Эффективный контракт в ДОУ: готовность к введению в дошкольных организациях

307

Происходящие в последние пять лет изменения демографической ситуации существенно скорректировали соотношение числа дошкольных образовательных организаций к числу детей дошкольного возраста.

Так, по данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат) в 2008 г. численность детей в возрасте до 6 лет достигала 10 527 тыс. человек, а в 2013 г. эта численность увеличилась до 11 729 тыс. человек. При этом число дошкольных образовательных организаций к 2010 г. достигало 53 001, а к 2013 г. — 53 486. Как видим, увеличение числа дошкольных образовательных организаций отстает от увеличения рождаемости. Результатом этого отставания стали очереди на зачисление в детские сады.

Все эти факторы в значительной степени усилили нагрузку на систему дошкольного образования. К тому же вплоть до 2013 г. уровень заработной платы педагогических работников оставался очень невысоким, сама система дошкольного образования не перешла на новые условия оплаты труда, а материально-техническое оснащение дошкольных образовательных организаций в значительной степени поддерживалось усилиями родителей воспитанников.

Во исполнение указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее — указ Президента РФ № 597) Правительством РФ была разработана и принята программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики1. В программе впервые было нормативно закреплено понятие эффективного контракта, как трудового договора с работником, в котором конкретизируются его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.

Организационным механизмом введения эффективного контракта в ДОУ стало распоряжение Правительства РФ от 30.04.2014 № 722-р «Об утверждении плана мероприятий („дорожной карты“) „Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки“». В «дорожную карту» включены следующие мероприятия по введению эффективного контракта в ДОУ:

совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей систему оплаты труда в дошкольных образовательных организациях;разработку и внедрение механизмов эффективного контракта в ДОУ с педагогическими работниками;разработку и внедрение мероприятий по проведению аттестации педагогических работников с последующим их переводом на эффективный контракт в ДОУ;внедрение показателей эффективности деятельности руководителей и педагогических работников;разработку и внедрение механизмов эффективного контракта в ДОУ с руководителями в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя;информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта в ДОУ.

Цели и задачи исследования касательно эффективного контракта в ДОУ

Изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, являются серьезной «встряской» для отрасли. Это и переход на новые принципы нормативного финансирования, и введение новой системы оплаты труда, и разработка новых образовательных программ в соответствии с ФГОС дошкольного образования2, и наконец, внедрение показателей качества работы как образовательных организаций, так и педагогических и руководящих работников.

В связи с этим специалисты лаборатории анализа и моделирования институциональной динамики Института институциональных исследований Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2013 г. начали исследование хода и результатов реализации указов Президента РФ от 07.05.2012 № 597 и № 5993в т. ч. в плане перехода на эффективный контракт в ДОУ.

Целью исследования является поиск ответов на четыре вопроса:

1. Насколько дошкольные образовательные организации готовы к функционированию в новых условиях?

2. Каковы ожидания педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций от происходящих изменений?

3. Каковы первые результаты повышения оплаты труда педагогических работников и введения эффективного контракта в ДОУ?

4. Каковы реальные и потенциальные риски от происходящего повышения оплаты труда педагогических работников дошкольного образования и введения эффективного контракта в ДОУ?

Информационная база исследования:

  • мониторинг заработных плат работников дошкольного образования (по данным Росстата);
  • данные официальной статистики Росстата в сфере образования;
  • электронный мониторинг развития образования (www.kpmo.ru);
  • мониторинг экономики образования, проводимый Научно-исследовательским университетом «Высшая школа экономики»;
  • нормативные документы субъектов и муниципальных образований РФ, являющиеся базой для повышения оплаты труда и введения эффективного контракта в ДОУ.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования была проанализирована не только динамика численности дошкольных образовательных организаций, но и динамика:

  • повышения заработной платы и ее покупательной способности;
  • численности педагогических работников;
  • численности воспитанников дошкольных образовательных организаций и нагрузки педагогических работников;
  • бюджетных расходов на дошкольное образование.

В рамках исследования эффективных контрактов в ДОУ были выбраны и проанализированы данные по пяти субъектам РФ (Новгородская, Воронежская, Свердловская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Северная Осетия), относящиеся к разным группам субъектов РФ по типологииН. В. Зубаревич. Типология построена на основе двух базовых признаков: 1) уровень экономического развития региона и экономическое положение домохозяйств (душевой валовый региональный продукт, отношение денежных доходов населения к прожиточному минимуму, уровень бедности); 2) освоенность территории, оцениваемая через плотность населения4.

Динамика повышения заработной платы согласно эффективным контрактам в ДОУ

Исследование динамики повышения заработной платы педагогических работников дошкольного образования согласно эффективных контрактов в ДОУ показывает, что на оплату труда педагогических работников дошкольного образования в 2013 г. было израсходовано 117 173 470,8 тыс. руб., что по сравнению с 2009 г. больше на 40 240 830,7 тыс. руб. (рост составил 152,3% относительно уровня 2009 г.). При этом средняя начисленная заработная плата педагогических работников дошкольного образования в 2013 г. составила 26 760,9 руб. (в 2009 г. — 10 619,1 руб., т. е. увеличилась более чем в 2,5 раза).

Однако данные в разрезе федеральных округов показывают достаточно высокую неравномерность повышения заработной платы согласно эффективных контрактов в ДОУ. Наиболее высокой стала средняя начисленная заработная плата в Дальневосточном федеральном округе (40 504,9 руб. по итогам мониторинга за 2013 г.) и в Центральном федеральном округе (36 344,5 руб.), тогда как в Южном федеральном округе она составила 22 617,7 руб., а в Северо-Кавказском федеральном округе — 18 990 руб.

При этом важно учитывать изменение покупательной способности заработной платы. Основываясь на том, что в 2013 г. произошло увеличение покупательной способности заработной платы педагогических работников дошкольного образования по сравнению с 2012 г., можно говорить о достижении необходимого эффекта от повышения заработной платы.

Динамика численности педагогических работников

Еще одним важным фактором, определяющим «цену» повышения заработной платы педагогических работников дошкольного образования, является динамика их численности. Данные исследования не подтверждают распространенное мнение о резком снижении численности педагогических работников за счет оптимизации заработной платы. В некоторых из исследуемых регионах произошло незначительное снижение численности педагогических работников дошкольного образования (без учета совместителей). Например, в Северо-Западном федеральном округе в 2013 г. численность педагогических работников дошкольного образования сократилась на 351 человека. Как показывают результаты исследования, изменения численности педагогических работников в 2013 г. происходили разнонаправленно в разных субъектах РФ и могут рассматриваться как локальный инструмент оптимизации сети дошкольных образовательных организаций.

В целом по РФ за период с 2009 по 2013 гг. произошло уменьшение численности педагогических работников дошкольного образования на 21 468 человек (примерно на 3,6%). Численность педагогических работников к 2013 г. достигла 582 263 человека.

Динамика численности воспитанников

Третий фактор, рассмотренный в ходе исследования, — динамика численности воспитанников дошкольных образовательных организаций. Анализ данных Росстата показывает, что общая численность воспитанников детских садов в 2013 г. составила 6 346 920 человек, что на 131% больше относительно 2009 г. (5 228 233 человек). При этом в исследуемых субъектах РФ этот прирост был различным: наибольший составил 126,06% в Центральном федеральном округе, наименьший -113,69% в нефтегазодобывающем регионе Уральского федерального округа. Таким образом, можно говорить об увеличении средней нагрузки педагогических работников (в среднем по региону) и считать этот фактор влияющим на повышение заработной платы педагогическим работникам.

Динамика бюджетных расходов на дошкольное образование

Наконец, в качестве четвертого фактора были рассмотрены финансово-экономические показатели функционирования системы дошкольного образования. Исследование показало, что расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ на дошкольное образование увеличились с 2010 по 2013 гг. примерно в 1,55 раза: если в 2010 г. они составили 259 млрд руб., то в 2013 г. на дошкольное образование было затрачено 403 млрд руб. Важным является то, что среди всех уровней образования в расходах консолидированных бюджетов субъектов РФ только доля расходов на дошкольное образование имела постоянную тенденцию к росту.

Кроме того, было необходимо выяснить, не происходило ли повышение заработной платы педагогических работников дошкольного образования за счет изменения структуры расходов образовательных организаций, в т. ч. за счет сокращения доли иных расходов. Для этого была проанализирована структура расходов дошкольных образовательных организаций на оплату труда, содержание имущества, инвестиционные расходы (таблица).

Расходы дошкольных образовательных организаций на оплату труда, содержание имущества и инвестиции

Виды расходов

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Доля в текущих и инвестиционных расходах образовательных организаций, %

Оплата труда всех работников (без начислений)

51,6

49,8

46,6

49,3

51,0

Оплата труда педагогических работников (без начислений и без учета внешних совместителей)

24,3

23,8

22,8

24,1

28,3

Оплата труда непедагогических работников (без начислений на оплату труда)

27,3

26,1

23,8

25,2

22,7

Услуги по содержанию имущества

3,7

4,9

5,4

5,6

4,6

Инвестиции

0,5

0,6

1,2

1,8

2,7

Доля в текущих расходах образовательных организаций, %

Оплата труда всех работников (без начислений)

51,8

50,1

47,2

50,2

52,4

Оплата труда педагогических работников (без начислений)

24,4

23,9

23,1

24,5

29,1

Оплата труда непедагогических работников (без начислений на оплату труда)

27,5

26,2

24,1

25,7

23,3

Услуги по содержанию имущества

3,7

4,9

5,4

5,7

4,8

С 2009 по 2013 гг. происходил рост расходов на оплату труда педагогических работников, причем, наибольший скачок наблюдался в период с 2012 по 2013 гг. Это свидетельствует о том, что данная статья расходов пополнилась за счет других статей с целью выполнения указа Президента РФ № 597. Прежде всего, уменьшилась доля расходов на оплату труда работников, не являющихся педагогическими. Происходило в т. ч. изменение штатного расписания и сокращение данной категории работников дошкольных образовательных организаций. Подобные закономерности прослеживаются во всех пяти субъектах РФ, участвовавших в исследовании.

Результаты исследования эффективных контрактов в ДОУ

Таким образом, по результатам статистического исследования эффективных контрактов в ДОУ можно сформулировать следующие выводы.

В дошкольном образовании в течение 2013 г. произошли существенные изменения, связанные с реализацией мероприятий по исполнению указов Президента РФ от 07.05.2012 № 597 и № 599. Результатом этих изменений стало значительное повышение средней начисленной заработной платы педагогическим работникам.

Повышение заработной платы педагогическим работникам происходило за счет разных факторов:во-первых, это увеличение расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ на дошкольное образование; во-вторых - постепенное увеличение нагрузки педагогических работников за счет увеличения числа воспитанников; в-третьих — перераспределение структуры расходов дошкольных образовательных организаций, в том числе уменьшение доли расходов на оплату труда работникам, не являющихся педагогическими.

Кроме того, на повышение заработной платы влияли другие факторы, которые было невозможно определить на основе количественного исследования — анализа статистических данных.

Поэтому для выявления таких факторов было проведено качественное исследование, включающее интервьюирование руководителей региональных и муниципальных органов управления образованием, региональных экспертов, а также опрос фокус-групп, состоящих из руководителей и педагогических работников дошкольных образовательных организаций.

В рамках качественного исследования были получены ответы на следующие вопросы:

  • каковы проблемы, связанные с повышением заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций;
  • насколько повышение заработной платы связано с необходимостью увеличения эффективности труда в соответствии с утвержденными показателями качества;
  • изменились ли результаты педагогического труда и отношение к нему педагогических работников дошкольного образования?

Исследование показало, что в ряде субъектов РФ повышение заработной платы совпало с переходом дошкольного образования на новую систему оплаты труда. Для педагогических работников это стало значительным нововведением. При этом процессы, связанные с разработкой критериев выплаты стимулирующих надбавок, в дошкольном образовании аналогичны подобным тенденциям в общем образовании. Например, первая тенденция — это стремление «никого не обидеть» и всем начислить надбавки поровну. В данном случае критерии распределения стимулирующих выплат достаточно формальны.

Вторая тенденция: руководители образовательных организаций пытаются самостоятельно и жестко контролировать процесс распределения надбавок, вводя в т. ч. критерии их лишения (например, за дисциплинарные нарушения), что противоречит самой сути стимулирования и закрепленным нормам. Нередко педагогические работники не могут объяснить, за что они получают надбавки, т. к. их об этом не информируют.

Третья тенденция противоположная: руководители образовательных организаций видят необходимость в прозрачности процесса распределения надбавок, так и итогов этого распределения (в т. ч. в воспитательных целях).

В большинстве случаев педагогические работники считают, что повышение оплаты их труда является компенсацией за годы «недоплаты», поэтому воспринимают это повышение как восстановление социальной справедливости. При этом значительная часть педагогических работников в разных субъектах РФ не считают, что они стали или станут работать лучше после повышения заработной платы. Они высоко оценивают качество своей работы и работы своих коллег и полагают, что в дошкольном образовании уже давно работают только те, для кого материальное стимулирование не является главным, и кто «просто любит свою работу». Это подтверждается стабильностью педагогических коллективов детских садов: большинство педагогических работников имеют стаж работы свыше 10 лет.

Повышение заработной платы многие педагогические работники связывают с увеличением требований к работникам дошкольных учреждений к ним со стороны руководства. Они обращают внимание на то, что администрация детского сада пытается расширить их служебные обязанности, заставляя выполнять дополнительную работу или ту работу, которая непривычна и требует значительных усилий (например, писать статьи, выступать на конференциях и т. д.). Особенно тяжело это воспринимают опытные педагогические работники. Для них эффективный контракт в ДОУ подразумевает добросовестное выполнение своих обязанностей и отсутствие дисциплинарных и иных нарушений.

Кроме того, все педагогические работники отмечают увеличение отчетности, связанной с необходимостью получения стимулирующих надбавок.

В коллективах детских садов возникает напряженность между педагогическими работниками и другими работниками, у которых не повысилась заработная плата. Руководителей образовательных организаций тревожит проблема сохранения административно-вспомогательного персонала, чья заработная плата менее привлекательна по сравнению с оплатой труда педагогических работников.

Повышение заработной платы привело к эффекту «консервации», когда педагоги в возрасте не хотят уходить на пенсию, а притока молодых кадров не наблюдается. Вместе с тем, многие педагогические работники считают, что повышение заработной платы может быть временным, а в случае роста цен индексации заработной платы проводиться не будет.

Педагогические работники детских садов в городских поселениях отмечают увеличение количества детей в группах (в некоторых группах более 35) и считают это «ценой» за повышение заработной платы.

Переход на эффективный контракт в ДОУ воспринимается педагогическими работниками как формальное подписание нового договора, в котором будут установлены критерии стимулирования. При этом часть педагогических работников полагает, что эффективный контракт в ДОУ касается не всех, а только тех, кто хочет получать стимулирующие надбавки. Качество труда, которое оплачивается базовым окладом, по их мнению, не может регулироваться, а величина заработной платы (в базовой ее части) все равно будет оставаться неизменной вне зависимости от критериев качества. Большинство педагогических работников полагают, что доля стимулирующих надбавок в структуре заработной платы должна быть минимальной (10–15%). На основании полученных качественных результатов, сохранение социальной справедливости они считают важнее оплаты труда.

Обобщив итоги количественного и качественного исследований, были сделаны следующие выводы:

в системе дошкольного образования созданы финансово-экономические условия для перехода на эффективный контракт в ДОУв большинстве субъектов РФ разработана и принята необходимая нормативная правовая база для работы педагогических кадров на условиях эффективного контракта в ДОУ;локальные акты дошкольных образовательных организаций, регламентирующие введение эффективного контракта в ДОУ, нередко являются «типовыми», не учитывают специфику организации, а механизм распределения стимулирующих надбавок не является прозрачным;эффективный контракт в ДОУ воспринимается педагогами как юридическая формальность или, наоборот, средство для увеличения нагрузки.

В результате необходима адресная методическая поддержка образовательных организаций для выработки своих критериев качества труда педагогических работников и прозрачных механизмов оценки результатов труда на основании этих критериев.

В 2015 г. исследование введения эффективного контракта в ДОУ в регионах направлено:

1) на оценку эффективности решения субъектами РФ задачи по выполнению указов Президента РФ от 07.05.2012 № 597 и № 599 в части повышения заработной платы и введения эффективного контракта в ДОУ (участвуют 8 субъектов РФ);

2) выявление и анализ результатов и социальных изменений в сфере образования в связи с повышением оплаты труда педагогических работников и введением эффективного контракта в ДОУ (участвуют 5 субъектов РФ);

3) подготовку предложений по повышению эффективности управления изменениями в сфере образования (с участием органов государственно-общественного управления) и их апробацию для субъектов РФ.


1 Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы».

2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

3Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

4Подробно о типологии читайте на сайте Независимого института социальной политики www.socpol.ru. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль