Отраслевое соглашение работников образования: права и преимущества педагогов

231

В конце 2014 г. между Минобрнауки России и Профсоюзом работников народного образования и науки РФ было заключено Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015–2017 годы (далее — Отраслевое соглашение).

При уведомительной регистрации Отраслевого соглашения Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, провела экспертизу содержания отраслевого соглашения работников образования в целях выявления условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Как следует из уведомления Роструда, таких условий в Отраслевом соглашении работников образования не выявлено.

Положения Отраслевого соглашения работников образования обязательны для организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Минобрнауки России. Это означает, что коллективные договоры таких образовательных организаций не могут содержать условия, снижающие уровень прав и гарантий работников, установленных трудовым законодательством, иными актами, содержащими нормы трудового права, а также Отраслевым соглашением работников образования.

Отраслевое соглашение работников образования является правовым актом, регулирующим социально-трудов  отношения в сфере образования и науки, устанавливающим общие условия оплаты труда работников образования и науки, их гарантии, компенсации и льготы.

Следует отметить, что Отраслевым соглашением работников образования закрепляются не только нормы трудового законодательства, но и отдельные существенные для работников сферы образования дополнительные права и преимущества, которые непосредственно федеральными нормативными правовыми актами не урегулированы. Эти права и преимущества обязательно должны предоставляться работникам организаций, подведомственных Минобрнауки России, использоваться при заключении региональных и территориальных отраслевых соглашений работников образования, а в отдельных случаях рекомендуется закреплять их и в коллективных договорах всех учреждений сферы образования.

В целях контроля состояния и эффективности коллективно-договорного регулирования в сфере образования Минобрнауки России и Профсоюзом работников народного образования и науки РФ осуществляется ведомственная регистрация коллективных договоров. Порядок ведомственной регистрации коллективных договоров образовательных организаций приведен в приложении № 1 к Отраслевому соглашению работников образования.

Заключение и оформление трудовых договоров согласно Отраслевому соглашению работников образования

В Отраслевом соглашении особое внимание уделяется реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р (далее — Программа совершенствования системы оплаты труда), предусматривающей в т. ч. совершенствование порядка оформления трудовых договоров.

Заключение (оформление в письменной форме) трудовых договоров с работниками осуществляется с учетом:

  • примерной формы трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения, приведенного в приложении №  3 к Программе совершенствования системы оплаты труда;
  • рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утв. приказом Минтруда России от 26.04.2013 № 167н.

Это означает, что в трудовом договоре с работником должны быть конкретизированы:

Реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) образовательной организации не может являться основанием для расторжения трудового договора с работником.

1) трудовые (должностные) обязанности работника;

2) условия оплаты труда;

3) показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг;

4) меры социальной поддержки, предусматривающие в т. ч. такие обязательные условия оплаты труда, как:

  • размеры оклада (должностного оклада) и ставки заработной платы, конкретно устанавливаемые за исполнение работником трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы);
  • размеры выплат компенсационного характера (при выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также в условиях, отклоняющихся от нормальных, и др.);
  • размеры выплат стимулирующего характера либо условия для их установления со ссылкой на локальный нормативный акт, регулирующий порядок осуществления выплат стимулирующего характера, если их размеры зависят от установленных в организации показателей и критериев.

В связи с тем, что применение профессионального стандарта педагога в сфере трудовых отношений откладывается до 1 января 2017 г., работодатели по-прежнему обязаны руководствоваться Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих1, содержащим квалификационные характеристики должностей работников образования.

Регулирование трудовых отношений

В разделе IV «Трудовые отношения» Отраслевого соглашения работников образования закреплено право работников (включая руководителей и их заместителей) образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, дополнительные образовательные программы, на осуществление в той же образовательной организации,помимо работы, определенной трудовым договором, преподавательской работы без занятия штатной должности в группах, кружках, секциях. Данная работа не считается совместительством и может выполняться на условиях дополнительного соглашения к трудовому договору.

При этом установлено, что преподавательская работа указанным лицам, а также лицам из числа педагогических, руководящих и иных работников других образовательных организаций, работников предприятий, учреждений и организаций (включая работников органов, осуществляющих управление в сфере образования, учебно-методических кабинетов, центров) должна предоставляться с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и при условии, если учителя, преподаватели, для которых данная образовательная организация является местом основной работы, обеспечены преподавательской работой (учебной нагрузкой) по своей специальности в объеме не менее чем на ставку заработной платы.

Рекомендации по оплате труда по Отраслевому соглашению работников образования

Раздел V «Оплата труда и нормы труда» Отраслевого соглашения работников образования включает основные принципы формирования системы оплаты труда, рекомендуемые в т. ч. для регулирования в региональных, территориальных соглашениях, коллективных договорах. К ним относятся:

  • обеспечение работодателем равной оплаты за труд равной ценности, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации — различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников;
  • недопущение установления различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, различных повышающих коэффициентов к ним (либо диапазонов «вилки» размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) для должностей работников с одинаковой квалификацией, выполняющих одинаковую трудовую функцию;
  • необходимость существенной дифференциации в размерах оплаты труда педагогических работников, имеющих квалификационные категории, установленные по результатам аттестации;
  • достижение в структуре заработной платы работников (без учета районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) доли условно постоянной части заработной платы работников в виде окладов (должностных окладов), ставок заработной платы не ниже 60%.

В пункте 5.4 Отраслевого соглашения работников образования определены сроки, в которые у педагогических работников возникает право на изменение размера оплаты труда в зависимости от стажа, образования, квалификационной категории, наличия государственных наград и (или) ведомственных знаков отличия, ученой степени.

В приложении № 2 к Отраслевому соглашению работников образования указаны особенности оплаты труда отдельных категорий педагогических работников, которые обязательны для применения образовательными организациями, реализующими общеобразовательные программы, в т. ч. программы дошкольного образования. Данные особенности состоят в том, что предусматриваемые для отдельных педагогических работников нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) и размеры устанавливаемых им ставок заработной платы являются расчетными величинами при исчислении их заработной платы с учетом фактически определенного им объема педагогической работы.

Из этого следует, что за педагогическую работу, выполняемую педагогическими работниками с их письменного согласия сверх нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата будет производиться из установленного им размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы.

Расчет заработной платы педагогических работников, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в зависимости от занимаемой должности установлены за 18, 20, 24, 25, 30 или 36 ч в неделю, за фактическую педагогическую работу будет производиться следующим образом:

1) размер установленной им ставки заработной платы в месяц умножается на фактически определенный им объем педагогической работы в неделю;

2) полученный результат делится на норму часов педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.

Отраслевое соглашение работников образования также регулирует вопросы оплаты труда педагогических работников, имеющих квалификационные категории.

Установлено, что оплата труда педагогических работников, чьи должности содержат наименование «старший» (воспитатель — старший воспитатель, педагог дополнительного образования — старший педагог дополнительного образования, методист — старший методист), осуществляется независимо от того, по какой конкретно должности присвоена квалификационная категория.

Рекомендуется закреплять в региональных и территориальных соглашениях, в коллективных договорах возможность оплаты труда педагогических работников с учетом имеющейся квалификационной категории за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой квалификационная категория отсутствует, но профиль ее работы (деятельности) совпадает с деятельностью по должности, по которой квалификационная категория установлена. Данные рекомендации предусмотрены в приложении № 3 к Отраслевому соглашению работников образования.

Следует отметить, что предусмотренные в приложении № 3 перечни должностей работников, по которым установлена квалификационная категория, и должностей, по которым рекомендуется при оплате труда учитывать квалификационную категорию, не являются исчерпывающими. При выявлении других должностей педагогических работников, по которым совпадают профили работы (деятельности), возможность оплачивать труд по разным должностям с учетом квалификационной категории, имеющейся по одной из них, также закрепляется в региональных соглашениях и коллективных договорах.

В региональных соглашениях и коллективных договорах также рекомендуется закреплять случаи сохранения за педагогическими работниками уровня оплаты труда с учетом имевшейся квалификационной категории при истечении срока ее действия, поскольку продление квалификационной категории педагогов не предусматривается.

Кроме того, Отраслевым соглашением работников образования рекомендуется:

1) в целях материальной поддержки педагогических работников, у которых в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет истек срок действия квалификационной категории, производить оплату труда с учетом имевшейся квалификационной категории на период подготовки к аттестации на основе результатов работы и прохождения аттестации, но не более чем на один год после выхода из указанного отпуска;

2) в случае истечения у педагогического работника срока действия квалификационной категории за один год до наступления права для назначения трудовой пенсии сохранять на этот период оплату труда с учетом имевшейся квалификационной категории;

3) в случае истечения срока действия квалификационной категории после подачи заявления в аттестационную комиссию сохранять оплату труда с учетом имевшейся квалификационной категории до принятия аттестационной комиссией решения об установлении (отказе в установлении) квалификационной категории.

Сторонам Отраслевого соглашения работников образования предлагается закреплять в региональных отраслевых соглашениях такие меры, как применение упрощенной формы принятия решений аттестационными комиссиями для педагогических работников, имеющих почетные звания, отраслевые знаки отличия, государственные награды и иные поощрения, полученные за достижения в педагогической деятельности, если они претендуют на ту же самую квалификационную категорию.

Предполагается, что педагогическому работнику, имеющему (имевшему) высшую квалификационную категорию по одной из должностей, не может быть отказано в прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию по другой должности, в т. ч. в случае, если на высшую квалификационную категорию по другой должности педагогический работник претендует впервые, не имея первой квалификационной категории.

Специальная оценка условий труда согласно Отраслевому соглашению работников образования

Стороны Отраслевого соглашения работников образования обращают внимание на необходимость проведения взамен аттестации рабочих мест специальной оценки условий труда педагогов в целях реализации Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ). По результатам специальной оценки условий труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляются гарантии и компенсации.

Одновременно в Отраслевом соглашении работников образования закреплено, что до проведения в установленном порядке специальной оценки условий труда за работниками сохраняются гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, установленные им до даты вступления в силу Закона № 426-ФЗ. Это означает, что работодатель должен таким работникам:

1) предоставлять сокращенную продолжительность рабочего времени (не более 36 ч в неделю), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью, предусмотренной трудовым договором, но не менее семи календарных дней;

2) производить оплату труда в повышенном размере, определенном трудовым договором (не менее чем на 4% тарифной ставки (оклада)).

Отраслевое соглашение работников образования также закрепляет обязанность работодателя устанавливать конкретные размеры компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, предусмотренном ст. 372 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ для принятия локальных нормативных актов.

Гарантии профсоюзным работникам согласно Отраслевому соглашению работников образования

Работникам, освобожденным от основной работы и избранным (делегированным) в состав профсоюзных органов, в Отраслевом соглашении работников образования установлены следующие гарантии:

  • сохранение оплаты труда педагогических работников, у которых срок действия квалификационной категории истекает в период исполнения ими на освобожденной основе полномочий в составе выборного профсоюзного органа или в течение шести месяцев после их окончания;
  • предоставление после окончания срока их полномочий прежней работы (должности), а при ее отсутствии с письменного согласия работника другой равноценной работы (должности) у того же работодателя. При невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо отсутствием в организации соответствующей работы (должности) профсоюз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случаеполучения дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки — на срок до одного года. При отказе работника от предложенной соответствующей работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением профсоюза;
  • сохранение продолжительности ежегодного отпуска, предоставляемого по прежней работе, путем присоединения к основному отпуску дополнительного отпуска применительно к порядку, установленному для работников с ненормированным рабочим днем.

Рекомендации по предоставлению отпуска согласно Отраслевому соглашению работников образования

При регулировании вопросов времени отдыха стороны Отраслевого соглашения работников образования исходят из того, что предоставление ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков осуществляется, как правило, по окончании учебного года в летний период. Ежегодный отпуск должен быть перенесен на другой срок по соглашению между работником и работодателем в случаях, предусмотренных законодательством, в т. ч. если работнику своевременно не было оплачено время этого отпуска либо работник был предупрежден о времени начала отпуска позднее чем за две недели до его начала. При этом денежные суммы, приходящиеся на дни неиспользованного отпуска, направляются на выплату текущей заработной платы за время работы, а при предоставлении дней отпуска в другое время средний заработок для их оплаты определяется в установленном порядке.

Исчисление продолжительности отпуска пропорционально проработанному времени может осуществляться только в случае выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника.

При переносе отпуска по указанным причинам в коллективном договоре целесообразно закреплять преимущество работника в выборе новой даты начала отпуска.

Работникам с ненормированным рабочим днем, включая руководителей, их заместителей, руководителей структурных подразделений, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Перечень категорий работников с ненормированным рабочим днем, в т. ч. эпизодически привлекаемых к выполнению своих трудовых (должностных) обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, а также продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, составляющая не менее трех календарных дней, предусматриваются коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка в зависимости от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые (должностные) обязанности за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий.

Необходимо также отметить, что вопросы определения конкретных перечней работников с ненормированным рабочим днем, а также продолжительности дополнительного отпуска отнесены к компетенции самих образовательных организаций, а не органов государственной власти или органов местного самоуправления. Данные органы устанавливают только порядок и условия предоставления такого отпуска.

Оплата дополнительных отпусков, предоставляемых работникам с ненормированным рабочим днем, производится в пределах фонда оплаты труда.

При установлении перечня категорий работников с ненормированным рабочим днем и продолжительности дополнительного отпуска непосредственно в образовательной организации следует учитывать, что предоставление работнику дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день не связано с лишними финансовыми затратами, если не требуется замена работника на период его дополнительного отпуска. За счет средств фонда оплаты труда, предусмотренного на12 месяцев, за рабочее время работнику выплачивается заработная плата, а за дни дополнительного отпуска начисляются отпускные.

В заключение хотелось бы отметить, что образовательные организации с учетом их финансово-экономического положения могут устанавливать в коллективном договоре льготы и преимущества для работников, а также условия труда, более благоприятные по сравнению с предусмотренными трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, а также Отраслевым соглашением работников образования.


1 Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“». 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль