Что представляет собой летний режим работы педагогов и персонала ДОУ?

72

Летом в детских садах существенно сокращается численность воспитанников. Это связано с тем, что родители либо забирают детей с собой на отдых, либо отвозят к бабушкам и дедушкам до начала нового учебного года. Лето — это также и период отпусков педагогических работников дошкольных образовательных организаций, поэтому существует и такое понятие, как летний режим работы педагогов. Как правило, графики предоставления отпусков работников составляются таким образом, чтобы обеспечивать получение дошкольного образования в летний период и оставшимся воспитанникам, и детям, которые могут быть временно приняты на место отсутствующих воспитанников или из других дошкольных образовательных организаций, приостановивших образовательный процесс на лето.

Летний режим работы педагогов действует не во всех дошкольных образовательных организациях, некоторые из них в летний период не работают, предоставляя ежегодные отпуска всем работникам одновременно. В то же время продолжительность отпусков работников может не совпадать с продолжительностью периода, на который деятельность дошкольной образовательной организации будет приостановлена. Кроме того, работники детского сада могут использовать ежегодные отпуска до введения летнего режима работы педагогов. Каковы в данных случаях права работников и работодателей?

Прежде всего следует учесть, что в соответствии со ст. 128 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее — ТК РФ) летние отпуска для педагогов без сохранения заработной платы могут быть предоставлены только по  письменному заявлению работнику. Работник не может быть «отправлен» в отпуск без сохранения заработной платы по инициативе работодателя, тем более что такие отпуска могут впоследствии повлиять на трудовые права работников.

Одной из особенностей летнего режима работы педагогов, в соответствии со ст. 121 ТК РФ является включение в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, времени предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, если их общая продолжительность не превышает 14 календарных дней в течение рабочего года.

Например, летние отпуска для педагогов работников детского сада в отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью от 14 дней до 3 месяцев может привести к тому, что некоторые работники через несколько лет могут утратить право на очередной ежегодный оплачиваемый отпуск, который будет предоставляться им уже авансом. Следствием этого будет удержание из заработной платы работника сумм для погашения задолженности за неотработанные дни отпуска в случае увольнения работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск.

Следует также напомнить о том, что летние отпуска для педагогов без сохранения заработной платы, предоставляемые после 1 сентября 2000 г., исключаются при подсчете стажа работы, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Основанием для исключения таких периодов из указанного стажа является постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“» (далее - Список; Правила).

Так, в соответствии с п. 4 Правил периоды работы, выполнявшейся с 1 сентября 2000 г. в должностях, предусмотренных Списком, засчитываются в стаж работы при условии выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической нагрузки), установленной за ставку заработной платы.

Исходя из вышесказанного, руководители дошкольных образовательных организаций должны прекратить предоставление летних отпусков для педагогов без сохранения заработной платы в связи с уменьшением численности воспитанников (групп детей) в детских садах либо прекращением образовательного процесса на летний период.

Следует также учесть, что работа детских садов в летний период может быть приостановлена из-за сокращения численности воспитанников не может считаться простоем для работников, которые отказываются от летних отпусков для педагогов.

Для регулирования режима рабочего времени таких работников необходимо руководствоваться:

положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утв. приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (далее - Положение об особенностях режима рабочего времени). Данный документ применяется в части, не противоречащей законодательству, до принятия Минобрнауки России в соответствии с ч. 7 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нового нормативного правового акта, связанного с особенностями режима рабочего времени педагогических и иных работников сферы образования (следует учесть, что приведенные ниже особенности регулирования рабочего времени планируется сохранить и в новом документе);разделом «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н (далее — квалификационные характеристики).

Так, п. 7 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик предусмотрено, что при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях, например, в периоды отмены для воспитанников образовательного процесса, изменения режима работы дошкольной образовательной организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т. п. При этом руководителям образовательных организаций следует применять разделы IV и V Положения об особенностях режима рабочего времени, в соответствии с которыми указанные периоды, которые не входят в летние отпуска для педагогов, являются для них рабочим временем с сохранением заработной платы в установленном порядке.

В период летнего режима работы педагогов, они осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах их рабочего времени (установленного объема педагогической работы), определенной им до начала такого периода, а работники из числа учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала могут привлекаться для выполнения хозяйственных работ, не требующих специальных знаний, в пределах продолжительности рабочего времени, установленной по занимаемой должности. В эти периоды за работниками сохраняется установленная заработная плата.

Привлечение к работе в период отмены образовательного процесса в детских садах по указанным выше причинам осуществляется на основании соответствующих распорядительных документов образовательной организации, в которых одновременно уточняются выполняемые работниками обязанности и график летнего режима работы педагогов.

Уточнение перечня работ (обязанностей) допускается также согласно п. 8.2 Положения об особенностях режима рабочего времени у воспитателей в дошкольных образовательных организациях (группах) с 12-часовым пребыванием воспитанников при 5-дневной рабочей неделе (60 ч работы в неделю), в которых на каждую группу воспитанников предусматривается по две должности воспитателя (72 ч работы). Так, в целях отработки воспитателями 36-часовой недельной нормы рабочего времени предусмотрены следующие варианты:

  • одновременная ежедневная работа двух воспитателей в течение 6 ч в неделю для каждого воспитателя;
  • работа по замене каждым воспитателем в течение этого времени отсутствующих по болезни и другим причинам воспитателей;
  • выполнение работы по изготовлению учебно-наглядных пособий, методической и другой работы, регулируемой правилами внутреннего трудового распорядка образовательной организации и иными локальными актами

Подписаться на журнал "Справочник руководителя дошкольного учреждения"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль