Оформляем книжные уголки в группах дошкольного учреждения!

1720

Книги помогают детям знакомиться с окружающим миром, лучшими произведениями детских писателей, способствуют формированию у них нравственных качеств, моральных ценностей и эстетического вкуса, литературных способностей. Учитывая это, важно с ранних лет приучать ребенка к общению с книгой, воспитывать бережное к ней отношение. Так, оформленные с учетом современных требований книжные уголки в группах дошкольного учреждения станет началом интересного путешествия воспитанников в мир сказочных историй, захватывающих рассказов и незатейливых стихов.

Приходит книга в дом любой.
Коснись ее страниц,
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.
Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот,
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Степа.
Ей вьюга злая не страшна
И не страшна распутица,
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.
Ну, а взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг
Развеет скуку книжка.
А. Марков

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), включает ряд требований, среди которых требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в т. ч. к развивающей предметно-пространственной среде.

Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
  • наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
  • охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
  • возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в т. ч. детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;
  • двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

Учитывая требования ФГОС ДО, педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 12» определил организацию развивающей предметно-пространственной образовательной среды, в т. ч. оформление и обогащение содержания книжных уголков в группах дошкольного учреждения, в качестве приоритетного направления своей деятельности в рамках решения годовых задач.

Данная работа проводилась с учетом методических рекомендаций по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования на основании письма Минобрнауки Мурманской области от 26.11.2013 № 17–02/8577-НК «О методических рекомендациях по организации предметно-развивающей пространственной образовательной среды ДОО».

Создавая книжные уголки в группах дошкольного учреждения педагоги руководствовались принципами, определенными ФГОС ДО.

Так, с целью реализации принципа трансформируемости, который предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в группах в зависимости от образовательной ситуации, в т. ч. от меняющихся интересов и возможностей детей, была приобретена многофункциональная мебель, обеспечивающая возможность общения и совместной деятельности детей и педагогов, а также удобное создание книжных уголков в группах дошкольного учреждения

В ходе самостоятельной деятельности дети могут использовать некоторые предметы мебели в книжных уголках в группах дошкольного учреждения, переставлять ее, трансформируя в театральную ширму. Таким образом, у них появляется возможность не только послушать, самостоятельно прочитать книжки (в подготовительной группе), рассмотреть иллюстрации, но и инсценировать сюжеты любимых сказок, рассказов.

Следуя принципу вариативности, предусматривающему наличие разнообразных материалов, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, познавательную и исследовательскую активность воспитанников, педагоги сделали все возможное для того, чтобы книжные уголки в группах дошкольного учреждения содержали максимально разнообразные книги.

Так в книжном уголке старшей группы ДОО появился альбом детского художественного творчества «По следам художественных произведений», страницами которого являются рисунки и аппликации воспитанников. В них дети отражают свои впечатления после того, как прослушают художественное произведение, рассмотрят иллюстрации, тематические альбомы и т. д. По мнению педагогов, книжные уголки в группах дошкольного учреждения должны содержать подобные материалы.

В подготовительной группе представлены разные жанры художественной литературы (авторские сказки, сказки разных народов, рассказы, стихотворения, быль, поэмы), малые фольклорные жанры (загадки, ребусы, пословицы, поговорки, скороговорки), а также книги энциклопедической направленности, книги для самостоятельного чтения и т. д. Книжные уголки в группах дошкольного учреждения должны способствовать максимально разностороннему развитию детей.

Принцип насыщенности предусматривает соответствие развивающей предметно-пространственной среды содержанию образовательной программы, а также возрастным особенностям воспитанников. Поэтому книжные уголки в группах дошкольного учреждения оформляются с учетом программных требований и возрастных, психологических (возможности и особенности восприятия, памяти, мышления, психомоторики), гендерных особенностей детей. Они отличаются информативностью и разнообразием тематики книг, что способствует удовлетворению разных интересов дошкольников.

С целью реализации принципа доступности, который предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, а также исправность и сохранность материалов и оборудования, книжные уголки в группах дошкольного учреждения располагаются автономно, вдали от игровой зоны, в оптимально спокойном и бесшумном месте. Здесь каждый ребенок может уединиться и сосредоточиться на общении с интересной книгой.

Рядом с книжными уголками в группах дошкольного учреждения должны быть оформлены уголки продуктивной, театрализованной деятельности, уголки уединения (или психологической разгрузки), что обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.

За исправностью и сохранностью книг в книжных уголках в группах дошкольного учреждения следят не только воспитатели, но и дети. Для этого в старших группах педагоги разместили «книжную аптечку», которая помогает воспитывать у дошкольников бережное отношение к книгам. С помощью нее воспитанники учатся самостоятельно их ремонтировать.

С учетом принципа безопасности, предполагающего соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, книжные уголки в группах дошкольного учреждения оборудуются в максимально освещенной зоне групповых комнат.

Мебель для книжного уголка подбирается из безвредных для здоровья детей материалов, в соответствии с их возрастом и антропометрическими данными.

С целью контроля оформления и содержания книжных уголков в группах дошкольного учреждения, были разработаны соответствующие критерии оценки (приложения 1, 2).

Контроль деятельности педагогов в данном направлении позволяет стимулировать их к обновлению и пополнению книжных уголков, адаптируя их содержание к новообразованиям определенного возраста.

Книжные уголки в группах дошкольного учреждения способствуют развитию у детей самостоятельности, инициативности, игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности.

Таким образом, предметно-пространственная среда в ДОО имеет характер открытой, незамкнутой системы и обеспечивает эффективную организацию воспитательно-образовательной работы с воспитанниками с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, способностей и интересов.

Приложение 1

Критерии оценки содержания книжных уголков в группах в ходе тематического контроля1

Оснащение

Баллы

Примечание

Младший возраст

Количество книг 4–5 (одинаковые по содержанию, но разные по оформлению) Наличие 2–3 экземпляров одинаковых книг Наличие 3–4 тематических книг, книг разных литературных жанров Издания яркие, с крупными иллюстрациями, знакомые детям

Наличие нетрадиционных книг (книги-ширмы, книги-игрушки, музыкальные книги, книги с разным тактильным материалом)

Наличие набора сюжетных картинок

Наличие тематических альбомов «Игрушки», «Животные», «Сказочные герои» и т. д.

Наличие набора предметных картинок

Наличие постоянного персонажа — «жителя» книжного уголка

Использование детских работ в оформлении книжного уголка

Средний возраст

Наличие книг разных жанров художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворения)

Подборка книг в соответствии с сезоном, темой недели, хронологической датой

3–4 книги с одним и тем же произведением, но с разными иллюстрациями

Портрет детского писателя. Книги с его произведениями.

Наличие наборов предметных, сюжетных картинок

Наличие открыток для рассматривания по знакомым произведениям

Наличие «Аптечки для книг»

Использование детских работ в оформлении книжного уголка

Старший возраст

Наличие книг разных жанров художественной литературы (в подготовительной группе оформлена библиотека)

Тематическая выставка книг

Наличие книг, соответствующих программным требованиям Наличие книг, с которыми дети знакомятся в ходе НОД

Портрет детского писателя. Книги с его произведениями (сборники, отдельные книги разного формата и оформления)

Наличие книг-самоделок

Наличие журнала интересных дат

Наличие альбома детского художественного творчества по мотивам художественных произведений

Наличие дидактических игр по развитию речи

Наличие наборов открыток

Журналы с учетом гендерной принадлежности детей

Наличие сюжетных картинок, картотеки речевых игр

Наличие «Аптечки для книг»

Всего баллов:

Приложение 2

Критерии оценки оформления книжных уголков в группах ДОО с учетом педагогических требований

Критерии

Возрастная группа

Младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная

Рациональное размещение

Безопасность

Доступность

Насыщенность

Вариативность (сменяемость)

Учет возрастных особенностей

Эстетичность

Всего баллов:

Оценка книжных уголков:

5 — отлично; 
4 — хорошо; 
3 — удовлетворительно; 
2 — требует улучшений; 
1 — плохо.

________________________

1 Разработала О.В. Чухина, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12».

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль