Оздоровительные мероприятия для дошкольников в детских садах

366

С целью улучшения здоровья детей, профилактики разнообразных заболеваний, в системе дошкольного образования применяются различные технологии здоровьесбережения, формы и методы оздоровительной работы с детьми. Особой популярностью пользуются оздоровительные мероприятия в дошкольных учреждениях с применением лечебно-профилактического оборудования, а также арт-терапия для дошкольников в ДОУ.

До настоящего времени методические рекомендации по применению лечебно-профилактического оборудования в дошкольных учреждениях были недостаточно полно разработаны. С целью разрешения этой проблемы нами были изучены теоретические и организационные вопросы использования лечебно-профилактического оборудования в ДОО, обобщен опыт научно-практической работы сотрудников лаборатории физического и гигиенического воспитания Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. Сотрудниками Т. И. Богиной, И. Б. Куркиной, Е. А. Сагайдачной была разработана методика проведения оздоровительных мероприятий в дошкольных учреждениях 1, раскрыт механизм действия оздоровительных средств на детский организм. Представляем краткое описание содержания разных технологий оздоровления.

Галотерапия

Оздоровительные мероприятия для дошкольников включают в себя ряд мер, в число которых входит и галотерапия. Галокамера, или соляная пещера, представляет собой помещение, все поверхности которого покрыты кристаллами соли. С помощью галогенератора, находящегося в соседнем помещении, в камеру нагнетается подсушенная перемолотая (каменная) нейодированная мелкодисперсная соль (размер частиц 1–5 мкм) до необходимой концентрации (0,5–9 мг/м). Ионизированный сухой аэрозоль хлорида натрия (величина отрицательного объемного заряда 6–10 НК/м) обладает бактериостатическим действием, т. к. вызывает гибель микробных клеток за счет обезвоживания и нарушения их белковой структуры. Лечебный эффект достигается за счет создания управляемого целебного микроклимата, сходного с микроклиматом подземных лечебниц в соляных копях.

Механизм бронхолитического и противовоспалительного действия объясняется высокой концентрацией сухого аэрозоля хлорида натрия во вдыхаемом воздухе и освобождением дыхательных путей от патогенных микробов. У ребенка происходит усиленный выход мокроты за счет повышенного осмотического давления соли (хлорида натрия). Подобные оздоровительные мероприятия для дошкольников способствуют уменьшению отека слизистой оболочки дыхательных путей, выделению сгустков мокроты из бронхов при бронхитах, бронхиальной астме и др.

Аэрозоль хлорида натрия помогает удалить микробы из легких и верхних дыхательных путей, снимает отек, снижает аллергические реакции. Результаты обследования детей после окончания курса галотерапии свидетельствуют о нормализации клеточного иммунитета, увеличении жизненной емкости легких.

Галотерапия, в качестве оздоровительных мероприятий для дошкольников, используется в таких случаях:

  • бронхолегочные заболевания;
  • бронхиальная астма;
  • бронхит;
  • хроническая пневмония;
  • гипертрофия лимфоидной ткани;
  • хронические заболевания ЛОР-органов:
    • риниты;
    • синуситы;
    • фарингиты;
    • хронические тонзиллиты;
    • гипертрофия миндалин.

Подобные оздоровительные мероприятия для дошкольников применяются и для часто и длительно болеющих пациентов, в т. ч. при наличии у них аллергических заболеваний: поллиноза (аллергического насморка), экземы, диатеза, псориаза, атопического дерматита.

Противопоказания к подобным оздоровительным мероприятиям для дошкольников:

  • острый период или обострение хронического заболевания;
  • туберкулез;
  • пороки сердца в стадии суб- и декомпенсации;
  • психические заболевания и выраженные астено-невротические состояния;
  • нейроинфекция;
  • тяжелые последствия черепно-мозговой травмы;
  • заболевания, сопровождающиеся судорожными реакциями;
  • острые и хронические заболевания почек;
  • повышенная кровоточивость слизистых оболочек.

Методика проведения галотерапии. Подобные оздоровительные мероприятия для дошкольников назначаются с 3–4 лет. Малышам этого возраста назначают 12–15 сеансов ежедневно в течение трех недель. При необходимости курс повторяют два раза в год. Первая процедура проводится в течение 10 мин, далее прибавляют по 5 мин через два дня. Время пребывания в галокамере -15 мин.

Такие оздоровительные мероприятия для дошкольников назначают и детям 5–7 лет. Им прописывают 15–20 процедур, которые проводятся ежедневно в течение трех-четырех недель. Первая процедура для детей этого возраста длится 10–15 мин. В последующем, прибавляя по 5 мин каждые два дня, доводят общую длительность процедуры до 25 мин для детей 5 лет и 30 мин для детей 6–7 лет.

Подобные оздоровительные мероприятия для дошкольников проводятся в хлопчатобумажных халатиках и в бахилах. Перед сеансом воспитанники очищают носовые ходы с помощью самомассажа, проводят дыхательные упражнения под руководством медицинской сестры. На сеансе дети лежат на креслах. Для того чтобы процедура не казалась утомительной, детям включают музыку или мультфильмы.

Иногда во время сеанса у кого-то из малышей могут возникнуть носовые кровотечения. В этом случае процедура прекращается, ребенку оказывается первая помощь.

На протяжении курса оздоровительных мероприятий для дошкольников, как правило, возникают одно или два обострения, сопровождающиеся появлением кашля и насморка без повышения температуры тела. Такие обострения могут появиться на любом этапе оздоровительного курса, но чаще после 4-5-й и после 8-10-й процедур. Это закономерное явление.

Галотерапию можно проводить детям как в первую, так и во вторую половину дня, через 30–40 мин после приема пищи.

Помещение, в котором будут проводиться оздоровительные мероприятия в детском саду, проветривают перед первой процедурой и в конце рабочего дня. Временные затраты на одного ребенка составляют от 35 до 50 мин с учетом переодевания, отдыха, полоскания полости рта после соляной камеры и возвращения в группу. За один день в детском саду может проводиться 3–4 сеанса для разных групп детей.

Детям 5–7 лет с отклонениями в состоянии здоровья желательно назначать оздоровительные мероприятия для дошкольников одновременно с водными процедурами. Галотерапия также хорошо сочетается с массажем, фитотерапией, аэроионопрофилактикой, лечебной физкультурой.

Гипокситерапия как оздоровительные мероприятия для дошкольников

Гипоксикатор — аппарат для получения «горного воздуха». Он представляет собой электропневматическое устройство, понижающее парциальное давление кислорода воздуха.

Подобные оздоровительные мероприятия для дошкольников повышают сопротивляемость организма, улучшает физическую и умственную работоспособность. При адаптации к гипоксии (пониженному количеству кислорода во вдыхаемом воздухе и крови) у детей увеличиваются сила и скорость сердечных сокращений, улучшается кровоснабжение органов и тканей, усиливается деятельность кроветворных органов.

Оздоровительный эффект достигается при чередовании дыхания «горным» и обычном воздухом, что предусмотрено режимом работы гипоксикатора.

Оздоровительные мероприятия для дошкольников подобного рода имеют следующие показания:

  • заболевания нервной системы:
    • астено-невротические и депрессивные состояния;
    • эписиндром;
    • судорожная готовность;
  • период адаптации;
  • заболевания органов дыхания:
    • хронические пневмонии;
    • хронические бронхиты;
    • состояния после перенесенных острых заболеваний легких и верхних дыхательных путей;
  • нарушения обмена веществ;
  • заболевания желудочно-кишечного тракта.

Подобные оздоровительные мероприятия для дошкольников имеют и противопоказания:

  • заболевания в острый период;
  • болезни сердечно-сосудистой системы, легких;
  • болезни крови.

При диагнозе «вегетососудистая дистония», подобные оздоровительные мероприятия для дошкольников сопровождаться сонливостью и легким головокружением, им гипокситерапию проводят по щадящей программе под строгим контролем медицинского персонала.

Методика проведения гипокситерапии. Такие оздоровительные мероприятия для дошкольников могут назначаться начиная с 2 лет.

Курс гипокситерапии можно проводить два раза в год. Он состоит из 8–10 процедур, которые проводятся ежедневно в течение двух недель. Во время сеанса дети свободно сидят в креслах или дышат через маску увлажненным и обедненным кислородом «горным воздухом», после чего отдыхают, т. е. дышат обычным атмосферным воздухом.

Подобные оздоровительные мероприятия для дошкольников проводятся в специально оборудованном помещении. Компрессор для подачи воздуха расположен в соседнем помещении, т. к. при его работе создается шум.

Для большинства дошкольников наиболее эффективной является программа оздоровления, которая состоит из 8 ежедневных процедур. Во время каждого сеанса ребенок 6–8 раз дышит обедненным кислородом воздухом в течение 2 мин с различной продолжительностью отдыха. Время отдыха составляет 1 и 5 мин поочередно. Например, после первого двухминутного дыхания отдых — 1 мин; после второго — 5 мин, после третьего — 1 мин и т. д.

В некоторых случаях применяется щадящая методика. Оздоровительные мероприятия для дошкольников по такой программе включает три сеанса по 1 мин воздушной смесью с пониженным содержанием кислорода. После каждой минуты дыхания смесью следует отдых в течение 3 мин. В дальнейшем время каждого дыхательного сеанса остается прежним — по 1 мин, но при этом ежедневно увеличивается количество дыханий смесью на один раз. Таким образом, максимальное количество одноминутных дыханий смесью в конце оздоровительного цикла составляет 10 раз; общая длительность трехминутных перерывов доходит до 25–30 мин. Щадящая программа подобных оздоровительных мероприятий для дошкольников проводится не дольше 30–40 мин.

Подобные оздоровительные мероприятия для дошкольников обязательно сопровождаются постоянным наблюдением медицинской сестры. Если у ребенка появляются отклонения в состоянии здоровья, ему назначается индивидуальная программа гипокситерапии.

Гипоксикатор одновременно обслуживает четверых детей. В течение дня проводится 5–6 сеансов для разных групп детей. После каждого часа работы установки проводится перерыв в среднем в течение 15 мин. На это время установку отключают.  Программа оздоровительных мероприятий для дошкольников подразумевает обязательную влажную уборку, проветривание помещения и стерилизацию масок.

Подобные оздоровительные мероприятия для дошкольников можно проводить как в первую, так и во вторую половину дня, через полчаса после приема пищи. По окончании процедуры ребенку дают возможность отдохнуть в помещении или на улице, т. к. у некоторых детей наблюдаются вялость и сонливость. Гипокситерапию можно сочетать с лечебной физкультурой, массажем, фитотерапией. Во второй половине дня рекомендуется прогулка с проведением подвижных игр.

Оздоровительные мероприятия для дошкольников: Гидромассаж

Гидромассажные бассейны представляют собой современные установки, создающие направленные потоки струй воды и воздуха. Кратковременные гидромассажные оздоровительные мероприятия для дошкольников в ваннах джакузи оказывают тонизирующее действие на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системы и вызывают повышение мышечного тонуса. При физических упражнениях в воде облегчаются статические положения, достигаются медленные плавные движения; при быстрых движениях благодаря повышенному сопротивлению водной среды развивается сила.

Такие оздоровительные мероприятия для дошкольников имеют следующие показания:

  • хронические заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • детский церебральный паралич;
  • заболевания и функциональные отклонения центральной и периферической нервной системы;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы в стадии суб- и декомпенсации;
  • частые простудные и вирусные инфекции в детском саду, переутомление.

Однако подобные оздоровительные мероприятия для дошкольников имеют и ряд противопоказаний:

  • инфекционные болезни и острый период заболевания;
  • болезни сердечно-сосудистой системы с нарушением кровообращения;
  • туберкулез;
  • болезни крови;
  • кожные заболевания.

Для проведения гидромассажа стоп используют специальные ванночки для ног. Одна ванночка рассчитана на одного ребенка. Подобные оздоровительные мероприятия для дошкольников проводятся только в позе сидя. Действующие факторы — температурный и механический. Для большего эффекта в воду добавляют ароматические соли, экстракты трав.

Такие оздоровительные мероприятия для дошкольников оказывают закаливающее действие. Тренируя систему терморегуляции, она способствует быстрой адаптации стоп к переменам температуры. Кроме того, гидромассаж улучшает кровоснабжение мышц свода стопы, повышает их тонус.

Показания:

  • плоскостопие — плосковальгусные стопы;
  • косолапость;
  • физиологическое уплощение стопы;
  • гипертонус стоп и другие периферические нарушения центральной нервной системы.

Подобные оздоровительные мероприятия для дошкольников противопоказаний не имеют

Методика проведения гидромассажа. Курс гидромассажа стоп назначают детям начиная с трехлетнего возраста. Курс предполагает проведение 8–10 процедур ежедневно, его можно повторять 2–3 раза в год.

Перед сеансом ванночки заполняют теплой водой (температура 32–35 °C) до отметки. Используются три режима работы: аэромассаж, гидромассаж и аэрогидромассаж. Для обеспечения тонизирующего эффекта, оздоровительные мероприятия для дошкольников 3–4 лет проводятся в трех режимах по 3 мин. Для детей 5–7 лет продолжительность каждого из трех режимов увеличивают до 5 мин. Более длительное воздействие вызывает расслабление мышц свода стопы. Для детей с гипертонусом нижних конечностей для снятия повышенного мышечного напряжения применяют ванночки с морской солью.

Кроме ортопедических показаний, подобные оздоровительные мероприятия для дошкольников используют и при респираторных заболеваниях. В этом случае продолжительность процедуры составляет 10–12 мин, температура воды постепенно повышается с 37 до 40 °С. Курс состоит из 4–5 процедур.

После каждой процедуры воду в ванночках сливают и проводят санобработку и дальнейшие оздоровительные мероприятия для дошкольников проводятся в чистых емкостях.

В джакузи вода температурой 36–37 °С понижает мышечный тонус ребенка, расслабляет контрактуры, улучшает периферическое кровообращение и трофику тканей, уменьшает отеки и боли. При проведении оздоровительных мероприятий для дошкольников с физическими упражнениями в воде облегчаются статические положения, достигаются медленные плавные движения; при быстрых движениях благодаря повышенному сопротивлению водной среды развивается сила. Продолжительность процедуры — 10–15 мин.

Во время аэрогидромассажа ребенок, находясь в воде, получает большую подвижность, удельный вес его тела уменьшается. Он может играть со струями воды, выполнять различные упражнения под руководством инструктора или методиста по физической культуре.

Аэроионопрофилактика

Люстра Чижевского «ЭЛИОН-132» предназначена для обогащения воздуха в помещении легкими аэроионами отрицательного знака. Оздоровительные мероприятия для дошкольников с использованием данного аппарата позволяют достигнуть общего оздоровительного эффекта, а также для очистки воздуха от пыли и микроорганизмов.

Эффект воздействия зависит от состояния организма, его индивидуальной реактивности, характера имеющегося заболевания у ребенка.

При изучении механизма физиологического действия подобных оздоровительных мероприятий для дошкольников на их здоровье, особое внимание уделяется аэроионам отрицательной полярности, т. к. именно они влияют на нервную систему, дыхательную систему и обменные процессы.

Кроме того, они ускоряют эпителизацию при заживлении ран и снижают болевые ощущения.

Подобные оздоровительные мероприятия для дошкольников назначаются при наличии следующих показаний:

  • бронхиальная астма без явлений бронхолегочной недостаточности;
  • атрофический ринит;
  • назофарингит;
  • невротические реакции.

Противопоказания:

  • повышенная индивидуальная чувствительность к электромагнитному излучению и ионизированному воздуху;
  • туберкулез и тубинфицированность;
  • активная форма ревматизма и другие заболевания в остром периоде;
  • склонность к кровотечениям;
  • онкологические заболевания;
  • болезни крови.

Методика проведения аэроионопрофилактики. Подобные оздоровительные мероприятия для дошкольников проводятся при наличии медицинских показаний по назначению врача индивидуально или для небольшой группы детей (3–4 ребенка).

До начала сеанса люстра работает в режиме обычного функционирования не менее получаса. Через 5–7 мин после того, как в помещение входят дети, аппарат выключается. Если у всех детей и воспитателя отмечается нормальная переносимость ионизированного воздуха, подобные оздоровительные мероприятия для дошкольников в последующем проводят ежедневно курсами по 15–20 процедур. Курсы повторяют 2–3 раза в год.

Время проведения процедуры для детей младшего дошкольного возраста составляет 15 мин, для детей старшего дошкольного возраста — 20 мин. Курс оздоровительных мероприятий для дошкольников предполагает проведение 10–15 ежедневных процедур. Повторить курс можно через 3–4 месяца.

Детям 5–7 лет с отклонениями в состоянии здоровья аэроионизацию можно проводить в любое время дня. Эта процедура проводится комплексно и с другими оздоровительными мероприятиями для дошкольников, в особенности она хорошо сочетается с другими физиотерапевтическими процедурами, в т. ч. водными, а также с гипокситерапией, ЛФК.

Термотерапия

Сауна — суховоздушная финская баня, которая характеризуется высокой температурой (65–85°C) и низкой влажностью воздуха (30–50%). Такие оздоровительные мероприятия для дошкольников повышают сопротивляемость организма, способствует его очистке от шлаков, стимулирует деятельность нервной вегетативной системы (в т. ч. терморегуляцию), улучшает кровообращение, тренирует сердечно-сосудистую систему, активизирует обмен веществ. Вдыхание горячего воздуха усиливает кровенаполнение слизистых оболочек верхних дыхательных путей, вызывает расслабление дыхательной мускулатуры бронхов, тем самым облегчая дыхание.

Терморегуляция организма при проведении подобных оздоровительных мероприятий для дошкольников происходит за счет увеличения теплоотдачи. Эти изменения сопровождаются рефлекторным расширением периферических кровеносных и лимфатических сосудов, способствующих усилению кровоснабжения кожи и поверхностных мышц.

В начальный период адаптации к гипертермии происходит пассивное нагревание поверхностных слоев тела через кожные покровы и легкие. При повышении температуры глубоколежащих тканей увеличивается кровенаполнение сосудистого русла, усиливается микроциркуляция. По мере нарастания температуры в сауне у детей начинается потоотделение. Адаптация к подобным оздоровительным мероприятиям для дошкольников заканчивается, когда у детей появляется испарина на коже.

Период интенсивного прогрева сопровождается накоплением в тканях тепла и обильным потоотделением. Достижение терапевтического эффекта в большей мере зависит от способа снятия тепловой нагрузки, т. е. от характера охлаждающей среды и глубины контраста, которые должны соответствовать возрасту детей, физическому и функциональному состоянию организма.

Большинство осложнений так называемого простудного характера бывает связано с ошибками при выходе из сауны, т. е. с продолжительностью охлаждения после разогрева. В этом периоде кроме адекватного способа охлаждения важно восполнить потерянные с потоотделением жидкость и минеральные соли, недостаток которых может привести к нарушению солевого баланса и перегреву детей. При этом у них может появиться вялость, слабость, тяжесть в голове, боли в икроножных мышцах при ходьбе.

Неоднократно повторяющееся во время каждой процедуры чередование гипертермии и охлаждения стимулирует деятельность терморегулирующих механизмов организма и, как следствие, способствует адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Систематическое проведение подобных оздоровительных мероприятий для дошкольников тренирует сердечно-сосудистую систему, стимулирует деятельность вегетативной нервной системы.

Показания к посещению сауны:

  • заболевания органов дыхания и ЛОР-органов (хронические бронхиты, тонзиллиты, фарингиты, риниты, синуситы);
  • частые инфекционные простудные заболевания;
  • болезни органов сердечно-сосудистой системы без признаков нарушения кровообращения;
  • хронический пиелонефрит;
  • атопический дерматит;
  • аллергозы;
  • некоторые заболевания периферической нервной системы;
  • энурез;
  • нарушение обмена веществ;
  • ожирение.

Противопоказания:

  • острый период заболеваний;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • судорожный синдром;
  • эпилепсия;
  • болезни сердца и изменения сердечно-сосудистой системы с нарушением кровообращения;
  • заболевания крови;
  • анемия;
  • кожные гнойничковые и воспалительные заболевания;
  • диэнцефальный синдром;
  • невропатия и другие заболевания, сопровождающиеся выраженными нарушениями вегетативной регуляции.

Методика проведения термотерапии. Термотерапия, являясь интенсивным методом физиотерапевтического воздействия на организм, назначается детям после прохождения медицинского осмотра и ознакомления с анамнезом, т. е. с учетом данных перинатального периода, перенесенных заболеваний и хронической патологии. При отсутствии противопоказаний и желании родителей ребенок может посещать сауну начиная с 3,5 лет. Курс термотерапии в сауне детского сада назначается врачом по медицинским показаниям. Сауну можно проводить курсами по 6–8 (до 10) процедур 1–2 раза в неделю. Курсы повторяются два раза в год.

Дети находятся в сауне в хлопчатобумажных плавках, шерстяных шапочках, сидят на сухой хлопчатобумажной подстилке или полотенце.

В зависимости от возраста проводятся два или три захода в сауну. Старшие дошкольники во время одного сеанса делают три захода в сауну.

После первого захода в сауну следует проверить степень потоотделения каждого ребенка. Если кто-то из малышей вышел из сауны сухим, то повторное посещение сауны ему противопоказано. Необходимо показать ребенка врачу для выяснения причины нарушения терморегуляции.

Этапы сеанса в сауне для старших дошкольников:

1.   Период адаптации — теплый гигиенический душ (температура воды 37–38 °С, продолжительность 2–3 мин).

2.  Первый заход в сауну (температура 65–70 °С, продолжительность 5 мин).

3.  Отдых и охлаждение на воздухе (температура воздуха 22–23 °С, продолжительность 10 мин).

4.  Второй заход в сауну — период интенсивного прогревания (температура 70–75 °С, продолжительность 5–7 мин).

5.  Охлаждение и отдых на воздухе (температура 22–23 °С, продолжительность 5–7 мин).

6.  Третий заход в сауну (температура 75–80 °С, продолжительность 7 мин).

7.  Период охлаждения — гигиенический душ (температура 34–36 °С, продолжительность 2–3 мин).

8.  Отдых в комнате релаксации (температура 22–23 °С, продолжительность 15 мин), питье фиточая для восполнения водного и солевого баланса.

9.  Отдых в течение часа в группе, во время которого с детьми проводятся спокойные игры и занятия.

При проведении термотерапии необходимо учитывать возможную повышенную чувствительность ребенка к теплу. Если у ребенка наблюдается резкое покраснение кожных покровов, следует немедленно отказаться от проведения процедур либо проводить их в щадящем режиме.

Медицинская сестра должна наблюдать за состоянием детей в сауне через имеющееся окно. В некоторых случаях у детей может наблюдаться резкое ухудшение состояния вплоть до обморока. У ребенка могут возникнуть также слабость, головокружение, шум в ушах, головная боль, тошнота. Если такое состояние сопровождается повышением температуры тела, нарушениями сердечной деятельности и дыхания, то можно предположить наличие у ребенка теплового удара. Малыша следует немедленно вывести из термокамеры, перенести в хорошо вентилируемое помещение, дать обильное питье, сделать прохладное обертывание.

Фитотерапия

На протяжении последнего десятилетия фитотерапия, т. е. лечение травами, широко используется в дошкольных учреждениях для профилактики заболеваний у дошкольников. Однако она может носить и лечебный характер.

Фитобар представляет собой специально оборудованное помещение с рабочим местом для составления смесей и хранения сырья, а также для приготовления и употребления фиточаев, настоев и отваров из лекарственных растений. В фитобаре находятся столы и стулья для детей. Имеется мойка для мытья посуды. Интересное оформление фитобара способствует релаксации детей и формированию у них мотивации к данной процедуре на фоне положительного эмоционального состояния.

Фитотерапию можно рекомендовать:

  • на начальной стадии заболевания;
  • в острый период;
  • при выздоровлении;
  • на этапе реабилитации в качестве поддерживающей терапии.

При использовании лекарственных растений терапевтическое действие оказывают витамины, органические кислоты, гликозиды, микроэлементы, эфирные масла, фитонциды, дубильные вещества и слизи. Следует помнить, что витамины, содержащиеся в растениях, усваиваются значительно лучше, чем выделенные синтетическим путем.

Показания к фитотерапии:

  • профилактика и лечение острых респираторных и вирусных заболеваний;
  • острые и хронические заболевания лор-органов и органов дыхания;
  • аллергическая патология;
  • нарушение обмена веществ;
  • болезни органов пищеварения;
  • психоневрологические заболевания.

Противопоказания: аллергические реакции на растения, входящие в состав отвара, настоя или чая.

Некоторые лекарственные растения, полезные для взрослых, могут быть непригодны и даже опасны для детей. Не рекомендуется использовать в ДОО следующие растения:

  • багульник;
  • зверобой (длительно или в высоких концентрациях);
  • лист смородины;
  • пижма;
  • женьшень;
  • золотой корень;
  • элеутерококк и др.

Хотя лечение травами требует длительного применения, постоянное использование одних и тех же лекарственных растений также не рекомендуется.

Методика проведения фитотерапии. Фитотерапия показана всем воспитанникам дошкольного учреждения, исключение составляют дети, имеющие аллергию на пыльцу и запах трав.

Для детей рекомендуется готовить 1%, 3% или 5%-ные отвары и настои. При проведении индивидуальной фитотерапии эти концентрации выбираются в зависимости от следующих условий:

  • фармакологическая активность;
  • вид лекарственного сырья;
  • возраст ребенка;
  • характер и период заболевания.

Следует также учитывать как основное, так и сопутствующие заболевания.

Для детей до 3 лет готовят 1%-ные отвары и настои, детям четвертого и пятого года жизни — 3%-ные, а детям старшего дошкольного возраста — 3–5%-ные. Обычно для внутреннего применения настои и отвары готовятся из расчета одна часть лекарственного сырья на десять частей воды. Для фитотерапии могут использоваться и готовые фитосборы промышленного производства.

При хронических заболеваниях целесообразно проводить профилактические курсы фитотерапии, которые назначаются врачом в период сезонного обострения заболевания. В остром периоде болезни назначают лекарственное средство в более высокой концентрации, а в период ремиссии с профилактической целью — в более низкой.

Очень важно, чтобы сотрудник ДОО, ответственный за приготовление фиточаев и отваров, имел специальную подготовку по фитотерапии.

При расчете дозы лекарственного сырья можно использовать рекомендации, которые предлагают фитотерапевты:

  • взрослые — одна доза;
  • дети от 4 до 7 лет — 1/3 дозы;
  • от 2 до 4 лет — 1/6-1/4 дозы;
  • два года — 1/10–1/8 дозы;
  • один год — 1/10.

Для детей рекомендуется готовить настои и отвары в следующей суточной дозе сухого лекарственного сырья:

  • от 1 года до 3 лет — одна чайная ложка;
  • от 3 до 6 лет — одна десертная ложка;
  • от 6 до 7 лет — одна столовая ложка.

Для проведения ингаляций используют лекарственные растения с высоким содержанием эфирных масел:

  • девясил;
  • календула;
  • мелисса;
  • мята;
  • подорожник;
  • ромашка;
  • сосна;
  • чабрец;
  • шалфей;
  • эвкалипт и др.

Широкое распространение в ДОО получил отвар из плодов шиповника, восстанавливающий энергетический статус клеток детского организма, положительно влияющий на обмен веществ и энергии. Этот напиток богат витамином С.

Способ приготовления: сухие плоды шиповника перебрать, промыть, залить горячей водой, кипятить на водяной бане или слабом огне в течение 10 мин. Дать настояться в течение 10–12 ч. Отвар процедить, добавить сахарный сироп. Пропорции: одна часть плодов шиповника, десять частей воды, одна часть сахарного сиропа. Отвар шиповника хорошо сочетается с соком лимона.

Курсы фитотерапии в ДОО следует проводить не более трех курсов в год — осенью, зимой и весной. Курс может продолжаться от трех недель до двух с половиной месяцев (по медицинским показаниям). Минимальное количество ежедневных процедур в одном курсе — 15. Между курсами должен быть перерыв не менее двух недель.

Помимо групповой фитотерапии, которая регулярно проводится воспитанникам ДОО, можно применять и индивидуальную по назначению врача. Так, например, детям с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью и нарушением сна назначают успокоительный чай из пустырника и мяты, который дают перед обедом. Это способствует более быстрому засыпанию, нормализации нервной деятельности и т. п.

Фитотерапия хорошо сочетается с различными видами гидротерапии, термотерапией. Фиточаи восстанавливают минеральный и водный баланс организма после сауны.

Требования к организации оздоровительных процедур

Анализ результатов проведения оздоровительных процедур в детских садах позволил определить ряд требований к организации профилактических и лечебных мероприятий:

  • следует избегать назначения физических нагрузок в первой половине дня при проведении оздоровительных процедур (термо-, гидро-, гипокси- и галотерапии), допускаются прогулки на свежем воздухе во второй половине дня;
  • рекомендуется назначать ребенку не более двух-трех оздоровительных процедур в день: одну-две — в первую половину дня, одну — во вторую;
  • процедуры, связанные с интенсивным воздействием на организм ребенка (сауна, подводный массаж и др.), предпочтительнее проводить в первой половине дня;
  • после каждой процедуры необходим отдых, примерно равный по времени общей длительности процедуры;
  • целесообразно сочетать процедуры, суммарное действие которых усиливает терапевтический эффект (таблица).

Сочетание оздоровительных процедур

Гало-
терапия

Гипокси-
терапия

Гидро-
массаж

Гидро-
массаж
стоп

Ручной
массаж

Сауна

Арома-
терапия

Фито-
терапия

ЛФК

Галотерапия

-

-

-

+

-

+-

+

+

Гипокситерапия

-

+

+

+-

-

-

+

+-

Гидромассаж

-

+

-

-

-

+

+

-

Гидромассаж стоп

-

+

-

-

+-

+

+

+-

Ручной массаж

+

+-

-

-

-

+

+

+-

Сауна

-

+-

-

+-

-

+

+

-

Ароматерапия

+-

-

+

+

+

+

-

+

Фитотерапия

+

+

+

+

+

+

+

+

ЛФК

+

+-

-

+-

+-

-

+

+

Условные обозначения:
«+» — имеются показания для сочетания процедур;
«-» — сочетание противопоказано;
«+-» — сочетание возможно при наличии медицинских показаний.

_____________________________

Методика была разработана совместно с канд. пед наук, вед. науч. сотрудником Института возрастной физиологии РАО Е. А. Бабенковой.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль