Развитие литературных способностей у дошкольников с помощью психологов и педагогов

665

Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития у детей разных способностей, и во многом от взрослых зависит, насколько дошкольники смогут их раскрыть. Именно поддержка со стороны педагогов и родителей – главный фактор, благодаря которому происходит развитие литературных способностей у дошкольников старшего возраста.

 В последние годы проблема развития одаренности в детском возрасте становится все более актуальной. На основе «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утв. Президентом РФ 03.04.2012, разработан комплекс мер по ее решению. На государственном уровне формулируется задача выявления особой одаренности, незаурядных достижений у детей, а также сохранения и реализации этого потенциала.

По мнению Н. С. Лейтес, первостепенное значение для умственного развития детей принадлежит возрастной чувствительности — сензитивности.

Вместе с тем это одна из наиболее сложных проблем дошкольного образования, имеющая ряд серьезных рисков для развития ребенка, становления его личности и развитие литературных способностей у дошкольников сильно зависит от данного фактора.

Так, важным в работе с одаренными детьми является возможность реализации их специальных способностей, востребованность в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. Если в детском саду работает специалист высокого уровня, творческий человек, в особенности детский писатель то развитие литературных способностей у дошкольников возлагается именно на его плечи. Его фигура становится центральной в деятельности по развитию детской одаренности, специальных способностей детей в конкретной сфере.

Специальные способности — это индивидуально-психологические свойства личности, которые обусловливают возможность успеха в специальных областях деятельности. Среди специальных способностей наряду с музыкальными, художественными и театральными выделяют литературные способности.

Несмотря на то что согласно исследованиям специалистов активное развитие литературных способностей относится к школьному возрасту, первые проявления их отмечаются уже в среднем и старшем дошкольном возрасте в виде словесного творчества. Кроме того, элементы словесного творчества, характерной особенностью которых является связь с движениями и плясками, встречаются и в более ранний период. Поэтому развитие литературных способностей у дошкольников играет важнейшую роль в их дальнейшей деятельности.

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети начинают сочинять примитивные по форме и содержанию сказки, рассказы, стихи, связь с действием становится не обязательной.

К концу дошкольного периода содержание детских сказок, рассказов становится более сложным, они отличаются наличием новых образов. Однако в основе их содержания чаще всего лежат известные детям литературные произведения, благодаря которым также происходит развитие литературных способностей у дошкольников.

В работах Л. С. Выготского говорится о том, что детское творчество является нормативным и постоянным спутником детского развития. В качестве мотивации развития литературных способностей у дошкольников выступают положительные эмоции, испытываемые ребенком в процессе сочинительства, они побуждают его преодолевать трудности, придают уверенность, способствуют дальнейшему развитию гармоничной творческой личности.

Ввиду того что творчество в дошкольном детстве становится универсальным и естественным способом существования ребенка, развитие литературных способностей у дошкольников крайне важно именно для этого периода.

При этом важно, чтобы ребенок учился не только воспринимать художественную литературу, что в дальнейшем будет способствовать формированию у него поэтического слуха, умения лучше чувствовать красоту и богатство речи, но и личностно раскрываться в словесном творчестве, сохраняя при этом свою индивидуальность. Для этого необходима организация психолого-педагогического сопровождения развития литературных способностей у дошкольников, предполагающего взаимодействие педагогов, воспитанников и их родителей.

Психолого-педагогическое сопровождение — это сфера деятельности педагога, ориентированная на взаимодействие с ребенком в процессе оказания ему поддержки в становлении личностного роста, принятии решения об избираемой деятельности и самоутверждения в ней (М.И. Губанова, Л.Г. Тарита и др.). Психолого-педагогическое сопровождение предполагает отслеживание изменений, которые происходят в процессе развития воспитанника, а также учет его возрастных особенностей.

Так, на основе фундаментальных трудов отечественных психологов в сфере изучения одаренности и способностей детей (Б.М. Теплова, В.Н. Мясищева, А.В. Запорожца, П.М. Якобсона), методических рекомендаций по работе с одаренными и талантливыми детьми, нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ДОО, в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 31 „Забава“» была спроектирована модель психолого-педагогического сопровождения развития литературных способностей у дошкольников старшего возраста.

Для реализации данной модели на базе ДОО был создан филиал студии творческого развития «Дар» (далее — СТР «Дар»). Психолого-педагогическое сопровождение развития литературных способностей у дошкольников осуществляется руководителем СТР «Дар» и педагогом-психологом ДОО в соответствии с разработанным планом (приложение 1).

Основной целью работы специалистов, распределение сфер ответственности которых представлено в приложении 2, стало создание условий для развития литературных способностей у дошкольников 5–7 лет.

На основе цели были сформулированы следующие задачи:

  • создание постоянно действующей системы выявления и развития литературных способностей у дошкольников старшего возраста;
  • составление плана работы ДОО по развитию литературных способностей детей старшего дошкольного возраста;
  • подготовка пакета диагностических методик для выявления предпосылок развития литературных способностей у дошкольников старшего возраста;
  • координация и интеграция деятельности специалистов и родителей;
  • направление детей, показавших высокие результаты в ходе первичной диагностики способностей дошкольника, в СТР «Дар»;
  • разработка и проведение в соответствии с календарем памятных дат серии интерактивных игр для дошкольников и воспитанников старших и подготовительных групп и их родителей;
  • активизация участия детей в литературных конкурсах и фестивалях разного уровня;
  • создание условий для публикации детских работ в СМИ.

Согласно модели психолого-педагогического сопровождения, развитие литературных способностей у дошкольников включает несколько этапов: диагностический, практический и заключительный.

На первом этапе проводится диагностика предпосылок развития литературных способностей у дошкольников:

  • диагностика развития речи (методика «Словарная мобильность» В.В. Клименко);
  • определение уровня развития любознательности (методика «Сказка» Н.И. Гуткиной);
  • диагностика уровня развития воображения у дошкольников, способности создавать оригинальные образы (методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко);
  • определение уровня развития воображения (методика «Придумай рассказ», Р.С. Немова).

По результатам обследования формируются группы детей для посещения СТР «Дар».

Второй этап психолого-педагогического сопровождения раскрывает содержание работы педагогических работников с воспитанниками в процессе разнообразной совместной со взрослыми, самостоятельной и дополнительной образовательной деятельности, способствующей развитию литературных способностей у дошкольников.

На этом этапе дошкольники, показавшие высокие результаты в ходе первичной диагностики, посещают занятия в СТР «Дар», где они занимаются по авторским учебникам руководителя студии. Педагог-психолог проводит с детьми игровые тренинги для дошкольников, направленные на развитие социально-личностной сферы.

Развитие литературных способностей у дошкольников старших и подготовительных групп включает в себя регулярное проведение интерактивных игр, посвященных творчеству известных писателей, художников, музыкантов, важным историческим событиям.

Каждая интерактивная игра проводится по авторскому сценарию. Причем для каждого ребенка руководителем студии пишется стихотворение с учетом его индивидуальных особенностей. Участие в таких играх позволяет дошкольникам проявить свои творческие способности и развитие литературных способностей у дошкольников получает дополнительный толчок.

Кроме развития литературных способностей у дошкольников, важной задачей подобных мероприятий является их патриотическое воспитание, развитие у них чувства гордости за свою страну. Помимо этого, интерактивная игра в обязательном порядке включает в себя набор упражнений, направленных на развитие психических процессов, произвольности и самоконтроля, расширение кругозора, что способствует в т. ч. формированию психологической готовности воспитанников к обучению в школе.

Воспитанники ДОО регулярно участвуют в городских, областных и всероссийских фестивалях и конкурсах литературной направленности («Городском конкурсе художественного слова», литературно-творческих конкурсах «Рождественское чудо», «Чудо-дерево», «Филимоновское чудо»).

Развитию литературных способностей у дошкольников способствует и сотрудничество детского сада с городскими газетами «Обнинск» и «Территория весны» у дошкольников есть возможность опубликовать свои работы.

Заключительный этап предполагает обобщение и систематизацию результатов работы по психолого-педагогическому сопровождению развития литературных способностей воспитанников. Для этого используется система универсальных методов и способов отслеживания результатов:

  • качественные показатели (наличие побед детей в различных конкурсах, фестивалях, выставках городского, областного, всероссийского уровней);
  • тестовые процедуры: определение уровня развития воображения (методика «Придумай рассказ» Р.С. Немова), оценка беглости, гибкости и оригинальности мышления (методика «Назови картинку» А.А. Лосевой);
  • неформальные показатели (интерес детей к мероприятиям, увеличение численности воспитанников, участвующих в мероприятиях литературной направленности).

Так, за период реализации модели психолого-педагогического сопровождения развития литературных способностей у дошкольников интеллектуальные конкурсы для дошкольников и творческие занятия посетили 35 воспитанников ДОО, 100 дошкольников вместе с родителями приняли участие в интерактивных играх. Только за последние два учебных года воспитанники приняли участие в 8 конкурсах городского и федерального уровней.

В городской газете «Территория весны» был опубликован целый ряд документальных зарисовок, написанных детьми совместно с родителями в рамках проекта «Дорогие мои старики». Сказки, придуманные воспитанниками в рамках конкурсов «Рождественское чудо» и «Чудо-дерево», также были представлены на страницах газет «Обнинск» и «Территория весны». При этом для иллюстрации публикаций использовались детские рисунки. Кроме того, вместе с мамами и папами дошкольники обратились к своей родословной, вспомнили важные события из жизни их бабушек и дедушек. Результаты проделанной работы они представили сверстникам в группах, а также подготовили материалы для печати в газете.

Таким образом, предложенная модель психолого-педагогического сопровождения развитие литературных способностей у дошкольников старшего возраста позволила эффективно управлять процессом развития данного вида способностей, раскрывая при этом творческий потенциал дошкольников, создавая условия для гармоничного развития каждого ребенка.

Приложение 1

Перспективный план мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению развития литературных способностей у дошкольников старшего возраста на 20 ___ — 20___ учебный год

Срок проведения

Мероприятие

Ответственный

Сентябрь

Комплексный мониторинг по выявлению литературных способностей детей старшего дошкольного возраста

Руководитель СТР «Дар», педагог-психолог

Подготовка раздаточного материала для родителей (с использованием авторских книг)

Руководитель СТР «Дар»

Октябрь — май

Проведение интеллектуально-творческих занятий в рамках деятельности СТР «Дар»

Руководитель СТР «Дар»

Консультирование педагогов и родителей

Руководитель СТР «Дар», педагог-психолог

Октябрь

Подготовка раздаточного материала для родителей (с использованием авторских книг)

Руководитель СТР «Дар»

Участие воспитанников в городском конкурсе чтецов в рамках городского фестиваля детского творчества «Мы родом из детства»

Руководитель СТР «Дар»

Октябрь — апрель

Игровые тренинги «Давай познакомимся»

Педагог-психолог

Ноябрь

Подготовка раздаточного материала для родителей (с использованием авторских книг)

Руководитель СТР «Дар»

Декабрь

Участие в проекте «Дорогие мои старики» (газета «Территория весны»)

Руководитель СТР «Дар»

Публикация зарисовок и рассказов детей в газете «Территория весны»

Руководитель СТР «Дар»

Подготовка раздаточного материала для родителей (с использованием авторских книг)

Руководитель СТР «Дар»

Декабрь — январь

Участие в городском литературно-творческом конкурсе «Рождественское чудо»

Руководитель СТР «Дар»

Январь

Публикация рождественских сказок в газете «Территория весны» (конкурс «Рождественское чудо»)

Руководитель СТР «Дар»

Подготовка раздаточного материала для родителей (с использованием авторских книг)

Руководитель СТР «Дар»

Февраль

Подготовка раздаточного материала для родителей (с использованием авторских книг)

Руководитель СТР «Дар»

Март

Интеллектуально-творческая игра «Удивительная кошка», посвященная Всемирному дню кошек

Руководитель СТР «Дар»

Подготовка раздаточного материала для родителей (с использованием авторских книг)

Руководитель СТР «Дар»

Март — апрель

Участие в городском литературно-творческом конкурсе «Чудо-дерево», посвященном творчеству К. И. Чуковского

Руководитель СТР «Дар»

Апрель

Интеллектуально-творческая игра, посвященная Дню космонавтики

Руководитель СТР «Дар», педагог-психолог

Подготовка раздаточного материала для родителей (с использованием авторских книг)

Руководитель СТР «Дар»

Май

Интерактивная игра «Здравствуй, детский сад!», посвященная творчеству поэта и композитора П.А. Синявского

Руководитель СТР «Дар»

Участие в «Костре Чуковского» (Переделкино) совместно со студией творческого развития «От 2-х до 5-ти» (при библиотеке К.И. Чуковского, Переделкино)

Руководитель СТР «Дар», педагог-психолог

Подготовка раздаточного материала для родителей (с использованием авторских книг)

Руководитель СТР «Дар»

Итоговая интерактивная игра «Все вместе!»

Руководитель СТР «Дар», педагог-психолог

Мониторинг эффективности работы по психолого-педагогическому сопровождению развития литературных способностей детей старшего дошкольного возраста

Руководитель СТР «Дар», педагог-психолог

Приложение 2

Распределение сфер ответственности участников психолого-педагогического сопровождения развития литературных способностей детей старшего дошкольного возраста

Мероприятие

Исполнители и ответственные

Анализ и создание условий, необходимых для реализации модели психолого-педагогического сопровождения развития литературных способностей детей старшего дошкольного возраста

Руководитель СТР «Дар», педагог-психолог

Комплексный мониторинг по выявлению литературных способностей детей старшего дошкольного возраста

Руководитель СТР «Дар», педагог-психолог

Проведение игровых тренингов с детьми, показавших высокие результаты в ходе мониторинга

Руководитель СТР «Дар»

Тренинговое развитие эмоционального мира ребенка (игровые тренинги «Давай познакомимся»)

Педагог-психолог

Подготовка детей к участию в конкурсах и фестивалях литературной направленности

Руководитель СТР «Дар», педагог-психолог

Подготовка и оформление материалов для публикации в СМИ

Руководитель СТР «Дар»

Подготовка и проведение интерактивных игр для детей и родителей

Руководитель СТР «Дар», педагог-психолог

Подготовка наглядно-текстового и раздаточного материала для родителей

Руководитель СТР «Дар», педагог-психолог

Анализ коллективных и индивидуальных достижений воспитанников ДОО

Руководитель СТР «Дар», педагог-психолог

Мониторинг эффективности работы по психолого-педагогическому сопровождению развития литературных способностей детей старшего дошкольного возраста

Руководитель СТР «Дар», педагог-психолог

Приложение 3

Сценарий интерактивной игры «Заветная дорожка», посвященной творчеству поэта П.А. Синявского

Цель: Развитие литературных способностей у дошкольников, а также расширение знаний детей о творчестве П.А. Синявского с помощью игр и заданий, основанных на произведениях автора.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального настроя;
  • развитие внимания, мышления, речи;
  • создание условий для формирования элементов произвольности психических процессов у детей.

Ход игры:

(Дети входят в зал под «Марш боевого братства», муз. Г. Мовсесяна, сл. П. Синявского.)

Ведущий:
Здравствуйте, дети!
Самые смешливые на свете!
Самые игривые на свете!
Здравствуйте, дети!
Вы готовы, как всегда?

Дети: Да!

Ведущий: Наступили холода?

Дети: Да!

Ведущий: Но ведь это не беда?

Дети: Да!

Ведущий: Пригодится нам вода?

Дети: Да!

Ведущий: Пригодятся провода?

Дети: Нет!

Ведущий: Пригодится в зале свет?

Дети: Да!

Ведущий: Пригодится табурет?

Дети: Да!

Ведущий:
Значит, праздник начинаем
И дорожку открываем!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем с вами мы…

Дети: Играть (читать, считать, мечтать)!

(Ведущий раскатывает дорожку и приглашает детей к игре.)

Ведущий:
Жил поэт на свете, дети
В детстве завали его…

Дети: Петя!

Ведущий:
Вырос он, его потом
Стали величать…

Дети: Петром!

Ведущий:
Петр Синявский нам известен,
И стихи его, и песни
Здесь расскажем и споем
Мы на празднике своем.

(Ведущий становится на дорожку, которая разделена на несколько частей — «заданий». В процессе игры он продвигается по секторам дорожки и объявляет очередное задание.)

Ведущий:
По дорожке мы пойдем,
На дорожке мы найдем,
Скажите-ка, ребятки,
Что мы найдем…

Дети: Загадки (тетрадки, закладки)!

Ведущий:
Да, в этой тетрадке —
Умные загадки.
Их Синявский сочинил,
К празднику нам подарил.

(Дети отгадывают «Загадки зимнего двора» П. Синявского.)

Ведущий:
По дорожке мы пойдем,
На дорожке мы найдем
Чудо-макаронину,
Не свою, «воронину».
Будем с ними мы играть
И внимание развивать.
У Петра Алексеевича Синявского есть стихотворение про ворону и макароны. Вот вам следующее задание: если я махну правой рукой, вы должны сказать «вороны», а если левой - «макароны».

(Проводится игра «Вороны-макароны». Ведущий в процессе игры пытается запутать детей, машет обеими руками, путает руки.)

Ведущий:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мы стихи читать.
Тот, кто первым стих прочтет —
Тому внимание и почет.

(Дети читают стихотворения П. Синявского из цикла «Буду директором детского сада»: «Прощай, подушка!», «Зарядка», «Тетя повар», специально выученные к мероприятию.)

Ведущий:
А теперь споем мы вместе!
Уши, руки, нос — на месте?
Мы споем для вас ушами,
И ногами, и глазами.
Раз, два, три, четыре, пять,
Смело можем начинать!

(Звучит запись песни «Рисунок» (сл. П. Синявского), дети пантомимой иллюстрируют ее, выполняя движения в соответствии с текстом.)

Ведущий:
По дорожке мы пойдем,
На дорожке мы найдем
Шарики, цветочки,
Косыночки, платочки.
Все с собой возьмем сейчас
И станцуем вальс для вас.

(Звучит музыкальный фрагмент из песни «Тучи в голубом», муз. А. Журбина, сл. П. Синявского, В. Аксенова.)

Ведущий:
Раз и два, раз и два,
(Шагают по дорожке.)
Вот еще задание.
Пригодится голова
В нашем состязании.

(Проводится игра «Перенеси то, что принадлежит П. Синявскому». Дети переносят со стола на стол только те предметы, которые есть в названиях стихотворений поэта: подушка, котенок, повар, макароны, ворона, жук, оса, рисунок, божья коровка.)

Ведущий:
Если кто-то вдруг споет — мы услышим пение. 
Но сегодня слушаем Петра Синявского стихотворения.

(Дети читают стихотворения П. Синявского из цикла «Буду директором детского сада»: «Котенок полосатик», «Старший брат», «Тихий час», «Концерт», специально выученные к мероприятию).

Ведущий:
Всю дорожку мы прошли,
На дорожке мы нашли
Много интересного,
Даже неизвестного.
Мы стихи читали,
И загадки отгадали,
И немного поиграли,
Даже танец станцевали.
Вот закончилась игра,
Расставаться нам пора!
Всем спасибо за внимание,
Скажем дружно…

Дети: До свидания!

(Дети выходят из зала под «Марш боевого братства», муз. Г. Мовсесяна, сл. П. Синявского.)

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль