Данные об образовательной организации» может быть детализирован за счет:

  • сведений о режиме работы детского сада (дни и часы работы, количество групп, продолжительность занятий, наличие групп кратковременного пребыания, круглосуточная группа детей, групп полного и продленного дня, разновозрастных групп);
  • информации о контингенте воспитанников (общее количество, динамика за последние 3–5 лет, количество детей по группам здоровья);
  • информации о специфике образовательной политики (используемые образовательные программы, педагогические технологии, оснащенность образовательного процесса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования1, система мониторинга качества образования);
  • краткой характеристики деятельности психологической, логопедической служб дошкольной образовательной организации, коррекционной работы.
  • характеристики педагогического коллектива (стаж работы, возраст, квалификация, уровень образования, опыт участия в инновационной и экспериментальной деятельности);
  • описания материально-технической базы и  предметно-развивающей среды;
  • направлений работы с родителями воспитанников.

Цель подраздела"Анализ итогов реализации предыдущей программы развития детского сада» — не столько сделать выводы, сколько наметить перспективы.

Участники рабочей группы анализируют динамику (если таковая имеется) развития образовательной организации, эффективность привлеченных ресурсов, окупаемость вложений; проводят оценку конкурентоспособности своей образовательной организации. Если проблемы, выявленные в ходе анализа, будут описаны не конкретно (например, как характерные для всей сферы дошкольного образования, а не для данного детского сада), то и стратегия их решения будет ошибочной.

Существуют различные технологии аналитической деятельности, которые могут быть использованы при оценке реализации предыдущей программы развития детского сада:

SWOT-анализ;PEST-анализ;метод «дерева проблем»;построение логико-структурной матрицы;проблемно-ориентированный анализ.

Для выявления проблем рекомендуем воспользоваться последней технологией.

Проблемно-ориентированный анализ проводится «от конца к началу» (схема), т. е. от того, что не удовлетворяет в результатах деятельности образовательной организации, к недостаткам в образовательном процессе (которые явились причиной неудовлетворения результатами), а затем к недостаткам условий, которые привели к дефектам образовательного процесса.Программа развития детского сада: основные особенности

Схема  проблемно-ориентированного анализа

На первом этапе проблемно-ориентированного анализа необходимо определить, какие результаты деятельности образовательной организации, по мнению всех заинтересованных сторон (родителей, педагогических работников, органов власти, местного социума), являются неудовлетворительными. Для дошкольных образовательных организаций недостатки выявляются чаще всего в условиях организации присмотра и ухода, а также по показателям срезов развития детей в разных возрастных группах. Конкурентным преимуществом для дошкольной образовательной организации в данной ситуации будет доказательство успешности адаптации выпускников детского сада и наличие программы по подготовке детей к школе. В завершение данного этапа проводится оценка недостатков и выстраивание приоритетов.

Целью второго этапа является поиск способа улучшения результатов. Рабочей группой выявляются недостатки образовательного процесса, их влияние на результат.

Правильно поставленная цель мотивирует участников программы развития детского сада к ее достижению.

Третий этап анализа касается недостатков условий реализации образовательного процесса. Рабочей группе необходимо выявить условия, из-за которых возникли проблемы в образовательном процессе, и расхождение имеющихся условий с желаемым состоянием.

По итогам проведенного анализа рабочая группа определяет круг проблем, решение которых ляжет в основу стратегии изменений образовательной организации.

Объем раздела «Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа развития», может варьироваться от 10 до 20 страниц.

Цели и задачи, сроки и этапы программы развития детского сада

Во втором разделе прописывается цель программы развития, сроки и этапы ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения, система контроля выполнения программы.

Работа над данным разделом — очень важный этап в создании программы развития детского сада.

Прежде всего необходимо определить ожидаемые результаты реализации программы. Они должны быть сформулированы очень конкретно, короткими предложениями, например: «Снижение заболеваемости воспитанников; освоение детьми разнообразных видов двигательной активности; повышение эффективности взаимодействия детского сада с семьями воспитанников; осуществление преемственности со школой» и т. д. Формулировка ожидаемых результатов является этапом разработки цели программы развития детского сада.

Цель программы развития в отличие от ожидаемых результатов должна быть сформулирована с учетом времени ее достижения. Например, если ожидаемый результат — «высокая конкурентоспособность детского сада на рынке образовательных услуг», то цель — «внедрить по завершении программы развития  детского сада четыре новые дополнительные образовательные услуги для детей дошкольного возраста».

Конкурентное преимущество — это характерные особенности данной образовательной организации: наличие дополнительных услуг и их отличие от подобных в других детских садах (например, школа будущих родителей, система раннего развития детей и др.). Зачастую конкурентное преимущество формирует имидж детского сада.

Миссия дошкольной образовательной организации или ее назначение определяет круг потребителей образовательных услуг. Миссию можно сформулировать каким-либо слоганом, например: «К здоровой семье через детский сад».

Следующим шагом является разработка цели образовательной организации. По сравнению с миссией цель должна быть более конкретной, она должна отвечать на вопрос: «Что нужно сделать образовательной организации для выполнения своей миссии?». Так, например, стратегической целью миссии «К здоровой семье через детский сад» может быть «Создание современного образовательного пространства».

Задачи должны конкретизировать цель, разбивая ее на части. Поставить задачу значит определить, через какие действия можно достичь цели.

Пример

Миссия дошкольной образовательной организации «Растим таланты», цель «Развитие мотивации детей к различным видам художественной деятельности». Задачи могут быть сформулированы следующим образом: организация эстетического развития, углубленная работа по ознакомлению детей с разными видами искусства, развитие у воспитанников потребности в художественной, театральной, речевой и прочей деятельности.

Сроки и этапы реализации программы развития  детского сада должны быть предельно детализированы. Этапы должны включать точные сроки начала и окончания выполнения конкретных заданий с указанием исполнителей и ответственных лиц, определением объема работ и возможностью их проконтролировать.

Этапы могут выстраиваться последовательно, а могут накладываться один на другой на небольшой временной период (последующий этап начинается чуть раньше окончания предыдущего).

Каждый этап должен заканчиваться конкретным результатом, являющимся составной частью ожидаемого итогового результата. Конкретные результаты легче планировать и контролировать.

Этапы можно описать в текстовой форме, но для работы удобнее использовать таблицу с графами «Этап», «Сроки», «Ожидаемый результат».

Количество целевых индикаторов, отражающих ход выполнения программы развития детского сада, зависит от глубины и объема запланированных изменений. Целевых индикаторов не должно быть много, но они должны быть конкретными и выражаться:

  • в цифровых показателях (контингент, количество групп, количество дней, пропущенных по болезни или без уважительной причины, квалификация педагогических работников и пр.);
  • объемных показателях (объем выполненных работ, привлеченных бюджетных средств и т. д.);
  • временных показателях с учетом качественных изменений (например, в первый год реализации программы развития в детском саду открыта группа раннего развития дошкольников; во второй год детский сад получил статус ресурсного центра по раннему развитию детей; в третий год учреждение реорганизовано в многопрофильный образовательный центр).

В качестве целевых индикаторов в программе развития детского сада могут быть указаны:

  • высокое качество дошкольного образования;
  • эффективное использование современных образовательных технологий;
  • обеспечение доступности дошкольного образования;
  • создание условий для укрепления здоровья воспитанников;
  • позитивное отношение родителей и общественности к дошкольной организации
  • ;создание условий для дополнительного развития детей, расширение спектра услуг, предоставляемых дошкольной организацией;
  • участие в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня;
  • обеспечение пожарной безопасности, условий охраны труда и др.

Желательно дать пояснение, как тот или иной индикатор обеспечивает эффективность программы развития детского сада.

При отборе целевых индикаторов и показателей членам рабочей группы следует обратить особое внимание на то, как они определены в стратегических документах:

Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от  17.11.2008 №  1662-р;государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №  295;Федеральной целевой программе развития образования на 2011- 2015 годы, утв. постановлением Правительства РФ от  07.02.2011 № 61;региональных и муниципальных целевых программах.

В подразделе"Система контроля выполнения программы развития» описывается, каким образом будет реализована программа. Ее выполнение может быть обеспечено годовыми планами работы дошкольной образовательной организации. В годовой план включаются мероприятия из программы развития. Мероприятия можно выделить цветом, иным шрифтом, тогда они сразу будут привлекать внимание. Разрабатывая план работы на год, администрация указывает, какой это год реализации программы развития (первый, второй, третий и т. д.). Годовые планы в свою очередь дробятся на месячные. Реализуя годовой (месячный) план работы дошкольной образовательной организации, коллектив выполняет, в т. ч. и мероприятия программы развития. При таком интегрированном подходе руководителю будет удобно, легко и просто отслеживать выполнение программы и экономить ресурсы (временные, кадровые, информационные и проч.)

В этом же подразделе можно описать механизмы корректировки мероприятий программы развития и их ресурсного обеспечения в ходе ее реализации; проведение мониторинга результатов реализации программы; порядок обеспечения публичности (открытости) информации.

Инструментом контроля выполнения программы развития является мониторинг.Предлагая ту или иную схему мониторинга, необходимо указать методики диагностики, сбора информации (их полное описание можно привести в приложении к программе развития), регулярность проведения мероприятий мониторинга, форму отчетности (доклад, справка и пр.).

Руководителем программы развития является заведующий детским садом. Он несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение программы финансовых средств, а также определяет формы и методы управления программой. Данная ответственность должна быть указана в положении о программе развития дошкольной образовательной организации.

Целесообразно проводить сбор информации для мониторинга каждые полгода. Более частые «замеры» сильно перегружают текущую работу, т. к. педагогические работники отвлекаются от образовательного процесса. При проведении мониторинга реже — раз в год — возникает риск несвоевременной корректировки, угроза невыполнения программы развития. Полученные в ходе мониторинга результаты сравнивают со стартовыми. Чтобы получить адекватную оценку конкурентоспособности дошкольной образовательной организации, можно также сравнить собственные достижения с данными по району, области.

Система контроля должна выстраиваться комплексно. То есть одновременно и взаимосвязано отслеживаются все стратегические направления программы развития, все привлеченные ресурсы, достижения и неудачи с учетом изменений государственной политики в сфере образования, влияния внешней среды, социальных партнеров, потребностей рынка труда, других программ и проектов федерального, областного, муниципального уровня и уровня дошкольной организации.

Объем данного подраздела составляет 3–5 страниц.

Отчет о выполнении очередного этапа программы развития может быть включен в публичный доклад руководителя дошкольной образовательной организации перед управляющим советом. Такие отчеты, так же как и саму программу развития, размещают на официальном сайте детского сада.

Программа развития детского сада: основные особенности

Как лучше назвать программу развития детского сада?

Чаще всего программа развития не имеет тематического названия — разработчики ограничиваются указанием наименования образовательной организации и сроков исполнения программы, например: «Программа развития детского сада № 25 на 2014–2017 гг.». Но встречаются и программы развития, заглавие которых отражает тему, идею изменений в образовательной организации. Стоит отметить, что чем длиннее название программы развития, тем конкретнее она выглядит. Например: «Создание единой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество дошкольного образования, успешную адаптацию к школе выпускников детского сада». Название может конкретизировать описание качества дошкольного образования или новую модель образовательной организации, например: «Создание модели образовательной организации с приоритетным направлением „Экологическое воспитание“», «Построение модели образовательной организации, обеспечивающей успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и  детей-инвалидов».Чем короче название программы развития, тем труднее догадаться о предлагаемых в ней инновациях (например: «Азбука успеха»).


1Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль