Нормативные требования к проведению производственного контроля в детском саду

953
Нормативные требования к проведению производственного контроля в детском саду

Производственный контроль соблюдения санитарного законодательства относится к системе управления качеством и безопасностью услуг дошкольной образовательной организации, в частности, услуг по присмотру и уходу за детьми. В данной статье рассмотрим требования санитарного законодательства, соблюдение которых подлежит проверке при проведении производственного контроля.

С целью выполнения требований Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» о проведении санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, соблюдении государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов в дошкольных образовательных организациях проводится производственный контроль соблюдения санитарного законодательства.

По правилу ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль – это контроль, в т. ч. посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе оказания услуг, а также контроль условий труда, который:

осуществляется в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности услуг для человека и среды обитания;

осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом;

сопровождается ответственностью лиц, осуществляющих производственный контроль, за своевременность, полноту и достоверность его проведения.

Этапы, субъекты и объекты производственного контроля

Этапы производственного контроля

Порядок организации и проведения производственного контроля приведен в разд. II СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001 (далее – СП 1.1.1058-01). На основании положений данного раздела можно выделить основные этапы проведения производственного контроля.

Подготовительный этап – разработка программы производственного контроля. На данном этапе определяются цели, объекты, мероприятия производственного контроля и лица, ответственные за его обеспечение. Необходимые дополнения в программу производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Несоответствие мероприятий, обозначенных в программе производственного контроля, реальному состоянию дел может быть расценено контролирующими органами как фальсификация документов.

Документальный этап. Составление списка действующих санитарных правил и нормативов, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью, их анализ.

Этап повседневных мероприятий по обеспечению безопасности и безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля их соблюдения.

Этап лабораторных исследований и испытаний, номенклатура, объем и периодичность которых определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. К проведению данного этапа привлекают лаборатории, аккредитованные в установленном порядке. Согласно п. 4.1 СП 1.1.1058-01 лабораторные исследования и испытания должны проводиться в дошкольных образовательных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность. Перечень видов медицинской деятельности утвержден постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности».

Кроме того, как обозначено в письме Роспотребнадзора от 13.04.2009 № 01/4801-9-32 «О типовых программах производственного контроля» (далее – письмо Роспотребнадзора № 01/4801-9-32):

  • объекты, на которых обязательно выполнение лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля, включают бассейны;

  • объекты, на которых не требуется выполнения лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля, включают дошкольные и школьные учреждения, за исключением имеющих в своем составе пищеблоки.
Таким образом, согласно указанному письму обязательное проведение производственного контроля в виде лабораторно-инструментальных исследований, относится к дошкольным образовательным организациям, имеющим бассейны и пищеблоки.
 



Этап информирования органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о результатах производственного контроля (по запросам таких органов).

Этап принятия мер в порядке п. 5.1 СП 1.1.1058-01 при выявлении нарушений санитарных правил на объекте производственного контроля, направленных на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения (приостановление либо прекращение работы отдельных участков, эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг и т. д.).

Содержание программы производственного контроля

При разработке программы производственного контроля в организациях для детей дошкольного возраста следует руководствоваться следующими документами:



  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13);

  • СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013 № 68 (далее – СанПиН 2.4.1.3147-13);

  • Методические указания по контролю за устройством и оборудованием дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития, утв. Минздравом СССР 25.05.1978 № 1850-78.

Требования к программе производственного контроля конкретизированы в СП 1.1.1058-01. Согласно разд. III данного документа, программа производственного контроля составляется в произвольной форме и должна включать:

  1. перечень официально изданных санитарных правил (технических регламентов), методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;

  2. перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля;

  3. перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек отбора проб и периодичности отбора проб;

  4. перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации, порядок проведения аттестации воспитателя ДОУ;

  5. перечень осуществляемых услуг, а также видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию;

  6. мероприятия, предусматривающие обоснование критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды, и разработку методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке, реализации и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;

  7. перечень форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам осуществления производственного контроля;

  8. перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование населения, органов местного самоуправления, органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

  9. другие мероприятия, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля соблюдения санитарных правил и гигиенических нормативов.

Таким образом, программа производственного контроля содержит внушительный объем информации с учетом требований санитарной безопасности для каждого объекта производственного контроля.

Разработанная программа производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами. Рекомендуем также согласовать программу производственного контроля с уполномоченным органом Роспотребнадзора.

Субъекты и объекты производственного контроля

Основным субъектом производственного контроля является сама образовательная организация в лице ее администрации, которая делегирует отдельным работникам организации определенные функции по осуществлению производственного контроля.

Наиболее типичная организационная структура системы производственного контроля в образовательной организации обычно включает:

  • руководителя организации, осуществляющего общее руководство производственным контролем;

  • заместителя по вопросам производственного контроля (это может быть существующий заместитель, отвечающий за другие вопросы, а может быть назначенное руководителем ответственное лицо), который отвечает за организацию системы производственного контроля, и на которого возложены конкретные функции по осуществлению производственного контроля;

  • заместителя по хозяйственной части, осуществляющего производственный контроль организации ремонтных работ, закупок оборудования и т. п.;

  • старшего воспитателя, осуществляющего производственный контроль расписания непосредственно образовательной деятельности воспитанников;

  • специалиста, ответственного за организацию питания (например, повара), осуществляющего производственный контроль рациона, условий и организации питания;

  • медицинского работника образовательной организации, осуществляющего в рамках своих функциональных обязанностей так называемый медицинский контроль;

  • педагогических работников, которые систематически контролируют, например, параметры микроклимата в групповых, соответствие мебели росто-возрастным особенностям воспитанников и др.;

  • других должностных лиц и специалистов на усмотрение руководителя.

В соответствии с пп. 2.3, 4.1 СП 1.1.1058-01 объектами производственного контроля являются:

  • рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг;

  • производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт;

  • технологическое оборудование;

  • технологические процессы (технологии производства, хранения, транспортирования, реализации и утилизации);

  • сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, питьевая вода (водопроводная и вода, используемая для организации питьевого режима в детском саду);

  • отходы производства и потребления (сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, хранение, переработка и захоронение отходов).

К значимым объектам производственного контроля в образовательной организации следует отнести:

  1. Микроклимат помещений (воздух, освещенность).

  2. Помещения (пищеблок, бассейн, медицинский кабинет).

  3. Оборудование (в первую очередь, спортивное);

Подробнее о требованиях к производственному контролю микроклимата помещений, спортивного оборудования и о мероприятиях по соблюдению требований к состоянию бассейна, пищеблока, медицинского кабинета читайте в полной версии статьи в журнале «Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения» - № 11, 2015 Подпишитесь на него прямо сейчас!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль