Реализация принципа индивидуализации в ДОО

1017
Реализация принципа индивидуализации в ДОО

Принцип индивидуализации не является нововведением в воспитании и развитии детей. В отечественной педагогике об индивидуальной помощи ребенку в познании окружающего мира говорили еще Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие.

Среди зарубежных педагогов важное место принцип индивидуализации занимал в трудах и практике Я.А. Коменского. Формулируя цель обучения как принцип "научить всех всему", педагог уже в то время осознавал, что реализовать эту цель можно только за счет педагогических средств, методов и приемов, которые должны подбираться соответственно к каждому ребенку. Я.А. Коменский обосновал принцип природосообразности, который определяет отношение к ребенку как "к части природы, стремление сделать его (ребенка) с его конкретными особенностями и уровнем развития ядром любых воспитательных отношений".

Для реализации принципа индивидуализации в ДОО прежде всего необходимо разобраться в основных понятиях, связанных с индивидуализацией дошкольного образования. Таковыми являются: индивидуальность, индивидуальный подход как принцип педагогической деятельности, индивидуализация.

Индивидуальность рассматривается как своеобразие, уникальность свойств личности, проявляющаяся в неповторимом сочетании черт характера, темперамента, интеллекта, способностей.

Индивидуальный подход как принцип педагогической деятельности включает положения личностного и дифференцированного подходов, но не сводится к ним.

Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности.

Весь процесс воспитания должен строиться дифференцированно, целенаправленно, в зависимости от уровня развития ребенка, его физических умений, умственных способностей, а также от характера влияния на него окружения.

Индивидуализация – это деятельность взрослого и самого ребенка по поддержке и развитию этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы, и что он приобрел в индивидуальном опыте.

Таким образом, социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста может быть рассмотрена в следующих направлениях:

  • как индивидуальная программа развития, присущая каждому ребенку как человеческому существу, осуществляемому собственную жизнедеятельность в свое время, в своем пространстве;
  • как самостоятельный вид деятельности ребенка, в ходе которого он самостоятельно и избирательно обращается к различным источникам информации (узнает, уточняет, воспринимает информацию, использует полученные данные при решении разнообразных жизненных "проблем");
  • как синтез организуемого и самоорганизуемого обучения, в ходе которого информация, полученная ребенком из различных источников, приобретает статус субъектного (персонального) знания;
  • как результат жизнедеятельности ребенка в виде личностных смыслов, сформированных общественных действий.

Приступая к реализации принципа индивидуализации, педагоги МБДОУ "Детский сад № 31 "Голубая стрела"" г. Туапсе Краснодарского края, а также МБДОУ "Детский сад № 26 "Петушок"" муниципального образования Туапсинского района проанализировали образовательную ситуацию и вывели следующие положения, которые следует учитывать в практике работы, во взаимодействии с детьми и их родителями.

Индивидуализация детей дошкольного возраста – активное качество. Оно предполагает сотрудничество между ребенком и взрослым во всех видах деятельности, которые присущи дошкольному возрасту.

Существует индивидуальный стиль поведения ребенка. Необходима постановка индивидуальной задачи для конкретного воспитанника в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, а также типом темперамента и гендерной принадлежностью.

В полной версии статьи вы узнаете:

  • на что нацелен принцип индивидуализации;
  • когда проявляется индивидуализация;
  • какие развивающие центры внутри группы можно организовать для каждого возраста;
  • какие психолого-педагогические условия необходимы для реализации принципа индивидуализации.

А также:

  • увидите пример плана индивидуальной работы;
  • узнаете, что такое карта интересов семей дошкольников;
  • узнаете, как составить дневник индивидуальных наблюдений за детьми.

Где прочитать статью полностью?
Прочитать статью "Реализация принципа индивидуализации в ДОО" полностью вы можете в журнале "Справочник старшего воспитателя" №11.
Подпишитесь на него прямо сейчас!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль