Программа профилактики жестокого отношения к дошкольнику в семье

37

Борьба с жестоким обращением с детьми стоит в приоритете государственной политики РФ в сфере защиты детства. Этот принцип отражен в Национальной стратегии действий в интересах детей, предусмотренной на 2012–2017 годы. Так, одной из задач семейной политики здесь обозначена реализация для всех детей безопасного и комфортного нахождения в семье при строгом соблюдении ребенка и исключении любых форм жестокого обращения.

Причины и последствия жестокого отношения к дошкольнику в семье

На сегодняшний день ситуация с жестоким обращением с детьми не так проста, как может показаться на первый взгляд. Насилие зачастую проявляется не только в грубом применении силы по отношению к дошкольнику, но во многих «традиционных» формах наказаний и воздействий на ребенка, пренебрежении детскими потребностями и нуждами.

Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения — это некоммерческое объединение, учрежденное в 2004 г. российскими специалистами, которые имеют многолетний опыт работы с детьми, состоящими в группах медицинского и социального риска. Главная цель фонда – защита прав детей, взаимодействие с государственными органами по проблеме сиротства и жестокого обращения с детьми в Российской Федерации.

Корни проблемы жестокого отношения к дошкольнику в семье нужно искать в так называемой необразованности родителей, незнании ненасильственных способов воспитания, неумении их применять. Нужно учитывать и отсутствие навыков регулирования эмоционального состояния (родителя) и эмоций ребенка, нехватку информации своевременной помощи. Также стоит обращать внимание и на неумение представителей институтов детской социализации своевременно определить риск жестокого обращения с ребенком в семье и грамотно  организовать реабилитационную работу внутри семьи (как с родителями, так и с ребенком).

Жестокое отношение к дошкольнику в семье отрицательно влияет на все стороны его жизни. Так, могут пошатнуться здоровье, развитие, самооценка, общение, социальная адаптация. Опыт жестокого обращения в детстве определенно оставит отпечаток на дальнейших  отношениях с окружающими людьми (в будущем – с собственными детьми). И это мешает повзрослевшему ребенку выбирать для себя позитивные социальные роли.

Разработка программы «На пути к объединению семьи» в рамках противодействия жестокому отношению к дошкольнику в семье

В 2010 г. по государственному заказу уполномоченного по правам человека в г. Москве специалистами социологического факультета Московского государственного университета им.  М. В. Ломоносова было проведено социологическое исследование «Проблема насилия в отношении детей в городе Москве». Результаты исследования позволили сформулировать основные направления работы по снижению уровня жестокого отношения к дошкольнику в семье:

  • психологическая поддержка родителей посредством консультирования по наиболее сложным вопросам воспитания и организации обмена успешным опытом воспитания детей;
  • обучение родителей эффективным технологиям, направленным на избавление от «силовых стереотипов воспитания», неконструктивных и травмирующих ребенка способов приучения к дисциплине, развитие умения владеть собой.

Учитывая эти направления, Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения разработал программу «На пути к объединению семьи», которая своей целью ставит профилактику и снижение жестокого обращения с детьми в возрасте от 3 до 7 лет. Также программа нацелена на предоставление поддержки детей и семей с детьми, ответственного материнства и отцовства, развивающего потенциала семьи.

«Приличные», «положительные» семьи, как правило, в поле зрения социальных служб попадают не так часто, однако и они могут испытывать трудности, связанные с воспитанием детей. А под воздействием внешних факторов, таких как стресс, потеря работы, проблемы в отношениях между родителями и т. д., возрастает риск развития кризиса, который приведет к насильственному отношению к дошкольнику в семье. Одним словом, и таким семьям важна своевременная поддержка, и педагогические работники, и специалисты, ежедневно общающиеся с воспитанниками и с их родителями, способны заметить проблему на ранней стадии и помочь семье найти ее решение.

Однако, как отмечают педагогические работники детских садов, разговаривать с родителями о жестоком обращении с детьми и недопустимости физических наказаний крайне трудно. Отчасти это связано с убеждениями родителей о том, что в дела семьи не стоит вмешиваться, в каждой семье свои культурные нормы и правила. Кроме того, физические наказания зачастую вызваны благой целью — прекратить нежелательное поведение ребенка: капризы, непослушание, грубость, лень, драчливость.

Специалисты детского сада предпочитают не вмешиваться еще и из опасений навредить ребенку, ведь дома его могут еще жестче наказать за то, что «опозорил» родителей. Поэтому идея поговорить с родителями, а тем более предложить им обратиться за помощью к специалистам, кажется воспитателям небезопасной.

Все это связано с тем, что педагогическим работникам не хватает методической поддержки в выстраивании диалога и преодолении конфликтов воспитателя с родителями на тему жестокого отношения к дошкольнику в семье, а также знания специфики работы по изменению убеждений и позиции родителей и коллег.

В связи с этим подготовка в детских садах специалистов, способных на ранней стадии выявить признаки жестокого обращения с детьми, помочь родителям повысить свои воспитательные компетенции, обучить их эффективным и ненасильственным стратегиям воспитания, позволит существенно улучшить качество жизни детей дошкольного возраста.

Итоги применения программы в рамках борьбы с жестоким отношением к дошкольнику в семье

Программа «На пути к объединению семьи» актуальна и востребована как специалистами, работающими с воспитанниками дошкольных образовательных организаций, так и родителями дошкольников.

От дошкольных отделений образовательных организаций, не участвовавших в программе, в течение 2014 г. неоднократно поступали запросы о включении в программу на следующем этапе, а также о возможности использования методических инструментов, разработанных в рамках программы («Тренинга воспитательной уверенности для пап и мам», программы «мягкой социализации», методических материалов).

От образовательных организаций-участников программы поступили предложения о расширении целевых групп программы по борьбе с жестоким отношением к дошкольнику в семье. Сделать это предполагается за счет включения в нее педагогических работников начальной школы, учеников младших классов и их родителей, с целью создания преемственности работы по  психолого-педагогической поддержке семей выпускников детских садов в начальной школе.

В связи с этим первоочередной перспективой развития программы «На пути к объединению семьи» является адаптация методического инструментария (в частности, содержания программы групповых занятий с детьми, тренинговой программы для родителей) для работы с новой возрастной группой детей.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль